М. Ю. Лебединский. К вопросу об истории древнерусской народности



страница1/7
Дата09.05.2016
Размер1.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
М.Ю.Лебединский. К вопросу об истории древнерусской народности

---------------------------------------------------------------

From: Andery Zinchuk

Date: 19 Jan 1999

---------------------------------------------------------------
г.Москва 1997 г.

М.Ю.Лебединский

113054, Москва, Дубиниская ул. 20, кв. 7 тел.

(095) 235-9574


Лебединский М.Ю.

К вопросу об истории древнерусской народности,

г.Москва, 1997 г.

В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхожде-

ния русского народа в общих чертах его генезиса в процессе

этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведе-

ния в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из

каждого необходимые сведения по данной теме.

---------------------------------------------------------------
Содержание стр.

Введение 5

1. Норстратическая языковая группа 5

Карта 1 - Расселение норстратической группы

по Евразии 7

2. Индоевропейцы 6

Карта 2 - Расселение индоевропейцев по Евроазии 9

Таблица 1 - Индоевропейская семья народов 17

Карта 3 - Территория занятая Индоевропейцами

и их распад 19

3. Праславяне 21

Карта 4 - Праславяне и синхронные археологиче-

ские культуры 23

3.1.Пражско-корчакская культура 34

3.1.1.- Склавены 35

3.1.2.- Дулебы 36

3.1.3.- "Пракривичи" 36

3.2.Пражско-пеньковская культура 37

3.2.1,- Анты 37

3.3.Западные праславяне 38

Карта 5 - Расселение союзов племен восточных

славян в 5 веке 39

4.Восточные славяне 41

Карта 6 - Расселение союзов племен восточных

славян в 9 веке 43

Таблица 2 - Совмещение союзов племен Восточных

славян и синхронных археологических

культур 45

4.1.Союзы племен лесной зоны правобережнего

Поднепровья 45

4.1.1.- Волыняне 45

4.1.2.- Древляне 47

4.1.3.- Поляне 48

Таблица 3 - Маршрут Большого Полюдья 53

4.1.4.- Дреговичи 53

Таблица 4 - Две территориальные зоны

дреговичей 54

4.2.Союзы племен Севера 55

4.2.1.- Кривичи 55

4.2.1.1.- Псковские кривичи 56

4.2.1.2.- Смоленско-полоцкие кривичи 59

4.2.2.- Словене 61

4.3.Союзы племен Юго-Востока 71

4.3.1.- Вятичи 71

4.3.2.- Радимичи 75

4.3.3.- Северяне 77

4.4.Союзы племен Юга 79

4.4.1.- Хорваты 79

4.4.2.- Тиверцы 80

4

4.4.3.- Уличи 81



5. Происхождение древнерусской народности 82

6. Библиография 84

7. Приложения 86

Рис. 1.- История русского народа 86

Рис. 2.- Керамика культур воронковидных кубков и

шаровидных амфор 87

Рис. 3.- Древности тшинецкой и зарубинецкой

культур 88

Рис. 4.- Керамика пражско-корчакской и пражско-

пеньковской культур 89

Рис. 5.- Общие этноопределяющие элементы племен

дулебской группы 90

Рис. 6.- Древности псковских кривичей 91

Рис. 7.- Этноопределяющие элементы 92

1.Смоленско-полоцких кривичей

2.Словен


Рис. 8.- Этноопределяющие элементы 93

1.Вятичей

2.Радимичей

Рис. 9 - Этноопределяющие элементы 94

1.Северян

2.Хорватов


ВВЕДЕНИЕ

Для понимания истоков происхождения русского народа не-

обходимо рассмотреть в общих чертах его генезис в процессе

этногенеза - образования и распада языковых семей. Как показ-

ало изучение необходимых источников для написания данной раб-

боты нет какого - то единого труда, посвященного именно этому

вопросу и п. э. пришлось использовать целый ряд исследований,

выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме.

Необходимо отметить, что если для 1, 2 и 4 разделов пла-

на литература пусть разбросанная по различным источникам все-

таки имеется, то для раздела 3 - источники крайне бедны т. е.

по истории Восточной Германии и Польши в промежутке с 15 века

до н.э. вплоть до 8 века н.э. - времени обитания праславян на

этой территории.


1.НОРСТРАТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА
Чебоксаровы (26) утверждают на стр.47,что

"Согласно гипотезе "первобытной языковой непрерывности",

предложенной советским этнографом С.П.Толстовым, человечество

говорило на заре своей истории на многочисленных языках, пов-

идимому, постепенно переходивших один в другой на смежных те-

территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную

сеть ("языковую непрерывность")."

Ими же приводятся примеры того, что трудно провести чет-

кие языковые границы соседних племен из многочисленных языков

аборигенов Австралии и Новой Гвинеи.

"С.П.Толстов считает, что языковые семьи могли складыва-

ться в процессе постепенной концентрации отдельных языков не-

больших коллективов, их стягивания в более крупные группы,

заселявшие значительные области земного шара....

Очень важен для проблем этногенеза вопрос о времени обр-

азования языковых семей. Некоторые советские исследователи -

археологи и этнографы - допускают, что формирование этих се-

мей могло начаться уже в конце позднего палеолита или в мезо-

лите (среднем каменном веке), за 13 тыс.лет до н.э."(26,с.48)

Для нас является важным наличие в те далекие времена

крупного языкового образования древнего население Юго- запад-

ной Азии т.н. "Норстратической группы", принадлежавшей, в ос-

новном, к европеоидной расе.(16,с.4-6).

"Гипотеза о существовании обширной группы родственных яз-

ыков Европы и северных районов Азии и Африки была впервые вы-

двинута в 1903 г. датским ученым Хольгером Педерсеном.... Ос-

обенно велика роль в развитии в разработке этой теории совет-

ских лингвистов В. М. Иллич-Свитича, В.В.Иванова и В.А.Дыбо."

(16, с.5)

В настоящее время на языках, входящих в норстратическое

языковое объединение говорит больше 61% населения Земли.

Распад этого крупного языкового образования на его осно-

вные языковые группы начался примерно в конце верхнего палео-

лита или в начале мезолита т.е. за 11 тыс.лет до н.э. одновр-

6

еменно с их расселением по Евро-Азиатскому материку. См. Кар-



ту 1 (26, с.112-113). -стр.7.

В процессе дивергенции образовались следующие основные

языковые группы ( в скобках дан их удельный вес в современ-

ном населении Земли).(26,с.38-40)

1. Индо-европейская с поселением ее на территории совре-

менной Германии и Западной Польши (45%).

2. Семито-хамитская - в Малой Азии (5%).

3. Уральская - Южный Урал - (0,5%)

(в том числе имеющие норстратические элементы - чуко-

тско-камчатская и нивхская группы)

4. Алтайская - (6%).

в том числе - японская (4%) и

корейская(1%)

5. Картвельская - Западная Грузия (0,1%).

6. Дравидийская - Юг полуострова Индостан (4%).

На карте 1 видно, что семито - хамитская и картвельская

группы фактически остались на месте первоначального обитания

норстратического объединения, а три другие переселились в ме-

ста их более позднего существования.
2.ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

В своей книге Фолсом (25) на стр. 89 рассказывает как

было определено примерное местожительство основного ядра ин-

до-европейцев на основе лингвистического анализа современных

языков, входящих в данную группу. Были выделены сходные выра-

жения для всех языков для обозначения эндемических растений и

животных, одновременно существовавших на определенной террит-

ории. Такими словами стали "бук","лосось" и "черепаха" - см.

Карту 2 (25, с.89).- стр.8

Рыбаков в своей книге (20, с.20) указывает, что:

"...на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. в северной поло-

вине Европы (от Рейна до Днепра) усиливается скотоводческое

пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и соци-

альное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом

богатства (в старом русском языке "скотница" - казна), а лег-

кость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и

вождей. Первобытное равенство нарушилось.

Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговле,

которая усилила внутренние процессы дифференциации. Археолог-

ически эта эпоха обозначена "культурой шаровых амфор", резко

отличающаяся от предшествующих, более примитивных культур.На-

чавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к ши-

рочайшему расселению пастушеских племен ( "культура шнуровой

керамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе

вплоть до Средней Волги."

"В эпоху шаровых амфор складывается единство на простран-

стве от Эльбы до среднего Поднепровья. Лингвисты относят этот

11

от период и последующий этап шнуровой керамики к протославян-



ам. Географически эта область шире зоны формирования праслав-

янского единства; возможно, что племена шаровых амфор являют-

ся предками не только славян, но и германцев и балтийцев без

каких-либо заметных внутренних границ между ними.(т. е. т. н.

нордической группы - М.Л.). Хронологически этот протославянс-

кий период охватывает около 700 лет - от конца 3 тысячелетия

до н.э. до середины 2 тысячелетия."(21, с.231)

Действительно, Е.К.Черныш в своем разделе сборника (27)

на стр. 262 - 263 говорит о том, что "Культура шаровидных ам-

фор существовала в 3-м тысячелетии до н.э. на огромной терри-

тории от Эльбы до среднего Поднепровья, включая бассейны Дне-

стра, Прута и Серета" и пришла на смену культтуре воронковид-

ных кубков (4-3 тысячелетие до н.э.), включив ее в свою осн-

ову (там же).

Необходимо отметить ограниченность этого источника т. к.

на территории бывшего СССР представлена лишь небольшая часть

этой культуры.

"Установлено, что она частично сосуществовала с позднетр-

ипольской культурой и поздней фазой воронковидных кубков...

На части трипольской территории в Среднем Поднепровье эта

группа сменила памятники Триполья.

В развитии культуры шаровидных амфор различают три посл-

едовательные фазы, охватывающие перид от второй до четвертой

четверти 3 тысячелетия до н. э. На территории Польши начало

этой культуры документируется радиокарбонной датой образца из

Заребова - 2675 (+_ 40) лет до н.э., а ее конец - датой, пол-

ученной для погребения в Клементовце - 2225(+_30) лет до н.э.

Памятники культуры шаровидных амфор, открытые на территории

СССР, соответствуют второй и третьей фазам и относятся к тре-

тьей и четвертой четвертям 3 тысячелетия до н.э."(27)

Очевидно наиболее поздняя дата существования этой культ-

уры соответствует времени начала дифференциации индо-европей-

цев на составлявшие их народы.

"У носителей культуры шаровых амфор существовал очень

торжественный обряд погребения в монументальных каменных гро-

бницах, над которыми иногда насыпали курганы. Иногда покойни-

ков сжигали. Есть особые захоронения животных. Известны слу-

чаи, когда покойника привозили на парной упряжке быков и этих

животных хоронили вместе с умершим. Такие пышные похороны

свидетельствуют о значительных социальных сдвигах. Еще ярче

об этом говорят парные и коллективные захоронения. В парных

погребениях мужчина хоронился в сидячем положении, а женщина-

у его ног (предпологается ритуальное убийство). В другом - у

ног умершего юноша и девушка. В предгробии - скорченный кост-

як мужчины. Мужчин хоронили с оружием, женщинам клали костя-

ные и янтарные украшения.

Орнаментация посуды крайне упрощена.Сохраняются мисы-ча-

ры с волнистой линией, которая может символизировать воду;

12

остальные сосуды украшались очень ритмичным, но простеньким



бессюжетным узором. Изредка наблюдается орнаментация дна сос-

уда, его внешней, нижней стороны."(21, с.231)

"На территории Советского Союза поселения культуры шаров-

идных амфор пока (1980 г.) не обнаружены, но зафиксировано

около 120 отдельных погребений и находок. Поселения, исследо-

ванные в Польше, Чехословакии, ГДР и ФРГ, состояли из полузе-

млянок и наземных домов трапецевидной в плане формы с очагом

в центре. Культурный слой поселений беден. Различия в констр-

укциях погребальных сооружений, обряде погребения и вещевом

материале позволили И. К. Свешникову выделить две локальные

группы памятников рассматриваемой культуры - подольскую и во-

лынскую."(27)

"...Погребальный инвентарь довольно беден. Он состоит из

одого-двух сосудов, каменных орудий, костяных и янтарных укр-

ашений, костей животных (домашней свиньи)...."(27)

"Каменные орудия, происходящие из могильников Волыни и

Подолии, одинаковы. Это хорошо отполированные кремневые кли-

новидные топоры, прямоугольные в поперечном сечении, долота,

ножи, сверленые топоры и молоты. Среди пластинчатых ножей из-

вестен экземпляр с заполированным рабочим краем. Обычно запо-

лированность пластин является следствием использвания их в

качестве серпов. В числе изделий из кремня отметим также нак-

онечник стрелы треугольной формы с черешком. Для памятников

культуры шаровидных амфор типичны украшенные резьбой костяные

подковообразные поясные пряжки с прорезями и мелкими круглыми

отверстиями, подвески из клыков кабана и зубов медведя, глин-

яные бусины, янтарные цилиндрические бусины и округлые подве-

ски. Среди янтарных изделий имеется амулет с отверстием в це-

нтре. С одной стороны на нем помещен символ солнца - крест,

с другой - схематичное изображение трех человек с луками и

стрелами. Известны и медные украшения."(27, с.263)

Можно предположить, что более северные территории Поль-

ши и Германии использовались для зимовок, а более южные для

отгонного скотоводства, где во время летнего периода сооружа-

лись лишь легкие жилищаи п.э.следов их здесь и не обнаружено.

Разные варианты захоронений могли принадлежать разным, но ро-

дственным племенам, входившим в состав индоевропейцев.

Но могло быть и так, что более северное местоположение

индоевропейцев ближе к берегам Балтики при более суровых кли-

матических условиях требовало более капитальных жилищ, чем в

условиях Украины и Молдавии.

Различие между двумя вариантами культуры состоит в том,

что подольский вариант по своей сути однороден и отличается

от волынского формой сосудов и их украшениями. В волынском

варианте наряду с погребениями подольского типа имеется еще

4 вида погребений с однородным составом керамики, отличающей-

ся от подольской.

"Для подольского варианта культуры характерны грунтовые

13

могильники с трупоположением в прямоугольных гробницах, не



отмеченных на поверхности. Гробницы имеют формы ящиков,стены,

дно и перекрытия которых составлены из крупных каменных плит

прямоугольной формы. Погребения (одиночные, парные и коллект-

ивные) совершены обычно в скорченном положении на боку или на

спине. Кроме того, зафиксированно несколько захоронений мужч-

ин в сидячем положении. Твердой ориентировки, видимо,не было,

так как в одних случаях каменный ящик длинной осью ориентиро-

ван по линии север-юг, а в других - по линии северо - запад -

юго-восток..."(27)

Если принять гипотезу о сезонных пермещениях индоевроп-

ейцев, то все-таки погребения ориентированы в направлении зи-

мних поселений, распологавшихся на северо- запад от захороне-

ний на обследованной территории СССР. А наличие ориентации

север-юг говорит лишь о неумении четко различать стороны све-

та на этапе энеолита истории человечества.

"...Шаровидные амфоры подольского варианта представляют

собой сосуды с округлым туловом, ровным или круглым дном, ци-

линдрической шейкой и двумя - четырьмя ушками у ее основания.

Преобладающим мотивом орнамента являются горизонтальные ряды

переплетающихся линий, создающих овалы или ромбы в комбинации

со свисающими треугольниками. Треугольники заполнены дуговид-

ными углублениями ("рыбья чешуя") или пересекающимися штриха-

ми, проведенными параллельно сторонам треугольника. Часто ис-

пользуется в орнаменте и мотив "елочки". Некоторые сосуды ук-

рашены рядами полукруглых углублений, коротких вертикальных

штрихов или оттисками шнура. Сосуды с яйцевидным туловом, ок-

руглым или несколько сплющенным дном, цилиндрической шейкой и

двумя - четырьмя ушками у основания шейки орнаментированы тем

же способом. Миски редки, крышки имеют форму низкого цилинд-

ра." (27,с.263;см.рис.1)

"Для волынского варианта культуры характерны погребаль-

ные сооружения 5-и типов:

1.Прямоугольный ящик из каменных плит;

2.Каменный ящик с небольшой пристройкой "сенями";

3.Гробница из 2-х вертикально- поставленных плит, прикры-

тых сверху горизонтальной плитой;

4.Каменный ящик под курганной насыпью.

5.Грунтовые захоронения без ящика, найденные в последнее

время.

На Волыни погребения совершены, как чаще по обряду труп-



оположения в скорченном состоянии, так и трупосожжения.... -

зафиксированы мужские захоронения в сидячем положении возле

скорченных женских костяков. Иногда умерших посыпали красной

охрой. Известен случай, когда погребенный мужчина был положен

на слой древесного угля. Наряду с коллективными (до 10 челов-

ек) практиковались и одиночные погребения. Прах кремированных

клали на дно каменного ящика или помещали в сосуд.

Шаровидные амфоры волынского варианта имеют ручки, прик-

14

репленные чуть ниже шейки. Орнамент, украшающий верхнию часть



сосуда, состоит из рядов коротких вертикальных линий и линий,

образующих зигзаг или "елочку". Реже используются круглые ям-

ки, полукруглые углубления, оттиски шнура ввиде рядов со спу-

скающимися с них фестонами. Имеются также высокие стройные

амфоры с небольшим дном, яйцевидным туловом, высокой шейкой и

четырьмя ушками на плечиках; глубокие чаши с яйцевидным туло-

вом и округлым дном; плоскодонные широкогорлые горшки; сосуды

со сферическим туловом, с высокой шейкой и без шейки с ручка-

ми вверху; миски; крышки."(27, с.263;см.рис1)

"О хозяйстве общин культуры шаровидных амфор в разное

время высказывались различные предположения. Близким к истине

не представляется мнение о животноводческо - земледельческой

основе их хозяйства, которому сопутствовала охота и,очевидно,

собирательство. В остеологическом материале из культурных

слоев и погребений преобладают кости коровы; второе место за-

нимают кости свиньи, а кости овцы и козы занимают не более

10%. В отдельных случаях зафиксированы кости лошади и ритуа-

льные захоронения лошадей. Вместе с тем заметное преобладание

в стаде крупного рогатого скота и свиней указывает на придом-

ный характер скотоводческой практики, а следовательно, и на

оседлость, что документируется остатками договременных посел-

ений. Установлено, что памятники культуры шаровидных амфор

расположены исключительно в районах плодородных почв, т. е.

там, где были наилучшие условия для ведения земледелия. Свид-

етельствами наличия земледелия являются также находки отпеча-

тков зерен ячменя и пшеницы, кремневых лезвий серпов и камен-

ных наконечников мотыг. Керамика рассматриваемой культуры

близка посуде древних земледельческих племен Юго - Восточной

Европы. Шаровидные амфоры ассоциируются с трипольскими сосуд-

ами, приспособленными для хранения зерна под плотно закрытой

крышкой.

Таким образом культура шаровидных амфор определенное

время сосуществует с культурами шнуровой керамики, но исчеза-

ет ранее наступления наиболее поздней фазы последних, а в во-

сточных своих пределах, как уже говорилось, несколько ранее

финальной фаы позднетрипольской культуры."(27, с.263)

"Культура шаровых амфор, в известной мере, перерастает в

культуру шнуровой керамики, существующую почти до середины 2

тысячелетия до н.э.

Дальнейшее развитие общества с нарушенным первобытным

равенством (появляются воины и вожди, усиливается межплемен-

ной обмен, начинается социальное расслоение) повело к широча-

йшему расселению конных воинов-пастухов по Центральной и Вос-

точной Европе. Они еще не стали кочевниками, регулярно перег-

онявшими свои стада, они занимались и земледелием, разводили

свиней, что не совместимо с перекочевками, но они пасли свои

стада на более широких пространствах и перемещались свободнее

чем пахари.

15

Приблизительной областью, откуда началось постепенное



расселение племен шнуровой керамики (или, как ее иначе назыв-

ают, культуры боевых топоров), считают лесное пространство

между Вислой и Днепром. Южная половина этого пространства

стала в ближайшем будущем местом формирования праславян. Дош-

ли "шнуровики" в своем неторопливом перемещении на быках и

конях до Финского залива, Верхней и Средней Волги вплоть до

Самарской луки.

Расселение это шло крайне неравномерно с постоянным пе-

ремешиванием масс переселявшихся. Поэтому едва ли стоит отыс-

кивать предков славян в этом, еще "не проварившимся", этниче-

ском месиве. Но несмотря на все это исследователи недаром вы-

делили это время в отдельное рассмотрение.

Погребальный обряд явно показывает социальное рассло-

ение. Наличие ввиде главного погребенного - мужчины и ритуа-

льного убийства женщины у его ног, показывает победу патриар-

хальных отношений. Так и должно было быть, раз усилилось ско-

товодство. Появились "главные" покойники и их"сопровождающие"

(или "съмерды" - "со мертвым") - обязанные сопровождать мерт-

веца в потустороний мир, "соумирать" с ним.

Новое явление - курганы - м.б.это модель округлого мира,

который лучше и дальше видно с двигающегося коня, чем копаясь

в земле на одном месте."(21, с.231-233)

Как выглядели индо-европейцы, практически, неизвестно,но

Бэшем в своей книге приводит примерный вид индоевропейцев по

ведам - священным наиболее древним книгам, предшествующим со-

зданию религии индуизма и отражавшим, фактически, родоплемен-

ную структуру и идеологию индоевропейцев еще времен их движе-

ния из Восточной Европы по причерноморским степным пространс-

твам.

"....это были высокие, довольно светлокожие люди, в бо-



льшинстве длинноголовые. Они приручили лошадей и впрягали их

в легкие повозки на трех колесах со спицами...Эти люди заним-

ались, главным образом, скотоводством и немного земледелием.

В начале 2-го тысячелетия либо из-за пернаселенности, либо

из-за засухи, поразившей пастбища, или вследствие обеих этих

причин эти народы пришли в движение. Они мигрировали группами

в западном, южном и восточном направлениях, покоряли местные

ные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхуш-

ку. Они приносили с собой патрилинейную систему родства,...

умение пользоваться конными колесницами...Некоторые - предки

современных балтийских и славянских народов - остались на

своей прародине."(3, с.37)

Действительно, Гумилев в своей книге (5) на стр. 273 в

"Сводной таблице изменений степени увлажненности Евразийского

континента (на материале палеонтографии) показывает для 4 - 3

тысячелетия до н.э. стадию усыхания - очевидно в результате

наступления бескормицы скота и подвинуло индо - европейцев на

выселение на юго-восток, где согласно той же таблицы фиксиро-

16

валось состояние увлажнения.



Идеология индо-еврпейцев, как показывает Гусева (6) на

стр.15, была изложена "в литературе ведизма (от слова "веды")

- четыре сборника священных песнопений и ритуальных правил

той эпохи: "Ригведа", "Яджурведа","Самаведа" и "Атхарваведа".

Арьи распространяли в Индии ведизм и воспринимали многие эле-

менты культуры и религии местного значения".

"Один весьма авторитетный индийский ученый относил дату

ее создания ("Ригведы") даже к 6000 г до н.э. (3, с.39). Т.е.

ко времени начала пути индо-европейцев с далекой прародины.

"Следует вспомнить и о том, что труды многих древнеинди-

йских философов, создававших памятники ведической литературы,

основаны на принципе отрицания бога и даже наполнены аппеляц-

иями к первобытной магии без упоминания бытия божьего. К вед-

ической литературе относятся 6 "веданг" (букв."частей вед") и

4 "упаведы" (буквально "прилежащие к ведам"), которые лишь в

1 своей части - "кальпасутре" (правил поведения), могут быть

в какой-то мере связаны с религией. Эти памятники содержат

зерна научного знания и посвящены разработке (естественно, на

уровне той эпохи) таких проблем, как фонетика, этимология,

грамматика, поэтика, астрономия, медицина, механика, архитек-

тура и др."(6, с.17)

Веды отражают уровень идеологии первобытно - общинного

общества, еще до его разложения при переходе к классовому об-

ществу. Этому соответствует безрелигиозный этап истории чело-

веческого общества. Развитая система божеств возникает при

возникновении имущественного неравенства и при необходимости

подтверждения законности власти богатых слоев населения над

остальным обществом. При этом в первую очередь возникало пок-

лонение божествам, олицетворяющим силы природы. Именами богов

становились самоназвание этих сил природы,от негативного вли-

яния которых первобытный человек пытался спастись путем прос-

тейших магических действий. Возникавший на более поздних эта-

пах истории пантеон богов у всех народов, выделившихся из ин-

до-европейского единства, был в чем-то подобен. Индийский па-

нтеон "Ригведы", возникший, примерно во 2-м тысячелетии до н.

э.(3, с.251-255) состоял, в основном, из мужских божеств, ол-

ицтворяющих грозные небесные явления. Женских божеств у древ-

них индо-европейцев было очень мало и о них остались весьма

неопределенные лирические предания.

Основными объектами почитания были дэвы (слово, родстве-

нное латинскому "deus"). Слово это - производное от корня

"div", связанного с понятием сияния, и его можно понимать как

"сияющий", "блистающий". Великий бог-отец у ариев назывался

Дьяус, у греков - Крон, у римлян - Юпитер. Позже он был почти

забыт и почитался как отец более позднего Пантеона богов. Бо-

гом войны у индусов был Индра - воплощение грозы, бури и т.д.

У греков это Зевс, у скандинавов - Тор, у славян - Перун. Все

они вооружены мощным оружием, мечущим молнии. У индусов это -

17

"ваджра", у скандинавов - Молот. Бог солнца - Савитер, у гре-



ков - Гелиос. Почитались солнечные братья-близнецы Ашвины -

мужья Сурьи - дочери бога солнца. Греческие Диоскуры, славян-

ские - парные боги - Лада и Лель. Богиня Земли - Адити, греч-

еская - Гея - таинственная мать богов. Ушас - богиня зари

(греческая Аврора) т т.д. и т.п. Почитались также прекрасные

апсары, у греков - нимфы, у славян - лесные и водные русалки.

(По 3, с.251-255).

"Глоттохронологический анализ определяет, что распад ин-

до-европейского языкового единства произошел в 4 - 3 тысячел-

етии до н.э. (по другим расчетам - в 5-4)". (16, с.10)

В 1967 г.(26, с.38) в индо-европейскую семью входили:

Таблица 1

(Карта.3, стр.19)

----------------------------------------------------------

Языковые группы | Численность | Удельый вес

| (млн.чел) | (%)

----------------------------|---------------|-------------

Индоевропейская семья | 1600,0 | 100,00

----------------------------|---------------|-------------

I.Нордическая группа | 647,0 | 40,49

1.Германская -"- | 385,3 | 24,08

2.Славянская -"- | 257,0 | 16,06

3.Балтская -"- | 4,7 | 0,29

----------------------------|---------------|-------------

II.Индо-иранская группа | 535,9 | 33.50

4.Индийская группа | 486,2 | 30,39

5.Иранская -"- | 49,7 | 3,11

----------------------------|---------------|-------------

III.Альпийская группа | 399,9 | 24,99

6.Романская -"- | 391,2 | 24,45

7.Кельтская -"- | 8,7 | 0,54

----------------------------|---------------|-------------

IV.Балкано-кавказская группа| 17,2 | 1,07

8.Греческая -"- | 10,1 | 0,63

9.Армянская -"- | 4,2 | 0,26

10.Албанская -"- | 2,9 | 0,18

----------------------------------------------------------

Кроме перечисленных сохранившихся до настоящего времени

групп часть языковых групп исчезла, растворившись в других

группах и оставив в различных языках большее или меньшее кол-

ичество словарного и грамматического состава.

Так исходя из данных Фолсома из состава индо-европейцев

полностью исчезли Хетто-лувийская, Италийская и Тохарская

группы (25).

Кельтская группа ранее была значительно больше по свое-

му удельному весу - в первых веках н.э. кельты занимали терр-

иторию всей Франции, Западной Германии, Англии, Ирландии и

даже Чехии, а к настоящему времени потомки кельтов живут то-

18

лько в Ирландии (и еще в США), а также их остатки на террито-



рии Англии - в Шотландии, на Корнуэльском полуострове и в

Уэллсе - и все.

Сначала Индо-европейская семья народов распалась на 4

языковые группы: Алпийскую, Нордическую, Балкано - кавказскую

и Индо-иранскую, а они позже распались на более мелкие соста-

вляющие. Так из Нордической группы сначала выделились герман-

ские народы, а оставшийся массив где то в 5 в.до н.э. распал-

ся на праславян и балтские народы.(1,с.89)

Правда, Рыбаков считает, что "Изыскания лингвистов пок-

азали, что обособление праславян от общего индоевропейского

массива произошло значительно раньше, во 2-м тысячелетии до

н.э., в бронзовом веке." (21, с.217)

"Б.В.Горнунг еще более определенно говорит об обособле-

нии праславян в середине 2-го тысячелетия до н.э. и прямо

связывает праславян с тишинецкой и комаровской (более разви-

той вариант тишинецкой) культурами." (21, с.218)

Причем первыми в конце 3-го тысячелетия до н. э. выдели-

лась южная ветвь индоевропейцев, так как их наличие археолог-

ически зафиксировано в это время в Малой Азии (1, с.89), инд-

оиранцы пришли в Иран в первой половине 2-го тысячелетия до

н.э.(1, с.118), а вторжение ариев через северо-западные пере-

валы в Индию произошло во 2-й половине 2-го тысчелетия до н.

э.(1, с.181).

Но так шла исторически отмеченная часть ариев на свою

новую родину. Некоторая часть из них где то на пути к Кавказу

откололась и попыталась устроится на Южном Урале, где не так

давно были найдены в Челябинской области около гг. Аркаим и

Синташт храмовые сооружения, формы которых описаны в ведах и

датируемые серединой 2-го тысячелетия до н.э.

Так что в составе индоевропейцев к 15 веку до н. э. на

их родине осталось объединение прабалтов и праславян, которые

окончательно разъединились только в середине 1 тысячелетия до

н.э.

"Примерно к 15 веку до н. э. расселение прекратилось. Вся



зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята

этими разными по месту прежнего местожительства индоевропейс-

кими племенами. Началась новая, уже оседлая жизнь, и постепе-

нно на первое место в хозяйстве стало выходить земледелие. В

новом географическом раскладе новые соседи стали налаживать

связи, выравнивать особенности племенных диалектов и создав-

ать впервые на большом пространстве новые, родственные друг

другу языки: в западной части получивший название германско-

го, в срединной части - славянского, а в северо-восточной -

латышско-литовского. Названия народов появились позднее и не

связаны с этой эпохой первичной консолидации родственных пле-

мен вокруг трех различных центров: западного (германского),

восточного (балтского) и срединного (славянского)."(20, с.21)

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница