М. В. Ломоносова Кафедра истории, социологии и права Учебное пособие



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Московская государственная академия тонкой химической технологии

им. М.В. Ломоносова



Кафедра истории, социологии и права


Учебное пособие

Юркина Л.В.



Этикет: история и современность


Часть 2

Москва 2009

ББК- 87.717.7

УДК – 17
Юркина Л.В.

Этикет: история и современность. Часть 2.

Учебное пособие

М.:МИТХТ им. М.В.Ломоносова, 2009


Рецензент: д.п.н., проф. Крившенко Л.П.
Под общей редакцией зав. кафедрой истории, социологии и права д.социол. н., проф. Деревянченко А.А.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия по элективному курсу «Этикет: история и современность».

Пособие рекомендовано для студентов первого курса всех направлений бакалавриата, изучающих данную дисциплину.

Раскрываются основные вопросы этикета, культуры общения в различных ситуациях, их современный и исторический аспект.



© МИТХТ им. М.В. Ломоносова


Содержание


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 1

Московская государственная академия тонкой химической технологии 1

им. М.В. Ломоносова 1

Учебное пособие 1

1

Юркина Л.В. 1



Этикет: история и современность 1

Содержание 4

Тема 7. Культура застолья 5

7.1. История застольного этикета 5

7.2 Современный столовый этикет 10

7.2.1 Сервировка 11

7.2.2 Как пользоваться столовыми приборами. 16

7.2.3Как сидеть за столом. 19

7.2.4Как правильно подавать различные блюда 20

7.2.5Как правильно есть различные блюда 22

7.2.6Как вести застольные беседы 28

Тема 8. Этикетные ситуации 30

8.1 Общее понятие этикетной ситуации 31

8.2 Основные ситуации повседневного этикета 32

8.3 Основные вопросы окказионального этикета 35

8.4Основные вопросы праздничного этикета 42

8.5. Деловой этикет. Протокол. 57

8.5.1 Правила поведения в деловой обстановке 58

8.5.2 Невербальная культура деловой беседы 62

8.5.3 Правила использования визитных карточек 67

Список использованной литературы 70


Тема 7. Культура застолья


Освобождать себя от соблюдения правил приличия

- не значит ли искать средства для свободных

проявлений своих недостатков?

Ш. Монтескье.

7.1. История застольного этикета


У одних народов во время трапезы принято сидеть на полу, застелив его коврами, циновками или шкурами животных, в других культурах сидят за столом, причем стол у славянских народов считается столь же священным местом, как престол Божий: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви». Поэтому на стол не разрешается класть посторонние предметы, запрещается стучать по столу: «стол это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям».

Все эти разнообразные и по-своему специфические способы принятия пищи имеют свою сложную и длительную историю. Первые, сознательно сформулированные нормы и стандарты застольного этикета обнаруживаются в эпоху античности.

Как и греки, римляне питались три раза в день: ранним утром — первый завтрак, около полудня— второй, а ближе к вечеру — обед. Обед состоял обычно из трех перемен. В начале подавали закуски, и, прежде всего, яйца. Отсюда римская поговорка «от яйца до яблок», ведь яблоками и другими фруктами обеденная трапеза завершалась.

В древнейшие времена римляне ели, сидя за столом, а потом обычай изменился, и они стали полулежать на ложах вокруг стола, а женщины стали сидеть на стульях, т.к. другие позы для них считались неприличными.

Столы, сделанные иногда очень искусно, начали покрывать скатертями только в I веке н.э., зато салфетками для вытирания губ и рук стали пользоваться раньше. Римляне, как и греки, помогали себе при еде пальцами, и поэтому салфетки были им особенно необходимы. Еще Овидий писал о том, как некрасиво вытирать рот рукой.

Первые салфетки изготовлялись из асбеста. После обеда их не стирали, а бросали в огонь на несколько минут. Салфетки гостям выдавал сам хозяин, однако гости рангом пониже, особенно всякого рода прихлебатели, кормившиеся за чужим столом, приносили салфетки с собой, чтобы незаметно сложить туда оставшиеся после пира лакомые куски.

В средние века стандарты благопристойного поведения во время коллективных трапез несколько изменились по сравнению с античностью, но все же они были достаточно просты и незамысловаты.

По прежнему считалось естественным есть мясо руками, вынимая его из общей миски, пить вино или пиво из одного кубка, обходившего стол, а суп есть из одного горшка.

Однако правила приличия уже существовали: за общим столом нельзя было плевать и сморкаться, чавкать и чесать свое тело той же рукой, которой брали пищу из общей тарелки, класть в общую тарелку недоеденные куски или обглоданные кости и пить из общего кубка, не вытерев перед этим губ, спать во время трапезы или же слишком много разговаривать и проявлять жадность в еде.

Манеры и формы благопристойного поведения человека за столом существенно изменились в период Возрождения и затем Нового Времени, когда начали активно разрабатываться сложные системы собственно этикетных форм, отражавшие общественные представления о благородстве, приличии, социальном престиже и цивилизованности. В это время стали появляться трактаты — наставления о застольных манерах, в которых рекомендовалось более утонченное и цивилизованное поведение за столом.

Существенным моментом, во многом повлиявшим на развитие столового этикета, явился тот факт, что именно в этот период в Европе появляются, а затем повсеместно распространяются различные столовые приборы.

Самая древняя из столовых принадлежностей — нож. Он существует с незапамятных времен, когда каждый носил его при себе и резал им свое кушанье. Первоначально ножи имели форму кинжалов. Это продолжалось до тех пор, пока Наполеон I в конце XVIII века не запретил изготовление ножей с острым концом, так как на улицах часто происходили убийства. Правительство отдало приказ об изготовлении ножей с округлым концом, каким мы и пользуемся сейчас.

Первые тарелки появились во Франции в 1498 году при коронации Людовика XII, они имели четырехугольную форму. Хотя уже в начале XVI века в ряде европейских стран за обедом вместо тарелок подавали большие ломти хлеба, которые в конце трапезы раздавали беднякам. Иногда вместо тарелок использовали круглые доски.

Первые полотняные салфетки появились в Испании, а затем уже были введены во Франции в 1461 году, по случаю коронации Карла VII. У Людовика XV был уже целый штат специальных людей, которые занимались складыванием салфеток. Это считалось сложным искусством, которому учились несколько лет.

Первые вилки появились тоже во Франции в XVI веке при короле Генрихе III. Появившиеся в Европе вилки мало походили на современные: на очень короткой ручке, украшенной затейливой резьбой, было всего один — два зубца. И нужна была немалая сноровка, чтобы успешно пользоваться такой вилкой.

Как считают историки культуры, широкое распространение вилки в Европе во многом связано с появлением в костюме знати больших, многослойных кружевных воротников.

В Россию вилка была завезена из Польши в начале XVII века. Впервые ею воспользовался Лжедмитрий I во время бракосочетания с Мариной Мнишек в Грановитой палате Кремля, и это послужило одной из причин заговора Шуйского, являясь весомейшим аргументом, доказавшим нерусское происхождение самозванца, поскольку истинно русским инструментом считалась только ложка.

Первые серебряные ложки появились на Руси в 996 г. по требованию варяжской дружины князя Владимира Святославича. В Европе же ложка была известна уже за 3 тысячи лет до н.э. В античное время с середины 1 тысячелетия до н.э. ложки приняли почти современную форму и изготовлялись из рога, бронзы, золота и серебра. В Северной и Восточной Европе получили распространение деревянные ложки.

В России во времена Ивана Грозного (1530 1584) дворяне и бояре ели и пили из деревянной посуды с позолоченными краями, которую делали монахи. По свидетельству очевидцев, сам царь не имел ни тарелки, ни ножа, ни вилки, но пользовался ими, заимствуя от сидевшего рядом боярина. Оловянные блюда и тарелки были тогда большой редкостью, но каждый боярин имел серебряный кубок, из которого подавали гостям пить за здравие. Ложки, ножи и тарелки подавались только самым почетным гостям. Ложки делались позолоченными и серебряными, иногда их даже украшали драгоценными камнями и передавали по наследству. В повседневной жизни ложку ее владелец носил на поясе, и служила она для горячей пищи, а для всего остального русские пользовались руками. Ели обыкновенно вдвоем с одного блюда, а кости складывали на тарелки, которые только для этого и служили, и не сменялись в продолжение всей трапезы. К. Валишевский писал: «при дворе, как и у частных лиц, пиры с их ужасающим обжорством и неумеренным питьем были необходимым условием всякого празднества и самым любимым развлечением».

Становление светской культуры в России наступило значительно позднее, чем в Европе, и во многом связано с периодом царствования Петра I (1682 1725, правил самостоятельно с 1689). Именно в это время в России усилиями Петра I и его соратников внедряются нормы европейского столового этикета. Книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению» содержала в себе выдержки и обобщения европейского этикета, адаптированные к Российской действительности того времени. «Когда придется пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей пока не проглотишь пищу; не облизывай перстов; не грызи кости, но обрежь ножом; хлеба приложа к груди не режь; не бери перстами... над едой не чавкай; ешь, что перед тобой, а иное не хватай; не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне; когда прекратишь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо, выполощи рот».

В послепетровскую эпоху, в период правления Елизаветы Петровны, Екатерины II и последующих царских особ дома Романовых, российский двор мало чем отличался от других европейских дворов в этикетном смысле.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница