Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту



Скачать 419.97 Kb.
страница1/2
Дата20.11.2016
Размер419.97 Kb.
  1   2

Пояснительная записка

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 сегодня воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, а обучение – как целенаправленный процесс по овладению знаниями, умениями и навыками, приобретению опыта деятельности, применения знаний в повседневной жизни развитию способностей.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Все это накладывает на педагогов огромную ответственность, так как они непосред­ственно способствуют формированию и развитию личности ребенка, будущего граждани­на - патриота своей страны. Это становится особенно возможным в системе дополнитель­ного образования детей посредством ролевых игр и исторического моделирования, когда дети могут непосредственно соприкоснуться с определенной исторической эпохой, про­жить в игре то или иное смоделированное событие из прошлого.

В последнее десятилетие огромную популярность среди молодежи получили военно-исторические клубы, деятельность которых направлена на всестороннее изучение военной истории.

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Военно-исторический клуб “Орден Белого Дракона”» реализуется с 2005 года, решающая задачи воспитания нравственных, морально-психологических и физических качеств, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту, способствует решению одного из принципов государственной политики в сфере образования - воспитанию взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности.

Воспитание историей - это, прежде всего, предоставление воспитаннику реальной возможности социализации и самовоспитания, которые состоят в примеривании на себя исторических ролей и ситуаций.

Образовательный процесс, выстроенный в форме клубного общения, своеобразен погружением подростка в историческую познавательно-ролевую игру на основе исторической эпохи – средневековой Европы и Руси. Клуб не только организован по образцу рыцарского ордена. Вся деятельность в Клубе проходит в форме ролевой игры в «Орден». Игра в основное время занятий проводится с неглубоким погружением воспитанников в нее, что позволяет легче принять правила игры и войти в нее.

В Клубе существует градация по званиям в виде иерархической лестницы.

Дракон

Ястреб


Медведь

Паук


Муравей

Ученик


Рекрут (новобранец на испытательном сроке)

Обучающиеся получают повышение на очередное звание, отдавая Знаки, которые они зарабатывают, проявляя свои знания и умения в различных областях деятельности Клуба. Основными же областями являются средневековые боевые искусства (знаки Меча и Стрелы) и старинные ремесла (знак Молота). Восхождение по орденской лестнице званий является дополнительным стимулом для освоения учебной части программы. Следуя этой программе, обучающиеся получают возможность экипироваться и научиться сражаться, как подобало средневековому воину. А также получить знания об изучаемой эпохе, что помогает каждому лучше исполнять свою роль во внутриклубной игре. Кроме этого, полученные знания и умения обучающиеся проявляют на соревнованиях по условно-историческому фехтованию, турнирах и в различных ролевых играх живого действия.

Военно-исторический клуб «Орден Белого Дракона» по своей структуре организован по образцу средневекового рыцарского ордена с Магистром во главе. Это объясняет наличие слова «орден» в названии клуба. Чтобы объяснить термин «Белый Дракон», необходимо обратиться к символизму этого понятия. Белый (или же серебряный) цвет в средневековой геральдике означает чистоту, надежду и благородство. Эти качества приличествуют молодым людям, встающим на путь изучения средневековья. Дракон же олицетворяет девиз нашего Ордена: «Ум и сила».

Клуб имеет эмблему

Зеленое поле герба и флага Ордена, на котором и размещен белый дракон, означает надежду, свободу и изобилие. Надежда всегда сопутствует юным, а свобода выбора будущего пути позволяет всем вместе достичь изобилия в Ордене.

В клубе приняты Законы:



  • Следование по лестнице званий, зарабатывая знаки за заслуги.

  • Новичок проходит испытательный срок.

  • Подчинение командирам и начальникам.

  • Каждый достойный может получить должность по своим интересам и способностям.

  • Каждый имеет право заработать личный герб.

  • На костюмированных мероприятиях обращаться друг к другу по орденским именам и титулам.

  • Каждый несет личную ответственность за выполнение обязательств по отношению к коллективу.

  • Уважительное отношение к символике и атрибутике Клуба.

В клубе действуют традиции:

  • Празднование Дня рождения Ордена (костюмированное).

  • Ролевая игра «Ярмарка Белого Дракона».

  • Открытый костюмированный Турнир Александра Невского.

  • Внутри- и меж- клубные турниры (костюмированные).

  • Орденское приветствие – дань уважения к товарищам по Клубу.

Особенностью программы является соединение в ней различных направлений:



  • исторического (для интеллектуального развития через изучение различных аспектов истории Средневековья);

  • спортивного (для физического развития через изучение средневековых боевых искусств);

  • ремесленного (для развития навыков ручного труда через изготовление муляжей и копий предметов средневековой материальной культуры, что, в свою очередь является самообеспечением для занятий первыми двумя направлениями).

Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в ее направленности на2 формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, обеспечение гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе.

Спортивная со­ставляющая помогает направить в нужное русло энергию воспитанников, свести к мини­муму травмоопасные ситуации. Одновременно ведется обучение детей фехтованию, ори­ентированию на местности, основам военной тактики и стратегии, а так же дисциплине, коллективизму и взаимовыручке. Таким образом, гармонично сочетается интеллектуаль­ное и физическое развитие воспитанников. Обучение ведется без принуждения и форма­лизма, в наиболее привлекательной для детей форме военной игры.

Тема исторической реконструкции предметов быта, вооружения и защитного снаря­жения рыцарства Средневековья предполагает изучение и воссоздание предметов матери­альной культуры Европы и Руси. Такие занятия помогают воспитанникам глубже понять и почувствовать историю нашей Родины. Доспехи, предметы быта и макеты оружия дети де­лают своими руками. Таким образом, создается реквизит для будущих ролевых игр, при этом обучающиеся приобретают навыки шитья, работы с деревом, кожей, железом.

Наличие в программе тем ремесленного направления позволяет реализовать интерес к истории и культуре средневековой Европы и Руси у подростков путем самостоятельного изготовления предметов материальной культуры. Основные темы изучаются на практике, что способствует лучшему пониманию особенностей культуры и быта средневековья через вживание в эпоху.

Особое внимание данная программа уделяет возможности воспитанникам проде­монстрировать результаты своего мастерства. Процесс обучения в клубе идет от простого к сложному по ступеням роста. Порядок изучения тем педагог устанавливает сам, в соответствии с необходимостью подготовки к военно-спортивным мероприятиям, организуемым в районе и городе.

В период обучения по программе осуществляется сотрудничество с такими клубами как: историко-культурный центр "Рыцари Круглого Стола", историко-патриотическое объединение "Витязь", подростково-молодежный центр практического изучения истории "Пересвет", детско-юношеский клуб "Орден Золотого Эмбера".

При разработке программы автор опирался на психологические теории игровой деятельности Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, идеи и положения педагогических концепций игры как средства дополнительного образования подростков О.С. Газмана; на положения о специфике внешкольного воспитания С.Т.Шацкого.



Целью программы является создание условий для социализации подростков и формирования патриотических качеств личности ребенка через комплексное изучение истории и культуры Средневековья, военно-исторического прошлого Европы и Руси, приобщения к здоровому образу жизни.

Достижение цели осуществляется посредством решения задач:



обучающих:

  • познакомить с историей эпохи Средневековья в Европе и на Руси;

  • познакомить с военной и культурной историей Средневековья;

  • раскрыть понятие рыцарства;

  • сформировать и расширить систему знаний, умений, навыков по основам средневековых боевых искусств, танцев, ремесел;

  • научить изготовлению предметов воинского снаряжения и быта;

  • развить навыки обработки различных материалов;

  • познакомить с правилами проведения соревнований по фехтованию;

  • формирование навыков по самообеспечению в условиях полевого лагеря.

воспитательных:

  • воспитать смелость, решительность, трудолюбие, самостоятельность, интерес к самообразованию;

  • воспитать чувство личной ответственности, чувство товарищества, умение вести себя в коллективе;

  • воспитать чувство патриотизма, гражданственности;

  • формирование навыков здорового образа жизни;

развивающих:

  • сформировать устойчивый интерес к изучению истории;

  • повысить уровень общефизической подготовки воспитанников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастом и физическими возможностями.


Условия реализации программы:

Программа предназначена для занятий с детьми преимущественно 11–18 лет, как мальчиков, так и девочек, проявляющих устойчивый интерес к изучению истории, культуры и боевых искусств Средневековой Европы и Руси. Новички могут не иметь предварительной подготовки по изучаемым направлениям.

Срок реализации программы - 3 года.
Режим занятий: 2-3 раза в неделю.

Первый год обучения – 216 часов в год (6 часов в неделю);

Второй год обучения – 216 часов в год (6 часов в неделю);

Третий год обучения - 216 часов в год (6 часов в неделю).


Форма занятий – групповая.

Программой предусмотрены аудиторные (в кабинете, мастерской, оборудованной столами-верстаками, спортивном зале) и внеаудиторные занятия (посещение музеев военно-исторической направленности, в том числе Военно-исторического, Эрмитажа, проведение походов, турниров, соревнований, участие в мероприятиях исторической реконструкции, соревнованиях, ролевых играх и др.).


Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

В качестве ожидаемых результатов работы рассматриваются навыки по средневековым боевым искусствам, проявленные на соревнованиях и наличие определенного набора муляжей или копий предметов средневековой материальной культуры (в первую очередь, элементов военного снаряжения: личного оружия и доспехов).

По окончании всей программы обучающиеся представляют собой людей, имеющих устойчивый интерес к изучению истории, умеющих вести себя в коллективе, достаточно экипированных, физически и интеллектуально развитых для того, чтобы вполне достоверно представлять собой облик воинского человека средних веков, обладающего качествами патриота своей Родины, готового встать на ее защиту.
Обучающиеся, закончившие курс обучения, обладают:

знаниями:


умениями:

  • работать с первоисточниками: специальной литературой, справочными пособиями, Интернет-ресурсами;

  • по фехтованию на основных видах средневекового оружия;

  • по стрельбе из лука;

  • по изготовлению муляжей холодного оружия и доспехов;

  • применять на практике приемы исторического моделирования и реконструкции;

навыками:

  • сценического фехтования на тренировочном и турнирном оружии;

  • по обработке древесины, металла, ткани, ручного труда;

  • по самообеспечению в условиях полевого лагеря.

По окончании обучения по программе учащиеся могут продолжить образование по профилю программы, занимаясь в группах исторической реконструкции, имеющихся в городе, либо оставаясь членами юношеского военно-исторического объединения "Орден Белого Дракона" в качестве членов группы актива и добровольных помощников. Полученная подготовка даст воспитанникам возможность качественно продолжать заниматься военной историей Средневековья либо самостоятельно, либо в составе взрослых коллективов военной истории.

Определение уровня результативности обучения может происходить в форме выполнения самостоятельной практической работы, анализа выполненных заданий, участия в праздниках и мероприятиях различного уровня, организации показательных выступлений, наблюдения, опроса, самооценки и взаимоконтроля обучающихся.

По спортивному направлению (историческое фехтование) определение результативности проходит в форме спортивных соревнований (2 турнира внутри клуба и участие в открытых турнирах других аналогичных коллективов):


  • участие в соревнованиях по историческому фехтованию как внутри объединения, так и в соревнованиях районного, городского и иных уровней;

  • показательные выступления и иные массовые мероприятия.

Диагностика выполнения программ разработана по сквозным темам курса.

Результаты наблюдений, опросов записываются в таблицу (индивидуальную диагностическую карту).

Диагностическая карта

№ п/п

Тема

Параметры

Оценка

1

Фехтование

Техника безопасности




Стойка




Передвижения




Защиты (позиции)




Спарринг




2

Столярное дело

Техника безопасности




Материаловедение




Изготовление изделия




3

Слесарное дело

Техника безопасности




Материаловедение




Изготовление изделия




Условные обозначения уровней освоения:

^ - низкий; * - средний; + - высокий.

По окончании учебного года для определения уровня обученности заполняется диагностическая карта на группу обучающихся.

Диагностическая карта

Результаты исследования:

№ п/п

ФИО обучающегося

Возраст

Параметры

(ожидаемые результаты)



Всего баллов

Примечание

А

Б

В

Г

Д

Е




































































































































































































Итого




























Критерии оценки:

1 – низкий уровень (нет, навык отсутствует);

2 – ниже среднего (скорее нет, чем да);

3 – средний уровень;

4 – достаточно высокий (скорее да, чем нет);

5 – высокий уровень (да).


Форма подведения итогов реализации образовательной программы

Для подведения итогов реализации образовательной программы проводится турнир по средневековым боевым искусствам. Турнир в честь победы в Ледовом побоище русских воинов под предводительством Александра Невского проводится в первой половине апреля, в день, по возможности близкий к дате указанного сражения (5 апреля по старому стилю/ 18 апреля по новому стилю). Хочется отметить, что турнир может объявляться открытым, то есть на него могут приглашаться и бойцы из других аналогичных клубов, что повышает значимость турнира, в том числе и для воспитанников военно-исторического клуба «Орден Белого Дракона».

До турнира проводится строевой смотр, целью которого является проверка готовности воспитанников к предстоящим соревнованиям. Смотр проводится примерно за неделю до самого турнира, чтобы могли быть устранены возможные выявленные недостатки в личном снаряжении воспитанников.

По окончании собственно смотра, проводятся квалификационные бои по принципу «каждый с каждым» для определения сравнительного рейтинга бойцов. Это полезно для формирования таблицы боев на самом турнире.

В день турнира, после подготовки (оформления) спортивной площадки и самих участников, объявляется общее построение, на котором в торжественной форме объявляется об открытии турнира, об историческом поводе его, а также объявляется регламент самого турнира и правила его (см. приложение 2).

Далее проводятся бои. Они начинаются с самой младшей возрастной категории (11-13 лет). Далее проводятся бои средней возрастной категории (14-15 лет) и, наконец, - старшей (16-18 лет). При наличии достаточного количества заявившихся на бои девушек, они выводятся в отдельную номинацию, бои которой проводятся в последнюю очередь.

В промежутке между возрастными категориями (обычно между средними и старшими) проводятся состязания стрелков.

По окончании всех состязаний проводится подведение итогов. На торжественном построении объявляются победители в каждой категории и происходит их награждение. После этого турнир в честь победы в Ледовом побоище русских воинов под предводительством Александра Невского объявляется закрытым.

Таким образом, турнир (вместе с предшествующим строевым смотром) позволяет оценить как физическую (в том числе и условно-боевую) подготовку воспитанников, так и уровень их успехов в их самообеспечении предметами воинского снаряжения (то есть – ремесленной подготовки).

Учебно-тематический план



Первый год обучения


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

История Средневековья

8

6

2

3

Общефизическая и строевая подготовка

16

2

14

4

Фехтование (тренировочное оружие)

22

6

16

5

Историко-бытовые танцы

10

1

9

6

Туристская подготовка

6

4

2

7

Стрельба (тренировочное оружие)

10

2

8

8

Геральдика

8

6

2

9

Этикет

6

5

1

10

Медицинская подготовка

10

4

6

11

Школа игрока

8

2

6

12

Корабельное дело

12

6

6

13

Военные машины

10

6

4

14

Фортификация

10

6

4

15

Столярное дело

28

8

20

16

Слесарное дело

30

8

22

17

Швейное дело

10

2

8

18

Турниры, праздники.

8

0

8

19

Итоговое занятие

2

2

0

Итого

216

78

138

Учебно-тематический план



Второй год обучения


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

История Средневековья

8

6

2

3

Общефизическая и строевая подготовка

14

2

12

4

Фехтование (тренировочное оружие)

32

4

28

5

Туристская подготовка

6

2

4

6

Стрельба (тренировочное оружие)

10

2

8

7

Геральдика

10

8

2

8

Медицинская подготовка

18

4

14

9

История доспеха

22

18

4

10

История оружия

22

18

4

11

Столярное дело

28

4

24

12

Слесарное дело

32

5

27

13

Швейное дело

10

2

8

14

Турниры, праздники

8

0

8

15

Итоговое занятие

2

2

0

Итого

216

72

144

Учебно-тематический план

Третий год обучения




№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

История Средневековья

8

4

4

3

Общефизическая и строевая подготовка

14

2

12

4

Фехтование (тренировочное оружие)

34

6

28

5

Туристская подготовка

6

2

4

6

Стрельба (тренировочное оружие)

10

2

8

7

Геральдика

10

8

2

8

Медицинская подготовка

16

4

12

9

История военного искусства

22

16

6

10

Тактические игры

24

4

20

11

Столярное дело

10

1

9

12

Слесарное дело

42

7

35

13

Швейное дело

16

4

12

14

Турниры, праздники.

8

0

8

15

Итоговое занятие

2

2

0

Итого

216

59

157

Методическое обеспечение

В ходе реализации данной программы могут быть использованы самые разнообразные методы: словесный метод обучения (этот метод может быть успешно использован при работе по всем темам учебно-тематического плана: устное изложение педагога, беседы, анализ текстов и т.д.), наглядный, объяснительно-иллюстративный метод обучения (все разделы учебно-тематического плана: показ видеоматериалов, иллюстраций, образцов, исполнение педагогом, работа по образцу и т.д.), практический метод обучения (все разделы учебно-тематического плана, особенно «Физическая подготовка»: тренинг, тренировочные упражнения, репетиции, ролевые игры), репродуктивный метод (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) - данный метод характерен при работе на практических разделах занятий, частично-поисковые методы обучения - одной из задач программы является воспитание чувства личной ответственности, чувство товарищества, умения вести себя в коллективе. Использование в работе данного метода, то есть коллективная работа воспитанников по поставленной педагогом проблеме, позволяет приблизиться к решению поставленных задач, способствует сплочению детского коллектива. Кроме того, данный метод работы воспитанников может помочь педагогу контролировать психологический климат в группе, например, при наблюдении за совместной работой воспитанников, выявить лидера в группе.

Разнообразен спектр форм проведения занятий по программе: беседы, рассказ педагога либо воспитанника, экскурсия, просмотр видеоматериалов, фильмов с последующим обсуждением, тренировочные упражнения, в том числе и изготовление учебных изделий по образцу, подвижные игры, организация игровых ситуаций, состязания, турниры, соревнования, туристские и краеведческие походы.

Для мероприятий, являющихся выходным, готовым продуктом деятельности воспитанников рекомендуется использовать элементы ролевой игры, как то: использование вымышленных имен, средневековых костюмов или их элементов, исполнение воспитанниками определенных ролей и должностей. Эти приемы не только повышают интерес детей к соответствующей деятельности, но и, в известной степени, раскрепощают их, позволяя «спрятаться» за ролью, как за маской. Для работы внутри объединения могут использоваться различные звания, выстроенные в иерархическую лестницу, а также должности согласно исполняемой деятельности.

Основными внутренними мероприятиями являются турниры по средневековым боевым искусствам с предшествующими им смотрами, а также общие собрания объединения.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница