Литературная сказка (26 часов) Тема изучения Сказки зарубежных писателей (16 часов) Цели изучения Сформировать



Скачать 297.57 Kb.
Дата19.11.2016
Размер297.57 Kb.


4 класс

I полугодие



Литературное чтение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №5



Тема раздела

Литературная сказка (26 часов)

Тема изучения

Сказки зарубежных писателей (16 часов)

Цели изучения

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

Ввести план оформления отзыва о прочитанной сказке.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы,

Термины и понятия

Актуализация знаний об особенностях волшебной сказки. Изучение содержания сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Проведение исследования текста сказки «Белоснежка и семь гномов». Введение алгоритма оформления отзыва на прочитанную сказку. Изучение сказки Шарля Перро «Мальчик – с - Пальчик», «Спящая красавица». Написание сценария сказки «Спящая красавица». Изучение сказки Ганса-Христиана Андерсена «Дикие лебеди», «Пятеро из одного сундучка». Составление и оформление отзыва на сказку. Написание сказки о предмете.
Высокомерная, веретено, достоинство, добродетель, жить в свое удовольствие, ободрить, псарь, парламент, приноровились, поденная работа, собиратели сказок, сорные травы, смиренно, тщедушная.

Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения


Предметные умения


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ганса-Христиана Андерсена;

- эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;



- творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

- осознание успешности при изучении темы.





Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «высокомерная», «псарь» «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено» «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить», выражения «собиратели сказок», «жить в свое удовольствие», «поденная работа» «сорные травы», «поденная работа»» и использовать их в активном словаре;

- определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение.

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение;

- определять черты характера героев сказки и обосновывать свое мнение;

- определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать свое мнение;



- использовать приобретенные знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;



- соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;



- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- работать с текстом сказки;

- проводить исследование текста сказки;

- составлять описание литературного героя;

- писать сценарий и инсценировать сказку;

- писать сказку о предмете;

- оформлять отзыв о прочитанной сказке.


Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык

Тема – «Имя существительное»



ИЗО

Тема «Рисуем сказку».



Окружающий мир

Тема – «Страны западной Европы»



Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», часть 2, с.4-49.

Творческая тетрадь, с. 53-67.

Демонстрационный материал:

Компьютерная презентация «Братья Гримм», «Шарль Перро», «Великий сказочник Ганс-Христиан Андерсен».



Интерактивный материал:

Памятка – алгоритм «Работа с текстом сказки», «Написание сценария сказки», «Составление описания героя литературного произведения», карточки с учебными заданиями.



Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная - ;

парная – ,

групповая- .


I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цель деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся на изучение темы.

• Стимулировать желание школьников оформлять отзыв о сказке.




Аня и Ваня получили задание оформить отзыв о прочитанной сказке «Белоснежка и семь гномов». Аня написала: «Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Главная героиня сказки мне понравилась, потому что она красивая и добрая, помогала гномикам вести хозяйство, никогда не ругалась и заботилась о лесных зверях и птицах». Ваня написал: «Главная мысль сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» – только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учит не завидовать людям, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась». Профессор Самоваров прочитал отзыв Ани и Вани на сказку «Белоснежка и семь гномов» и предложил его доработать.

Ребята, почему профессор считает отзыв Ани и Вани незаконченным?



Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что учащиеся, пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться составлять и оформлять отзыв о прочитанной сказке, чтобы помочь Ане и Ване?



Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание научиться оформлять отзыв.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Сказки братьев Гримм

Цели:

• Стимулировать

- эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

- интерес к сказкам братьев Гримм;

- желание оформлять отзыв о прочитанной сказке.

• Актуализировать умения:

- соотносить отрывки сказок с иллюстрациями;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

- строить понятные для партнера высказывания.

• Ввести понятия «собиратели сказок», «высокомерная», «псарь»

• Научить:

- определять отличительные особенности авторской сказки и обосновывать свое мнение;

- определять причину ухода героя из дома и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль сказки и обосновывать свое мнение;

- определять смысл понятия «сорные травы» и соотносить его с человеческими качествами и обосновывать свое мнение;

- определять условия для оформления отзыва на прочитанную сказку и обосновывать свое мнение;

- рассказывать об известных собирателях сказок;

- рассказывать алгоритм оформления отзыва на прочитанную сказку;

- перечислять известные сказки братьев Гримм;

- определять главных героев сказки по иллюстрации и фрагменту текста;

- проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

- составлять и писать фразу-конструкт;

- оформлять отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.


Сообщение учителя

Братья Гримм немецкие писатели – сказочники, которые подарили миру замечательные произведения «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Горшочек каши», «Госпажа Метелица», «Белоснежка и семь гномов».Сюжеты для своих сказок братья Гримм брали из немецких народных легенд и сказаний, но при написании текста сказки, они заменяли простонородные выражения литературными. Например, при создании сказки «Бременские музыканты», они заменили название героя «старый жалкий мул», на название героя «сильный осел».

Для братьев Гримм было главным в своих произведениях сохранить национальный язык и передать смысл, дух преданий и легенд. Поэтому они создали своеобразный  речевой стиль, который отличал тексты сказок проникновенностью и простотой.

Сказки братьев Гримм переводились на многие языки мира, их любят читать не только дети, но и взрослые.



Задание 1 (З) Учебник ч.2, с. 4-9

Назовите значение выражения «собиратели сказок».

Назовите известных вам собирателей сказок.

Назовите известные вам сказки братьев Гримм.



Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что сказки братьев Гримм являются народными? Обоснуйте свое мнение.



Задание 3 (У) Учебник с.8-9

Определите название каждой сказки и его героев, используя иллюстрации и отрывки текста.



Задание 4 (У)

Проведите исследование текста фрагмента сказки и оформите результаты в таблице.



Название сказки

Главные герои

Главная мысль

Бременские музыканты

Трубадур, пес, кот, осел, петух

Дружба помогает преодолевать трудности.

Госпажа Метелица

Дочь и падчерица

Трудолюбие и доброта приносят счастье.

Король Лягушенок

Генрих, принцесса

Доброе сердце способно победить самые сильные злые чары.

Горшочек каши

Бабушка и Девочка

По делам и награда


Задание 5 (З) Учебник, с.10-19

Назовите значение выражения «высокомерная», «сорные травы», «псарь».

Назовите главную мысль сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Назовите главных героев сказки «Белоснежка и семь гномов». Назовите вид сказки«Белоснежка и семь гномов».

Расскажите композицию сказки «Белоснежка и семь гномов».

Назовите языковые особенности произведения «Белоснежка и семь гномов», используя текст сказки.

Расскажите об отношении автора к героям сказки «Белоснежка и семь гномов».

Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму*.

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что главная мысль сказки «Белоснежка и семь гномов» соответствует выражению «быть красивее всех – только так можно стать счастливой»? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что Белоснежка ушла из дома, благодаря хорошему отношения близких? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что лучшие человеческие качества братья Гримм называли «сорными травами»? Обоснуйте свое мнение.



Задание 7 (У) Учебник, с.20-21 с взаимопроверкой

Проведите исследование текста сказки «Белоснежка и семь гномов» и оформите результаты о в таблице.



Параметры исследования

«Белоснежка и семь гномов»

Автор

Братья Гримм

Вид сказки

Волшебная сказка

Главная мысль

Только доброта и трудолюбие достойны награды

Признаки волшебной сказки

Герои

Белоснежка, королева-мачеха, гномы, принц

Предметы

Зеркальце, гребень, яблоко

Превращения

Злая королева превратилась в старуху торговку, Белоснежка ожила

Особенности волшебной сказки

Главный герой

Белоснежка

Повторы событий

Три раза приходила королева –мачеха к Белоснежке, три раза гномы спасали Белоснежку

Испытания

Увели Белоснежку в лес, чтобы убить,

Королева-мачеха затягивала шнурок, расчесывала волосы отравленным гребнем, накормила отравленным яблоком

Награда

Прекрасный принц взял Белоснежку в жены.


Задание 8 (У) с взаимооценкой

Составьте и напишите фразу-конструкт.

«Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» является ………………….., потому что………………………………… .

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» является волшебной, потому что в ней есть волшебные герои ( гномы), предметы (зеркальце, яблоко, гребень), превращения ( королева превращается в старуху, а Белоснежка

оживает).

Алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке

Чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо:


  1. Определить тему прочитанной сказки, указывая автора и название произведения.

  2. Определить главную мысль сказки.

  3. Выразить свое отношение к героям сказки, подтверждая это их поступками.

  4. Сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка.

Напрмер,

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе Белоснежке и ее приключениях. Главная мысль сказки – только доброта и трудолюбие достойны награды. Мне очень нравиться главная героиня сказки Белоснежка, потому что она трудолюбивая, помогает гномам готовить, стирать, убирать постельки, шить, вязать. Она вежливая девушка, разговаривая со старой торговкой, называет ее тетушкой. Вызывает огорчение самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов» - злая мачеха королева, которая завидует красоте Белоснежки и готова ее за это убить.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть добрым, не завидовать чужой красоте и не ждать благодарности от других людей. Счастье приходит к тем, кто много трудиться и заботиться о других людях.

Задание 9 (З)

Расскажите алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.



Задание 10 (П)

Возможно ли, оформить отзыв о сказке, прочитав ее частично? Обоснуйте свое мнение.



Задание 11 (У)

Выберите сказку братьев Гримм, которую вы уже прочитали, и оформите отзыв, используя известный вам алгоритм.



*Алгоритм работы с текстом сказки 2 класс ТК №7

Диагностические задания

1.Напишите основные признаки волшебной сказки.

2.Определите и напишите основные черты характера Белоснежки и королевы

Белоснежка

Королева

























3. Закончите предложение « Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» учит …………………
Личностные умения:

- проявлять интерес к сказкам братьев Гримм,

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

- проявлять желание оформлять отзыв о прочитанной сказке.



Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «собиратели сказок», «высокомерная», «псарь» и выражения «сорные травы» и использовать их в активном словаре;

- определять главную мысль сказки и обосновывать свое мнение;

- определять отличительные особенности авторской сказки и обосновывать свое мнение;

- определять причину ухода героя из дома и обосновывать свое мнение;

- определять смысл понятия «сорные травы» и соотносить его с человеческими качествами и обосновывать свое мнение;

- определять условия для оформления отзыва на прочитанную сказку и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- строить понятные для партнера высказывания;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

- рассказывать об известных собирателях сказок;

- рассказывать алгоритм оформления отзыва на прочитанную сказку;

- перечислять известные сказки братьев Гримм;

- определять главных героев сказки по иллюстрации и фрагменту текста;

- проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

- составлять и писать фразу-конструкт;

- оформлять отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм.



Блок Б. Сказки Шарля Перро

Цели:

• Стимулировать

- интерес и желание читать сказки Шарля Перро.

•Актуализировать умение:

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

• Ввести понятия «достоинство», «добродетель», «веретено».

• Научить:

- определять авторские сказки и обосновывать свое мнение;

- определять языковые особенности сказки и обосновывать свое мнение;

- определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- определять смысл названия сказки и обосновывать свое мнение;

- определять причину несчастий героя сказки и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о Шарле Перро;

- рассказывать композицию сказки;

- определять главную мысль произведения;

- определять героев сказки по фрагменту текста и иллюстрациям;

- составлять описание литературного героя;

- составлять и писать развернутый план произведения;

- писать отзыв на прочитанное произведение;

- писать сценарий сказки;

- инсценировать сказку;

- формулировать мнение в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Задание 1(З) Учебник с.20

Назовите страну, в которой родился Шарль Перро.

Назовите значение слова «парламент».

Расскажите о Шарле Перро и его творчестве для детей.

Расскажите об отношении И.С. Тургенева к творчеству Ш.Перро.

Назовите известные вам сказки Шарля Перро.



Задание 2 (П)

Верно ли, что Шарль Перро сам придумывал сюжеты для своих сказок? Обоснуйте свое мнение.



Задание 3 (У) с взаимопроверкой

Проведите исследование фрагмента текста сказки, иллюстрации к ней и оформите результаты в таблице.



Название сказки

Главные герои

Главная мысль

Золушка

Золушка, мачеха, фея крестная

Трудолюбие и доброта приносят счастье.

Кот в сапогах

Младший сын, кот, людоед

Хитрость и смекалка помогают найти выход в трудных ситуациях.

Красная шапочка

Красная шапочка, волк, бабушка

Послушание помогает не встретиться с опасностями.

Спящая красавица

Принцесса, злая колдунья, принц

Доброта помогает разрушить злые чары.


Задание 4 (З) Учебникч.2, с.24

Назовите главную мысль сказки. Ш. Перро «Мальчик- с- пальчик».

Назовите главного героя сказки «Мальчик- с- пальчик».

Назовите вид сказки «Мальчик- с- пальчик».



Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму*.

Задание 5 (П)

Верно ли что главная мысль сказки Ш. Перро «Мальчик- с- пальчик» - это жить в достатке? Обоснуйте свое мнение.Верно ли что, Мальчик –с- пальчик ушел из дома, чтобы выполнить просьбу отца? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что Мальчик-с-пальчик справился с людоедом, благодаря волшебным превращениям? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У) Учебник ч.2, с.24

Составьте и напишите развернутый план сказки Ш. Перро «Мальчик- с- пальчик» и перескажите ее близко к тексту.



Задание 7 (У) Творческая тетрадь с.54

Оформите отзыв о сказке «Мальчик-с-пальчик», используя известный алгоритм.



Задание 8 (З) Учебник ч.2, с.32

Назовите значение слова «достоинство», «добродетель», «веретено».

Назовите главную мысль сказки. Ш. Перро «Спящая красавица».

Назовите главных героев сказки «Спящая красавица».

Назовите вид сказки «Спящая красавица».

Расскажите композицию сказки Ш.Перро «Спящая красавица».



Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму*.

Задание 9 (П)

Верно ли что, автор назвал сказку «Спящая красавица» благодаря красоте главной героини и ее желанию много спать? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать что обида старой феи принесла несчастье ей самой? Обоснуйте свое мнеие.

Можно ли утверждать, что принцесса, проснувшись, очень обрадовалась свои родителям? Обоснуйте свое мнение.



Задание 10 (У)

Составьте и напишите план пересказа сказки «Спящая красавица».



Задание 11 (У)

Выберите героя сказки «Спящая красавица», который вам особенно понравился, и составьте описание его образа, используя известный алгоритм.**



Задание 12 (У) Учебник с.25

Напишите сценарий сказки «Спящая красавица», используя алгоритм.***

Распределите роли и инсценируйте сказку «Спящая красавица».

*Алгоритм работы с текстом сказки 2 класс ТК №7

** Алгоритм описания образа литературного 3 класс ТК №7

*** Алгоритм написания сценария 3 класс ТК № 7



Диагностические задания

1.Закончите предложение

Сказка «Спящая красавица» Шарля Перро нравятся мне, потому что ……………….

2. Определите черты характера Мальчика-с-пальчика, помогающие ему преодолеть трудности.

3. Закончите предложение:

Сказка Шарля Перро «Спящая красавица» учит……………. .


Личностные умения:

- проявлять интерес и желание читать сказки Шарля Перро.



Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено» и использовать его в активном словаре;

- определять авторские сказки и обосновывать свое мнение;

- определять языковые особенности сказки и обосновывать свое мнение;

- определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение.

- определять смысл названия сказки и обосновывать свое мнение;

- определять причину огорчения героя сказки и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.



Коммуникативные умения:

- формулировать мнение в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- рассказывать о Шарле Перро;

- рассказывать композицию сказки;

- определять главную мысль произведения;

- определять героев сказки по фрагменту текста и иллюстрациям;

- составлять описание литературного героя;

- составлять и писать развернутый план произведения;

- писать отзыв на прочитанное произведение;

- писать сценарий сказки;

- инсценировать сказку.



Блок В. Сказки Ганса Христиана Андерсена

Цели:

• Стимулировать интерес к сказкам Г.Х. Андерсена

• Актуализировать умение

- работать с текстом сказки;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога.

• Ввести понятия «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить», «жить в свое удовольствие», «поденная работа».

• Научить:

- определять авторскую сказку и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль сказки и обосновывать свое мнение;

- определять причину спасения героев сказки и обосновывать свое мнение;

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение;

- определять черты характера героев сказки и обосновывать свое мнение;

- работать с текстом сказки;

- рассказывать о творчестве Г.Х. Андерсена;

- рассказывать об отношении автора к героям произведения;

- рассказывать композицию сказки;

- соотносить фрагмент текста сказки и иллюстрацию;

- проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

- составлять краткий план сказки;

- составлять и писать фразу-конструкт;

- оформлять отзыв, используя алгоритм;

- писать сказку о предмете, используя план;

- выполнять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.


Задание 1 (З) Учебник с.34-35

Расскажите о Г.-Х. Андерсене и его творчестве для детей.

Назовите известные вам сказки Г.Х. Андерсена.

Задание 2 (П)

Верно ли, что Г.Х. Андерсен был собирателем народных сказок? Обоснуйте свое мнение.



Задание 3 (У) Учебник с.36-37

Проведите исследование фрагмента текста сказки и оформите результаты в таблице.



Название сказки

Главные герои

Главная мысль

Дюймовочка

Дюймовочка, жаба, мышь, жук, эльф, ласточка

Доброта, трудолюбие, отвага достойны награды

Огниво

Солдат, колдунья, принцесса

Смелость и хитрость помогают справиться с трудностями.

Снежная королева

Кай, Герда, Снежная Королева

Любовь, смеловть, доброта способны растопить самый толстый лед.

Стойкий оловянный солдатик

Оловянный солдатик, барышня

Стойкость и мужество достойны уважения


Задание 4 (З) Учебник, с. 38-39Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Назовите значение выражения «жить в свое удовольствие».

Назовите главную мысль сказки Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди».

Назовите главных героев сказки «Дикие лебеди».

Назовите вид сказки «Дикие лебеди».

Расскажите композицию сказки «Дикие лебеди».

Расскажите об отношении автора к Элизе.

Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму*.

Задание 5 (П)

Верно ли, что Элиза жила в свое удовольствие? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что мачеха была заботливым человеком и берегла своих детей? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что спасению братьев помогло их мужество? Обоснуйте свое мнение.



Задание 6 (У)

Проведите исследование текста сказки «Дикие лебеди» и оформите результаты о в таблице.



Параметры исследования

«Дикие лебеди»

Автор




Вид сказки




Главная мысль




Признаки волшебной сказки

Герои




Предметы




Превращения




Особенности волшебной сказки

Главный герой




Повторы событий




Испытания




Награда





Задание 7 (У)

Составьте и напишите фразу-конструкт: «Сказка Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» является ………………….., потому что………………………………… .



«Сказка Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» является волшебной, потому что в сказке есть волшебные герои ( принцы-лебеди, фея), предметы (перья, рубашки из крапивы, жабы), превращения(лебеди превратились в принцев).

Задание 8 (У)

Оформите отзыв на сказку «Дикие лебеди», используя известный алгоритм.**



Задание 9 (З) Учебник с.43

Назовите значение слова «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражения «поденная работа».

Назовите главную мысль сказки Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного сундучка».

Назовите главных героев сказки «Пятеро из одного сундучка».

Расскажите о путешествиях горошин.

Расскажите об отношении автора к горошинам.



Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму*.

Задание 10 (П)

Верно ли, что девочка поправилась только благодаря усилиям мамы? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что в сказке «Пятеро из одного сундучка» самыми замечательными были самые большие горошины? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что самое большое удовольствие в жизни – это жить для себя? Обоснуйте свое мнение.



Задание 11 (У)

Составьте краткий план сказки «Пятеро из одного сундучка» и перескажите ее.



Задание 12 (У)

Выберите сказку Г.Х. Андерсена, которую вы читали и оформите отзыв, используя известный вам алгоритм:



Задание 13 (У)

Определите предмет и напишите о нем сказку, используя предложенный план:

1. Зачин (жили-были, далеко-далеко)

2. Беда (возникновение проблемы: болезнь, пропажа, задание...)

3. Уход героя из дома (поиск решения проблемы за пределами дома).

4. Испытания для героя (путешествие, приобретение волшебных помощников или предметов...)

5. Поединок и победа героя (решение проблемы).

6. Возвращение героя домой (новые испытания...)

7. Счастливый конец (свадьба...))



Диагностические задания

1.Определите основные черты характера героев сказки «Дики е лебеди» и оформите результаты в таблице.



Герои сказки

Черты характера

























2. Определите и напишите название волшебных предметов в сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди».

3. Допишите предложение:

«Сказка Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» учит ……».
Личностные умения:

- проявлять интерес к сказкам Г.Х.Андерсена.



Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить», выражения «жить в свое удовольствие», «поденная работа» и использовать их в активном словаре;

- определять авторскую сказку и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль сказки и обосновывать свое мнение;

- определять причину спасения героев сказки и обосновывать свое мнение;

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение;

- определять черты характера героев сказки и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные умения:

- работать с текстом сказки;

- рассказывать о творчестве Г.Х. Андерсена;

- рассказывать об отношении автора к героям произведения;

- рассказывать композицию сказки;

- соотносить фрагмент текста сказки и иллюстрацию;

- проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

- составлять краткий план сказки;

- составлять и писать фразу-конструкт;

- оформлять отзыв, используя алгоритм;

- писать сказку о предмете, используя план.


Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цель: - установить степень освоения данной темы, а именно:

- соотносить автора и название сказки;

- определять признаки волшебной сказки;

- формулировать высказывание об оформлении отзыва на прочитанную сказку.




1. Соотнесите название произведения с именем и автора и обозначьте стрелочкой.

Название сказки

Автор

Белоснежка и семь гномов

Г.Х. Андерсен

Бременские музыканты

Горшочек каши

Дюймовочка

Братья Гримм

Мальчик с пальчик

Золушка

Дикие лебеди

Ш. Перро

Пятеро из одного сундучка

Спящая красавица

2. Определите признаки волшебной сказки в каждом произведении и впишите результаты в таблице.



Параметры сравнения

«Белоснежка и семь гномов

«Спящая красавица»

«Дикие лебеди»

волшебные герои











волшебное место действия











волшебные превращения











волшебные предметы










3. Закончите предложение: «Чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо………………………………………..»

«Чтобы оформитьотзыв о прочитаной сказке надо определить тему, указать автора и название произведения, определить главную мысль сказки, выразить свое отношение к ее героям, подтверждая это их поступками, сформулировать вывод о том, чему учит эта сказка».


Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- соотносить автора и название сказки;

- определять признаки волшебной сказки;

- формулировать высказывание об оформлении отзыва на прочитанную сказку.



III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

• Актуализировать умения:

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять задания в соответствии с целью.

• Научить:

- выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

- использовать разные источники информации;

- оформлять отзыв на сказку;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.
Аня и Ваня получили задание оформить отзыв о прочитанной сказке «Белоснежка и семь гномов». Аня написала: «Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Главная героиня сказки мне понравилась, потому что она красивая и добрая, помогала гномикам вести хозяйство, никогда не ругалась и заботилась о лесных зверях и птицах». Ваня написал: «Главная мысль сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» – только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учит не завидовать людям, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась». Профессор Самоваров прочитал отзыв Ани и Вани на сказку «Белоснежка и семь гномов» и предложил его доработать.

Ребята, почему профессор считает отзыв Ани и Вани незаконченным?


Информативный вариант

1. Впишите в предложенный текст соответствующие слова так, чтобы получился отзыв о прочитанной сказке, используя слова для выбора*:

Отзыв о прочитанной сказке

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе…………… и ее приключениях.

Главная мысль сказки – только ……….. и ………… достойны награды, а зависть и злоба будут ………….

Мне очень нравиться Белоснежка, потому что она………….., помогает гномам готовить, стирать, убирать постельки, шить, вязать. Белоснежка ……………..девушка, разговаривая со старой торговкой, называет ее тетушкой. Самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов» злая …………... Она из зависти хочет убить прекрасную Белоснежку.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть…………, не завидовать чужой красоте и быть………………….
Слова для выбора: Белоснежка, Белоручка, злоба, доброта, лень, трудолюбие, вознаграждены, наказаны трудолюбивая, вежливая мачеха королева , гномы, эльфы, добрыми, трудолюбивыми.

2. Можно ли согласиться с мнением профессора Самоварова, что отзыв Ани и Вани о прочитанной сказке был незаконченным? Обоснуйте свое мнение.



Импровизационный вариант

1.Внесите изменения в текст отзыва Ани или Вани о прочитанной сказке так, чтобы он соответствовал требованиям к его оформлению.



Отзыв Ани

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Главная героиня сказки мне понравилась, потому что она красивая и добрая. Помогала гномикам вести хозяйство, никогда не ругалась и была добра к лесным зверям и птицам.



Отзыв Вани

Белоснежка и семь гномов» – только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учит не завидовать никому, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась.

2. Можно ли согласиться с мнением профессора Самоварова, что отзыв Ани и Вани о прочитанной сказке был незаконченным? Обоснуйте свое мнение.
Эвристический вариант

Выберите произведение зарубежного писателя, которое вам особенно понравилось, и оформите отзыв.

2. Можно ли согласиться с мнением профессора Самоварова, что отзыв Ани и Вани о прочитанной сказке был незаконченным? Обоснуйте свое мнение.
Отзыв о прочитанной сказке*

Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» рассказывает о принцессе Белоснежке и ее приключениях.

Главная мысль сказки – только доброта и трудолюбие достойны награды, а зависть и злоба будут наказаны.

Мне очень нравиться Белоснежка, потому что она трудолюбивая, помогает гномам готовить, стирать, убирать постельки, шить, вязать. Белоснежка вежливая девушка, разговаривая со старой торговкой, называет ее тетушкой. Самый отрицательный герой сказки «Белоснежка и семь гномов» злая мачеха королева. Она из зависти хочет убить прекрасную Белоснежку.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» учит быть добрыми, не завидовать чужой красоте и быть трудолюбивыми.


Личностные умения:

- проявлять желание оформлять отзыв на прочитанную сказку.



Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

- использовать разные источники информации;

- использовать приобретенные знания для оформления отзыва на прочитанную сказку.



Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания..

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.



Предметные умения:

- оформлять отзыв на сказку.




IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Научить:

- соотносить результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности



Самоанализ

Закончите предложения:



1. Мне важно уметь составлять отзыв на сказку, потому что ….

2. Чтобы составить отзыв на сказку, надо ………….

Самооценка

Закончите предложение:



Я……..(очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которое сделал(а) (сам(а), с помощью товарищей, с помощью учителя).

Личностные умения:

- осознание успешности при изучении темы



Регулятивные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

- соотносить поставленную цель и полученный результат

деятельности.




Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя


Результат деятельности

• Соотнести результат с поставленной целью.

• Оценить результат учебной деятельности.



Цели темы:

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.

Ввести план оформления отзыва о прочитанной сказке.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные:

- проявлять творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке.

Познавательные:

- использовать приобретенные знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные:

- соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

- оформлять отзыв о прочитанной сказке.


*Заполняется учителем после освоения темы.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница