Литература Приложение Вступление в российской нашей необъятной шири Есть край заветный, край, где мы живём



Скачать 121.08 Kb.
Дата16.11.2016
Размер121.08 Kb.
Содержание:


  1. Вступление

  2. История телеутской народности

  3. Быт, верования, обычаи телеутов

  4. На пороге нового времени

  5. Литература

  6. Приложение


1. Вступление

«В российской нашей необъятной шири –

Есть край заветный, край, где мы живём.

Зовут его жемчужина Сибири,

А мы землёй любимою зовём.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством наш шахтёрский край.

Кузнецкий край, на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай!»

(Владимир Иванов)

Каждому неравнодушному жителю Кузбасса и в частности города Белово, интересно и полезно знать, кто жил на их земле в глубокой древности? Кем были эти люди? Когда появились и чем занимались? Какие были у этих людей верования, к чему стремились? Как живут народности, проживающие в родном городе в современное время? На эти и другие вопросы непросто ответить, необходимо терпение и большое желание. Но какое чудное удовлетворение ждёт человека, который решил найти и исследовать свой край, землю, на которой он живёт.

Где же найти ответы на многочисленные вопросы? В этом помогают археологические памятники, которые обнаружены в раскопках древних стойбищ и захоронений, расположенных и в нашем Беловском районе, а также работа в библиотеках и музеях, изучение исторической литературы, встречи с интересными людьми, очевидцами знаменательных событий.




  1. История телеутской народности

В Беловском районе Кемеровской области проживает удивительный народ – телеуты. У всех народов своя неповторимая история. Телеуты – древнейшие жители Кузнецкой земли. По происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племён. В далёком прошлом (6 век до н.э.) телеуты входили в группу кочевых скотоводческих тюркоязычных племён «теле», находившихся в составе более сильного в военном отношении объединения кочевников, которые в 6 – 8 в. располагались в Центральной Азии. Название народности «телеуты» берёт начало от названия древнего тюркского племени «теле». Телеуты – веточка большой семьи южно – сибирских татар. На Кузнецкой земле телеуты вели кочевую жизнь, управляемые родовой знатью. Их улусы (несколько объединённых родов) были небольшие – по 40 – 50 юрт. Русские познакомились с телеутами в начале 17 – го века, это была многочисленная группа кочевников, русские их называли «белыми калмыками». В 19 – начале 20 века сложились разные группы телеутов, среди которых наиболее самобытной в этническом отношении остаётся бачатская группа. В Беловском районе они поселились по рекам Ур, Большой и Малый Бачат, заняв обширные пространства плодородной лесостепи. Основным показателем этнического своеобразия телеутов является их язык. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Язык телеутов издавна привлекал внимание учёных. Первые научные сведения и материалы по телеутскому языку содержатся в трудах исследователей тюркских языков. Письменность, созданная православными миссионерами для телеутов на кириллице, к сожалению, в настоящее время оказалась забытой. У телеутов сложилось два основных хозяйственно – культурных типа: кочевые скотоводы – степной зоны и пешие охотники таёжно – степной зоны. Основная масса телеутов расселена по рекам большой и Малый Бачат (отсюда название – бачатские телеуты). В Беловском районе они проживают в сёлах Беково, Челухоево, Шанда, Верховская, Новобачаты.



  1. Быт, верования, обычаи телеутов

Поселившись на Кузнецкой земле, телеуты столкнулись с русскими. Отношения между русскими и телеутами были мирными, дружественными. Кочевники учились у русских строить дома, выращивать хлеб, овощи, изготавливать орудия труда. Научили телеутов заготавливать сено для скота при помощи косы – литовки, применять на охоте огнестрельное оружие, ввели промысел кедрового ореха. Обучили пчеловодству, а также сеять пшеницу, печь хлеб, поддерживать опрятность в домах. А русские учились у телеутов, как содержать скот большими стадами, выделывать шкуры, находить в лесу съедобные растения: кандык, черемшу, саранку. Нередко русским и телеутам приходилось отбиваться от набегов кочевников. Русские несли более высокую культуру, под их влиянием кочевой быт телеутов уступил место оседлой жизни, они стали жить в домах. До этого телеуты проживали в обычных юртах круглой формы из решёток («керге»), покрытой берестой или корой лиственницы. Сени дома, хлев для скота плелись из прутьев и обмазывались глиной. Характерными типами жилища в начале 20 века были «аланчык» – наземная каркасная коническая постройка из жерди и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части. Также телеуты строили «йер у кышту». Это была прямоугольная каркасная или срубленная полуземлянка с плоской или двускатной крышей. Стены обкладывали дёрном и дополнительно обшивали плетнём, внутри, справа от входа, ориентированного на восток, располагалась глинобитная печь. Сооружали телеуты амбары, бани, загоны для скота, хлевы, курятники и др.

Традиционным промыслом была охота: верхом – на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, соболей, лосей, косуль. Из птиц добывали уток, перепёлок, рябчиков. Охотились с луком, позднее с копьём, а в с 19 века – с ружьём. Во время охоты расставляли силки, разные ловушки. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Из домашних ремёсел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитьё. Кочевое скотоводство играло главную роль в хозяйстве телеутов. Телеутские стада в основном состояли из лошадей и коров.

Издавна телеуты пользовались приёмами народной медицины, что помогало им существовать в условиях Сибири. Они знали о свойствах трав, минералов, целебных источников. Эти знания и практический опыт они закрепляли в виде традиционных норм и правил. Телеуты отличаются любознательностью и наблюдательностью, тонко понимают окружающую природу, умеют к ней приспосабливаться. От болезней телеуты использовали минеральные воды, порошки из минералов (красной меди), отвары из трав, растительные и животные мази, применяли панты молодых оленей.

Удивительна по своей красоте и практичности национальная одежда телеутов. До сих пор телеутские женщины шьют красивые праздничные одежды, дошедшие из глубокой старины. Основная одежда телеутских женщин – длинное платье «кунёк» и шаровары из ситца или холста. Особенностью праздничного платья является нашитое нагрудное украшения «тоиток». Традиционными женскими украшениями были: серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди или серебра. В отличие от женской традиционная мужская одежда к 20 веку вышла из употребления, хотя отдельные элементы костюма бытовали вплоть до 60-х годов 19 века. За годы общения телеутов с русскими произошли изменения в мужской одежде бывших кочевников. Мужчины – телеуты стали одеваться так же, как и русские, - высокие сапоги, синие или белые льняные штаны на шнурке у живота, белые или пёстрые рубахи домотканого сукна русского покроя.

К блюдам традиционной кухни телеутов относятся «тутмаш» - бараний бульон с кусочками теста, мясом и луком, «канн» - колбаса из овечьей или конской крови, различные супы, большие пельмени в форме полумесяца и др. Также широко применялись телеутами молочные напитки.

До принятия христианства у телеутов была шаманская вера. По представлению шаманов («камов») Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоёв («кат»), на которых живут небожители («ульгени»). Телеуты верили в загробную жизнь, считая, что на небе также как и на Земле светит солнце и луна, бродят тучные стада коров, табуны лошадей. Верховным божеством у телеутов являлся Ульген. Считалось, что он был создателем Земли и обитал на небе. А подземным миром правило божество Эрлик. Телеуты приносили жертвоприношения не только Ульгену, Эрлику, но и духам воды, гор и т.д. Особым образом телеуты поклонялись огню, это был целый комплекс почитания. Огонь воспринимался живым явлением и являлся хранителем рода, символом счастья семьи. Телеуты верили в духов – покровителей родов – Баянларов. Каждый род имел своего баянлара. Ему поклонялись, приносили в жертву животных. Кроме Баянларов в каждой семье поклонялись духам, охранявшим семью от несчастий. Называли их «тосьтор». Это были небольшие куколки, сшитые из материи и хранившиеся в небольших мешочках. До сих пор такие мешочки можно увидеть в некоторых домах телеутов. Самого главного духа, который покровительствовал телеутам в хозяйстве, звали Кайракан. Он жил в горах между нынешними сёлами Беловского района Каракан и Пермяки. Вот почему эти горы называются Караканские. В конце 19 века миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале 20 века появилась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы. Среди национальных обычаев характерны две формы брака – по сговору (сватовство) и через умыкание (похищение). Вплоть до 20–х годов 19 века практиковались браки несовершеннолетних. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство, сговор и свадебный пир.

Телеуты считают покровительницей детей молодую красивую женщину «Май-эне». Интересен ритуал укладывания ребёнка в колыбель, который совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Похоронно - поминальный обряд во второй половине 19 – начале 20 века уже соответствовал православным нормам. Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших обычно хоронили на второй день после смерти. С конца 19 века в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные ритуалы телеуты приурочивают к церковным датам.

Известны телеуты своей песенной культурой, которая уходит в глубокую древность. Эта культура неразрывно связана с трудовой деятельностью, бытом, мировоззрением народа, его историей. Специфической особенностью песенного жанра является то, что каждый род, каждое племя имели свои песни и соответственно свою своеобразную мелодическую окраску этих песен. Телеутские народные песни прошли длительный путь своего развития. Песни вошли в репертуар последующих этапов исторического развития фольклора, и стали всеобщим народно – просветительным достоянием. Посредством знакомства с песенной культурой народа мы узнаём его взгляд на окружающую действительность, его думы и чаяния, оценку исторических событий, его философию и психологию. В народные песни заложен глубокий идейный смысл.

Существенное место в духовной культуре телеутов занимает фольклор. Наиболее монументальный жанр фольклора телеутов – героический эпос, исполняемый сказителями под аккомпанемент струнного инструмента «шертме – комыс». Также распространены среди народа исторические предания и песни времён телеутско – джунгарских войн, принятия телеутами подданства России. Их популярные герои – богатырь Шюню, князья Мамыт и Балык и др. Ритуальный фольклор включает благопожелания, связанные с семейно – бытовыми обрядами, похоронные плачи, шаманские заклинания. Известны также плясовые песни под аккомпанемент русской балалайки или гармони, весенние игры с плясками.



4. На пороге нового времени
Перед революцией в телеутской волости, центром, которого было село Беково, проживало немного больше одной тысячи оседлых телеутов. Скотоводство преобладало над земледелием. У богатых телеутов в хозяйстве было 30 - 40 лошадей, 10 – 15 коров, а средний крестьянин имел 2- 3 лошади и столько же коров. Октябрьская революция отозвалась в Сибири выступлениями рабочих и крестьян за установление Советской власти. На митинге в Беково был избран ревком. В 1925 году телеутская волость была реорганизована в сельский Совет с центром в Беково. Стали создаваться беднотой колхозы, чаще всего из родственников или близко знакомых. За годы советской власти в жизни телеутов произошли большие изменения. Некоторые улусы исчезли с лица земли. В сёла Челухоево и Беково переселились семьи из других улусов. Первая заимка Беково появилась около 1850 года. Часть телеутов переехала в колхоз имени Ильича в Новобачаты. Село Беково превратилось в современное культурное село. В домах водопровод, асфальтированные улицы. Изменился внешний вид села. Если зайти в дом бывшего кочевника, то можно увидеть три – четыре жилые комнаты, в которых современная мебель, домашняя техника. А в 1999 году в селе Беково был открыт государственный историко – этнографический музей «Чолкой», что в переводе с телеутского означает «род». Много жителей и гостей Кузбасса посетило этот уникальный комплекс. За время своего существования музей вышел далеко за пределы здания Бековского Дворца культуры. «Чолкой» – настоящая кладезь уникальных экспонатов. На близлежащей территории построены жилища телеутов, начиная от юрты и кончая современным домом. Этот музей под открытым небом, равнозначен музею в здании. Экскурсия в «Чолкой» - это настоящий праздник. Посетителей может встретить телеутский князь или воин на коне, а может и шаман с бубном. Музей «Чолкой» создавался для людей, с помощью людей и, конечно, о людях. 2010 год объявлен Годом учителя. Музей также внёс свою лепту в поддержку учительства. В «Чолкое» подготовили экспозицию, рассказывающую об истории образования села Беково. Здесь можно увидеть оригиналы различных документальных свидетельств прошлого телеутов. Музей интересен ещё и тем, что его подворье насчитывает и кроликов, и голубей. Несмотря на молодость музея, он один из самых посещаемых в Кузбассе.

Интерес к уникальной истории телеутов не угасает и сегодня. Сохранить культурное наследие, помнить и знать историю своей земли, своей «малой родины» - долг каждого уважающего себя человека.

«Родина наша малая –

Там, где родился и рос,

Связана с лаской маминой,

С лепетом белых берёз.

Родина наша малая,

Там, где в прощальный час,

Зори восходят алые,

Добром, провожая нас»



(Валентин Махалов)

Литература:


  1. Д.В. Кацюба. Учебное пособие. История Кузбасса / Кемеровское книжное издательство, 2005г.

  2. Газета «Беловский вестник» от 21.05.2010г., Сокровище нации, тепло души.

  3. Я. Б. Бедюров. Как рассеялись телеуты. История, фольклор и культура /Горно – Алтайск, 1990г.

  4. О.В. Белобородова. О малых и больших народах /Новокузнецк, 1989г.

  5. Белово и беловчане / Москва. Недра, 1087г.

  6. А.П. Уманский. Телеуты и русские /Новосибирск, 1980г.

Приложение
Телеутский толковый словарь
Украшения
Телен- одежда
Тончи– пуговица, используемая для украшения одежды. Железные пуговицы делают из бус, но есть и другой способ изготовления пуговиц: из старинных монет. Такие пуговицы называются «кумош тончи»
Сырьга – серьги. Телеутские женщины любят большие серьги. Традиционным украшением является большая серьга, в виде кольца, к которому прикрепляется украшение типа пуговицы, либо богатые свисающие пластинки различной формы, их носят пожилые женщины. Молодые женщины предпочитают золотые серьги больших размеров и форм, с орнаментом (узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)
Тум – украшение телеутских девушек, представляет собой связанные в пучок раковинки при помощи волос. Когда девушка выходила замуж, тум расплетали и дарили по одной раковинке подругам, вплетая в косу другое украшение – тана. В настоящее время обряд с участием тума изменён и представляет собой не пучок из раковин, а одну раковинку, нанизанную на длинную тесёмку – тибек. При помощи этой тесьмы украшение вплетается в волос.
Тана – украшение, которое заплетают в волосы женщины, соединяя две косы на концах. Тана – старинная монета на крупной цепочке. В косы вплетается при помощи шнурка, привязанного к цепочке. Чтобы коса не мешала, тана несколько раз продевается через пояс.

Праздники
«Крлодл» - рождество с седьмого января по четырнадцатое января. В первый день готовят мясные блюда, пекут пироги и «курчук» (курник). Во второй день дети бегают по дворам и созывают на игры «оин» песней «Урей». Игры проходят по вечерам всю неделю. На игры приходят и стар, и млад.
«Чертек» - люди обряжаются в национальную одежду, большим платком покрывают голову и надевают шапку, лицо закрывают другим концом платка, окружающие должны узнать плясунов. Обычно в эти праздники парни присматривают невест.
«Пельменекту» - проходит 13 января. В этот день делают пельмени и вкладывают в них серебряные монеты (пожелание счастья). Каждая монета наделяется определёнными пожеланиями. Из берёзы (берёза – благородное дерево) вырезают крестики. Эти крестики бросают в колодцы, на крыши домов.
«Малтыкту» (крещение) – проходит 19 января.
«Курник» - Пасха. Весенний праздник. Рано утром дети приходят в каждый дом с вестью: «Христос воскрес!», за эту новость они получают крашеное яйцо или конфеты. В полдень пожилые и молодые выходят на улицу – начинаются игры. Играют в основном молодые, а люди старшего поколения ходят друг к другу в гости. А молодые играют в традиционные игры до утра.
«Тумаинту» - проходит 7 апреля. Благовещение – христианский праздник, посвящённый возвещению архпнгелом Гавриилом деве Марии тайны воплощения от неё Бога Слова. Празднуется в православной церкви. Благовещение – праздник, когда все готовят «тутмаш» (мясное блюдо) и отличаются особой гостеприимностью.
«Пардакай» - престольный телеутский праздник проходит 7 июля. Люди ходят друг к другу в гости. В каждой деревне свой праздник.
После обращения телеутов в христианство, кроме однодневных праздников, праздновали и празднуют недельные праздники: Пасху, Масленицу, Рождество.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница