Литература для школьников на книжном рынке Казахстана. Муратова Алма Шариповна, зав библиотекой сш №115



Скачать 187.31 Kb.
Дата20.11.2016
Размер187.31 Kb.
«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»



Мектеп оқушыларының мәдени оқу сауаттылығын кәзіргі заман әдебиеттерің оқыту арқылы көтеру.

Повышение читательской культуры школьников

через использование современной литературы.


29 апреля 2011 года

Семинар МО библиотекарей

школ г. Костаная

Қостанай қаласы

2011 жыл

Программа семинара:

Место проведения: средняя школа №2.



Мектеп оқушыларының мәдени оқу сауаттылығын кәзіргі заман әдебиеттерің оқыту арқылы көтеру.

Повышение читательской культуры школьников

через использование современной литературы.

29 сәуір 2011 жыл



1. Мектеп оқушыларының мәдени оқу сауаттылығын казіргі заман әдебиеттерің оқыту арқылы көтеру.

Повышение читательской культуры школьников через использование современной литературы.

Молдабекова З.К., методист Гор ОО.


2. Қазақстан кітап нарығындағы оқушыларға арналған казіргі заман әдебиеттері.
  1. Современная литература для школьников на книжном рынке Казахстана.

Муратова Алма Шариповна,


зав. библиотекой СШ №115.

3. Балалардың оқырмандық қызығушылығын көтеру жолдары мен қолдануы.

Приемы и средства повышения читательского интереса детей.

Акмышева Галина Рахимовна,

библиотекарь СШ №23.

4. Мектеп кітапханасының оқулықтарын тарату туралы құжаттарды жүргізу үшін қазіргі заман талаптары: практикалық сабақ.

Современные требования к ведению документации о выдаче учебников в школьной библиотеке: практическое занятие.

Потапова Татьяна Викторовна,

зав. библиотекой СШ №2.

Повышение читательской культуры школьников

через использование современной литературы.
Чтение детей — одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта нации. Для будущего каждой нации особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в Мир книжной культуры.

Результаты исследования за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

«Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и др., — отмечает доктор философских наук, президент Фонда чтения им. Н. А. Рубакина С. Н. Плотников, — в том, что чтение — всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует эти новые качества».

Наверное, сейчас нет актуальней темы, чем детское и подростковое чтение. Ведь основная тенденция последних лет — утрата чтением его исключительной роли в нашем обществе, потеря статуса самого престижного занятия. В наши дни чтение все больше становится ориентированным на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, становится сопутствующим занятием. Социологи рассматривают чтение как «чуткий, надежный, даже универсальный индикатор состояния общества и отношение общества к его будущему.

Основные функции школьной библиотеки, как и любой другой: образовательная, культурная, информационная. Именно в школьной библиотеке школьники получают знания и навыки информационной грамотности. Знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, от класса к классу, обеспечивая преемственность в обучении.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

Перед Казахстаном стоят амбициозные задачи. Претворят их в жизнь предстоит нашим юным читателям. Какими умными, грамотными, успешными в жизни они станут, во многом зависит от того, какие книги вы предложите им прочитать сейчас.

Казахстан — многонациональное и поликонфессиональное государство. Многонациональна и казахстанская литература. Здесь работают казахские, русские, уйгурские, корейские, немецкие писатели и поэты.

В современной казахской литературе есть достойные произведения для внимания детей.

В фонды школьных библиотек поступили книги по устному народному творчеству казахского народа «Легенды волшебной страны страны Атамекен», «Мифы Древнего Казахстана» «Предания Древнего Казахстана».


Издаются произведения отдельных авторов. Современная казахская литература представлена такими именами, как А. Нурпеисов, А. Тарази, Ф. Унгарсынова, Б. Мукаев, К. Искаков, Б. Каирбеков. Известны русскоязычные авторы: прозаики (В. Гордеев, Г. Бельгер, Н. Верёвочкин), поэты ( О. Сулейменов, Б. Канапьянов, Н. Чернова, Г. Банников), критики (В. Бадиков, В. Савельева, Л. Сафронова).
К сожалению, в этом году ушёл из жизни Кадыр Мырза-Али – талант нашей эпохи, расширивший границы казахской поэзии до всемирного звучания. Благодаря его поэзии качественно новый уровень обрела современная казахская литература, развитию которой он посвятил свой многолетний плодотворный труд. «Казактын Кадыры» («Казахское Достоинство») называли его в народе и почитали как обладателя особого Дара, хранителя народного духа.

Он – автор более 40 поэм, множества литературно-критических статей, песенных сборников, книг прозы, вошедших в 90-е годы в 5-томное собрание сочинений, а в 2001 году составивших 15-томное собрание сочинений. Им написаны слова к более чем 200 песням, снискавшим ему большую народную любовь. На сценах республиканских театров поставлены его пьесы, вызывающие неизменный интерес зрителей. Увлечением всей жизни поэта стало собирание загадок, пословиц, скороговорок казахского народа и народов мира, с которыми он знакомит казахского читателя и которые составили несколько сборников.

Кадыр Мырза-Али внес неоценимый вклад в развитие казахской детской литературы. Его стихи переведены на многие языки.

Внимание детей необходимо обратить на творчество Б.Мукаи, С.Елубая, А.Мекебаева, А.Тарази, Х.Адибаева, К.Жумадилова, У.Доспанбети, Т.Закенова, К.Исабая, Алтая Аскара, Алибека Аскара, Т.Абдикова и др.


Молдабекова З.К., методист Гор ОО.
Современная литература для школьников

на книжном рынке Казахстана.

Полноценное развитие ребенка невозможно без литературы. Хорошая детская литература учит ребенка доброте, любви, дружбе, в лёгкой и доступной форме развивает многие важные человеческие качества. Чтобы вырастить гармонично развитую личность, нужно с детства прививать ребенку любовь к чтению. Детская литература впитывает все лучшее, что было создаётся писателями и приумножается детской фантазией, помогает воспитывать добрых, умных и отзывчивых детей, развивать их мышление и память.раскрыть запись

В памяти людей среднего и старшего поколения живы времена, когда Советский Союз считался "самой читающей страной в мире", и казахстанцы как представители некогда единой страны имели все основания гордиться причастностью к кругу читающей публики. В обществе существовала культура чтения, и для довольно широкого круга людей книга была не только, как утверждается в известных афоризмах, лучшим подарком и источником знаний, но и советчиком, другом, с которым не приходилось скучать. Издательства работали в полную нагрузку, книг издавалось много и этими книгами до сих мы пользуемся

Но времена изменились - распался СССР, а вместе с ним существовавшая система книгоиздательств и книготорговли. К сожалению, за годы кризисов и экономических потрясений выросло поколение людей, в принципе не привыкших читать что-либо помимо учебной литературы и работ, с которыми необходимо ознакомиться "по обязанности".

Согласно проведенному Национальной книжной палатой исследованию, предметом которого стало изучение ситуации в печатной отрасли РК в период с 1991 по 2008 год, большинство казахстанцев покупают 1 книгу в два месяца, и лишь 17% соотечественников приобретают свыше одной. Порядка 50% взрослого населения вообще не читают книг, а родителям, которым чужда культура чтения, трудно привить любовь к книге своим детям.

С обретением независимости и суверенитета Республики Казахстана отсчитывается новый этап развития книгоиздания. В условиях перехода к рыночной экономике функционируют 2 государственных и более 300 негосударственных издательств. По данным Национальной книжной палаты в 2009 году отечественными издательствами было выпущено 78,4% от объема книжной продукции, произведенной в 2008 году, хотя количество наименований изданных книг выросло на 24. Иными словами, еслилее активно.

Приоритетным направлением отрасли книгоиздания является выпуск красочно иллюстрированной детской литературы, мировой детской классики, издание мемуаров известных личностей Казахстана, литературы по музыке и других изданий, пропагандирующих казахстанскую многонациональную культуру, национальное и мировое культурное наследие.

Книги для детей издают: Алматыкітап, Аруна, Мектеп, Балауса баспасы и др.издательства

Алматыкітап. Новые книги

Қуырмаш. Мектепалды даярлық тобы мен бастауыш сынып балаларына арналған.

Жинаққа енген өлеңдер балалардың бесік жырынан бастап, ойыншық сылдырмақпен ойнауы, қаз-қаз басуы, тұсау кесер, мектепке бару қадамдарын бейнелейді. Балалардың жаттап алуларына өте жеңіл.

Жұмбадательства или, скажем, учебных программ, в принципе не может быть закрыт за счет импорта. На протяжении многих лет юридическая и образовательная литература, а также словари, исторические труды оставались теми самыми сегментами, в которых казахстанская книжная продукция была представлена наиболее активно.

Приоритетным направлением отрасли книгоиздания является выпуск красочно иллюстрированной детской литературы, мировой детской классики, издание мемуаров известных личностей Казахстана, литературы по музыке и других изданий, пропагандирующих казахстанскую многонациональную культуру, национальное и мировое культурное наследие.

Книги для детей издают: Алматыкітап, Аруна, Мектеп, Балауса баспасы и др.издательства



Алматыкітап. Новые книги

Қуырмаш. Мектепалды даярлық тобы мен бастауыш сынып балаларына арналған.

Жинаққа енген өлеңдер балалардың бесік жырынан бастап, ойыншық сылдырмақпен ойнауы, қаз-қаз басуы, тұсау кесер, мектепке бару қадамдарын бейнелейді. Балалардың жаттап алуларына өте жеңіл.

Жұмбақ, жаңылтпаш, мақал-мәтел, сұрақтамалар, тапқырларға тапсырма дейсіз бе бәрін-бәрін осы кітаптан табасыз.

Қуырмаш балалар көңілінен шығар деген үміттеміз.

Мой день.

Эта книга с окошками - сюрпризами познакомит малышей с правильным распорядком дня и научит проводить свой день весело и интересно. Ребенок с удовольствием послушает веселые стихи, рассмотрит забавные картинки и ответит на вопросы.



Национальная кухня казахов

В книге описаны казахские национальные блюда, деликатесные продукты, приведены пословицы, цитаты, высказывания. Книга поможет читателям больше узнать о культуре быта казахского народа. На казахском и русском и английском языках.



Светлые дни. Воспоминания, эссе.

Книга посвящена Бауржану Момышулы - прославленному герою Великой Отечественной войны, легендарному командиру, известному писателю. В произведении, написанном снохой героя, ярко и ёмко раскрывается образ великого сына казахского народа, его мудрость и человечность. Книга дополнена фотографиями из семейного архива Б. Момышулы.



Ќазаќ маќал-мәтелдері. Казахские пословицы и поговорки. Ќазаќ және орыс тілдерінде.

Жинаќќа екі мыѕнан астам маќал-мјтелдер енгізілді.Олар мазмўнына ќарай 50 таќырыпќа топтпстырылєан. Жинаќ журналистерге, саясаткерлерге, ќазаќ тілін їйренушілерге, жалпы кґпшілік оќырманєа арналєан.

В сборник вошли свыше двух тысяч казахских пословиц и поговорок. Для удобства пользования они сгруппированы по 50 темам. После каждого раздела даётся перевод на русском языке в последовательности. Сборник представляет интерес для журналистов, политических деятелей, для изучающих казахский язык и всех тех, кто любит образное народное слово.

Сұрақ және Жауап. Энциклопедия

Сұраќ және жауап энциклопедиясы ағылшын тіліндегі тїп нүсқасы қазақ тіліне аударылған.

Кітаптың атына сәйкес әлем, жер планетасы, дүние жүзі тарихы, табиғат әлемі, адам денесі, ғылым және техника әлемге, мәдиниет, спорт, ойын-сауыќ сұрактарына жауаптар енгізілген.

Мектеп оқушылары іздеген ғылыми деректерін таба алады.

Энциклопедия мектеп оќушыларын жјне кґпшілік оќырман ќауымды ќызыќтырары сґзсіз.

Қазақстан музейлері. Музеи Казахстана. MuseumofKazakhstan: Альбом.

Издательство: Алматыкiтап баспасы


Автор: Мерекеева С.К.

Чувствуешь ли ты силу? Занимательная физика.

Издательство: Алматыкiтап Баспасы


Автор: Хаммонд Р.

На каз., рус.языках



Аруна.

Қазақстан мешіттері мен медреселері.(Аруна)

Қолыңызбағы дүние - ІХ - ХХ ғасырлардағы Қазақстан мешіттері мен медреселері және сол мерзімде ғұмыр кешкен ислам ғұламалары мен ата дінімізге қызмет еткен рухани шамшырақтар жайлы баяндайтын тұңғыш еңбек.

год издания: 2009



Эмир Тимур.

Серия: «Знаменитые люди Востока»

"Эмир Тимур" — красочно иллюстрированная книга для детей и взрослых на казахском и русском языках, которая доступно повествует о жизни знаменитого полководца и государственного деятеля эмира Тимура.

год издания: 2007



Ақ көбелек.

"Анаммен оқып, әңгімелеймін" топтамасының әрбір кітабы үш ертегі не үш әңгімеден тұрады. Олармен танысқан бала мәтіннің соңында берілген суреттерге қарап, дұрыс әңгімелеуге үйренеді. Мұндай тапсырмалар біртіндеп күрделене түседі. Соңғы тапсырмада оқиға желісінің бір көрінісі қалып қойған. Осы суретті салу үшін бос орын қалдырылған.

Бұл тапсырма қиындық туғысған жағдайда бала оқиғаны ауызша айтып, жалпы мазмұнына байланысты кез келген сурет салуына болады.

год издания: 2007



Туған топырақ.

"Анаммен оқып, әңгімелеймін" топтамасының әрбір кітабы үш ертегі не үш әңгімеден тұрады. Олармен танысқан бала мәтіннің соңында берілген суреттерге қарап, дұрыс әңгімелеуге үйренеді. Мұндай тапсырмалар біртіндеп күрделене түседі. Соңғы тапсырмада оқиға желісінің бір көрінісі қалып қойған. Осы суретті салу үшін бос орын қалдырылған.

Бұл тапсырма қиындық туғысған жағдайда бала оқиғаны ауызша айтып, жалпы мазмұнына байланысты кез келген сурет салуына болады.

год издания: 2007



Мектеп.

Аудио-книги. Великий джут. Валерий Михайлов

Балаусабаспасы.

Әлем халықтарының ертегілері

Бұл әлем балалар әдебиетіне арналған 50 томдықтың бірі.

год издания: 2007



Ертегілер. Өлеңдер. Поэмалар.

Бұл томға орыстың ақыны А.С. Пушкиннің балаларға арналған, халық ауыз әдебиеті негізінде жазған ертегілері, балалардың елін, жерін, оның әсем табиғатын сүюіне көмектесетін патриоттық рухтағы өлеңдері, поэмалары іріктеліп енгізілді.

год издания: 2007

Алтын абдыра. Қазақ балалар әдебиеті.

Бұл жинаққа бұрын-соңды Қазақстанда жарық көрген балалар ауыз әдебиетінің барлық туындылары енді. Сонымен бірге Қытай қазақтарының араб әрпінде басып шығарған балалар ауыз әдебиетімен толықтырылды.

год издания: 2007

Фолиант

«Бабалар сөзі»

Жүз томдық жинағын құрастыру және жариялау болып табылады. Аталмыш бірегей кітап сериясын 2004 жылдан бастап «Мәдени мұра» бағдарламасын жүзеге асыруға белсене атсалысып келе жатқан «Фолиант» баспасы. Бүгінгі таңда 100 томдық «Бабалар сөзі» кітаптар сериясының 52 томы жарық көріп үлгерді. 

Известные писатели и поэты — Аким Тарази, Рахимжан Отарбаев, Бейсенбай Сулейменов, Нургожа Ораз, Уалихан Калижанов издаются в Казахстане.

Сборник «Отверженный мир» состоит из отдельных рассказов. Пронзительно – щемящее детство в рассказе «Токтышак», но через призму этого детства и приватизация и дикие рыночные («базарные») отношения, трагичные в восприятии ребенка-сироты (только ли в его восприятии?). Пьеса «Мустафа Шокай» автор Р.Отарбаев

В Китае состоялась презентация книги «Последняя бомба войны» казахского писателя и драматурга Рахимжана Отарбаева, изданной на китайском и арабском языках. В нее вошли исторические очерки, повести, воспоминания. Это первая книга из Казахстана, опубликованная в Китае за последние тридцать лет.

Отарбаев, Р. Два рассказа / Рахимжан Отарбаев // Юность. - 2009. - N 10. - С. 37-47

19 октября 1956 г.р.

Так, в области литературы номинантами на гос.премию за 2010 г. стали Рахимжан Отарбаев за сборник рассказов и повестей «Аспандағы ақ көбелектер», Жолтай Алмашев - за роман-дилогию «Күлкі мен көз жасы», Шомишбай Сариев - сборник стихов «Шөл даланың ұлымын...», Мырзагали Инирбаев - роман-трилогию «О, Данышпан, Дүние!», Несипбек Айтулы - за сборник поэм «Ерлікке ескерткіш», Кажыгумар Шабданулы - роман «Қылмыс», Дюсенбек Накипов - романы «Круг пепла», «Тень ветра», сборник поэм «Время Ре», Сабит Досанов - роман «Намыз найзағайы», Смагул Елубаев - роман-трилогию «Ақ боз үй», Адам Мекебаев - роман «Құпия қойма», Мухтар Магауин - роман «Жармақ», Рапилбек Ниязбек - сборник стихов «Құлагердің құлыны», Жаркен Бодешулы - сборник стихов «Бұрылыс», Масимджан Зульфукаров - роман-дилогию «Сәрәп», Сейит Кенжеахметулы - сборник сатирических рассказов «Мірдің оғындай», а также Жумекен Нажимеденов - сборник стихов «Менің Қазақстаным».


84(5Қаз)Қаз7 Асылбек Абдрахман. Ағынан ақтарылып: өлеңдер, балладалар,

А89 дастандар / А. Асылбек.- Астана: Астана полиграфия, 2010.- 344 б.-

(Қазіргі қазақ поэзиясы).

84(5Қаз)Қаз7 Әбдікұлы Төлен. Парасат майданы: повесть / Т. Әбдікұлы.- Астана:

Ә14 Фолиант, 2009.- 88 б.

84(5Каз)Нем7 Бельгер Герольд Карлович. В отчем доме: рассказы, повести :

Б44 избранные сочинения. Т. 2 / Г.К. Бельгер.- Алматы: Балалар әдебиеті, 2010.-

400 с.- (Тамыр).

84(5Каз)Нем7 Бельгер Герольд Карлович. Дом скитальца: роман : избранные

Б44 сочинения. Т. 3 / Г.К. Бельгер.- Алматы: Балалар әдебиеті, 2010.- 400 с.-

(Тамыр).

84(5Каз)Нем7 Бельгер Герольд Карлович. Туюк су: роман, рассказы, эссе :

Б44 избранные сочинения. Т. 4 / Г.К. Бельгер.- Алматы: Балалар әдебиеті, 2010.-

400 с.- (Тамыр).

84(5Қаз)Қаз7 Бөкей Оралхан. Өз отыңды өшірме: роман / О. Бөкей.- Алматы:

Б78 Өнер, 2010.- 384 б.- (Қазақтың 100 романы).

84(5Каз)Рус7 Владимиров Владислав Васильевич. Собрание сочинений: в 5 т. Т.

В57 2: Нет повестей печальнее: Из прошлого - близкого и далекого: повести / В.

В. Владимиров.- Алматы: Балалар әдебиеті, 2010.- 320 с.- (Тамыр).

84(5Каз)Рус7 Гундарев Владимир Романович. Душа стремится к небесам..:

Г94 избранное / В.Р. Гундарев.- Астана: Астана-Полиграфия, 2010.- 240 с.

84(5Қаз)Қаз7 Дулатов Міржақып. Шығармалары / М. Дулатов; құраст. С. Негимов.-

Д79 Алматы: Ана тілі, 2010.- 320 б.- (Мерейтойлық әдебиет).

84(5Қаз)Қаз7 Ерубаев Саттар. Менің құрдастарым: роман/ С. Ерубаев. Боран:

Е75 роман/ Т. Ахтанов / С. Ерубаев.- Алматы: Өнер, 2010.- 448 б.- (Қазақтың

100 романы).

84(5Қаз)Қаз Жұмағалиев Қайрат. (Писатель- педагог) Кім ойлап тапқан?: балаларға арналған өлең,

Ж81 тақпақ, ертегі / Қ. Жұмағалиев.- Алматы: Педагогика-Пресс Баспа үйі, 2010.-

240 б.

84(5Қаз)Қаз7 Қабдолов Зейнолла. Екі томдық шығармалар: романдар / З.



Қ13 Қабдолов.- Алматы: Өнер, 2010.- 440 б.- (Қазақтың 100 романы).

84(5Қаз)Қаз7 Қошым - Ноғай Байбота Серікбайұлы. Алғашқы мүшел: балаларға

Қ77 арналған өлеңдер, тақпақтар, санамақтар, мазақтамалар, жұмбақтар,

жаңылтпаштар, ертегілер / -.Н. Қошым.- Астана: Педагогика ПРЕСС, 2010.-

296 б.

84(5Қаз)Қаз7 Мархабаев Абдул-Хамид. Жұлдыздар жарығы жерге жетеді:



М26 фантастика / А. Мархабаев.- Алматы: Педагогика-Пресс Баспа үйі, 2010.- 432

б.- (Балалар әдебиеті).

84(5Қаз)Қаз7 Нұрмағанбетов Тынымбай. Жер иісі: роман / Т. Нұрмағанбетов.-

Н86 Алматы: Өнер, 2010.- 320 б.- (Қазақтың 100 романы). Детские произведения: «Балалық шақтын әндері», Қош бол,ата» и др.

84(5Қаз)Қаз7 Өмірбек Жаппар..Таңдамалы / Ж. Өмірбек.- Алматы: Қазақстан,

Ө44 2010.- 320 б.- (Замандастан Мирас). Поэт переводчик.Стихи русских и советских классиков, «Два капитана» Каверина, возглавлял секцию детской и юношеской литературы в Союзе казахстанских писателей.

84(5Қаз)Қаз7 Сүлейменов Бейсенбай. Күннен келген адам: повестер, әңгімелер,

С90 ертегілер / Б. Сүлейменов.- Астана: Педагогика ПРЕСС, 2010.- 352 б.

84(5Қаз)Қаз7 Шашкин Зеин. Доктор Дарханов: роман / З. Шашкин.- Алматы: Өнер,

Ш32 2010.- 480 б.- (Қазақтың 100 романы).

84(5Қаз)Қаз7 Ысқақ Қалихан. Ақсу - жер жаннаты: роман / Қ. Ысқақ.- Алматы:

Ы88 Өнер, 2010.- 480 б.- (Қазақтың 100 романы).


Вышел трехтомник акына-импровизатора, почетного гражданина Алматинской области, награжденного орденом «Құрмет», Алимкула Жамбылова, внука Жамбыла Жабаева.
Муратова А.Ш., заведующая библиотекой СШ № 115.
Приёмы и средства повышения

читательского интереса детей.
На современном этапе проблемы информационной грамотности, образованности, культуры чтения становятся особенно значимыми. Библиотекари являются теми специалистами, которые играют в решении этих проблем ключевую роль.

Огромную решающую роль в повышении читательского интереса детей играет семья. Библиотекарям необходимо провести беседы с родителями: помочь родителям понять значение и преимущества чтения, освоить приёмы руководства чтением детей, объяснить значения чтения на ночь, громких чтений в кругу семьи и по вечерам и любое другое свободное время.

Во многих странах громкое чтение в библиотеке снова на пике популярности, как одна из самых эффективных форм работы по привлечению к чтению.

Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.

Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением.

Значительную роль в развитии детей играют школьные занятия, которые с каждым годом наполняются новым содержанием и постепенно приучают детей к чтению.

Чтобы читатели посещали библиотеку и были активными читателями необходимо постоянно с ними работать, находить и использовать новые методы и технологии, мероприятия проводить в увлекательной форме, желательно, чтобы читатели были не только слушателями, но и активными их участниками, разбудить в них любопытство и желания обогащения имеющихся знаний.

Приведу приёмы и средства повышения читательского интереса детей.

Первое – это конечно же библиотечные уроки. Формы проведения библиотечных уроков разнообразны. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы и т.д.

Результативность библиотечных уроков зависит от таких моментов как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала,

познавательная активность учащихся.

Библиотечные уроки будут интересными и запоминающимися, если использовать интерактивные кабинеты.

Приёмами и средствами повышения читательского интереса детей являются наглядные формы пропаганды книги : книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки, которые своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

Одним из наиболее эффективных средств повышения читательского интереса детей является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги, объединённые одной темой, данные в определённой последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочиваются к массовым мероприятиям, организуемых библиотекой.

Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.

В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации.

Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными.

В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателей, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объёму.

Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе.

К приёмам и средствам повышения читательского интереса детей относится и массовая работа. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.

Одним из приёмов и средств повышения читательского интереса детей является обсуждение книги. Обсуждение книги – это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико.

Обсуждение книги – хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.

К приёмам и средствам повышения читательского интереса детей относится и встреча с писателями. Например, встреча с земляками-писателями, чьи книги с интересом читают дети.

В этом докладе я описала основные приёмы и средства повышения читательского интереса детей, воспитание культуры чтения.

Благодаря умелой организации этой работы можно добиться хороших результатов.

Акмышева Г.Р. , библиотекарь СШ № 23 им. М.Козыбаева.



Рекомендации по теме семинара.


  1. Школьным библиотекарям отслеживать ситуацию на книжном рынке Казахстана.

  2. Предоставлять читателям информацию о новых книгах в библиотеках.

  3. Использовать разные формы работы для повышения читательской активности.

  4. Вести строгий учёт учебного фонда.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница