Ликбез. Русский язык



Скачать 108.53 Kb.
Дата31.10.2016
Размер108.53 Kb.

Ликбез. Русский язык -- http://lik-bez.com



Тест 000.11.09.023
Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


  1. мозАичный

  2. сирОты

  3. согнУтый

  4. свЕрлит


А2. В каком предложении вместо слова ШУМНЫЙ нужно употребить ШУМОВОЙ?


  1. Энергичный и ШУМНЫЙ зачинатель многих дел, мастер домашние дела бросал на полдороги.

  2. Грозила степная весенняя путина; в каждом ярке и каждой балке — ШУМНЫЕ потоки снеговой воды.

  3. Я узнал, что старик выступил в губернском городе, что был там у него ШУМНЫЙ успех и ему обещали поездку в Москву.

  4. Город-то разросся, одно свадебное гулянье настигает другое, да и ШУМНОЕ их оснащение возросло.


А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


  1. двести граммов

  2. их тетради

  3. началися каникулы

  4. самый молодой


А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пытаясь понять объяснения егеря,


  1. у меня разболелась голова.

  2. возникали все новые вопросы.

  3. карта расплывалась перед глазами.

  4. внимательно осмотрел я крыльцо.


А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).


  1. Те, кто учился в советской школе, помнят стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

  2. В нашей стране работодатели обязаны платить единый социальный налог, установленный в соответствии с законодательством.

  3. В газете «Трибуне» опубликована интересная подборка стихов, присланных на конкурс читателями.

  4. По завершении работы счетной комиссии были объявлены результаты голосования на выборах в Государственную Думу.


Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)... (2)Древнерусские книжники редко указывали в рукописях свое имя. (3)Ведь они считали себя не авторами, творцами в современном смысле слова, а лишь исполнителями высшей Божественной воли. (4)Как правило, авторы упоминают свои имена, лишь когда это необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. (5)Так, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого, а авторы повествований о паломничествах, описывая собственные путешествия к великим христианским святыням, сообщали свои имена. (6)... ценилось не авторство, а авторитет пишущего.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


  1. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимание книжников.

  2. Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно.

  3. Литература на Руси зарождается только после принятия христианства.

  4. Первые пять веков своего существования древнерусская литература относилась к смеху настороженно и неодобрительно.


А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?


  1. Между прочим,

  2. Однако

  3. Чтобы

  4. С тех пор как


А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


  1. указывали имя (предложение 2)

  2. они считали себя (предложение 3)

  3. это необходимо (предложение 4)

  4. ценилось (предложение 6)


А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.


  1. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

  2. сложноподчиненное

  3. сложносочиненное

  4. сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями


А10. В каком предложении прилагательное употреблено в роли существительного?


  1. 5

  2. 2

  3. 3

  4. 4


А11. Укажите значение слова ПОВЕСТВОВАНИЕ в предложении 4.


  1. жанр

  2. тип речи

  3. рассказ

  4. факт


А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?
Но поразительнее всего было то, что и изба, и все предметы в ней были разрисова(1)ы стра(2)ым и даже дикови(3)ым образом.


  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 2, 3


А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


  1. теор­_тический, над_лить, з_рницы

  2. р_внина, пос_девший (от горя), зар_дить

  3. ум_лчать, пор_девший, гр_чиха

  4. к_йма, осн_щение, прор_дить посадки


А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?


  1. без_ядерный, под_ячий, с_езжающий

  2. ра_торгнуть, бе_путный, и_чезнуть

  3. пр_творил (калитку), пр_клонил (колени), пр_обрел

  4. с_трудник, нес_мненный, з_меняющий


А15. В каком ряду во обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?


  1. старик дремл_т, езд_шь

  2. рабочий нос_т, пол_шь

  3. ветер зыбл_т, мел_шь

  4. крестьянин кос_т, стел_шь


А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. проветр_вающий

Б. глянц_вый

В. устойч_вый

Г. розн_чный


  1. А, Б, Г

  2. А, Б, В

  3. В, Г

  4. А, В, Г


А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
У человека есть одна родина, и, куда бы н(1) забросила его судьба, он н(2) смеет забывать н(3) свой край, н(4) свой город.


  1. 1

  2. 2, 3

  3. 1, 3, 4

  4. 1, 2


А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


  1. На ней ТО(ЖЕ) есть отпечатки ваших пальцев, ПРИ(ЭТОМ) такие, какие можно оставить, вынимая гильзу из патронника.

  2. (НА)ВСТРЕЧУ с выпускниками пришли даже те, кто был (НА)СТОЛЬКО занят, что практически ни с кем из них не общался.

  3. Непонятно, (ОТ)ЧЕГО ты так расстроился, ведь очевидно, что все КАК(НИБУДЬ) уладится.

  4. ЧТО(БЫ) удалить ржавчину с ножей, вилок, ложек и других предметов, можно ТАК(ЖЕ) воспользоваться сырым репчатым луком.


А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
Канатных дорог в мире немного ( ) и строят их только в гористой местности.


  1. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А20. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Руководствуясь (1) полученными от командира (2) указаниями (3) разведчик прошел еще несколько кварталов (4) заглядывая в каждый переулок.


  1. 1, 3

  2. 3, 4

  3. 1, 2, 3, 4

  4. 4


А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Мощные лазеры (1) оказались (2) незаменимыми при термической обработке металлов. Лазерный луч в доли секунды нагревает тонкий верхний слой (3) например (4) изделий из стали.


  1. 1, 2, 3, 4

  2. 1, 2

  3. 3, 4

  4. 1, 3


А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


  1. В вагоне электрички было тесно от корзинок и сумок и шумно.

  2. Все забыли про туман и опасности танцевали и пели хором.

  3. Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые.

  4. От слез у девушки покраснели глаза и нос и пухлые щеки.


А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Объем земляных работ на войне огромен: окоп бывает нужен каждому пехотинцу, а порой и танкам.


  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.

  4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.


А24. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В газете «Известия» напечатали статью политического обозревателя (1) выступления (2) которого (3) на радио (4) вызвали большой интерес слушателей.


  1. 1

  2. 2

  3. 2, 3

  4. 1, 4


А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В воображении молодоженов переплелись самые разные маршруты свадебного путешествия (1) и (2) если вдруг они усилием воли останавливались на чем-то одном (3) то опять забывали (4) куда хотели поехать первоначально.


  1. 1, 3, 4

  2. 2, 3

  3. 1, 2, 4

  4. 1, 2, 3, 4


А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?


  1. Опыты Дж. Томсона в конце XIX века дали толчок работе над техническими устройствами, которые используют потоки электронов.

  2. В технике приходится иметь дело с физическими величинами, которые могут меняться сотни и тысячи раз в секунду.

  3. В устье Амазонки расположен самый большой в мире речной остров Маражо, который имеет площадь 48 тысяч квадратных километров.

  4. В хороших механических часах стоят детали, изготовить которые без лазерной технологии очень нелегко.


А27. Прочитайте текст.
Спорт отличается безграничными коммуникативными возможностями. В нем сравнительно легко преодолеваются языковые барьеры. «Язык» спорта поистине интернационален. Он понятен всем и потому способен содействовать взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов независимо от расы и вероисповедания.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?


  1. Участники спортивных соревнований легко преодолевают языковые барьеры.

  2. Независимо от расы и вероисповедания народы используют спорт как интернациональный язык общения.

  3. Спорт содействует взаимопониманию, сотрудничеству и доброй воле народов, так как его «язык» универсален и понятен любому спортсмену.

  4. Безграничные коммуникативные возможности спорта активно используются в международной политике, культурном обмене между странами.


Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто бывал в Музее изобразительных искусств в Москве, по великолепной, в натуральную величину копии, установленной в нижнем зале. (2)Я влюбился в лучшее творение Андреа Верроккьо, когда впервые десятилетним мальчишкой попал в музей, который мать по старинке называла Музеем изящных искусств. (3)В тот прекрасный жгуче-морозный январский день я раз и навсегда полюбил изящные искусства, и кровь во мне сменилась: послушное домашнее животное, прилежный ученик стал злостным прогульщиком, лентяем и лгуном. (4)Вместо школы я чуть ли не каждый день отправлялся в музей, без зазрения совести обманывая и домашних, и учителей, выгадывая враньем свободу и очарование. (5)Так облагораживающе подействовали на незрелую душу изящные искусства.
(6)Конечно, я полюбил многое в музее, но Коллеони остался во мне первой любовью. (7)Он могуч и прекрасен, так же могуч и прекрасен его конь. (8)В горделивом поставе прямой крепкой фигуры, в жестких морщинах грозного лица, в косо выдвинутом вперед плече под железным оплечьем, в неумолимом и победном облике воителя было все, чем пленяется героическое мальчишеское сердце. (9)К тому же очаровывало, туманило голову звучное и таинственное слово «кондотьер». (10)Я так же не задумывался над его смыслом, как и над смыслом другого заветного слова: «мушкетер». (11)Мне не было дела, что кондотьер — это наемный военачальник, продающий свой меч любому, кто хорошо заплатит. (12)Я вкладывал свой смысл в эти слова: в тяжело-звонком «кондотьер» звучала битва, стук мечей, ,топот тяжелых коней, в «мушкетере» — скрежет острых шпаг.
(13)Было и еще одно, сделавшее скульптуру Верроккьо столь важной для меня. (14)Подавленные муки совести отыгрывались смутным ожиданием расплаты, я всякий раз не верил, что попаду в музей. (15)Не верил, садясь в кольцевой трамвай, не верил, приближаясь к ограде музея, не верил, подымаясь по широким каменным ступеням и слыша свое громко стучащее сердце, не верил, минуя контроль, и разом исполнялся захлебывающейся веры, обнаруживая исчерна-зеленого кондотьера на своем месте. (16)Правда, до этого счастливого мига мой стыдливый взгляд должен был скользнуть по белому, голому, как из бани, Давиду, держащему на плече что-то вроде мочалки, а затем уже находил Коллеони. (17)И был мне бронзовый воитель гарантией предстоящего счастья.
(18)Я продолжал любить Коллеони и взрослым, видя в нем уже не героя, а воплощение не пробужденной временем к сомнению и милосердию средневековой души. (19)Правда, подлинному ценителю искусства полагается больше любить другого конника в том же зале — Гатемалату, созданного учителем Верроккьо, великим Донателло. (20)В нем больше гармонии, спокойствия, величавости, столь приличествующих скульптурным образам. (21)Не экспрессия и движение стихия скульптуры, а состояние великого, сосредоточенного покоя. (22)Это утверждали в один голос все экскурсоводы. (23)Но я оставался верен Коллеони и всю жизнь мечтал о встрече с ним подлинным, первозданным под небом Венеции.
(По Ю. Нагибину)
А28. Какое утверждение противоречит содержанию текста?


  1. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем. (Л.Н. Толстой)

  2. Задача искусства — волновать сердца. (К.А. Гельвеции)

  3. Искусство не оказывает влияния на наши действия. Напротив. оно уничтожает желание действовать. (О. Уальд)

  4. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (К.Г. Паустовский)


А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?


  1. рассуждение

  2. рассуждение и описание

  3. повествование и рассуждение

  4. повествование и описание


А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.


  1. 1

  2. 7

  3. 9

  4. 4



Часть 2
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Из предложений 13—14 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
В2. Из предложений 8—9 выпишите все наречия.
В3. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 17—23 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5. Среди предложений 17—22 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 4—12 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 13—18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Изображая первую встречу с подлинным произведением искусства, автор использует синтаксическое средство _____ (предложения 4, 8, 12). Первые детские впечатления передаются с помощью и _____ («горделивом поставе», «жестких морщинах», «героическое сердце»), и _____ (предложения 9, 17), и ______ (предложение 15).
Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. эпитет

  3. фразеологизм

  4. ирония

  5. метафора

  6. синтаксический параллелизм

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. экспрессивный повтор

  9. ряды однородных членов



Часть 3
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница