Лепишко Галина Николаевна с. Морозовка 2012 г. I



Скачать 374.64 Kb.
Дата09.05.2016
Размер374.64 Kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Морозовская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО. Зам по УВР Директор школы

Руководитель МО Чеботок О.И. Трушина Н.А. Погорелова Е.В. ____________ ___________ _________________

Протокол №__ от________ Приказ №___от_____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению для 9 класса

на 2012-2013 учебный год

(базовый уровень)

Составитель:

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

Лепишко Галина Николаевна

с. Морозовка 2012 г.

I. Пояснительная записка.

Программа регионального курс «Крае­ведение» составлена на основе:

1)Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.

2)Закона РФ об образовании.

3)Учебного плана МКОУ Морозовская СОШ на 2012-2013 учебный год.

4) Рекомендаций ВОИПКиПРО.

В 9 классе (базовый уровень) предполагается изучение краеведения в объеме 35 часов; 1 час в неделю. Предлагаемая программа ориентирована на учебное пособие В.И.Панова, А.О.Амелькин. Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края. 2012 г.



Регионализация образования является актуальным направле­нием развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возмож­ность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Программа реализует принципы:

1.Научности:

- содержание курса изложено в трудах воронежских ученых- краеведов;

2.Вариативности:

- учитель имеет право вносить коррективы в программу и те­матическое планирование курса. Вместе с тем, методические ре­шения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;

- учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях., а также на свой выбор применять дополнительную информацию но теме урока;

- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;

3.Дифференциации и индивидуализации:

- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источ­ники адресовать учащимся с учетом уровня их умений и навыков;

- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов,

- об этапах развития историко-культурного наследия на при­мере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

- о проблемах, и перспективах развития края;

- о перспективах собственного существования в этом крае.

Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

- гражданственность;

- патриотизм;

- толерантность;

- интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.

Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.

Историко-культурное краеведение включает следующие разделы.

Содержание курса включает модули:

1.Исторический.

2.Культурологический.

3.Социальный.

Ис­пользование потенциала межпредметных связей курса краеведения: курс связан со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с историей, искусством, литературой, экологией, экономикой.


II. Тематическое планирование.


п/п

Тема

Количество часов

I

Архитектура Воронежской области.

3 часа

II

Изобразительное искусство.

9 часов

III

Музыкальное искусство

11 часов

IV

Театральное искусство.

10 часов

V

Интеллектуальная игра «Не от ума горе».

1 час

VI

Резервный урок.

1 час




Итого

35 часов


III. Содержание учебного предмета.

Архитектура Воронежской области.(3 часа)

1. Воронеж в начале XX- 40-х годах XX века.

Открытие кинотеатров (иллюзионов, синематографов, электротеатров): в 1907 г. театр «Биограф», электротеатр «Модерн» (на месте современного «Юность»), электротеатр « Тауматограф» (современное здание филармонии), кинозал «Увечный воин» (на месте современного к/т «Пролетарий»), кинотеатр «Ампир» (современный «Спартак»).

Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Советской власти. С 30-х годов XX века стиль «сталинский неоклассицизм» Дом книги (арх. А.В. Миронов), Дом связи (арх. А.С. Гринцберг, Управление ЮВЖД (арх. Н.В. Троицкий), «Утюжок» (арх. А И Попов-Шаман).

Второй генеральный план города (1939), руководитель П.Н.Косцов, архитектор А.И. Попов-Шаман, А,В. Миронов). Великая Отечественная война. Восстановление города Воронежа, сёл городов области.

Н.В. Троицкий - главный архитектор города (1900-1984). Ру­ководитель осуществления генерального плана восстановления Воронежа Л.В. Руднев.

2.Воронеж - центр Черноземья (вторая половина XX века).

Восстановление Чернавского моста (1959). Первая «.девяти­этажка» (1965). Новые жилые микрорайоны (Березовая Роща, Юго-Западный, Северный, Северо-Восточный). Водохранилище (1972). Дом актера, Областная библиотека, Дворец детей и юноше­ства, гостиница «Брно». Театр кукол «Шут». Стадион «Труд».

Союз архитекторов России. Дом архитектора. Газета «Город­ские ворота». Конкурс «Зодчество Черноземья». ВГАСУ. Государ­ственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воро­нежской области. Центр духовного возрождения Черноземного края. Общественная организация «ЭКОС», творческое объедине­ние «Альбом» - издательская деятельность (Л.В. Кригер, П.А. По­пов, Г.А. Чесноков).

3.Урок - заочное путешествие по улицам города.

Раздел V. Палитра земли Воронежской (9 ч.)

4.У истоков воронежской живописи.

Древнейший вид искусства - изобразительное. Воронежский иконописец Павел Родионов (XVII-XVIII вв.). Oт искусства рели­гиозного к светскому. Гравюра А. Шхонебека, рисунки Корнелиса де Бруина — важные источники изучения истории и культуры края конца XVII - начала XVIII века.

Иконописные мастерские XVIII века. Изобразительное искус­ство - часть быта дворянских и купеческих семей.

Воронежские художники второй четверти XIX века Ф.Ф. Чу­риков, П.Н. Орлов, И.В. Шевцов.

С.П. Павлов - художник, педагог, участник этнографической экспедиции Н.И. Второва вместе с художниками Острогожска М.Б. Тулиновым и М.М. Пановым.

М.Б. Тулинов — учитель И.Н. Крамского. Этнографические альбомы С.П. Павлова - Серебряная медаль Дашковского музея, экспонаты Государственного исторического музея в Москве, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Художники 60-70-х годов XX века - выпускники Академии художеств в Петербурге (П.В. Васильев, ВА. Корнев, М.И. Поно­марев. братья И.М. и А.М. Соломатины). Смотр-выставка работ воронежских учеников, учителей по инициативе Академии художеств (1871-1872). Выставки Товарищества передвижных художественных выставок (1874-1899).

Л.Г. Соловьев (Острогожский уезд) - художник-реалист («Кустарь- сапожник», «Сельский базар», «Пряничник-меняла» и др.), художник-иллюстратор, иконописец, поэт, мемуарист, педагог.

М.И. Пономарев — художник, учился в Академии художеств вместе с И.Н. Крамским, организатор Воронежской рисовальной школы, находящейся под патронажем Академии художеств, при поддержке Воронежского губернского земского собрания.

Г. А. Киселева — ученица И.Е. Репина в Академии художеств, дочь математика А.П. Киселева.

Н.Н.. Ге, А.Н. Рябушкин - мастера исторической живописи.

5.Эпоха знаменитостей.

И.Н. Крамской. (1837-1887), уроженец Острогожска, идеолог и создатель Товарищества передвижных художественных выставок.

МЛ. Щербаков (1845-1924), уроженец Богучарского уезда ученик И.Н. Крамского.

Г.Н. Яковлев (1876-1945), создатель Острогожского историко-краеведческого музея и картинной галереи. О.А.Куликовская (принцесса Ольденбургская). Е.М. Ольденбургская - председатель Общества поощрения художников, меценат. Памятник Петру I (1860), скульптор А.Е. Шварц, эскиз Д.И. Гримм. А. А. Кюи руководил постройкой и планированием Петровского сквера. Восстановление памятника в 1956 г. (И.П. Гаврилов). Памятник А,В. Кольцову (скульптор А. Трискорни, рисунок А А Кюи). Памятник А.В. Кольцову (1976) художник П.И. Бондаренко.

Памятник И.С. Никитину (1911) (И.А. Шуклин). Памятник И.С. Никитину во дворе дома-музея (1964) (А.С. Никитину, Б.С. Шамардин).

Открытие Воронежского губернского музея в здании магистрата (1894). Здание музея изобразительных искусств (1777-1779) (стиль барокко, архитектор Н.Н. Невский, архитектор-реставратор В.И. Гайн).

6. Развитие музейного дела в начале XX века. Роль музе­ев в развитии изобразительного искусства.

Деятельность Воронежского губернского музея по коллекционированию художественных ценностей. Роль художественно-просветительного подотдела губернского отдела народного

образования (зав. А.Ф. Боева).

Художественные выставки 1917-1918 гг. Обогащение художественного отдела музея коллекциями, переданными университетом, частными лицами. Открытие в 1919 г. Свободных художественных мастерских: живописных, скульптурной, театрально-декорационной. А.А Бучкури - руководитель крупнейшей мастерской. В.А. Кораблинов - выпускник мастерской. Преобразование Свободных художественных мастерских, в Высшие художественно-технические мастерские (1920).

7-8. Становление советского изобразительного искусства в крае.

В.Ф. Рындин -- знаковая фигура в российской и мировой сценографии, лауреат Государственной премии СССР. Преобразование Свободных художественных мастерских в художественно-промышленный техникум, выставки 20-х годов. Создание АХРР (Ассоциации художников революционной России). ОМХРР (Объединение молодых художников революци­онной России) и его деятельность по созданию изостудий, кружков, проведению выставок. Упадок ОМХРР после перевода техни­кума в Тамбов.

Открытие офортной мастерской (1920) по инициативе В.М. Суховой. Деятельность Я.М. Башилова.

Художественные традиции Острогожска. Проект «Рисуют дети малых городов» (2002). Проведение одного раза в два года Всероссийских выставок детского художественного творчества.

9. Изобразительное искусство в Воронежской области и 30-90-е годы XX века.

Общегородское собрание профессиональных художников (1932), решение о создании товарищества «Художник» (сейчас - Воронежское региональное отделение Союза художников России).

Первая областная художественная выставка «Художники ЦЧО ча 15 лет», съезд художников ЦЧО (1933). Открытие Областного Воронежского областного музея изобразительных искусств (1933).

Персональная выставка художника А.А. Бучкури (1936). Участие воронежских художников в республиканских выставках (А Л. Бучкури, Л.П. Столыгво, Б.В. Тимин, К.М. Стаховский).

Художественная выставка в филармонии на военную тему 1944), работы А.П. Васильева, О.А. Турбина, А.Г. Хазарова и др. Вклад художников М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова (учеников А А Бучкури). Лирическая живопись К.Н. Успенской.

Графика (Г.А. Алексеев, В.А. Пресняков), офорты (О.А. Турбин), плакаты (В.В. Владиславский). Русская история в картинах В.П. Криворучко («На поле Куликовом», «Москва заповедная» и др. Пейзажисты (Б.А. Гончаров, П.А. Васильев, В.К. Комолов и др. Натюрморты (И. Салганин). Скульптура (В.Ф. Буримов, Д А Колосов и др.).

Открытие детской художественной школы в Воронеже (1967), директор Е.М. Романовская.

Переименование Областного музея изобразительных искусств в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. (1984). Клубы художников. Художественные училища. Художественно-графическое отделение ВГПУ. Художественные салоны.

Публикации искусствоведов (Д.В. Добромирова, М.И. Луневой )

10.Урок систематизации знаний по разделу с элементами самостоятельной работы,.

11-12. Урок - экскурсия (выставочный зал или музей)

Раздел VI. Сокровища музыкальной шкатулки (11 ч.)

13. Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.

XVIII век - становление музыкальной традиции края. Петровский хор «государственных певчих дьяков». Музыка в знатных домах. Итальянский певец Ф. Балатри. Маленькие польские и украинские ансамбли. Труд Е. Болховитинова о церковной музыке, произведениях композиторов Д. Бортнянского, Д. Кашина и др. Крепостной хор, театр в имении П.Б. Шереметева (с. Алексеевка). Шереметев - руководитель певческой капеллы при Императорском дворе, инициатор создания Музыкально-исторического общества, композитор. Роль Воронежского театра в развитии музыки.

14-15. Воронежский театр - центр музыкальной культуры.

Творчество композитора А.А. Алябьева и военная служба (комическая опера, музыка к водевилям, романсы, ноктюрны). Музыкальные жанры, представленные в театре (водевиль, ме­лодрама, куплеты, вокал, концерт-дивертисмент). Певцы - популяризаторы творчества А.А. Алябьева - С.Н. Шатилова и Д.В Корсаков. И.В. Романус - композитор, пианист, капельмейстер., музыкальный писатель и критик. Благотворительные концерты (организатор E.JL Бедряга) 40-х годов. Литературно-музыкальные вечера в доме предводителя и дворянства Прибыткова (1851). Певец А.О. Бантышев на сцене театра г. Воронежа. Скрипачи Ю. Гербер, Н.Афанасьев, пианист Саймура Шиф. Воронежские гастроли М.С. Щепкина и комика В.И. Живокини, С.С. Гулака-Артемовского и Амалии Корбари. Росси и Пациолли и др.

Открытие Воронежского отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО) в 1868 г. и музыкальной школы при нем (1869), Музыкального училища (1911), директор Э.В. Голи.

16-17. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.

Гастроли симфонического оркестра из Полтавы. Балалаечный оркестр М.В. Силкина. М.Е. Пятницкий - создатель ансамбля народной песни. Памятник М.Е. Пятницкому (скульпторы И.

Ликунов и Э. Пак), фестивали его имени с 1986 г. Легкая музыка. Музыкальное издательство Д.А. и Н.Д. Кашкиных. Музыкальные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальных пособий - М К. Гамбург «Техника фортепианной игры», П.И. Лучкин «Эле­ментарная теория музыки,) и др.

Династия Ростроповичей. Книга А.Н. Акиньшина «Воронежские Ростроповичи». «Собрание русских народных песен» в обработке М.А. Стаховича. «Сборник русских народных лирических песен» Лопатина и Прокунина. Фольклорные экспедиции М.Е. Пятницкого и Е.Э. Линевой. И.А. Шатров — композитор, В.С. Саренко - сочинитель гитарных пьес. С.И. Миропольский - писатель и педагог.

Знаменитые люди на Воронежской земле: И.А. Крылов,| С.В. Рахманинов, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.И. Танеев, Н.Г. Рубинштейн. Роль О.Ф. фон Гидебеля в возрождении старинной музыки. AН Буховцев — пианист и педагог.

18. Воронежский симфонический оркестр: рождение и раз­витие.

Революция 1917 г. и Гражданская война прервали течение музыкальной жизни Воронежа.

Коллектив симфонического оркестра - «Колсимфоркс» (дирижёр из Москвы B.C. Терентьев) и его монографические концерты. Деятельность Воронежской консерватории (рук. И.И. Чернов,

ученик Римского-Корсакова и Лядова).

Открытие оперно-балетного Свободного советского театра режиссёр Д.Г. Гутман) и Высших Театральных мастерских при нём. Хореограф М.С. Чернышев, народный артист РСФСР.

Гастроли Мариинского театра (1921) (О. Петипа, М. Ростропович, А Кабанов, Л. Соболева и др.). Балетмейстеры Ю.А. Бартон, К.А. Трунов.

Реорганизация мастерских в театральный техникум (1922). С 1924 г. - концерты симфонического оркестра (дирижер Д.В. Ямпольский, Д.В. Ахшарумов, солист Г.И. Романовский).

Репрессии 30-х годов в Воронеже: Г.И. Романовский, Д.В.Ахшарумов и др. Декады русской музыкальной классики (1938), советской музыки (1938, 1940).

19.Музыкальная жизнь в 30-е годы XX века.

Открытие театра музыкальной комедии (1931). Создание Центрально-Черноземного отделения Союза советских композиторов. СССР (1939), председатель Г.А. Сметанин, секретарь - К.И. Мас­салитинов. Первый областной конкурс на лучшее исполнение про­изведений советских композиторов. Учебные заведения музыкально-хореографического профиля: школа музыкальных воспитанников; Красной Армии (руководи­тель П.М. Сергеев, 1934 г.), балетная школа и студия, которые бы­ли преобразованы в 1938 году в Областное хореографическое учи­лище (художественный руководитель В.И. Пресняков).

Любительское искусство (курсы колхозных гармонистов, олимпиады колхозно-совхозной самодеятельности, слеты песен­ников, фольклорные экспедиции, сводные хоры и т.д.).

Знаменитые гастролеры в Воронеже: А.В. Нежданова (1934), Н.А. Ойстрах, НА. Обухова, С.Я. Лемешев, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников, И.О. Дунаевский, Л.К. Книппер и др. Открытие Воронежской областной филармонии (1937) в здании бывшего Дворянского собрания (ныне библиотека им. А. Пла­тонова), а в 1940 году ее филиал в г. Семилуки.

Первая научно-практическая конференция по музыкальному образованию (1941).

20.Музыка служит победе.

Декада смотра искусств в Воронеже (1945). Воронежские композиторы, члены Союза композиторов: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Б.Д. Выростков, М.А. Зайчиков и др.

Звание «академический» симфонический оркестр (1995), первая премия радиофестиваля «Орфей» (2002). Военный парад в Воронеже 7 ноября 1941 г., дирижер оркестра Н.И. Массалитинов.

Деятельность ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта. Сборник «Фронтовые песни Юго-Западного фронта». Эвакуация театра музкомедии в Таджикистан, перевод в Борисоглебск. Создание музыкального театра в Воронеже (1961). Создание Воронежского народного хора (1943), директор Г.Б. Рогинская, художественный руководитель Н.И. Массалитинов. Первое место на Всесоюзном смотре хоров в Москве (1944) Награждение Н.И. Массалитинова Государственной премией, орденом Трудового Красного Знамени, присвоение звания Народного артиста СССР. М.Н. Мордасова, Е.М. Осипова, Ю.Ф. Золотарёва.

A П. Шостак, В.В. Ефимов — заслуженные артисты РСФСР. При­своение хору звания «академический» (1986), художественный руководитель В.Н. Помельников, заслуженный деятель искусств РСФСР.

21.Современная профессиональная и любительская музыкальная культура.

Открытие музыкального театра (1961). Русская и зарубежная классика в репертуаре театра, произведения воронежских композиторов. Руководитель театра с 1988 г. - И.М. Непомнящий,

заслуженный артист России. Деятельность Воронежского гастрольно-концертного объеди­нения «Филармония». Воронежская организация Союза композиторов России. Концерт воронежских композиторов (1952). В настоящее время организацию возглавляет Е.Б. Трембовельский, заслуженный деятель искусств РФ.

Воронежское региональное отделение Российского музыкаль­ною общества и его деятельность (председатель ВРО РМО И.П. Чухнов, заслуженный работник культуры РФ). Дом актера («Клуб при свечах» с 1999 г. В.М. Теплитской, клуб любителей романса» О. А. Макеевой). Воронежский музей музыкальных инструментов (создатель С.И. Плотников). Музей находится в Центре народного творчества ЮВЖД. И.Е. Безгин - мастер-музыкант, дипломант II Всероссийского фестиваля мастеров музыкальных инструментов имени И. Батова. Мастерская «АККО» (с 1991 г.).

Воронежская самодеятельность. Учебные заведения города и области. Музыкальное просвещение.

22-23. Урок — экскурсия ( посещение театра, филармо­нии).

Раздел VII. От слез и смеха - польза (10 ч.)

(Театральное искусство Воронежской области)

24. Начало театрального пути Воронежа.

Открытие «благородного» театра в доме наместника В.А. Черткова (руководитель Р.И. Ухтомский); любительский ха­рактер, недоступность для широких масс, возможный репертуар, продажа с публичных торгов в 1799 г. Крепостные театры знатных вельмож (театр графа А.Р. Во­ронцова, 1792 г.) и школа при нем для подготовки актеров, демо­кратичность репертуара. Воронежский театр в начале XIX века при губернаторе Ф.А. Пушкине (1802). Деятельность А. Эллина и В. Бобровского, Л.С. Кологривова, П. Лыковой. Прекращение деятельности театра в 1813 г.

25-26. Воронежский театр в XIX веке.

Антрепризы И.О. Калиновского и П.А. Соколова, ученики И.Ф. Штейна. Театральные постановки в здании Воронежской гимназии с 1817 г. Покровительство театру властей и воронежских купцов. «Звезды» столичных театров на воронежской сцене (П. Садовский, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов). Успешная деятель­ность антрепренеров Л.Ю. Млоковского, П.П. Микульского.

Н.И. Туликов во главе дирекции театра с 1843 г. Распад теат­ральной труппы. 50-60-е годы XIX века - «эпоха Островского». Потеря общественных позиций театром в конце XIX века, коммерциализация театра. Открытие крестьянского театра Н.Ф. Бунаковым (1884) (с. Пе­тино) и супругами Соколовыми (1896) (с. Никольское). Театр-цирк купца В.А. Косырева под руководством антрепре­нера Г.В. Матковского. Открытие театрального сезона 1886-1887 гг. в здании отре­монтированного «старого» театра (арх. В.II. Чичагов). «Театраль­ные звезды» на сцене Воронежского театра (М.Н. Ермолова, В.Ф. Комиссаржевская, А.П. Ленский и др.) «Счастливые сезоны» 1897-1898, 1908-1909, 1911-1917 гг. (рук. В.Н. Никулин).

27. Театр в первой половине XX века.

Театр под руководст вомП.П. Струйского (1905-1907). Новые формы театрализованных действий в годы Советской пласти: компраздники (руков. А.В. Шестаков) (1918 и 1927) в честь годовщины революции. Деятельность театров: Большого советского, Малого, Свобод­ного (с 1918 г. — Театр вольных мастеров). В. В. Маяковский на сцене Большого советского театра в Воронеже.

Создание постоянной труппы в 20-30-е годы. Яркие актерские дарования - А.В. Поляков, Г.М. Васильев. В.М. Энгелькрон во главе театра. Премьера пьесы «Человек с ружьем» (в роли В.И. Ленина - В.И. Флоринский, 1937).

О.Э. Мандельштам - заведующий литературной частью театра (1934-1937). Открытие театра музыкальной комедии (1931) и Молодого те­атра (1932), переименованного в 1938 г. в Театр им. Ленинского комсомола (с 1940 г. — Театр юного зрителя). Воссоздание Воронежского театра кукол (1944), созданного в 1925 г. Переименование драмтеатра в государственный (1945).

28. Воронежский театр во второй половине XX века.

Декада искусств Воронежской области в Москве, успех спек­такля по пьесе писателя В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» ( реж. Ф.Е. Шишигин, гл. роль - С.II Ожигин). Присвоение театру имени А. Кольцова (1959), звания академического (1978). Сезон 1996 г. - последний в здании старого драмтеатра, пере­езд в новое здание в 2002 г. Плеяда талантливых актеров: С. Кар­пов, В. Потанин, Л. Кравцова, В. Кочергова и др. Открытие музыкального театра в 1961 г. Возобновление работы ТЮЗа (1963). Деятельность театра кукол под руководством режиссера В.А. Вольховского, художника Е.Л. Луценко, лауреатов Государ­ственной премии («Озерный мальчик» П. Вежинова, «Левша» по Н. Лескову, «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольского и др.).

Заслуженные артисты театра: М.И. Мальцев, Т.М. Ечеина, II.Я. Марчук, Т.Н. Сезоненко и др.

Камерный театр (1994), художественный руководитель М.В. Бычков, лауреат премии им. К.С.Станиславского, дипломант Всероссийского конкурса «Золотая маска».

Театр «Антреприза» (худ. руководитель Л.А. Кравцова, Народная артистка России, председатель Воронежской организа­ции Союза театральных деятелей).

29. Театры городов Воронежской области. Театральные летописцы.

Борисоглебский драматический театр им. НХ. Чернышевского (1937). Муниципальный театр в Россоши (2001). Народные любительские театральные коллективы Боброва, Калача, Лисок, Бутурлиновки, Панино; «Зазеркалье», «Аматер», «Левый берег» из Воронежа Фестиваль «Театральные встречи в Никольском». Фестиваль детских театральных коллективов «Си­няя птица». Популярность чтецких, программ (Л.В. Гаврилова, Е.Ф. Слепых, Т.Н. Сезоненко, М.Л. Дюженкова).

Дом актера (театральные встречи, конкурсы, секция театраль­ной критики под руководством Б.Я. Табачникова, профессора, за­служенного работника высшей школы, кандидата исторических наук).

Воронежская государственная академия искусств. Молодежный театр ВГАИ (худ. рук. С. А Надточиев). Публикации о театре Н И. Данилова, З.Я. Анчиполовского, Л.В. Романовой.

30-31. Посещение театра.

32.Урок - творческая мастерская.

33.Повторительно-обобщающий урок.

34.Интеллектуальная игра «Не от ума горе».

35.Резервный урок.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения краеведения ученик 9 класса должен



знать:

- исторические события, происходившие в развитии края, да­ты этих событий;

- знаменитые персоналии истории и культуры;

- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий

уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преоб­разовывать информацию;

- осуществлять сравнение;

- аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно­ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать пра­вильное суждение;

- работать с картой, иллюстрацией, текстом;

- осуществлять наблюдение;

- применять знания в конкретной ситуации жизни;

- определять цели и мотивы своей деятельности;

- вести конструктивный диалог;

- осуществлять презентацию творческой работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
V. Календарно-тематическое планирование.


урока п/п



№ урока в теме

Дата

Содержание (тема урока)

Примечание

Плани-руемая

Факти-ческая













Архитектура Воронежской области.(3 часа)

Цель: выяснить, какие изменения произошли в архитектурном облике города в 20 веке. Познакомиться с архитектурными памятниками города, с именами архитекторов, которые внесли особый вклад в развитие города.




1

1







Воронеж в начале XX- 40-х годах XX века.




2

2







Воронеж - центр Черноземья (вторая половина XX века).




3

3







Урок - заочное путешествие по улицам города.
















Изобразительное искусство.(9 часов)

Цель: познакомить уч-ся с работами воронежских художников, скульпторов; охарактеризовать их вклад в просветительскую, педагогическую и общественную деятельность.




4

1







У истоков воронежской живописи.




5

2







Эпоха знаменитостей.




6

3







Развитие музейного дела в начале XX века. Роль музе­ев в развитии изобразительного искусства.




7

4







Становление советского изобразительного искусства в крае.




8

5







Становление советского изобразительного искусства в крае.




9

6







Изобразительное искусство в Воронежской области и 30-90-е годы XX века.




10

7







Урок систематизации знаний по разделу с элементами самостоятельной работы.




11

8







Урок – экскурсия. (в музей).




12

9







Урок - творческая мастерская.
















Музыкальное искусство (11 часов)

Цель: познакомить уч-ся с истоками музыкальных традиций Воронежской области, с ролью Воронежского театра, Воронежского отделения ИРМО, с именами знаменитых композиторов, певцов, музыкантов, выступавших на сцене театра.




13

1







Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.




14

2







Воронежский театр - центр музыкальной культуры.




15

3







Воронежский театр - центр музыкальной культуры.




16

4







Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.




17

5







Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.




18

6







Воронежский симфонический оркестр: рождение и раз­витие.




19

7







Музыкальная жизнь в 30-е годы XX века.




20

8







Музыка служит победе.




21

9







Современная профессиональная и любительская музыкальная культура.




22

10







Урок — экскурсия. ( посещение театра)




23

11







Урок — экскурсия. ( посещение филармо­нии)
















Театральное искусство.(10 часов)

Цель: познакомить уч-ся с фактами, свидетельствующими о развитии театрального искусства в 18-20 веках в Воронежской области, выяснить значение театральных фестивалей.




24

1







Начало театрального пути Воронежа.




25

2







Воронежский театр в XIX веке.




26

3







Воронежский театр в XIX веке.




27

4







Театр в первой половине XX века.




28

5







Воронежский театр во второй половине XX века.




29

6







Театры городов Воронежской области. Театральные летописцы.




30

7







Посещение театра.




31

8







Посещение театра.




32

9







Урок - творческая мастерская.




33

10







Повторительно-обобщающий урок.




34

1







Интеллектуальная игра «Не от ума горе».




35

1







Резервный урок.





VI. Критерии и нормы оценки ЗУНов обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
VII. Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1.М.И.Баранникова. Историко-культурное краеведение. Воронеж. Воронежский государственный педагогический университет. 2012 г. Учебно-методическое пособие.

2.Н.П.Красикова, Ю.В.Пыльнев. Историко-культурное краеведение. Воронеж. Воронежский государственный педагогический университет. 2012 г. Книга для учителя.

3.В.И.Панова, А.О.Амелькин. Историческое краеведение Воронежской области. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края. 2012 г. Учебное пособие для 8-9 классов.

4.Ю.А.Савинков, Я.Е.Львович и др. Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж. 2008 г.

5.Компьютер

6.Проектор



7.Интерактивная доска


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница