Лекция №9. Датчики измерения высоты полета назначение



Скачать 63.08 Kb.
Дата30.10.2016
Размер63.08 Kb.
ЛЕКЦИЯ №9. ДАТЧИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

  1. Назначение

ИУ, предназначенные для измерения высоты полета самолета над земной поверхностью, называются высотомерами.

Высотой полета называют измеренное по вертикали расстояние между ВС и некоторой поверхностью, принятой за начало отсчета.

При полетах самолетов различают четыре основных вида высот (рис.9.1):


  • абсолютная высота абс.) – высота полета относительно уровня моря (pо = 760 мм.рт.ст.);

  • относительная высота отн.) – высота полета относительно места взлета или посадки;

  • истинная высота (Н) – высота полета относительно места, над которым находится самолет в данный момент времени;

  • барометрическая высота бар.) высота полета относительно места с заданным атмосферным давлением.



Рис. 9.1. Виды высот полета

Знание абсолютной высоты необходимо при эшелонировании, испытательных полетах ВС и авиационных двигателей, относительная высота должна быть известна при взлете и посадке, а истинная высота – во всех случаях полета.

На больших ВС применяют комплексы высотно-скоростных параметров, которые предназначены для обслуживания нескольких бортовых систем – автопилотов, навигационных систем и комплексов, дистанционных указателей и т.д. В таких комплексах, обычно, конструктивно объединяют датчики высоты полета с датчиками скорости и числа М.


  1. Методы измерения высоты полета

Известны следующие методы измерения высоты полета: барометрический, радиотехнический, инерциальный, ионизационный и т.д.

Барометрический метод основан на зависимости между абсолютным давлением в атмосфере и высотой. В этом методе измерение высоты сводится к измерению абсолютного давления с помощью барометра.

Радиотехнический метод определения высоты основан на измерении промежутка времени прохождения радиосигналом пути от самолета до земли и обратно до самолета. На этом же принципе измерения времени прохождения отраженным лучом основаны оптические методы измерения высоты.

Инерциальный метод измерения высоты полета основан на измерении вертикальных ускорений самолета и двойном интегрировании этих сигналов.

Ионизационный метод измерения высоты полета основан на зависимости ионосферной ионизации атмосферы от расстояния до Земли.

На высотах 20 – 80 км степень ионизации воздуха возрастает с увеличением высоты.

Наибольшее распространение получили барометрический и радиотехнический методы. Перспективными являются приборы, основанные на комплексировании барометрического, радиотехнического и инерционного методов измерения высоты.

Барометрический метод измерения высоты полета базируется на зависимости абсолютного давления р от высоты Н, т. е. p = f1(H).

На современных ВС наибольшее применение нашли высотомеры в основу построения, которых положены барометрический и радиотехнический методы измерения высоты полета.



  1. Принцип действия и устройство авиационных высотомеров

    1. Барометрический высотомер

Принцип действия барометрического высотомера основан на зависимости абсолютного давления р от высоты Н, т.е. р = f (Н).

В общем виде данное соотношение (формула носит название стандартной барометрической) имеет вид:



где ро = 760 мм рт. ст. – среднее давление на уровне моря;



τ = 6,5 град·км–1 – температурный градиент;

То – средняя абсолютная температура на уровне моря, равная 288о С;

R – газовая постоянная.

Если решить эту зависимость относительно Н, то получим формулу, называемую гипсометрической.





Барометрический высотомер представляет собой манометр абсолютного давления, принципиальная схема которого представлена на рис. 9.3.1. Чувствительным элементом ИУ является анероид – мембранная коробка 1, из которой откачен воздух. Анероид помещен в герметичном корпусе 2, который сообщается трубопроводом 3 с приемником статического давления 4, расположенным вне самолета.





Р
Рис. 9.3,2.Внешний вид барометрического высотомера
ис. 9.3.1. Принципиальная схема барометрического высотомера


Внешний вид барометрического высотомера показан на рис. 9.3,2.

В герметичный корпус ИУ, подводится статическое давление р, под действием которого анероидная коробка деформируется. Деформация коробки при помощи передаточного механизма передается на преобразующее устройство, которое преобразует механическое перемещение элементов передаточного механизма в электрический сигнал.



    1. Радиовысотомер

Принцип действия радиовысотомера основан на зависимости изменения (модуляции) частоты излучаемого и далее отраженного от земли радиосигнала от времени.

Разность частот излучаемых и принимаемых (отраженных от земли) радиоволн дает возможность определить время их прохождения до земли и обратно, а формула Н = (с · t)/2, вычислить до нее расстояние.

где Н высота полета; с = 3·108 м/сек – скорость распространения радиосигнала,

Различают радиовысотомеры непрерывного и импульсного действия.

Особенностью радиовысотомеров непрерывного действия является частотная модуляция излучаемых радиоволн (частота посылаемого с самолета сигнала отличается от частоты принимаемого – отраженного от земли сигнала).

В состав такого радиовысотомера входят:



  • передатчик радиоволн;

  • приемник радиоволн;

  • частотный модулятор;

  • балансный детектор;

  • частотомер.

Диапазон работы таких радиовысотомеров ограничивается малыми высотами от 0 до 1000 м.

С увеличением высоты полета мощность отраженного сигнала резко падает и поэтому измерение больших высот полета осуществляется радиовысотомерами импульсного действия. Этот высотомер содержит приемник и передатчик, излучающий радиоволны дискретно (импульсами), в течение коротких интервалов времени. Разделенных значительно более длительными паузами.

Радиовысотомер импульсного действия непригоден для измерения очень малых высот (при посадке самолета), т.к. он обладает сравнительно большой зоной нечувствительности.


  1. Погрешности авиационных высотомеров

Авиационным высотомерам присущи методические и инструментальные погрешности.

    1. Барометрический высотомер

Методические погрешности барометрического высотомера обусловлены несовершенством барометрического метода измерения высоты.

  1. Погрешности связанные с изменением рельефа местности, над которой пролетает ВС.

  2. Погрешности, обусловленные отклонением атмосферных условий (давления и температуры) от нормальных ро = 760 мм рт. ст.; То = 288,15 К; β = – 0,0065 К/м.

Погрешности высотомера, обусловленные отклонением атмосферных условий от нормальных, делятся, в свою очередь, на погрешности, связанные с изменением давления у земли, и погрешности связанные с изменением закона распределения температуры воздуха по высоте.

К основным инструментальным погрешностям относятся:

1) погрешности, вызванные трением;

2) погрешности, вызванные неуравновешенностью деталей передаточно-множительного механизма;

3) температурные погрешности;

4) погрешности от гистерезиса.



Для уменьшения инструментальной температурной погрешности обычно применяют биметаллическую температурную компенсацию 1 и 2-го рода.

    1. Радиовысотомер

Методические погрешности радиовысотомеров, также как и барометрических, связаны с изменением рельефа местности, над которой пролетает ВС. Однако погрешности, связанные с определением истинной высоты, до некоторой степени могут быть учтены экипажем.

При измерении интервала времени прохождения радиосигнала от самолета до земли и обратно возникают погрешности обусловленные искажением отраженного сигнала, неточной регистрацией моментов приходов сигналов, искажением сигналов в элементах приемников и др.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница