Лекция 2 Вступление



Скачать 80.04 Kb.
Дата09.05.2016
Размер80.04 Kb.
Лекция 2
Вступление

Основной задачей довузовской подготовки на специальность архитектор-дизайнер является формирование визуальной культуры. Абитуриенту необходимо постоянно расширять свой художественный кругозор, знакомясь с творчеством современных художников, тем более что экзаменационное задание «Плоскостная колористическая композиция» опирается на этот материал. Для выполнения колористической работы необходимы навыки графического обобщения и формализации, способность чувствовать и организовывать цветовые и тональные отношения. Эти навыки развивает знакомство с произведениями искусства и их аналитическое копирование. Примеры аналитической работы с произведениями мастеров находятся в учебном разделе №2.


Содержание

Начало 20 века – время появления нового художественного языка, отличающегося от языка традиционной живописи и скульптуры. Его возникновение связано с активным развитием науки, культуры, техники, сформировавших иные представления о видимом мире, чем представления людей в предшествующие столетия. Общее движение по формированию художественно-пластической культуры начала 20 века было названо модернизмом (от англ. modern – современный). К модернизму в искусстве относятся практически все течения начала 20 века: фовизм, кубизм, футуризм, супрематизм, неопластицизм и др., определяемые общим термином «нефигуративное искусство». Художники, относившиеся к этим течениям, не воспроизводили реальность, а переводили ее образы и характерные особенности в композиции с использованием линий, пятен, плоскостей, ритмов, объемов, тона, фактуры и цвета.


Абстрагирование как метод художественного творчества оформился в работах

П. Сезанна. «Собрав энергию цвета в обобщенные геометрические формы, он соединил чувство и знание в едином творческом акте, угадывая актуальное в следующем веке проектное видение реальности. Сезанн открыл, что видимый мир организован, структурен, геометричен, непрерывен, пространственен». Можно констатировать, что именно в творчестве П.Сезанна, подведя итог живописному искусству прошлого, совершилось открытие «нового пластического языка».


Кубизм, как форма художественного творчества, был открыт П. Пикассо, Ж.. Браком, Х. Гри. В их работах, связывая пространство и время, соединялись одновременно несколько различных ракурсов объекта, получала свое визуальное выражение новая картина мира, открываемая достижениями науки. Благодаря использованию, наряду с традиционными материалами, натуральных вырезок из газет, рекламных этикеток, уличных знаков, фанеры, стекла, металла, их живописные работы приобретали трехмерность, открывая дорогу не только новому языку, но и новым формам искусства, современному миру медиа и компьютерных технологий.
Фовизм связан с именами Матисса, Дерена, Брака, Вламинка, Марке, Дюфи. Открыв красоту чистого цвета, контрастных цветовых сочетаний, выразительности прозрачного или пастозного красочного покрытия, экспрессивности мазка они инициировали появление немецкого экспрессионизма, композиций и импровизаций Кандинского, русского «Бубнового валета», Машкова, Кончаловского, Ларионова, Осьмеркина, Шевченко, наконец, супрематизма Малевича.

В.Кандинский в ряде своих теоретических трудов обосновал и зафиксировал элементы нового пластического языка начала 20 века и их особенности, рассмотрев возможности их взаимодействия и композиционного соединения. Художественные работы этого мастера явились не только живописной иллюстрацией теории нового языка, но и эталоном создания «свободных» линии и пятна и «свободной» организации пластической материи.


Конструктивизм в России сложился в начале 1920-х годов, как проявление общего модернистского «духа времени». Он явился итогом беспредметных абстрактно-геометрических художественных поисков, характерен очищенным от традиционных архитектурных метафор вниманием к качествам формообразующей материи. Конструктивизм в живописи связан с именами А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Л.Поповой, В.Степановой, И. Пуни и др.
Супрематизм К. Малевича явился одной из основных формообразующих концепций начала 20 в., примером динамично-пространственной организации пластической материи.
Неопластицизм также явился важным источником формирования пластического языка начала 20 века. Художники голландской группы «Де Стиль» (П. Мондриан, Тео ван Дусбург, Г.Ритвельд и др.) противопоставили простоту, ясность, функциональность чистых геометрических форм и структурность их композиционной организации случайности, неопределенности и произволу природы и многосложности языка исторических стилей.
Художники середины 20 века создают свои произведения как на тему соединений цвета и формы, так и на тему самого процесса создания произведения, в котором становятся важными особенности технологии творчества. Также сюжетом произведения становятся формализованные образы реальности - от расчленения натуры тем или иным способом, через обобщенное моделирование натурных объектов, к созданию абстрактных композиций с использованием разнохарактерных фрагментов - от внешней геометрии натуры до выявленной сущности ее материи. В таких произведениях соседствуют обобщенные силуэты или абрисы натурных изображений и фрагменты свободной живописной поверхности.
На пути поиска новых художественных средств мастера 20 века обращаются к материалам, цвету, формам и технологиям архаического искусства. Обобщенное изображение объектов в работах народных мастеров, открытый цвет и простая геометрия архаических произведений, многослойные живописные поверхности иконы и фрески вдохновляют художников 20 века на новые живописные открытия.
Развивающийся в 20 веке дизайн привлекает внимание художников к предметному окружению. Искусство использует в произведениях как фрагменты или образы предметного мира, так и наиболее выразительные его образцы, создавая объемно-пространственные средовые объекты. В 20 веке активно развиваются такие направления искусства, как коллаж (использование в работе фрагментов бумаги, картона, объектов полиграфии), материальный коллаж или рельеф (использование плоских фрагментов натуральных материалов – дерева, металла, стекла, жести), ассамбляж (создание объемных произведений с использованием бывших вещей или их фрагментов).
Основной целью начального этапа подготовки на специальность архитектор-дизайнер, является формирование визуальной культуры. Абитуриенту необходимо постоянно расширять свой художественный кругозор, знакомясь с творчеством современных мастеров, тем более что экзаменационное задание «Плоскостная колористическая композиция» опирается на этот материал. Для выполнения колористической работы необходимы навыки графического обобщения и формализации, способность чувствовать и организовывать цветовые и тональные отношения.
Предтечи современного художественного языка

    1. Икона Святой Параскевы Плащаницы с житием. 1-я пол.16 века.



    1. Вывеска бакалейного магазина. 1-я четверть 20 века.



    1. Конь 1880-е гг. г. Великий Устюг (липа, резьба, роспись)


Основные живописные течения

  1. П. Сезанн. Корзина с яблоками, 1890-1994. «Структурная» живопись, организующая пространство холста с помощью цвета и его отношений.



  1. П. Сезанн. Гора Св. Виктория около, 1900-1902 г. Выявление пространства и геометрии объемов пятнами цвета.



  1. М. Вламинк. Пейзаж с красными деревьями, 1906-1907 гг. Художественное течение «фовизм» – работа чистым цветом, использование выразительных особенностей контраста дополнительных цветов



  1. А. Матис. Вход в касбу, 1912-1913. Многослойная живописная поверхность. связь с фреской и иконой, проявляющуюся в прозрачности красочного слоя и локальности цветового пятна.



  1. Ж.Брак Бокал, скрипка и ноты, 1912. Художественное течение «кубизм». Работа выполнена в технике коллажа. «Пространственность» работы достигается соединением фрагментов фасада и плана, разъединенностью линейного контура на фрагменты, использованием цвета и тона.



  1. П. Пикассо. Бидон и миски, 1908 г. Художественное течение «кубизм». Простые по форме объемы изображены одновременно в двух проекциях (фасад и план), веерообразные тени создают ритмическую композицию.



  1. П. Пикассо. Арлекин, 1915 г. Живописный коллаж из локально-окрашенных форм.



  1. Р. Делоне. Fensterbild 1912-1913. Перевод реальности в систему цветовых плоскостей.



  1. В. Кандинский. Композиция IV, 1911. Перевод реальности в систему линий различного очертания и пятен цвета.


Развитие достижений «сезанизма», фовизма и кубизма в России.

  1. П. Кончаловский. Порт в Кассисе, 1913.



  1. И. Машков. Натюрморт с ананасом ок. 1910.



  1. А. Куприн. Натюрморт с воблой, 1918.



  1. Р. Фальк. Натюрморт сосуд и плоды, 1910-е.



  1. А. Лентулов. Девушка с гитарой 1913.


Конструктивная живопись

  1. В. Татлин. Матрос 1911. Эскизный конструктивный рисунок.



  1. И.Пуни. Скульптура 1915. Материальный рельеф.



  1. Л.Попова, Живописная архитектоника 1916. Живописный рельеф.



  1. Л.Попова, Живописная архитектоника 1920. Живописный рельеф.


Беспредметная живопись

  1. К. Малевич. Динамический супрематизм №57, 1916. Супрематизм



  1. П. Мондриан. Композиция. Неопластицизм



  1. В. Вазарелли «Calota MC» 1965-1967. Оп-арт


Живопись на границе предметной и беспредметной (реальности и абстракции)

  1. Ле корбюзье. Композиция, 1928-1960. Пуризм



  1. С.Поляков Композиция, 1950. Перевод реальности в систему пятен сложного силуэта, живописная вибрирующая поверхность.



  1. С.Поляков Композиция, 1951.



25 Х. Арп. Без названия 1952. Обобщенный рисунок природного объекта, выявляющий выразительность его очертания.



  1. Э. Келли. Лист кувшинки. Работы Келли демонстрируют способность художника видеть в любой вещи формулу ее устройства.

27. Э. Келли. Коллаж





28. Б.Николсон. Соединение живописной поверхности и обобщенных силуэтов и контуров отдельных объектов.



29. Б.Николсон. Живописный рельеф из геометрических форм.



30. Н. де Сталь. Фигура на берегу моря 1952. Перевод реальности в обобщенное соединение пастозных живописных пятен.



31. Н. де Сталь. Дорога.



32. Д.Моранди. «Пейзаж» 1943. «Метафизический реализм». Работа разбеленными и приглушенными цветами, создает ощущение тишины и задумчивости.



33. Д.Моранди. Натюрморт.


Использование технологии, как повода для создания произведения. Абстрактный экспрессионизм.

34. М.Ротко. Работы 50-х - 60-х гг.



35. П. Сулаж. Построение 1947. Ф. Клайн. Диагональ, 1952.



36. Х. Хартунг. Без названия, 1956



37. Э. Тапиес. Большой Черный и Потрескавшийся Коричневый, 1966.



38. П. Манзони. Ахроматизм, 1958.


Использование предметов и их фрагментов как сюжета произведения или его фрагментов.

39. Д.Джонс. Флаг, идущий вверх, коллаж, 1955.



40. Э. Уорхол. Этикетка с банки супа «Кемпбелл» (мясо с овощами), 1962



41. Р. Раушенберг. Выполненные в сложной технике, работы Раушенберга соединяют шелкографические изображения, фрагменты материального подбора и свободно-положенные пятна краски, являясь слепком окружающей реальности.



42. Л. Невельсон. «Королевский собор IV», 1960 Мировую известность Невельсон принесли ассамбляжи из фрагментов дерева, заключенных в деревянные коробки. В течение 10 лет ею были созданы серии черных, белых и золотых рельефов. Ее крупные рельефные стены обнаруживают в Луизе Невельсон выдающегося архитектора пространства, свободно организующего отношения вещей как живых существ.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница