Лекции взят из: История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в.: учеб пособие для 6-го кл общеобразоват учреждений с рус яз обучения / Г. В. Штыхов, С. Н. Темушев, В. В. Ракуть



Скачать 278.47 Kb.
Дата04.05.2016
Размер278.47 Kb.
Текст лекции взят из:

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в.: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов, С. Н. Темушев, В. В. Ракуть ; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана ; пер. с белорус, яз. Л. Г. Киселевой. — Минск: Изд. центр БГУ, 2009. — 143 с.: ил.
ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V—IX вв.)
БАЛТЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

1. Территория расселения. В древности территория Беларуси была заселена племенами балтов. Вы уже знаете, что балты, как и славяне, происходили от индоевропейцев.

Свою историю балты ведут с конца каменного века. В те далекие времена на огромных просторах Европы и Азии расселились индоевропейцы. Некоторые индоевропейские племена поселились в Восточной Европе и на побережье Балтийского моря. Они разговаривали на похожих языках, вели одинаковый образ жизни. Из-за близости к Балтийскому морю историки стали называть их балтами.

В бронзовом веке (2-е тысячелетие до н. э.) балты занимали наиболее обширную территорию. Их поселения доходили на западе чуть ли не до реки Одер, на востоке — до верховьев реки Волги и ее притока Камы. На севере балты расселились до Финского залива и Ладожского озера, на юге — до Среднего Поднепровья.

Предки балтов пришли на земли, которые еще раньше освоили племена охотников и рыболовов. Они мирно соседствовали с балтами и в итоге слились с ними.

Во II—V вв. балты переживали свой «золотой век». В это время достигли расцвета их ремесло и торговля. Хотя территория, которую занимали балты, уменьшилась, но они по-прежнему заселяли значительную часть Балтийского побережья и почти всю территорию современной Беларуси.

2. Племена балтов. Как вы уже знаете, балты жили на очень большой территории. Они сталкивались с разными народами, смешивались с ними. От соседей балтские племена позаимствовали многие слова, обряды, обычаи, способы хозяйственной деятельности. К тому же долгое время отдельные племена балтов жили изолированно друг от друга. Это стало причиной их разделения.

В 1 -м тысячелетии до н. э. балты разделились на западных, восточных и днепровских. Западные балты занимали территорию от Понёманья до Нижней Вислы. В Раннем средневековье среди них наиболее сильными были пруссы, ятвяги и курши.



Восточные балты, или, как их еще называют, летто-литовские племена, жили в Прибалтике по берегам рек Нёман, Западная Двина, Вилия. К ним относилось и племя литва.

О днепровских балтах мало что известно. Все они растворились среди славян, которые пришли позднее.

На территории Беларуси проживали литва, ятвяги и другие балтские племена. Древние балты стали предками современных литовцев и латышей.

3. Поселения балтов на территории Беларуси. Балты на территории Беларуси жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещались на возвышенных мысах или отдельных холмах, на крутых берегах рек и озер. Их размеры были небольшими.

Сначала городища не имели искусственных оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы. Они окружали поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен.

У балтов на территории Беларуси до прихода славян еще не появились города. Они жили в наземных и полуземляночных жилищах. Полуземлянки были преимущественно срубной конструкции (бревна укладывались вдоль по земле).

А вот свои наземные жилища балты строили из деревянных столбов. Стены жилья, сложенные из бревен, часто обмазывались глиной.

В центре жилищ размещались открытые очаги. Наряду с очагами существовали печи-каменки круглой или овальной формы. Они выкладывались из больших камней, скрепленных глиной. С течением времени у балтов появились и глинобитные печи без дымохода. Их сбивали из глиняной массы, в которую добавляли камни.

4. Хозяйство, торговля. Балты были земледельцами и животноводами. Римские историки отмечали, что балты сеяли зерновые и выращивали другие культуры, работая более усердно, чем германцы. Долгое время в хозяйстве балтов важную роль играли также охота и рыболовство.

Издавна балты сеяли пшеницу, просо и ячмень, выращивали лен и коноплю. В начале нашей эры появились рожь и овес. В это время для вспахивания земли уже применяли деревянную соху с железным наконечником (сошником). Использовали балты и железные мотыги. Урожай собирали с помощью серпов и кос. Эти орудия труда использовались и в средневековье.

Животноводство у балтов преобладало над охотой. Об этом свидетельствуют археологические находки. Костей домашних животных на их селищах археологи обнаруживают вдвое или втрое больше, чем костей диких животных. Балты разводили свиней, овец, лошадей и коров.

На землях балтов не было месторождений меди. Местные жители покупали или выменивали ее у соседей. Что они могли предложить взамен?

Балтам очень повезло. На Балтийском побережье находится крупнейшее месторождение янтаря, который справедливо называли «северным золотом». За него европейские и восточные торговцы готовы были предложить хорошую цену.

Еще в бронзовом веке возник «янтарный путь». Он связывал Прибалтику со Средиземноморьем. Возможно, какие-то ответвления этого пути проходили через территорию Беларуси.

Но не только янтарь использовался в торговле балтов. Из Прибалтики везли на юг лошадей, скот, кожу, мед, воск. Кроме того, балты выступали посредниками в торговле мехом между финно-угорскими народами и германцами.

В период существования Римской империи в первые века нашей эры на янтарь и другие товары балты выменивали тысячи монет. Множество кладов римских монет было найдено в Прибалтике. Единичные римские монеты и клады обнаружены и на территории Беларуси.

К балтам поступали и другие товары: глиняная посуда, стеклянные бусы, бронзовые изделия. Сами балты достигли высокого уровня мастерства в изготовлении некоторых женских украшений.

5. Искусство и ремесла. Обработка железа, бронзолитейное дело, изготовление глиняной посуды, обработка дерева, камня, кости, прядение и ткачество были наиболее важными занятиями балтов. В основном это были очень простые домашние занятия. Таким образом каждое поселение полностью обеспечивало себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство называется натуральным.

В период Раннего средневековья балты с большим вкусом и мастерством создавали бронзовые и серебряные украшения. Местные мастера творчески использовали образцы ювелирных изделий, попадавшие к ним. В результате в искусстве сложился особый «балтийский стиль».



Это интересно. В одежде, украшениях, даже оружии проявилось стремление балтов к красоте. Украшения и прочие изделия богато орнаментировались. Особое распространение имели геометрические узоры. Чрезвычайно разнообразными были украшения женщин: головные венки, шейные гривны, бусы, браслеты, фибулы (застежки для плащей), булавки, перстни. И в наши дни удивляет мастерство, с которым выполнены изделия с эмалью. В балтском эмалевом орнаменте использовались красные, зеленые, синие, голубые цвета. Балтские предметы с эмалью найдены и на территории Беларуси.

Тысячи лет жили балты на территории Беларуси. Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. на смену балтам пришли славяне. Но культура и достижения балтов не исчезли бесследно. Славяне переняли у них ценный опыт жизни в лесном краю, образцы украшений, сохранили балтские названия рек и озер.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из произведения римского историка Тацита «Германия» о древних балтах (I в. н. э.). Эстии (древнее название балтов) чтят праматерь богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображение кабанов; они им заменяют оружие и оберегают почитающих богиню даже в гуще врагов... Хлеб и другие плоды земные выращивали они старательней, чем принято у германцев со свойственной им нерадивостью. Более того, они обшаривают море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом... У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

1. Прародина славян. Прародина — это та территория, которую первоначально населял тот или иной народ. Была прародина также и у славян. Здесь они осознали, что отличаются от своих соседей. Поэтому стали называть себя своим собственным именем — славяне.

Название народа «славяне» происходит от «слова». Славянами называли себя люди, которые «владели словом», это значит, понимали друг друга.

У историков нет единого мнения о местонахождении прародины славян. Одним из основных является предположение, согласно которому славяне в последние века до нашей эры и в начале нашей эры занимали территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. Северной границей их расселения была река Припять. Таким образом, прародиной славян мог быть и юг Беларуси.

Согласно другому мнению, прародина славян находилась на Среднем Дунае, южнее красивых гор Центральной Европы — Карпат.



Это интересно. Это мнение находит подтверждение в древнейшей летописи — «Повести временных лет». На страницах летописи читаем: «...Когда прошло много времени, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и назвались именами своими по тем местам, на которых сели. Так те, что пришли и сели на реке по имени Морава, и назвались моравами, а другие назвались чехами...»

Однако большинство историков ищут прародину славян севернее Карпат. Сейчас эта территория принадлежит Польше и Украине. Отсюда славяне попали и в междуречье Одера и Вислы. Здесь, в Центральной Европе, определяли славянскую прародину польские историки.

Славяне были индоевропейцами. Предки славян когда-то составляли единое целое с предками германцев и балтов. Возможно, несколько веков существовало балтско-славянское единство.

Долгое время славяне жили на своей прародине вдали от более развитых средиземноморских народов. Трудно сказать, когда они выделились в отдельный народ. Возможно, это произошло в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время с предками славян столкнулись загадочные кельты. Но только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем.

Славяне широко расселились с территории своей прародины, где появились те их особенности, которые были пронесены через века. С древности для наших предков характерны великодушие, гостеприимство, коллективизм.

2. Первые сведения о славянах. Славяне совершенно неожиданно заявили о себе в начале нашей эры как о сильном и воинственном народе. От их набегов особенно страдала Византийская империя.

Именно византийцы первыми обратили внимание на новый народ. Византийские историки отмечали, что славяне отличались высоким ростом и силой, были язычниками, почитали силы природы и разных богов. Воевали они в основном пешими. Образ их жизни был прост и непритязателен. Все эти свидетельства относятся к VI в. В это время славяне уже поделились на отдельные группы. Одна — склавины — проживала западнее Днестра, возле Дуная. Другая — анты — разместилась на землях от Днестра до Днепра. Теперь это территория Украины. Но византийцы особо подчеркивали, что все группы славян говорили на одном языке и ничем не различались. Первоначально они имели одно общее имя — венеды.

Это интересно. Анты были предками не только восточных славян. Отдельные племена антов вошли в состав южных славян. Из антского союза племен вышли племена сербов и хорватов. В то же время среди потомков антов был и восточнославянский союз племен дреговичей (о нем вы узнаете из следующего параграфа). Дреговичи поселились на юге современной территории Беларуси. Таким образом, южные и восточные славяне очень близки по происхождению.

Возможно, в более раннее время славяне были известны под другими именами. Существует мнение, что славянами были невры. Они жили где-то на юге современной Беларуси. Рассказывали, что эти невры раз в год на несколько дней превращались в волков. Легенды об оборотнях и позднее были распространены на белорусской земле.



Таким образом, первые письменные сведения про славян относятся к VI в. Именно с тех времен славяне играют важную роль в мировой истории.

3. Пути расселения славян. В первые века пашей эры на прародине славян сложились очень хорошие условия для земледелия. Развивались ремесло и торговля. Все это привело к увеличению количества населения. Но с конца IV в. началось похолодание, V в. был самым холодным за последние 2000 лет. Славяне вынуждены были покинуть свои поселения. Их земли оказались непригодными для земледелия.

В это же время в Европе происходило Великое переселение народов. Орды гуннов и германцев прошли через всю Европу. Пострадали от них и славяне. Множество поселений были разорены. Но славяне смогли занять опустевшие земли.

Так славяне начали широко расселяться в Европе. Естественными дорогами для них являлись реки. Как правило, свои селища они основывали на высоких берегах рек.

Славяне с территории своей прародины двигались на запад. В этом направлении они оттеснили германцев до реки Эльбы, а затем и за нее. С конца V в. славянские племена начали освоение Балканского полуострова. Переселялись славяне и на восток. В VI в. они уже появились в Среднем Поднепровье. Вскоре славянские племена заселили и современные белорусские земли.



4. Появление славян на территории Беларуси. Заселение славянами белорусских земель не было простым и быстрым. Славяне смогли освоить территорию Беларуси только в конце Раннего средневековья (V – IX вв).

Один из путей заселения территории Беларуси шел с юга. С территории Среднего Поднепровья славяне двигались вдоль Днепра, Припяти и их притоков. Здесь довольно рано появились славянские поселения.



Это интересно. На юге Беларуси лучше всего исследованы славянские поселения в городе Петрикове на реке Припять и возле деревни Хотомель Столинского района на реке Горынь. На окраине города Петрикова белорусские археологи обнаружили славянское селище VI—VII вв. (Чем городище отличается от селища?) Его жители выплавляли железо из болотной руды и лепили посулу из глины. Возле деревни Хотомель найдены городище, селище и могильник, в котором хоронили умерших. Хорошо укрепленное валами и рвами городище защищало людей в случае опасности.

В северную и центральную часть Беларуси славяне пришли с севера Восточной Европы. Так считают современные ученые. На север славяне ушли с территории вокруг реки Вислы. Теперь это территория нашей западной соседки — Польши.

Селища славян-земледельцев по реке Висле наиболее пострадали от неблагоприятных климатических условий IV—V вв. Пахотные земли были затоплены. В поисках пригодных для земледелия территорий славяне отошли на восток. Часть их осела возле озера Ильмень. Позже здесь будет построен Новгород Великий. Другие славянские племена нашли себе место поселения на белорусских землях.

На новых территориях славяне выбирали для селищ сухие места на возвышенностях. Освоиться на новых землях славянам помогали местные жители. При этом славянские племена смешивались с балтами, что стало основной причиной своеобразия славян на территории Беларуси.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из «Истории» Геродота (V в. до н. э.). На север от ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют хлеб не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а на север от невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня... У невров обычаи скифские. ...им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Так как не только их собственная земля породила множество змей, но еще больше попало их из пустыни посреди страны. Поэтому невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, видимо, колдуны. Скифы и эллины (греки), живущие среди них, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней превращается в волка, а затем вновь принимает человеческий облик. Меня эти байки, конечно, не могут убедить; тем не менее так говорят и даже клятвенно утверждают это.
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ

1. Славяно-балтское взаимодействие. Славяне постепенно заселяли территорию Беларуси. Они расчищали земли для выращивания хлеба, одно за другим строили свои поселения. Так происходила колонизация славянами белорусских земель. Но эта территория еще раньше была освоена племенами балтов.

Отношения славян с балтами на территории Беларуси первоначально были мирными. Балтские племена были невелики, да и славян приходило совсем немного. Поэтому места хватало всем. Славяне смешивались с местным населением.



В конце VII — начале VIII в. на территорию Беларуси проникла новая волна славянских переселенцев. Военные столкновения славян с балтами в это время участились. В огне пожаров гибли городища балтов.

Заселение белорусских земель славянами продолжалось не одно столетие. Прежние жители вынуждены были уйти из обжитых мест. Те, кто остался, постепенно сливались со славянами. Этому способствовало то, что славяне, как и балты, были язычниками. Близкими были их образ жизни и язык.

Но славяне находились на более высоком уровне общественного развития. У них были племенные вожди, сильное войско. Славяне превосходили балтов в земледелии и ремесле. Поэтому балты заимствовали лучшее, что видели у своих соседей. Произошла славянизация балтов.

Соседство с балтами многое дало и славянам. Случалось, что славяне занимали балтские городища. Кроме того, они стали создавать украшения по образцу балтских, которые им очень нравились. Взаимодействие с балтами придало своеобразие местным славянским объединениям племен. Они сформировались в VIII—IX вв. и сохраняли некоторые отличительные черты даже после создания общего Древнерусского государства. Эти особенности сводились к некоторым (поначалу очень незначительным) отличиям в языке, мифологии, быте славянского населения белорусских земель.



2. Кривичи-полочане. Кривичи были самым крупным восточнославянским союзом племен. Они жили в верховьях Днепра и Западной Двины. На востоке их селища достигали Волги, а на севере — Чудского озера. Здесь соседями кривичей были ильменские словене, будущие новгородцы.

Уже то, что кривичи занимали огромную территорию, обусловило их разделение на отдельные группы: псковскую, полоцкую и смоленскую.

Всю северную часть современной Беларуси заселяли полоцкие кривичи, или полочане. Главным их городом был Полоцк. Свое название он получил от реки Полоты, возле устья

которой и был основан. От названия города или реки стали именоваться и кривичи-полочане.

Название же кривичей, возможно, происходит от имени старейшины рода Крива или от слова «кровные», то есть родственники по крови. Есть и другие предположения.

Население Полоцкого княжества даже в XII в. в летописях называлось кривичами. Кривичи были давними соседями предков латышей. Поэтому до сих пор латыши называют русских именем, похожим на слово «кривичи», — «кревз».



Это интересно. Одной из наиболее важных особенностей кривичей было погребение ими умерших в длинных курганах. В народе их называли «волотовками». Существовало предание, что в них якобы похоронены «волоты» — богатыри высокого роста. На самом деле под курганами-насыпями могло быть погребено один за другим до 20 человек. Видимо, в одном длинном кургане хоронили близких родственников. В те языческие времена восточные славяне сжигали своих умерших.

Своеобразными были украшения женщин-кривичанок. К головному убору у висков они прикрепляли особые, похожие на браслеты кольца. Браслетообразные височные кольца находят только на территории расселения полоцких и смоленских кривичей.



3. Дреговичи. Весь юг Беларуси со временем занял еще один восточнославянский союз племен — дреговичи. Сначала они поселились в среднем течении Припяти, в болотистой местности. Отсюда и их название (от слова «дрыгва» — болото). Существует и другое предположение о происхождении названия дреговичей — от имени Драг или Дреговит.

Позже дреговичи направились на запад и север. Они заняли бассейн реки Свислочь и среднее течение реки Березины. Но первоначально это была территория кривичей. Именно здесь была основана столица Беларуси — Минск.

Часть дреговичей расселилась на Брестчине. Сюда с юга двигались и волыняне. Восточнославянский союз племен волынян был очень близок к дреговичам.

Самым древним городом дреговичей был Туров. Туровская земля имела тесные связи со Средним Поднепровьем и подчинялась Киеву. Поляне, жившие там, вместе с дреговичами и волынянами когда-то составляли одно племенное образование. Однако позднее оно разделилось.

У дреговичей высокого уровня достигли земледелие и ремесло. Женщины дреговичей любили украшать себя проволочными височными кольцами-сережками разных размеров. На них крепились по три небольших металлических бусины, которые украшались зернью — напаянными на поверхность бусин мелкими серебряными шариками.

4. Радимичи. Восточные земли Беларуси в Раннем средневековье заселяли радимичи. В основном они жили вокруг реки Сож, текущей с севера на юг и впадающей в Днепр.

На востоке соседями радимичей были вятичи, а на юге — северяне. Все эти восточнославянские союзы племен имели общее происхождение.

В «Повести временных лет» сохранился интересный рассказ о происхождении радимичей и вятичей. Якобы когда-то из Польши в Восточную Европу пришли братья Радим и Вятка. Они остались на новых землях и стали родоначальниками двух племен.

Радимичи были подчинены князем Олегом в 885 г. Незадолго до этого он овладел Киевом. Так было положено начало формированию Древнерусского государства.

Олег заставил радимичей платить ему дань, которую до этого они платили хазарам. Но и спустя сто лет после этого радимичи сохраняли определенную самостоятельность.

Это интересно. Согласно летописи, в 984 г. киевский князь Владимир Святославич отправил походом на радимичей своего воеводу по прозвищу Волчий Хвост. Тот победил радимичей на реке Пещань. С тех времен появилась поговорка: «Пещанцы волчьего хвоста бегают».

Женщины радимичей носили очень красивые семилучевые височные кольца. Их закрепляли на головном уборе или вплетали в волосы от одной до восьми штук.



Все восточнославянские племена вошли в состав Древнерусского государства — Киевской Руси. До этого времени они прошли значительный путь в своем развитии. У некоторых из них уже появились свои княжения.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из «Повести временных лет». Поляне же, что жили отдельно... были из славянского рода, и только после назвались полянами, и древляне происходили от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Ибо были два брата у ляхов — один Радим, а другой — Вятка; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него назвались радимичи, а Вятка сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты.
НА ПУТИ К ГОСУДАРСТВУ

Общественный строй вост. славян

1. Князья, дружина. У славян на территории Беларуси уже появились знатные люди (знать). К знати сначала принадлежали люди, выделявшиеся своими качествами, полезными для всего общества. Они были наиболее уважаемыми людьми среди соплеменников и имели на них большое влияние. Знатными могли стать мудрые старцы и богатые люди.

В дальнейшем положение знатных людей в обществе передавалось их детям и внукам.

Это интересно. Разбогатеть можно было, усердно работая на земле. Еще большее богатство приносило занятие торговлей. Значительно проще, но более рискованно было участвовать в грабительском набеге. Богатый человек мог устраивать пиры для соплеменников, держать рабов и даже иметь собственные воинские отряды. К тому же считалось, что если человек богат, значит, к нему относятся с благосклонностью боги.

Славянам, переселявшимся на новые земли, приходилось часто воевать. Войны были более успешными, когда во главе войска оказывался талантливый предводитель. Такого племенного вождя славяне называли князем. Его выбирали из числа знатных людей. Свое высокое положение в обществе князь стал передавать в наследство.

Если война была удачной, славяне захватывали военную добычу. Право распределять ее принадлежало князю. Себе он мог оставить больше. Но и других участников похода князь щедро одаривал награбленным.

Князь организовывал защиту своих соплеменников от нападений врагов. С течением времени к нему стали обращаться с просьбой совершить справедливый суд. За исполнение этих важных для всего общества обязанностей земледельцы подносили князю дары. За рассмотрение судебных дел также нужно было платить. Такие добровольные подношения со временем превратились в дань. Даньэто натуральная подать (мех, мед, продукты питания и т. д.), которую население обязано было ежегодно выплачивать в пользу верховной власти — князя.

Жизнь заставляла князей постоянно заботиться о военном деле. У каждого князя была своя дружинаотряд вооруженных и специально обученных военному делу людей. Важнейшей обязанностью дружинников являлась военная служба (военные походы, битвы, охрана территории, лично князя и т. д.). Отбор в дружинники осуществлял сам князь. Дружинники отправлялись в поход на конях.

Дружина позволяла князю еще больше укреплять свою власть среди населения. Историки считают, что появление дружины стало важным шагом на пути к государственности.

2. Военное ополчение. Во время славянского переселения часто происходили военные столкновения. Случалось, что враждовали между собой и отдельные славянские племена. Поэтому все мужчины в случае необходимости должны были брать в руки оружие, чтобы защитить свои семьи,своих соплеменников.

Мужчины одного племени составляли в случае необходимости военное ополчение. И земледелец, и ремесленник на время войны превращались в воинов. Военное ополчение славяне могли создать и для захвата новой территории, и для грабительского набега. Но военное ополчение не было таким же сильным на поле боя, как княжеская дружина.

Одно племя могло выставить немного воинов. От сильных врагов не могла защитить и княжеская дружина. Поэтому возникала необходимость в объединении племен в союзы. Но и они оказывались слабыми. Так, из летописи известно, что на кривичей нападали варяги-викинги. Требовалась более сильная организация, чтобы противостоять врагам. В результате внешняя военная опасность стала одной из причин создания государства.



3. Народное собрание — вече. Сначала князь у славян был только военным предводителем. Ему подчинялись во время войны. Все важные дела в славянском племени решались на народном собрании — вече.

В вече могли участвовать все свободные мужчины, способные носить оружие. Но особым почетом на этих племенных собраниях пользовались старейшины. Первоначально старейшинами были пожилые люди, старики. Они обладали большим жизненным опытом. Однако со временем старейшинами все чаще становились знатные люди.

Славянские племена жили на большой территории. Собирать вече было трудно. Люди не могли отрываться от своей работы ради каждого незначительного дела. Поэтому все текущие дела перешли к совету старейшин.

Вече могло рассматривать любые вопросы. Однако в реальности соплеменники собирались для решения наиболее важных дел. К ним относились вопросы войны и мира. На вече из числа знатных людей избирался князь. К вечу человек мог обратиться в поисках защиты и справедливого суда. Но право вершить суд постепенно перешло к совету старейшин, а затем и к князю. Вече рассматривало только самые сложные и запутанные дела.



Традиции вечевых собраний долго сохранялись в Полоцкой земле. Но после возникновения государства все важные вопросы стал решать князь. Вече собиралось только в чрезвычайных обстоятельствах. Постоянное руководство племенем постепенно перешло к князю. К тому же у князя была реальная сила — дружина, с помощью которой он мог заставить народ подчиняться ему.

4. Появление городов. Города на белорусских землях в VIII — IX вв. только зарождались. Уже у балтов существовали укрепленные городища. Опасность нападения врагов принуждала и славян создавать свои городища. Но они еще не были городами, хотя с течением времени могли в них превратиться.

В городищах население могло укрываться в случае опасности. Тут хранились общие запасы продуктов. Специальное место в городищах отводилось для общественных мероприятий, например, сбора веча.

Под защиту стен и валов могли собираться ремесленники и торговцы. Здесь же селился и князь со своей дружиной. Так постепенно городище могло перерасти в город.

Селища кривичей-полочан в IX в. существовали на месте будущих городов Полоцка, Витебска и Лукомля (Чашникский район). Племенным центром радимичей было городище на месте будущего Гомеля. Городом на территории расселения дреговичей в X в. стал Туров. Возможно, он был центром племенного княжения.



5. Племенные княжения. Славянские союзы племен, в которых существовала княжеская власть, в летописи называются княжениями. Современные историки такие объединения определяют как племенные княжения. В них еще сохранялось народное собрание — вече. Однако наиболее важные решения принимались уже князем и племенной знатью. Князь имел право передавать свою власть в наследство.

Согласно летописи, племенное княжение было у кривичей-полочан и дреговичей. Несмотря на то, что полочане подчинялись Киеву, они сохраняли значительную самостоятельность. У полочан во второй половине X в. был свой князь. Его звали Рогволод. Летопись утверждает, что Рогволод пришел «из-за моря». Возможно, он, как и Рюрик, был скандинавом-варягом.

Большое значение для племенных княжений имели войны. Благодаря войнам князья укрепляли свою власть в племени. Подчиняли они и другие племена. Так возникали крупные объединения племен. Наши предки были уже совсем близки к созданию государства.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из произведения Прокопия Кееарийского «История войн Юстиниана» (VI в.). А племена эти, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народовластии, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. А также и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковые.
ХОЗЯЙСТВО, РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1. Развитие земледелия и животноводства. В хозяйстве восточных славян господствовало земледелие. Именно оно давало нашим предкам основные продукты. Недаром славянское название ржи — «жито» — происходит от слова «жить».

Но важную роль играли также животноводство и разные промыслы: охота, рыболовство, сезонное собирательство. Такое разнообразное хозяйство позволяло славянам легко приспосабливаться к местным условиям — степным или лесным районам или холмистой и даже гористой местности.

Основной формой земледелия у славян в VI —IX вв. все еще была подсека (вырубка). Напомним, что при подсечно-огневом земледелии нужно было время от времени расчищать от деревьев новый участок. Это вынуждало осваивать все большие территории.

Но постепенно подсечно-огневое земледелие начинает вытесняться пашенным. Появились новые орудия труда. В Беларуси с ее лесными почвами, с корнями и кустарником очень удобной оказалась деревянная соха. Она имела один или два острых железных наконечника (сошника), которые проводили в почве бороздки и подрезали корни сорняков. Более совершенным орудием было рало с железными лемехами. С его помощью можно было не просто взрыхлять, но и переворачивать пласт почвы.

Использование пахотных орудий делало земледельческий труд более успешным. Для обработки земли применяли тягловую силу: быков и лошадей.

Славяне на территории Беларуси разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей. Лошадей запрягали в телеги, с их помощью пахали, а также широко использовали для верховой езды, особенно воины.



2. Развитие общества. Подсечно-огневое земледелие требовало усилий множества людей. Корчевание пней и в наши дни — довольно сложное дело. Поэтому славяне жили большими патриархальными семьями. Все люди, входившие в патриархальную семью, были родственниками. Обычно она состояла из 20—30 человек (родители и их дети и внуки).

Совершенствование земледелия и орудий труда вызвало значительные социальные сдвиги. Большие патриархальные семьи начали распадаться. Начался процесс выделения малых семей (родители и дети). Тем не менее основной хозяйственной единицей пока что оставалась большая семья. Вероятно, малая семья, уже имевшая отдельное жилье, некоторое время входила в большую патриархальную семью, что вела коллективное хозяйство. В то же время родовая община сменилась соседской. В такую общину кроме родственников входило значительное количество соседей.

Прежде, чтобы прокормить себя, все люди должны были тем или иным способом добывать пищу. Благодаря развитию земледелия в славянских общинах начали оставаться излишки продуктов. Поэтому некоторые люди могли заниматься только управлением, военным делом или посвятить себя служению богам. В то же время появились богатые люди, знать.

3. Ремесла и промыслы. Важную роль в жизни славян, расселившихся на территории Беларуси, играли разнообразные ремесла. Ремесленники делали орудия труда и оружие, посуду и украшения. Славянские женщины умели прясть и ткать. Об этом свидетельствуют повсеместные находки глиняных пряслиц.

Самым простым ремеслом — плотницким, косторезным, обработкой кожи и прочим — занимались в каждой семье. Значительно больших усилий и умений требовали выплавка железа и изготовление из него изделий. Кузнецы делали сошники, топоры, косы, серпы, ножи. Украшения изготавливались из цветных металлов — золота, серебра, меди.



Это интересно. Большого мастерства достигли ювелиры. Распространенным украшением славянских женщин были височные кольца. Кроме того, славянки щеголяли браслетами, перстнями, бусами. Часть из них оказалась в Беларуси в результате торговли. Так, из далеких Дунайских земель на территорию Беларуси попали лунницы — металлические украшения в виде полумесяца (сережки, нагрудные подвески). Подобные изделия стали изготавливать и на белорусских землях. Очень интересными были украшения дреговичанок. Для них местные мастера делали красивые металлические бусы с крупной зернью.

Дальнейшее развитие на белорусских землях получило изготовление глиняной посуды. Восточные славяне делали разнообразные по форме горшки, миски, чашки, сковороды, кувшины и др. Сосуды обжигались в горне, были орнаментированы наколами, налепами, насечками. Но до появления в X в. гончарного круга посуду из глины лепили руками.

Славяне всегда селились около водоемов — рек и озер. Поэтому важным подспорьем в их хозяйстве было рыболовство.

В те далекие времена леса покрывали всю территорию Беларуси. В лесах люди собирали ягоды и грибы. Славяне, как до них и балты, охотились на зубров, лосей, оленей, кабанов, птиц, пушных зверьков. Из меха делали теплую одежду, необходимую в суровые зимы. Кроме того, его охотно покупали в других странах — в Византии и Арабском халифате.

Широко было распространено бортничество — сбор меда диких пчел. Бортью наши предки называли дупло в дереве, где селились пчелы. Мед и воск в те времена очень ценились и хорошо продавались.

4. Торговля. Восточные славяне, жившие в VI—IX вв. на территории Беларуси, еще мало чем могли заинтересовать заграничных торговцев. Здесь не было месторождений драгоценных металлов или янтаря, пока еще слабо было развито ремесло. Тем не менее природные богатства нашего края уже пользовались спросом в дальних странах.

Белорусские земли в то время находились в стороне от наиболее важных торговых путей, и поэтому местные жители еще не занимались настоящей торговлей. Скорее происходил обмен продуктов труда земледельцев на ремесленную продукцию. Так же обменивались с зарубежными торговцами, попадавшими на территорию Беларуси. Больше всего они ценили шкурки пушных зверьков, которые могли заменять деньги.

Торговля осуществлялась без посредничества денег. Однако на территории Беларуси найдены отдельные арабские монеты и целые их клады.

Это интересно. В 1936 г. на территории совхоза «Соболево» в Дубровенском районе Витебской области был обнаружен клад, в который входило более 300 монет. Это были серебряные арабские монеты — дирхемы. Высококачественные арабские дирхемы в Раннем средневековье являлись своеобразной международной валютой. Монеты, содержавшиеся в кладе, были изготовлены между началом VIII и серединой IX в. Где-то во второй половине IX в. клад был закопан в землю. Сейчас он хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси.

Ученые считают, что наши предки ценили монеты сами по себе, а не как средство платежа. Довольно часто их использовали в качестве украшений. Монеты могли быть и показателем богатства, высокого положения человека, то есть его престижа.



Наши предки имели связи не только с соседями, но и с более отдаленными странами. Об этом свидетельствуют находки пряслиц с Волыни (запад Украины), янтаря из Прибалтики, сосудов из Причерноморья и, как вы уже знаете, монет из Арабского халифата. Некоторые из этих предметов могли попасть к славянам в результате их грабительских набегов. В свою очередь изделия, созданные ремесленниками кривичей, дреговичей, радимичей, найдены у их соседей.

Таким образом, в Раннем средневековье у славян на территории Беларуси быстро развивалось хозяйство. В связи с этим происходили важные изменения в обществе. Восточные славяне жили не изолированно, они активно контактировали с соседями.



РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

1. Культ предков. Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. Существовало убеждение, что души людей и после их смерти могли влиять на жизнь живых.

В родовом обществе очень важна была поддержка родственников. Только сообща люди могли вести хозяйство и противостоять врагам. В то же время почетом пользовались старые люди, старейшины. Они прожили долгую жизнь и поэтому обладали ценным опытом. Славяне верили, что даже после смерти старейшины рода помогают своим потомкам. Так зародился культ предков.

Души умерших охраняли род и всячески благоприятствовали его процветанию. До нашего времени сохранилось восклицание «Чур меня!». Когда-то им призывали на помощь предков. Чур — это и есть предок. От этого слова происходит название далеких предков — «пращуры». Души предков надо было расположить к себе. Поэтому им приносили жертвы, в их честь устраивали пиры. До нашего времени сохранился обычай поминания умерших предков.

Славяне также верили, что душа старшего в семье может превратиться в домашнего духа, или домового. Домовой мог быть и внешне похож на бывшего хозяина дома. Домашний дух обеспечивал благосостояние всей семьи. Ему также нужно было приносить жертвы.



2. Духи. Славяне в начале своей истории были язычниками. Они верили, что весь окружающий мир — и леса, и поля, и реки — населен духами. Поэтому поклонялись огню, солнцу, луне, деревьям, камням, ручьям, озерам и рекам. Особенно почитаемым на белорусских землях был дуб.

Среди множества духов были и такие, которых особенно уважали или боялись. Про домашнего духа вы уже знаете. Еще славяне верили в водяных духов. Главный среди них — водяной — считался враждебным человеку. Ему приписывали стихийные бедствия, несчастья, болезни людей.

В лесу главным духом был леший. Его звали хозяином леса. Он мог сбить людей с дороги, заставить блуждать по лесу.

Дух поля, по преданиям славян, прятался в последнем несжатом пучке колосьев. Полевик, или полевой, являлся в поле в полдень. Людей, работавших в это время, он мог наказать солнечным ударом.

Многочисленные духи были враждебны людям. Однако их можно было умилостивить дарами, жертвами.

Это интересно. По преданиям славян, наш мир заселяли и существа, которые не относились ни к людям, ни к духам. Это, например, вампиры и русалки. В таких существ превращались люди, умершие не своей смертью, «раньше времени». Их души оставались на грани земного и загробного мира.

Наши предки в те времена не могли понять природные явления, болезни, смерть. Это вызывало у них чувства тревоги и ужаса. С помощью веры в существование духов люди пытались объяснить их.



3. Языческие боги. Язычники-славяне почитали множество богов. Многобожие — вера в многочисленных богов — наиболее важная черта язычества. Боги были ответственны за разные стороны жизни человека и природные явления.

Главным богом у восточных славян считался Перун. Этого бога почитали и балты, они называли его Перкунас. Перун — бог грозы, грома и молнии. Он также был опекуном военного дела и с течением времени стал покровителем княжеской дружины. Наши предки представляли, что Перун держит в руках большие жернова и, ударяя камнем о камень, вызывает гром и молнию. Высеченные искры летят на землю, как стрелы, чтобы уничтожить «нечистую силу», но случайно могут попасть в человека или строение и стать причиной пожара. Когда Перун ехал по небу в своей колеснице, также раздавался гром. И теперь в Беларуси гром часто называют «перуном».

Издавна восточные славяне почитали Велеса (Волоса). Он считался покровителем животноводства. Его часто представляли в виде змеи. Возможно, Велес был богом подземного мира.

Несколько богов были связаны с культом солнца. Ведь от солнца, как и от дождя, зависел урожай. Главным богом солнца и огня был Сварог. Его сына звали Дажбог. Богом солнца считался и Хорс. Он упоминается в величайшем произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». В этом произведении рассказывается, что полоцкий князь Всеслав Чародей пересекал путь великому Хорсу, превратившись в волка.

Это интересно. Наши предки почитали также бога Ярилу. Даже в XIX в. в честь Ярилы белорусские крестьяне ежегодно в апреле устраивали праздник. Он был богом весеннего плодородия и плодовитости скота, земледелия. Покровительницей женщин и соответственно женских занятий, особенно прядения, являлась богиня Мокошь. Ее почитали как богиню плодородия. Из семи дней недели Мокоши была посвящена пятница. Накануне этого дня женщинам запрещалось прясть. С установлением христианства роль Мокоши перешла к Святой Параскеве, которую называли Параскевой Пятницей.
4. Святилища. Каждое племя имело специальные места, где молились богам и приносили им жертвы. Это место называют святилищем, или капищем.

Сохранилось предание, что возле Полоцка на берегу Волового озера находилось святилище Перуна. Язычники приносили жертвы камню и огню. На ветвях дуба вешали рушники и ленты.

Обычно в центре святилища стоял идол, а вокруг горели костры. Огонь могли поддерживать постоянно. Идолы — это образные изображения богов. Чаще всего их делали из глины, металла, камня и дерева. Лучше всего сохранялись каменные идолы. Наиболее известные идолы, сохранившиеся до наших дней, — Шкловский и Слонимский. В XIX в. в старинном здании под Витебском был найден золотой идол Перуна.

5. Мифы и предания. С помощью мифов и преданий наши предки объясняли происхождение всего живого на земле: людей, животных и растений. Мифы давали

ответы на многочисленные вопросы: как люди научились выращивать хлеб, приручили животных, узнали о ремеслах.

Происхождение природных явлений, зарождение новой жизни также объяснялись мифами. Мифы рассказывали о жизни богов, которые, по мнению славян-язычников, правили всем миром.

Возможно, в мифах и преданиях сохранились отзвуки исторических событий. На основе древних славянских мифов и преданий возникли белорусские сказки.



6. Обряды. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе и, наконец, смерти. Особое внимание наши предки уделяли погребальному обряду. Люди верили в существование загробного мира. Поэтому важно было подготовить человека к переходу в него.

Балты сжигали покойников, а остатки от сжигания помещали в глиняный горшок, который погребали преимущественно в грунтовой могиле. А вот славяне на территории Беларуси с VI в. хоронили покойников в курганах. Земляные насыпи достигали нескольких метров в высоту. Чаще всего они были круглыми. Но, как вы уже знаете, у кривичей были длинные курганы.



До X в. славяне-язычники также сжигали покойников, позже — хоронили в землю. Это было связано с распространением христианства на землях восточных славян. Рядом с покойником помещали его вещи — орудия труда, оружие, украшения. Такие вещи свидетельствовали о богатстве и знатности умершего.

Погребальный обряд восточных славян состоял из поминальной трапезы и тризны — своеобразных военных игр или спортивных состязаний в честь покойника. Так соплеменники прощались с умершим. Погребальный обряд сопровождался причитаниями женщин.

Календарные обряды были тесно связаны с земледельческими работами. Интересными обрядами и песнями сопровождалось празднование Коляды, Масленицы, Купалы, Зажинок и Дожинок. Колядные песни и обряды должны были ускорить наступление тепла, обеспечить богатый урожай на полях. А вот во время Масленицы провожали зиму и «призывали весну». На Купалу наши предки поклонялись солнцу и огню, растениям. Зажинки и Дожинки относились к праздникам начала полевых работ и завершения уборки урожая. Люди верили, что этими обрядами можно повлиять на силы природы.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница