Лекции по философии (интегрированный модуль «Философия») для иностранных студентов



страница1/11
Дата30.04.2016
Размер1.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»


ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

(интегрированный модуль «Философия»)
для иностранных студентов


Составитель В. В. Цацарин

Гомель 2014



Модуль 0. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

«ФИЛОСОФИЯ»
Социально-исторические и культурные предпосылки

возникновения философии
Философия зародилась в глубокой древности. В качестве культурных (духовных) её источников называют мифологию, религию и эмпирические знания, то есть знания, полученные путём повседневного опыта.

Миф – это древнейшая форма духовной культуры. В мифах силы природы и способы человеческой деятельности персонифицировались в образы богов и героев, мир природы и общества не разделялся. Различные представления увязываются в мифах в художественно-образную картину мира, сочетающую естественное и сверхъестественное, знания и веру. Значение мифологии для философии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, о происхождении мира, человека, его культурных навыков и т.д.

Религия является средством социальной регуляции, создаёт и транслирует культурные ценности. Как и философия, религия стремится вывести человека за рамки обыденности, придать его жизни смысл. Однако религия консервативна, выступает за полное сохранение традиций. Основа религиозного мировоззрения – это вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мире в целом и жизни каждого человека. Философия же основывается на разуме. Она вере противопоставляет логику, догме – сомнение (догма – основное положение вероучения, в которое необходимо верить).

Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мироздания. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала накопленные эмпирические знания, мифологию, религию и формировала новое миропонимание. Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Считается, что первым слово «философ» употребил Пифагор, обозначив им человека, стремящегося к мудрости в противоположность мудрому богу.



Социально-исторические факторы, повлиявшие на возникновение и развитие философии:

1. Экономическое развитие в целом. Оно способствовало накоплению знаний, которые нужно было обобщать и систематизировать.

2. Расширение контактов на основе торговли и судоходства. Оно показывало ошибочность некоторых фантастических представлений, которые заменялись реальными образами.

3. Разрушение общинно-родового строя, формирование государств. Оно делало жизнь более насыщенной и сложной, что заставляло людей ориентироваться больше на разум, а не на привычку.

4. Отделение умственного труда от физического. Оно создало возможность отдельным людям профессионально заниматься теоретизированием, философствованием.

5. Развитие древнегреческой, и особенно афинской, демократии. Оно создало необходимость в умении убеждать, чётко и правильно излагать свои мысли и идеи, а, следовательно, думать.


Рекомендуемая литература
1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

3. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

4. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

5. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Стёпин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

6. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

7. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

8. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.


Модуль 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

ФЕНОМЕН
План
1. Пути определения предмета философии, роль философии в жизни человека и общества.

2. Понятие мировоззрения, структурные компоненты мировоззрения.

3. Исторические типы мировоззрения.
1. Пути определения предмета философии, роль философии

в жизни человека и общества
С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она проблематизирует свой предмет и её разные представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. По Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, философия – мыслящее рассмотрение предметов. Б. Рассел определял философию как вид умозрения, Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум. Итак, философия многолика, и невозможно совместить её разные образы и понимания. Всегда существовали такие вопросы, которые с необходимостью предполагали использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Эти вопросы получили название метафизических или мировоззренческих вопросов.

Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы.

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или несвободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира.

Следует отметить, что предмет философии постоянно менялся и модифицировался на протяжении её исторического развития. Это было связано с дифференциацией философского знания, возникновением новых моделей его взаимодействия с культурой и частными науками.

Традиционно выделяют разделы философии:

онтология: учение о бытии;

гносеология: теория познания;

аксиология: теория ценностей;

праксиология: учение о человеческой деятельности;

философская антропология: учение о человеке.

Существуют и иные типы деления философии, выделяющие в ней, например, социальную философию, философию истории, философию техники и т.д. Также существуют философские науки, ранее являвшиеся частями (разделами) философии, например, этика – наука о добре и зле, логика – наука о правильном мышлении, эстетика – наука о прекрасном и безобразном.

Одной из особенностей классической философии являлось то, что почти каждый её представитель стремился создать собственную оригинальную и целостную систему философского знания, в рамках которой с единых методологических позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и политики, искусства и человека как антропологической реальности. Иными словами, классическая философия пыталась синтезировать различные философские дисциплины в рамках интегральных концепций и систем знания. В современной философии происходит отказ от этого, и основной акцент переносится на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии и др.).

В классической философии выделилось два основных направления: материализм и идеализм.

Материализм – это направление в философии, объясняющее мир, исходя из первичности природы, материи, объективной реальности, существующей независимо от человека. Формы материализма:

– стихийный или стихийно-наивный материализм: представления об объективном существовании внешнего мира, не подкреплённые данными наук (пример, взгляды Гераклита или Демокрита);

– механистический материализм: попытка объяснить мир, опираясь на законы механики (пример, взгляды французских материалистов XVIII века);

– диалектический материализм: рассматривает мир как постоянно движущуюся, развивающуюся систему; в основе развития – борьба противоположных сторон и тенденций (пример, взгляды К. Маркса или Ф. Энгельса).



Идеализм – это направление в философии, объясняющее мир, исходя из первичности идеи, духа, сознания. Формы идеализма:

– объективный идеализм: в основу мира ставит некий всеобщий дух (пример, взгляды Платона или Г. Гегеля);

– субъективный идеализм: в основу мира кладёт сознание человека (пример, взгляды Д. Беркли или И. Фихте).

В современном философском знании нет жёстких границ между различными философскими дисциплинами, каждая из них привносит свой дополнительный акцент в интерпретацию предмета философии в его современном истолковании. Следует отметить, что в постклассической философии происходит существенная трансформация традиционных представлений о предмете и функциях философского знания. В ней резко обозначается социально-критическая направленность мышления, связанная с актуализацией проблем противоречивой природы социального развития в условиях техногенной цивилизации. Большое внимание уделяется анализу языковой реальности в различных формах и версиях (аналитическая традиция, герменевтика, постструктурализм и др.).

В экзистенциальной стратегии философствования центральной проблемой становится аналитика человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Иными словами, классическая схема анализа отношения субъекта к объекту, человека к миру заменяется иной философской конструкцией, в которой постулируется неразрывная и изначальная связь человека и мира. Вместе с тем, как бы ни варьировались содержательные акценты современной постклассической философии, каким бы противоречивым и плюралистичным ни выглядел процесс её предметного самоопределения, вполне допустимо заключить, что традиционная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека-в-мире».
2. Понятие мировоззрения, структурные компоненты

мировоззрения
Уже на этой ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определённое мировоззрение – систему обобщённых представлений о мире, о своём месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определённым образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей. Таким образом, мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение представляет собой способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщённую модель мира и место в нём человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.


3. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение всегда отражает характер конкретного исторического типа культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные её смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта – носителя мировоззрения выделяют личностную его форму, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить о: а) нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение; б) философско-теоретическом мировоззрении; в) научном мировоззрении.

Наиболее традиционная классификация – историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское.

Обыденное мировоззрение основывается на «здравом смысле», поэтому включает в себя неточности и ошибки. Оно не проникает в сущность явлений, отличается несистематичностью, необоснованностью.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло представлять окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические одновременно. Такая целостность мифологического мировоззрения была исторически необходимым этапом духовно-практического освоения реальности в эпоху архаических форм социальной организации. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально несёт на себе отпечаток многих его черт. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного Космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Пока мифология и религия владели сознанием людей, у них не возникало побуждений самостоятельно, на основе рациональных рассуждений и аргументов ответить на вопросы о смысле бытия и человеческого существования. Сложившаяся система мифологических и религиозных представлений в целом отвечала уровню развития и потребностям архаичных обществ. Однако переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. В нём представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремлённостью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако, в отличие от искусства и мифологии, она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Философия подвергает рационализации складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий культуры. В этом процессе происходит формирование языка философии как совокупности предельно обобщённых категориальных форм или особых идеальных объектов. Благодаря этому философия в значительной мере преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность и образность художественно-мифологического мышления и метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения.


Рекомендуемая литература
1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

3. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

4. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

5. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Стёпин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

6. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

7. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

8. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

9. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.

10. Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин // Архэ – М., 1996. – Вып. 2.

11. Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

12. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.

13. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

14. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопр. философии – 1993. – № 8.


Модуль 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФИИ
План
1. Специфика философской традиции Древней Индии.

2. Особенности философской мысли Древнего Китая.

3. Космоцентризм античного философского мышления; проблема первоначала.

4. Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

6. Философия эпохи Ренессанса.

7. Философия и наука в новоевропейской культуре.

8. Философская мысль эпохи Просвещения.

9. Критическая философия И. Канта.

10. Диалектическая философия Г. Гегеля.

11. Истоки и основные черты философии К. Маркса.
1. Специфика философской традиции Древней Индии
Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Важнейшим источником по философии Древней Индии являются Веды. Веды – это сборник священных гимнов, песен, молитв, возникший на рубеже ІІ – І тысячелетий до нашей эры. Философская часть Вед называется Упанишады.

Согласно Ведам, вечный творец существ Брахма определяет для всех имена, род деятельности и положение в обществе.



Важнейшие понятия Упанишад. Брахман – высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего сущего и как творческое мировое начало. Атман – субъективное индивидуальное начало. Упанишады утверждают единство Брахмана и Атмана, то есть единство мира и индивидуума, объекта и субъекта. Карма – сумма всех деяний и помыслов того или иного существа, определяющая очередную форму перерождения в сансаре – бесконечной цепи перерождений.

На основе Упанишад сложились ортодоксальные школы древнеиндийской философии: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта. Все они признают священный авторитет Вед и более подробно и глубоко разрабатывают их отдельные положения.

Позднее сформировались неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Наиболее известные из них – это буддизм, джайнизм, чарвака (локаята).

Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (623 – 524 до н.э.). В процессе углубленного самоанализа он постиг четыре благородные истины и стал Буддой (в переводе – «просветлённый»):

1) Страдания правят миром.

2) Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.

3) Уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану (переводится как «угашение желаний»).

4) Существует путь избавления от страданий и достижения нирваны: благородный восьмеричный путь.


2. Особенности философской мысли Древнего Китая
Древнекитайская философия носит ярко выраженный религиозный характер.

Специфика древнекитайской философии связана с её особой ролью в острой борьбе, которую вели государства Древнего Китая. В то время философы в Китае нередко были различными чиновниками, министрами, послами. Поэтому их интересовали проблемы управления, взаимоотношений социальных групп, этики, ритуала, политики. Философия была направлена не на выработку идеала, а на поддержание существующего положения.

Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, что связано с неразвитостью логики. Размышления поэтичны и метафоричны.

Специфической чертой древнекитайской философии было рассмотрение мира как единого организма. Мир един. Все его элементы взаимосвязаны и непрерывно поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит Небу, которое олицетворяло высшую регулирующую силу, разум и справедливость. Небо даёт право на власть земному правителю. Основной критерий Неба при выборе правителя – обладание им дэ – высшей добродетелью. Если правитель утратит дэ, государство постигнут многие несчастья.

Основные школы древнекитайской философии:

– натурфилософы – школа сторонников учения инь и ян;

– конфуцианцы – школа служилых людей (жуцзя);

– софисты – школа имён (минцзя);

– легисты – школа законников (фацзя);

– даосисты – школа Дао и Дэ.



Натурфилософы развивали учение о двух противоположных началах: инь – это тёмное, женское начало, ян – светлое, мужское. При этом каждая инь содержит в себе частичку ян, и наоборот. Всё, что существует, состоит из этих частиц. Задача философии – найти между ними гармонию.

Конфуцианство. Основатель – Кун-Цзы (латинизированное его имя – Конфуций) (551 – 479 до н.э.). Для конфуцианства характерно: идеализация древности (учение о так называемом «золотом веке»), культ предков, выполнение норм сяо – сыновняя почтительность, уважение старших по возрасту и общественному положению. Конфуций разработал идеал благородного человека. Это представитель высших слоёв общества, для которого присущи скромность, бескорыстие, сдержанность. Конфуцианцы разработали сложный ритуал отношений высших и низших, старших и младших.

Государство Конфуций сравнивал с большой семьёй, главой которой является император. Для всеобщего благополучия нужно, чтобы каждый делал то, что ему положено: император властвовал, чиновники управляли, народ подчинялся.



Даосизм. Основатель даосизма – Лао-Цзы. Даосизм – это учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует во всём, всему даёт форму и имя. Рационально познать Дао невозможно. Смысл жизни человека состоит в следовании естественному ходу вещей и невмешательство в этот ход (принцип у-вэй).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница