Лауреат обласного конкурсу «Ми пам’ятаємо» Тема ученической научной конференции: Оккупация Украины войсками Германии и её союзников. Военные события 1941-1942 гг



страница1/4
Дата04.05.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4

Военные события в 1941-1942 гг.






Рыбалка Л.Д.,

учитель истории Донецкой общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней № 97,

высшая категория, учитель-методист,

лауреат обласного конкурсу «Ми пам’ятаємо»
Тема ученической научной конференции: Оккупация Украины войсками Германии и её союзников.

Военные события 1941-1942 гг.


Цель мероприятия: 1.Ознакомить учащихся с:

- ходом оборонительных боев Красной армии летом – осенью 1941 г., в том числе, с поражением Юго-Западного фронта в ходе Киевской оборонительной операции; обороной Одессы; началом обороны Севастополя; Донбасской оборонительной операцией;

- неудачными попытками советского контрнаступления под Харьковом и Крыму весной 1942 г.; продолжением наступления немецких войск на Юге и завершением оккупации украинских земель войсками Германии и её союзников.

2.Способствовать формированию историко-предметных компетентностей:

- хронологической (устанавливать хронологическую последовательность оборонительных операций Красной армии летом 1941 г. – весной 1942 г.);

- пространственной (показывать на карте территории, где происходили события начального периода Великой Отечественной войны);

- логической (анализировать информацию об оборонительных операциях Красной армии летом 1941 – весной 1942 гг., устанавливать причины и последствия поражений советских войск в ходе Киевской, Донбасской оборонительных операций, срыва плана «молниеносной» войны немецкого командования);

- аксиологической (высказывать собственную позицию о роли Великой Отечественной войны в жизни украинского общества);

- информационной (работать с различными источниками информации: научно-популярной литературой, воспоминаниями очевидцев; сравнивать информацию, полученную из различных источников информации, и критически оценивать её);

- речевой (вести дискуссию).

3.Воспитывать патриотические чувства, в том числе, гражданское мужество.
Форма проведения: дускуссия-симпозиум.

Оборудование:

Литература

1.Бешанов В.В. Танковый погром 1941 года. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 528 с.

2.Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия / Под ред. М.М. Козлова. –М.: «Советская энциклопедия», 1985. – 832 с.

3.Гісем О.В. Історія України. 11 клас: Розробки уроків / О.В. Гісем, О.О. Мартинюк. – Х.: Веста: Вид-во «Ранок», 2007. – 400 с.

4.Донецк: Ист.-краевед.очерк / Руков.авт.кол. С.Ф. Поважный. – 2-е изд.испр. и доп. – Донецк: Донбас, 1981. – 328 с.

5.Дюпюи Р. Эрнест, Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн. – Кн. 4.– М.: «Издательство Полигон», 1998. – С.91-219.

6.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – Т.1. – М.: Издательство Агентства печати Новости, 1983. – 300 с.

7.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – Т.2. – М.: Издательство Агентства печати Новости, 1983. – 326 с.

8.История Второй мировой войны. 1939-1945. В двенадцати томах. – Т.4. – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1975. – 534 с.

9.История Украинской ССР. В десяти томах. – Т.8. – К.: Наукова думка, 1984. – 639 с.

10.Манштейн Э. Утерянные победы. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: Terra Fantastica, 2003. – С.181-224

11.Суворов В. День «М»: Когда началась Вторая мировая война? – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 432 с.

Источники

12.Рогоцкий Михаил Дмитриевич, 1917 г. рождения, г. Донецк, беседа продолжалась 2 часа, запись сделана 7 мая 2000 г., место хранения – комната боевой славы ОШ № 97.

13.Чабаненко Алексей Григорьевич, 1921 г. рождения, г. Донецк, бесіда продолжалась 2 часа, запись сделана 6 мая 1999 г., место хранения – комната боевой славы ОШ № 97.

Электронные ресурсы

14. 383-я стрелковая дивизия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infodon.org.ua/stalino/197.

15.Двенадцать дней в октябре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donjetsk.com/letopis/

16.Дивизия шахтерская, сибирский командир... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donjetsk.com/letopis/

17.Как итальянцы Сталино брали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donjetsk.com/letopis/

18.Постановление ГКО № 506с от 18.08.41 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soldat.ru/doc/gko/text/0506.html.

19.Провалов, Константин Иванович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

20.Холин А. Герои Рутченковки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://donbass.name/1389-georgijj-fedorovich-malidovskijj.html


Наглядность

1.Карты «Ход военных действий на советско-германском фронте летом и осенью 1941г.»; «Оборона Одессы 5 августа – 16 октября 1941 г.»; «Оборона Севастополя в ноябре – декабре 1941 г.», «Военные действия на южном крыле советско-германского фронта осенью 1941 г. Донбасская оборонительная операция»; «Ход военных действий на советско-германском фронте зимой 1941-1942 гг.»

2.Копии фотографий военных лет (М. Кирпонос, Э. Клейст; оккупанты занимают Сталино в 1941 г. и др.); осколки артиллерийский снарядов (экспонаты комнаты боевой славы ОШ № 97).

3. Кадры из документального фильма «Вермахт в России», художественного фильма «Брестская крепость».

Раздаточный материал

1.Хронологическая таблица «Готовимся к внешнему независимому оцениванию. Украина во время Второй мировой войны (1939-1945)».

2.Памятка «Как вести дискуссию».
Структура мероприятия

1.

Организационный момент

2 мин.

2.

Мотивация учебной деятельности:

-Рассказ учителя.

-Метод «микрофон»

5 мин.

3.

Сообщение темы, ожидаемых результатов

2 мин.

4.

Изучение нового материала:

Дискуссия «Военные события 1941-1942 гг.: предмет гордости или стыда украинцев?»

25 мин.

5.

Выполнение практических заданий:

Дидактическая игра («Умники и умницы»)

8 мин.

6.

Подведение итогов мероприятия. Рефлексия:

Метод «Займи позицию».

3 мин.


Ход конференции

А.Мотивация.

Форма работы: коллективная.

1.Методический прием: рассказ учителя.

В октябре 1941 г. на месте микрорайона «Текстильщик», где мы с вами живем, находился аэродром. Именно он стал местом ожесточенного боя между рвавшимися в Сталино (ныне – Донецк) немецко-фашистскими войсками и советскими бойцами 383-й стрелковой дивизии, прозванной в народе «шахтерской». Во время боя был смертельно ранен Иван Евгеньевич Савченко, который воевал в составе стрелковой роты 696-го полка. И.Е. Савченко был нашим земляком - кировчанином. До начала Великой Отечественной войны он работал сначала на шахте № 2-7 «Лидиевка», затем на шахте 17-17-бис. Осенью 1941 г. Иван Савченко ушел на фронт добровольцем, оставив дома беременную жену. И исчез…

Более 30 лет после окончания Великой Отечественной войны Казимира Викентьевна Савченко считала, что её муж пропал без вести. Наконец, в 1977 г. ученики средней школы № 81, члены клуба «Поиск» Дворца культуры имени Н. Островского, отыскали жительниц шахтного поселка, которые в октябре 1941 г. видели в степи возле аэродрома тяжелораненого Ивана Савченко. Он успел назвать им свою фамилию, рассказать, что его жена живет в районе донецкой шахты № 17-17-бис.

Поэт шахтерской дивизии А.П. Радченко написал стихотворение, которое стало памятником погибшему:

«Гремел салют, и с болью пела медь,

Рыданья прорывались между ними,

Художник местный высек, как умел,

На мраморе воскреснувшее имя,

И, наконец, он в землю лег, солдат,

Теперь навечно. Средь лугов и пашен…

Цветы ему, цветы за все года,

Что значился он без вести пропавшим» [4, с.217].

Что же? Heppy end? Память восстановлена, неизвестный герой обрел имя… Прошло еще более тридцати лет. И вот уже школа № 81 Кировского р-на г. Донецка закрыта. Где же теперь хранятся материалы клуба «Поиск»? Кто читает их и вспоминает об Иване Евгеньевиче Савченко?

Каждую осень, в честь Дня освобождения Донбасса, и каждую весну, в честь Дня Победы, мы возлагаем цветы к памятникам советским воинам-освободителям. Но вряд ли хотя бы один из нас сможет сказать: я стоял, склонив голову над могилой солдата, погибшего в 1941 г. И, может быть, это справедливо: победители имеют больше прав остаться в истории, чем побежденные. И, может быть, это объяснимо: забвение – защитный механизм психики человека от травмирующих воспоминаний о трагедии 1941-го. Ради чего стоит помнить об Иване Евгеньевиче Савченко, о других солдатах и командирах Красной армии, погибших в 1941 г.?



2.Методический прием: «микрофон».

Учащиеся высказывают свое мнение по вопросу, поставленному учителем.



Б.Сообщение темы и ожидаемых результатов.

Учитель называет тему, дидактическую цель конференции.

Учащиеся самостоятельно определяют ожидаемые результаты мероприятия:

-устанавливать хронологическую последовательность событий Второй мировой войны, в том числе, начального этапа Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 гг.);

-показывать на карте территории, где происходили военные события Второй мировой войны;

-описывать главные оборонительные операции советских войск на территории Украины в 1941-1942 гг.;

-давать характеристики военным деятелям периода войны;

-рассказывать о последствиях войны для Украины, высказывать собственную позицию о роли войны в жизни общества.



В. Изучение нового материала.

Учитель сообщает учащимся план изучения нового учебного материала.

План

1.Оборонные бои летом-осенью 1941 г.:



1.1.Киевская оборонительная операция войск Юго-Западного фронта 7 июля – 26 сентября 1941 гг.

1.2.Оборона Одессы 5 августа – 16 октября 1941 гг.

1.3.Донбасская оборонительная операция 29 сентября – 4 ноября 1941 г.

2.Оборонные бои весной-летом 1942 г.:

2.1.Харьковское сражение 12-29 мая 1942 г.

2.2.Завершение обороны Севастополя (30 октября 1941 – 4 июля 1942 гг.)

Учитель сообщает учащимся основной вопрос урока:

«Военные события 1941-1942 гг.: предмет гордости или стыда украинцев?»

Форма работы: групповая.

Методический прием: дискуссия.

Учащиеся презентуют результаты работы над опережающим творческим заданием: составить аргументы к дискуссии «Военные события 1941-1942 гг.: предмет гордости или стыда украинцев?»

Группа № 1 готовит доклад на тему «Киевская оборонительная операция 7 июля – 26 сентября 1941 г.», оппонентами выступают учащиеся группы № 5.

Группа № 2 готовит доклад на тему «Оборона Одессы 5 августа – 16 октября 1941 г.», оппонентами выступают учащиеся группы № 4.

Группа № 3 готовит доклад на тему «Донбасская оборонительная операция 29 сентября – 4 ноября 1941 г.», оппонентами выступают учащиеся группы № 2.

Группа № 4 готовит доклад на тему «Харьковское сражение 12-29 мая 1942 г.», оппонентами выступают учащиеся группы № 3.

Группа № 5 готовит доклад на тему «Оборона Севастополя 30 октября 1941 – 4 июля 1942 гг.», оппонентами выступают учащиеся группы № 1.

От группы выступает 1 докладчик. Продолжительность выступления – 3 мин. На полемику с оппонентами выделяется 2 мин.

В докладе необходимо привести аргументы в пользу точки зрения, что действия бойцов и командиров Красной армии в 1941-1942 гг. должны быть предметом гордости современных украинцев, а также контраргументы (альтернативное суждение). В конце доклада на основании изложенных аргументов и контраргументов следует сделать вывод о том, какая точка зрения является более обоснованной. Желательно, чтобы докладчик использовал в своем выступлении наглядность, прежде всего карту-схему сражения.

Во время доклада учащиеся класса сопоставляют выступление докладчика с материалом информационной карточки «Вторая мировая война» (прилагается).

В своем выступлении оппоненты должны отметить, во-первых, какие аргументы докладчика показались им убедительными. Во-вторых, оппоненты

должны указать на «слабые» стороны доклада: незнание фактического материала, неубедительность аргументов, отсутствие логики в выводах.



(материалы для подготовки к докладам прилагаются)
Г. Выполнение практических заданий, упражнений.

Форма работы: коллективная.

Методический прием: дидактическая игра («Умники и умницы»).

Учитель напоминает условия игры: в каждом туре принимают участие трое учащихся. Сначала они выполняют задание творческого характера: предлагают проект памятника неизвестным героям 1941 года (устное описание). «Ареопаг» (жюри) определяет, кто лучше справился с выполнением творческого задания, и предоставляет победителю право выбрать «дорожку». «Дорожка» зеленого цвета содержит 3 вопроса, «дорожка» желтого цвета – 2 вопроса, «дорожка» красного цвета – 1 вопрос, правильного ответа на который достаточно для победы. Однако вопросы для «дорожки» зеленого цвета – начального уровня, в то время как для «дорожек» желтого и красного цветов – достаточного и высокого уровней.



I тур.

Зеленая «дорожка»: 1.Демонстрируется фрагмент фильма «Вермахт в России» (без звука, событие: подписание советско-германского пакта о ненападении). Участнику предлагается «озвучить» фрагмент: назвать событие, охарактеризовать его роль в истории Украины.

Ожидаемый ответ: 23 августа 1939 г. - договор о ненападении между СССР и Германией. Согласно тайному протоколу были разграничены сферы интересов двух государств в Европе. Вследствие этого события в состав СССР вошла Западная Украина.

2.Какой подвиг во время обороны Киева совершили младший лейтенант Д.И. Шепеленко, лейтенант В. Ветров?

Ожидаемый ответ: Младший лейтенант Д.И. Шепеленко во главе отряда советских воинов 144-го полка 27-й дивизии во время обороны Киева уничтожил 26 танков противника с помощью гранат и бутылок с зажигательной смесью. После того, как большинство воинов погибло, Д.И. Шепеленко с последней связкой гранат бросился под вражеский танк и ценой своей жизни уничтожил его [9, с.45].

Во время обороны Киева лейтенант В. Ветров во главе гарнизона дота № 205 в составе 16 советских воинов сражался в окружении 10 дней – с 6 по 16 августа 1941 г. [9, с.48].

3.Когда по инициативе ОУН-Б был провозглашен Акт о возобновлении Украинской державы?

Ожидаемый ответ: 30 июня 1941 г.

Желтая «дорожка»: 1.Схема танкового сражения 1941 г. под Луцком, Дубно, Ровно («слепая» схема, участник должен обозначить населенные пункты, номера немецких и советских воинских частей, участвовавших в сражении)

2.Демонстрируется осколок артиллерийского снаряда из школьной комнаты боевой славы. Участнику предлагается перечислить советские пушки и гаубицы, находившиеся на вооружении в 1941 г.

Ожидаемый ответ: В батальонной артиллерии – 120-мм минометы, 76-мм пушки образца 1927 г. В полковой артиллерии – 120-мм минометы и 76-мм пушки образца 1927 г. В дивизионной артиллерии – 76-мм пушки образца 1939 г., 122-мм и 152-мм гаубицы. По боевым качествам советская артиллерия превосходила немецко-фашистскую, но была слабо обеспечена механизированной тягой [2, с.65].

Красная «дорожка»: 1.Комментарий к документу. Воспоминания Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

«Кратко излагаю наш разговор, типичный для первых дней войны.



Жуков. ...Карпезо и Рябышев наносят контрудары в таких направлениях: Карпезо через Броды на северо-запад; Рябышев левее – в северном направлении. Этим маневром вам будет оказана помощь. В район Луцка, севернее и южнее, будут выведены 19-й и 9-й мехкорпуса, для того чтобы усилить вашу группировку.

Потапов. … В приказе фронта сказано, что нас прикрывают 62-я и 18-я бомбардировочные дивизии. Где они – мне неизвестно, связи с ними у меня нет. Танков КВ больших имеется 30 штук. Все они без снарядов к 152-миллиметровым орудиям. У меня имеются танки Т-26 и БТ, главным образом, старых марок» [7].

Вопрос: По поводу какого события ведет разговор Г.К. Жуков? Когда? Как освещен вопрос о причинах поражений советских войск в 1941 г.? Объективен ли Жуков в своих воспоминаниях?

Ожидаемый ответ: 23-29 июня 1941 г. - танковое сражение в районе Дубно – Луцк - Ровне. Общее командование осуществлял начальник Генерального штаба Г.К. Жуков. Целью операции было силами шести механизированных корпусов разгромить 1-ю немецкую танковую группу, 6-ю немецкую армию. Но цель была не достигнута. Корпуса вступили в бой неодновременно.

ІІ тур

Зеленая «дорожка»: 1. Демонстрируется фрагмент фильма «Вермахт в России» (без звука, событие: вторжение немецких войск группы армий «Юг» на территорию УССР). Участнику предлагается «озвучить» фрагмент: назвать событие, охарактеризовать его роль в истории Украины.

Ожидаемый ответ: 22 июня1941 г. – начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии и ее союзников на СССР силами 190 дивизий, в том числе, 19 танковых. 14 моторизованных; 4 воздушных немецких флотов. В результате наступления немецких войск и их союзников к осени 1941 г. большая часть территории Украины была оккупирована.

2.Какой подвиг во время обороны Севастополя совершили Мария Байда, Иван Богатырь?

Ожидаемый ответ: В декабре 1941 г. в боях на Мекензиевых Горах Иван Богатырь был старшим в пулеметном доте, уничтожил 120 фашистских солдат. Старший сержант двадцатилетняя Мария Байда только за один день уничтожила из автомата 19 солдат противника и отбила у фашистов захваченных ими в плен советского командира и восьмерых бойцов [9, с.166-167].

3.Когда на Украине существовала Олевская республика – суверенная украинская национальная республика, созданная силами «Полесской Сечи» под командованием Тараса Бульбы (Боровца)?

Ожидаемый ответ: вторая половина августа – середина ноября 1941 г.

Желтая «дорожка»: 1.Предлагается схема Киевской оборонительной операции 1941 г. Участник должен исправить ошибки, допущенные при обозначении немецких частей, участвовавших в наступлении на Киев, и их командующих.

2.Определить, какой советский танк начала войны представлен на макете (фотографии, рисунке). Охарактеризовать его тактико-технические данные в сравнении с танками противника.

Ожидаемый ответ: В начале войны применялись легкие танки БТ-7, БТ-7М, Т-26; средние – Т-28, тяжелые – Т-35. Легкие танки имели слабую броню (толщина 16 мм у Т-26, 20 мм у БТ-7, БТ-7М), поэтому были уязвимы для противника. Толщина брони среднего танка Т-28 (30 мм) и тяжелого танка Т-35 (30 мм) также уступала толщине брони среднего танка противника Т-ІІІ (50 мм). При этом максимальная скорость советских танков Т-28 (37 км/ч) и Т-35 (30 км/ч) была меньше, чем скорость немецкого танка Т-ІІІ (40 км/ч), что также делало их уязвимыми. Однако на вооружении бронетанковых войск в 1941 г. уже были средние танки Т-34 (созданы коллективом во главе с М.И. Кошкиным, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозовым). По боевым свойствам они значительно превосходили немецкие (толщина лобовой брони – 45-52 мм), скорость (55 км/ч, калибр пушки – 76 мм) [2, с.703-704].

Красная «дорожка»: 1.Комментарий к документу. Ежедневные записи начальника Генерального Штаба Сухопутных Войск Ф. Гальдера.

«14 сентября 1941 года (воскресенье) 85-й день войны. Положение с танками в 2-й танковой группе:

3-я тд – боеспособные танки ¬ – 20 проц., требуют ремонта и безвозвратные потери – 80 проц.

4-я тд – боеспособные танки ¬ – 29 проц., требуют ремонта и безвозвратные потери – 71 проц.

17-я тд – боеспособные танки ¬ – 21 проц., требуют ремонта и безвозвратные потери – 79 проц.

18-я тд – боеспособные танки ¬ – 31 проц., требуют ремонта и безвозвратные потери – 69 проц.» [1].



Вопрос: С каким сражением 1941 г. связаны приведенные Гальдером факты? Какую роль сыграла в этом сражении 2-я немецкая танковая группа? Кто ею командовал? Как освещен вопрос о соотношении сил между немецкой и советской армиями в 1941 г.? Объективен ли Гальдер в приведенном документе?

Ожидаемый ответ: 11 июля - 19 сентября 1941 г. – Киевская оборонительная операция советских войск. В операции принимали участие войска Юго-Западного фронта под командованием М. Кирпоноса. В сентябре 1941 г. произошло окржуение войск Юго-Западного фронта с севера, силами 2-й танковой группы (ком. Гудериан), и с юга, силами 1-й танковой группы (ком. Клейст). Однако, несмотря на розгром Юго-Западного фронта, мужество защитников Киева сорвало немецкие планы «молниеносной войны».

III тур

Зеленая «дорожка»: 1. Демонстрируется фрагмент фильма «Вермахт в России» (без звука, событие: наступление 1-й немецкой танковой группы Э. фон Клейста на Донбассе). Участнику предлагается «озвучить» фрагмент: назвать событие, охарактеризовать его роль в истории Украины и нашего края.

Ожидаемый ответ: 29 сентября – 4 ноября 1941 г. – Донбасская оборонительная операция советских войск. 4 октября 1941 г. соединения 1-й немецкой танковой армии под ком. Э. фон Клейста прорвались в районе Орехово и 8 октября севернее Осипенко (ныне – Бердянск) соединились с моторизированными частями 11-й армии. Войска 9-й и 18-й армий Южного фронта оказались в окружении. Ценой больших потерь им удалось вырваться, но 10 октября 1941 г. гитлеровцами был захвачен Мариуполь.

2.Приведите примеры мужества, проявленного во время обороны Сталино (Донецка) бойцами 383-й шахтерской стрелковой дивизии и 38-й кавалерийской дивизии.

Ожидаемый ответ: Бойцы 383-й стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза полковника К.И. Провалова с 15 по 22 октября 1941 г. на подступах к г. Сталино (ныне – Донецк) уничтожили свыше пяти тысяч солдат и офицеров противника, до 30 танков, 2 артиллерийские и 4 минометные батареи. Так, 15 октября 1941 г. в районе с. Елизаветовка был полностью уничтожен итальянский кавалерийский полк «королевских мушкетеров». 383-й стрелковая дивизия была сформирована на Донбассе, почему ее и прозвали шахтерской. Например, в ее рядах сражался уроженец Кировского р-на г. Донецка, будущий Герой Советского Союза Г.Ф. Малидовский [4, с.215; 14; 16].

3.Когда по инициативе ОУН-М в Киеве была создана Украинская национальная рада?

Ожидаемый ответ: октябрь 1941 г.

Желтая «дорожка»: 1.Схема сражения на Харьковско-Барвенковском выступе 1942 г. (участник должен обозначить стрелками направления контрудара немецких войск в районе Барвенково)
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница