Курс лекций по "Социальной психологии" Тема Предмет и задачи социальной психологии как науки



страница1/4
Дата04.05.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3   4
Курс лекций по социальной психологии

Курс лекций


по "Социальной психологии"
Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного

знания. 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.


Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь

социальной психологии с социологией и общей психологией

(интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь социальной

психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и

прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе

научного, в том числе психологического знания.

Структура общественного сознания и роль общественной психологии в его

функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и

общественная психология, их соотношение.

Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское,

философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-

методическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое.

Особенности формирования и развития социально-психологических

явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и

деятельностная обусловленность). Типология социально-психологических

явлений: 1.По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных

группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные,

эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По

динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию:

осознанные и неосознанные.

Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии:

социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное

взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности

социально-психологических явлений, связанных с включением личности в

большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии:

закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей,

включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические

особенности функционирования этих групп и личности в них.

Структура социальной психологии как науки (основные социально-

психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной

деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах

(образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные

отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально-

психологических явлений в больших группах (массовидные социально-

психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые,

политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально-

психологические проблемы личности (социально-психологические качества

личности, социализация личности, социальные установки личности, роль

личности в группе).

Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к

предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2.

Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с

изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых

социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых,

политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологические

исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и

общественном мнении; 5.Анализ возрастания роли социальной психологии в

условиях реформирования общества; 6.Взаимодействие социальной психологии с

прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение взаимосвязи

отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной

социальной психологии.

Основные уровни методологии социальной психологии и их

взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов,

совокупность применяемых в науке принципов): I.Всеобщая (философская)

методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских

законов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция,

дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.); III.

Специальные, собственные методы социальной психологии: 1.Методы воздействия

(социально-психологические тренинги); 2. Методы социально-психологического

исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б)

методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение

результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и

др.).; IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического

исследования.

Возрастание роли социально-психологического фактора в современных

общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и

общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных

систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и

социальной защиты населения).


Основные категории: социальная психология, общественное

сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной

психологии, задачи социальной психологии, методология социальной

психологии, методы социально-психологического исследования.


Контрольные вопросы:

1. Место социальной психологии в системе наук?

2. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе

наук?


3. Назовите основные виды социально-психологического знания.

4. Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?

5. Предмет социальной психологии?

6. Какие основные проблемы изучает социальная психология?

7. Задачи социальной психологии.

8. Что является методологией социальной психологии?

9. Методы социально-психологического исследования?

Литература:

- Обязательная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

2. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.

3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч.

М., 1982, т.1.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

5. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

- Дополнительная:

1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.,

1983.


2. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

3. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная

зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

4. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-

психологического тренинга. М., 1982.

5. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.

СПб, 2000.

6. Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.

7. Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы.

М., 1995.

Тема 2. История формирования и современное состояние социальной

психологии.
Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с

20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в

социально-философской мысли нового времени. Первые социально-

психологические теории и отражение в них общего уровня развития

психологической науки.

Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6

в. до н. э.- середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия

социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над

индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля

(индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти

от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха

Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т.Гобсс-«естественное право

человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими

силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению

собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной

самооценки); б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли,

К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее

характер, потребности, межличностные отношения).

Этап относительно самостоятельного становления социально-

психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология

народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух

целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории

В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой

социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в

толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность

утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена);

«Теория инстинктов социального поведения» (У.Мак- Дауголл) – «гормэ»

(врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх,

бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость,

приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и

т.д.).


Общественные и научные (создание методологических, в том числе

философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в

самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и

появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-

теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период –

господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы),

прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде,

Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению

закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм,

психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения

стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие

социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии»,

Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической

и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики

человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге,

В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и

бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский о

культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о

взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве

сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии

(Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-

психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время):

необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое,

интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в

развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания

(Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и

поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2.

Теории диадического взаимодействия: а) Теория «взаимодействия исходов»

(Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений»,

получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория социального

обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения

«вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных

подкреплений).

Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного

соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение

человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений,

отношений с миром («L» – «nL», «U» – «nU»); б) Теория коммуникативных

актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет

место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем

снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного

диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и

поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений

личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной

структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии

человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего

знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

Психоаналитическое направление социальной психологии о роли

бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория

функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы:

рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень –

групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в

действие «коллективные защитные механизмы»); 2.Теория группового развития

В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о

лидерстве и установление межличностных отношений); 3.Трехмерная теория

интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы

(включение, контроль, любовь).

Интеракционистское направление в социальной психологии: 1.Концепция

символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте

социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия

роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее

роли и референтной группы. Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение

человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов,

но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности,

в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2.Ролевые

теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах

социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о

межролевом и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы

(Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп

(позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах

и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи,

Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально-

психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С.Московичи

о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических

представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений

(информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих

поведение индивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об

опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через

групповое взаимодействие; 3. «Этогенетический подход» Р.Харре - модель

человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении

репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию,

необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для

этого необходимых условий).

Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2.

Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного;

3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-

психологических явлений; 4.Разработка методологических основ социально-

психологических исследований; 5.Исследование новых социально-

психологических явлений; 6.Возрастание роли прикладных и практических

социально-психологических исследований; 7.Проблема использования

результатов исследований социальных психологов в различных областях

профессиональной деятельности людей.
Основные категории: описательный этап возникновения социально –

психологического знания, этап относительно самостоятельного развития

социально – психологических идей, этап экспериментально – теоретического

развития социальной психологии, западная социальная психология,

отечественная социальная психология.
Контрольные вопросы:
1. Основные этапы и периоды возникновения и развития социально –

психологического знания?

2. Назовите основные направления описательного этапа социально –

психологических идей.

3. Назовите основные социально – психологические школы 2–го

этапа развития социально – психологического знания.

4. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа

развития социально – психологического знания.

5. Какими направлениям представлена современная зарубежная

социальная психология?

6. Особенности и тенденции развития отечественной социальной

психологии?


Литература:

- Обязательная:

1. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.

СПб., 2000.

2. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

- Дополнительная:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная

психология на Западе. М., 1989.

2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

4. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.,

1984.


5. Шихарев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.


Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.
2.Сущность, типология и функции общения.
Закономерности возникновения, формирования, функционирования,

изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и

взаимодействие социально-психологических феноменов.
Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы

отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных

отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных

и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений.

Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных

отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и

эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных,

дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств.

Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции

деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн,

Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие.

Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная

деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений

человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных

отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский –

общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;

когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных

процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация

бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической

защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;

необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое

взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как

личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск

взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс

взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в

совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и

групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в

коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение

содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и

взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и

методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь).

Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность

общения.


Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное,

опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное,

мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное,

манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое;

внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-

ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная,

инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая,

синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального

контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная,

коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность

совместной деятельностью.


Основные категории: социальная природа общения, общественные,

групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных

отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения,

потребности общения, функции общения.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется социальная природа общения?

2. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.

3. В чем проявляется деятельностная природа общения?

4. Основные точки зрения на сущность общения,

5. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?

6. Назовите основные типы, виды и функции общения.

7. Основные стороны общения и их взаимосвязь?

Литература:

- Обязательная:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

- Дополнительная:

1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение

и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

6. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

7. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.


Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения
Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной

детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.


Вопросы для обсуждения:

1. Место и природа межличностных отношений.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница