Культурная эволюция и модернизация



Скачать 44.91 Kb.
Дата26.10.2016
Размер44.91 Kb.
«Велоночь как метод формирования культурного кода Большого города»

Специальная тема: Культурная эволюция и модернизация

секция: Города и агломерации
авторы:

Никитин Сергей Александрович, к. филол. н., доцент НИУ ВШЭ,

Авдонина Марина Юрьевна, к. психол. н., доцент МГЛУ,

e-mail : mavdonina@yandex.ru

моб. телефон : 8 903 712 50 89

домашний : 8 499 748 60 03

В докладе анализируется семилетний опыт по разработке методики и проведению социоурбанистического проекта «Велоночь Velonotte International» как массового мероприятия, сочетающего в себе элементы лекции, спортивной прогулки и художественной акции. Рассматриваются принципы создания содержательной стороны проекта и ее компоненты: выработка общей темы, подбор спикеров (историков, архитекторов и т.д.), темы интервью, подходы к обработке аудиоматериалов, разработка маршрута, определение темы и формата научно-культурного мероприятия, предваряющего велоночь.

Основная задача проекта заключается в генерации культурного кода Большого города, общих для жителей города понятий, знаний о городе и отношениях его жителей, этикета общения. Главная проблема: как открыть город его жителям.

Актуальность проекта «Велоночь» как средства создания связей между поколениями и сообществами большого города в том, что благодаря живому перформансу на основе урбанистического активизма объекты города приобретают личностный смысл для участников события. В своих откликах после Велоночи участники подчеркивают, что чувствуют город своим.

Творческая группа Велоночи (см. www.velonotte.org) провела семь московских мероприятий, два – в Санкт-Петербурге, велоночи в Риме в мае 2010 г., в Нью-Йорке в сентябре 2011 г., в Лондоне в июне 2012 и 2013 г.г. в рамках London Festival of Architecture.

Важной задачей является создания момента общности, когда участники вместе испытывают чувства и переживания в тех или иных местах. При подготовке каждой акции в сценарии прописываются эмоциональные аспекты восприятия города. Например, остановка «Кировский завод» – трагическая, в блокаду завод практически работал на линии фронта. На некоторых остановках создается художественный образ места (образ проспекта Стачек художника Александра Дашевского: «зеленое море, по которому медленно плывут большие дома-корабли. Между ними тихо-тихо едет трамвайчик, расстояние между этими домами по километру, это роскошное брежневское проектирование для человека, которому некуда, да и не надо, спешить. Бесконечное лето, ощущения идеализма и идиотизма»).

Выделяются места-ориентиры, точки в пространстве, к которым все стягивается: Тракторная улица, одна из жемчужин в маршруте второй Петроградской Академической Велоночи, центр архитектурного процесса в 1926-27 г.г. ее строили Никольский, Гегелло и Симонов, звезды русской архитектуры. Мы стремимся вернуть память места: Вторая Московская Велоночь была посвящена непостроенному бульварному кольцу, которое проектировалось в 1920-х годах. Шедевры авангарда построены вдоль несделанной магистрали – Дом Культуры им. Зуева (арх. К. С. Мельников, 1929), Краснопресненский универмаг (арх. Веснины, 1929). Дом Культуры завода «Каучук» (арх. К. С. Мельников, 1929), напротив – Центральный Архив Октябрьской Революции (теперь Государственный Архив Российской Федерации).

Велоночь это синтез искусств, благодаря которому рассказ становится более рельефным, появляется возможность не только использовать опосредованное словами повествование историко-культурного плана, но и воздействоать на чувственную сферу. Особенно активно это проявилось в работе над Лондонской Велоночью 2012 г.: по ходу показа, чтобы создать некое эмоциональное напряжение вокруг архитектурного объекта, была сделана специальная подсветка (компании iGuzzini), а в завершении на финальном пикнике в хрустальном павильоне East Wintergarden в Кэнэри Ворф, выступил оркестр Консерватории Тринити Колледжа (Лондон). Дирижер оркестра Ник Пенлебэри понял нашу идею рассветной музыки, которая рождается из летних звуков близ Темзы, и развил эту тему, подобрав репертуар: Сэмюэль Барбер, Терри Райли и Summertime Гершвина. 

Представляется контент мероприятий 2013 года:

1) Седьмая Московская Велоночь валоризирует значение Москвы и московской культуры для студентов, молодых специалиствов в области гуманитарных дисциплин, используя актуальный язык общения в движении. Она была проведена в рамках Московской международной архитектурной ярмарки «АрхМосква-2013» была посвящена 120-летнему юбилею Владимира Маяковского. Среди спикеров были главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, археолог Александр Векслер. Специально к этому событию совместно с фирмой «Мелодия» был записан компакт-диск «Владимир Маяковский. Послушайте» (тысяча дисков). Помимо архивных записей поэта и классических исполнений XX века, были записаны новые прочтения (Игорь Костолевский, Даниил Спиваковский, Анатолий Лобоцкий, Дарья Повереннова, Ефим Байковский, Константин Константинов, Владимир Гуськов, Виталий Гребенников, Юрий Коренев, Елена Мольченко, Всеволод Макаров, Олег Басилашвили, Константин Хабенский). Вещание на всю страну в прямом эфире радио «Маяк» началось в полночь и завершилось на рассвете, в 5 часов утра. Мероприятие получило большой общественный резонанс.

2) Стамбульская Велоночь, в которой участвовали ведущие исследователи И. Ортайлы (Ilber Ortaylı), М. С. Мейер, Н. Эргин (Nina Ergin), Ф. Мансел (Philip Mansel), проводилась при институциональной поддержке мэрии Стамбула. Прямая трансляция выступлений спикеров велась так же в течение всей ночи на английском языке (с турецким переводом) на волнах радиостанции Açık radio.

3) Лондонская Велоночь 2013 была посвящена Лондону эпохи принца Альберта (1840-1861), инфраструктурной и социоурбанистической революции: строительству первой ветки метрополитена, Всемирной выставке, Герцену. Среди спикеров – Л. Пикард (Liza Picard), Э. Сэйнт (Andrew Saint), Э. Томпсон (Adam Thompson) и Дж. Уайт (Jerry White). Велоночь прошла в рамках Лондонского фестиваля архитектуры при поддержке Посольства РФ и организации «Россотрудничество». Прямая трансляция Велоночи на английском языке проводилась на волнах британского радио Resonance FM.

Для нас как разработчиков важно участие крупнейших специалистов по архитектуре в специально организованных встречах перед самим проведением велоночи, служащие камертоном для будущей передачи знаний и эстетических позиций. Проведены лекции-диалоги с С. А. Никитиным профессора Миланского Политехнического университета А. де Магистриса «Ленинградский конструктивизм и арт-деко», профессора Принстонского университета Ж.-Л. Коэна «Влияние русского конструктивизма на мировую архитектуру, профессора Гамбургского университета Х. Франка «Петер Беренс и Мис ван дер Рое в Петербурге – 100 лет спустя».



Подводя итоги, выделим функции проекта «Велоночь» как проекта, направленного на развите связей между людьми в большом городе: социализирующая, научно-образовательная, воспитательная, сенсибилизирующая, эстетическая, развлекательная, людическая, оздоровительная, коммерческая.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница