Культура ведения бизнеса в постиндустриальном обществе и ее представление в современной англоязычной литературе



Скачать 454.46 Kb.
страница1/3
Дата31.10.2016
Размер454.46 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи


ТУРИНОВА Людмила Александровна

Культура ведения бизнеса в постиндустриальном обществе и

ее представление в современной

англоязычной литературе

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры




Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии



Москва 2008г.

Работа выполнена на кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.


Научный руководитель: кандидат филологических наук,

доцент


Кулик Любовь Венидиктовна


Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор



Никитич Людмила Алексеевна

кандидат филологических наук,

доцент

Лунина Ирина Евгеньевна

Ведущая организация: Институт

Внешнеэкономических связей

ИВЭС МГИМО (У) МИД РФ

Защита диссертации состоится «9» декабря 2008г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.28 факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, аудитория 107-108 .


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова

(1-й корпус гуманитарных факультетов).


Автореферат разослан « 6 » ноября 2008г.
Ученый секретарь диссертационного совета Е. В. Жбанкова

В последние десятилетия в глобализированном мире бизнес становится все более интернациональным, и в этих условиях необходимость исследования культурного многообразия и учета его преимуществ в международном менеджменте становится актуальной, как никогда ранее. Повышенный интерес к проблематике культуры ведения бизнеса, ее роли в социуме и различных сферах общественной жизни тесно связан с проблемами культурологического характера. Субъективизм в восприятии культуры и ее элементов и, соответственно, субъективизм в оценке уровня культуры организации самими работниками организации может существенно отличаться от восприятия культуры ведения бизнеса обществом, государством, клиентами или другими субъектами, что требует анализа текущего состояния бизнес-культуры.

Культурология является, по существу, единственной научной областью, которая дает возможность подойти к проблеме анализа культуры ведения бизнеса и ее основных категорий, таких как «организационная культура» и «международный менеджмент» в постиндустриальном обществе, с точки зрения различных дисциплин: философии, истории, социологии, менеджмента, психологии, экономики, лингвистики и др. Именно культурологический подход позволяет всесторонне осветить проблемы, с которыми сталкивается организация, прогнозировать ситуации на глобальном, национальном и организационном уровне в краткосрочной и долгосрочной перспективе, находить пути решения вопросов социальной ответственности международного менеджмента и этики бизнеса.

Обращение к широкому кругу научных и литературных источников в данном исследовании является правомерным, так как такое многоплановое и ёмкое понятие, как культура ведения бизнеса, находит свое представление как в научной, так и в художественной литературе1.

По мнению М.М. Бахтина, всякое литературное произведение социологично. В нем скрещиваются «живые социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными оценками»2. Язык же художественного произведения, по образному сравнению С.Г. Тер-Минасовой, является зеркалом окружающего мира: «За каждым словом стоит пред­мет или явление реального мира. Язык отражает все: географию, климат, историю, условия жизни»3. Язык, мышление и культура соотносятся с реальным миром, противостоят ему, зависят от него, отражают и одновременно формируют его4. Следовательно, художественный образ, благодаря его синтезирующей природе, способен стать зеркалом мира социального.

Материалом для исследования культуры ведения бизнеса и ее основных категорий в настоящем исследовании являются тексты научной и художественной литературы. Научная литература выявляет объективную фактическую сторону исследуемых нами категорий бизнес-культуры, предоставляя тем самым исследовательскую базу для последующего детального изучения аксиологических параметров. Эмпирический анализ осуществлен на материале бизнес-романов конца ХХ века Д. Гришэма “The Firm” («Фирма») и И. Бэнкса “The Business” («Бизнес»). Культурологическое исследование делает возможным разносторонний аксиологический анализ категорий «организационная культура» и «международный менеджмент» через выявление, сопоставление и оценку особенностей данных феноменов в англоязычном культурном контексте. Именно применение системного подхода к изучению культуры ведения бизнеса позволяет проанализировать ту роль, которую она играет в организации в неразрывной связи с культурой общества, а также позволяет выявить преимущества и недостатки того или иного типа культуры организации в международной среде. В романах о бизнесе делается попытка дальнейшего осмысления и развития организационной культуры и международного менеджмента как основополагающих категорий культуры ведения бизнеса.

Рассматриваемые романы являются значимыми для анализа, так как рассматривают сущность и особенности организационной культуры, международного менеджмента, а также проблему формирования новой бизнес-культуры и ее конфликт со старой, уже отжившей. Выбранные романы о бизнесе имеют свою специфику, связанную со временем их написания, т.е. с концом ХХ века.

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения закономерностей в новом типе общества конца ХХ века, называемого постиндустриальным. Существует множество концепций, пытающихся объяснить развитие культуры и ход истории в постиндустриальном (информационном) обществе, но исследователи (философы, социологи, экономисты) так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их видении культуры – духовная или материальная составляющая. Возникла необходимость кардинального переосмысления новых тенденций культуры ведения бизнеса в условиях глобализации, ее этической составляющей и ответственности глобального и национального бизнеса перед обществом, а также связанной с этим проблемой конвергенции-дивергенции культур.

Современный менеджмент рассматривает практически любую организацию как социокультурный феномен. В качестве объекта настоящего исследования выступают организационные культуры, в основе которых лежит определенный набор ценностей, характеризующий разные стороны деятельности организации, например инновационность, профессионализм и т.д. Гуманитарные науки позволяют всесторонне рассмотреть диалог между социально-философским и художественным осмыслением фундаментальных проблем человеческой жизни. Данное исследование представляет собой попытку междисциплинарного анализа проблемной сущности культуры ведения бизнеса и ее основных категорий с культурологической точки зрения.



Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является определение сущности и роли культуры ведения бизнеса в культурно-историческом контексте конца ХХ века и их осмысление в литературе, в том числе в романах о бизнесе, представляющих собой своеобразный способ раскрытия категорий бизнес-культуры.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:



  • систематизировать концепции культуры ведения бизнеса и ее основополагающих категорий по основным направлениям, отражающим различные взгляды на суть организационной культуры и способы ее оценки;

  • определить элементный состав организационной культуры в универсальных терминах, а также показать ее соотношение с другими понятиями теории и практики менеджмента, в частности с концепциями «корпоративная культура» и «международный менеджмент»;

  • разработать комплексную модель организационной культуры по элементам и уровням и применить ее в последующем анализе художественных текстов – бизнес-романов;

  • рассмотреть роль международного менеджмента в процессе формирования определенной организационной культуры;

  • на материале бизнес-романа показать влияние международного менеджмента и организационной культуры на общее культурное пространство.

Проблема исследования. Проблема исследования определяется необходимостью выявления устойчивых концептов культуры ведения бизнеса и применения этих концептов в процессе анализа произведений двух национальных культур (американской и английской).

Объект исследования. Объектом исследования являются характерные черты основных категорий культуры ведения бизнеса («организационной культуры» и «международного менеджмента») как культурных феноменов.

Предмет исследования. Предметом исследования является комплекс специфических культурологических явлений и процессов культуры ведения бизнеса на материале современной англоязычной литературы, в том числе романов о бизнесе.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование основных категорий культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе опирается на междисциплинарный подход, используя научные знания из различных областей. В частности, диссертант обращается к таким фундаментальным наукам, как история, культурология, философия, а также учитывает и активно применяет управленческие знания из области менеджмента.

В ходе исследования диссертант опирался на научные концепции, представляющие как различные науки, так и различные научные школы. Именно такой подход в рассмотрении основных категорий культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе можно считать целостным. Учитывая большое количество источников, будет логично систематизировать их, объединив родственные научные концепции в блоки.

Первый блок научных исследований связан с изучением постиндустриального общества. Идеи К. Болдуинга, Д. Белла, Д. Гэлбрайта, П. Друкера, Й. Масуды, А. Тоффлера, А. Турена, М. Хаммера, В.Л. Иноземцева и др. дают характеристику проблемам, встающим перед современными формациями в эпоху все увеличивающейся интернациализации бизнеса.

Исследования русских православных философов, классиков духовной мысли Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др. раскрывают такие необходимые понятия в культуре организационных отношений, как «менталитет», «национальный характер», «цивилизация».

Следующий блок работ посвящен теории ценностей. Основы учения о ценностях были сформулированы Э. Кантом, Р. Лотце, Г. Риккертом, В. Виндельбандом, М. Вебером. Дальнейшее развитие теория ценностей получила в трудах Т. Парсонса, М. Рокича, Н. Слизерна, Г. Хофштеде, в исследованиях отечественных ученых: Н.И. Лапина, Б.С. Ерасова, Д.А. Леонтьева и др.

К следующему кругу источников относятся работы специалистов в области зарождения культуры предпринимательства и менеджмента. К ним относятся западные экономисты и социологи: А. Смит, М. Вебер, В. Зомбарт, Г. Беккер, П. Друкер, П. Самуэльсон, Ф. Хайек и ряд других, работы которых посвящены развитию экономических отношений на Западе, основам развития культуры организации, месту человека в организационной иерархии и окружающей его бизнес-культуре.

Особый блок источников связан с исследованиями в области менеджмента, которые позволяют всесторонне взглянуть на процесс развития культуры организации, культуру управления, и представлен работами классиков западного менеджмента: М. Альберта, М. Мескона, Ф. Хедоури, У. Дункана, Ф. Котлера, А. Файоля, Г. Форда, Г. Эмерсона, Ф. Тейлора и др., а также работами российских ученых: О.С. Виханского, А.И. Наумова, А.А. Погорадзе, П.Н. Шихирева, Э.А. и А.Э. Капитоновых, А.Н. и М.А. Асауловых и др. Исследования этих авторов посвящены основам управления организационными структурами, методам и способам управления, а также культуре организационной среды.

Следующий блок источников объединяет группу авторов, которые предложили детальную проработку основ организационной культуры, ее ключевых составляющих, а также основных принципов менеджмента в международной среде, в области культуры предпринимательства и культуры корпораций: К. Дэвиса, Д. Максвелла, Дж. Ньюстрома, Р. Рютингера, а также российских исследователей: Е.А. Черных, П.А. Тихомирова, Е.А. Юрьевой и др.

В области управления персоналом мы опираемся на работы Э. Мэйо, Д. Морено, В. Врумма, Ф. Герцберга, Л. Лайкерта, К. Левина, Д. Мак-Грегора, Д. Макленда, А, Маслоу, К. Леви, О. Херцбергера и др. Теории этих авторов носят разносторонний характер, выражаются в различных подходах, необходимых для создания такой организационной культуры, которая обеспечит успешное функционирование организаций и персонала на глобальном уровне.

Несмотря на большое количество научных источников по рассматриваемой проблематике, обнаружить работы, описывающие организационную культуру и международный менеджмент как целостные феномены, не удалось.

Мы также обращались к работам, посвященным роли межкультурных различий в деловой среде: трудам Р. Д. Льюиса, А. В. Павловской, О.А. Корнилова, О.Д. Суворовой и др.

Обращение к анализу бизнес-романа как специфического художественного текста потребовало привлечения значительного круга работ лингвокультурологического характера: Р. Барта, Й. Хейзинга, Г. Гадамера, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, С.Г. Тер-Минасовой, Г.Г. Молчановой, Л.А. Городецкой и др.



Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положен комплексный междисциплинарный анализ категорий культуры ведения бизнеса («организационной культуры» и «международного менеджмента») в культурно-историческом контексте конца ХХ века на примере текстов научной и художественной англоязычной литературы.

В ходе работы для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы:



  • метод диахронического анализа, необходимый для исследования эволюции понятия организации с позиций организационной культуры, присущей той или иной стадии развития общества;

  • аксиологический метод для изучения ценностных ориентаций организации, группы и индивидуума;

  • метод моделирования с применением принципа структурирования элементов культуры организации для создания ее целостностной картины;

  • метод интерпретации, позволяющий выявить основные характеристики организационной культуры и международного менеджмента в конкретном художественном тексте;

  • метод культурно-контекстуального анализа, позволяющий определить взаимосвязь произведения и его культурно-исторического контекста;

  • сопоставительный метод, позволяющий провести сравнительный анализ художественных произведений для осмысления феномена «организационная культура» и категории «международный менеджмент»;

  • метод лингвокультурологического анализа, позволяющий выявить дополнительные приращения смысла в художественном тексте, а также увидеть тот культурный фон, который дает возможность соотнести поверхностные структуры языка с их глубинной культурологической сущностью.

Основным материалом исследования являются тексты научной и художественной литературы. Научная литература дает всестороннее освещение различных концепций, моделей и инструментария в диахронии и синхронии, тем самым предоставляя исследовательскую базу для последующей интерпретации категорий культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе. Детальный анализ осуществлен на материале бизнес-романов конца ХХ века “The Firm” (1991) американского писателя Д. Гришэма и “The Business” (1999) англо-шотландского автора И. Бэнкса, необходимых для понимания и восприятия проблемы культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе. Данные романы позволили комплексно описать культурные ценности организации как на уровне глобальной корпорации, так и небольшой юридической фирмы – с учетом национальных особенностей бизнес-культуры, а также увидеть перспективы развития бизнеса в условиях его все возрастающей интеграции.

Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринята попытка осмысления основных категорий культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе, таких как «организационная культура» и «международный менеджмент», на материале художественных текстов и показаны существенные различия между национальным и международным бизнесом в контексте эффективного управления культурой бизнеса. Были также изучены проблемы организационной культуры как культурного феномена путем комплексного многоуровневого анализа. Кроме того, была разработана системная культурологическая модель анализа категории «организационная культура» с учетом дихотомии «национальное-глобальное» в международном менеджменте, примененная впоследствии в сопоставительном анализе художественных текстов. Систематизированы основные взгляды и культурологические принципы, разделяющие бизнес-культуру на материальную и нематериальную составляющие. Выявлено особое направление в англоязычной литературе конца ХХ века – бизнес-роман как литература, в образной форме отражающая категории бизнес-культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается:

  1. В компаративистском характере работы, построенной на межкультурных и межлитературных сопоставлениях категорий ведения бизнеса «организационная культура» и «международный менеджмент».

  2. В выявлении эволюции теоретических представлений об организационной культуре и деловой среде международного менеджмента, прежде всего как о сфере реализации самосознания личности.

  3. В разработке модели изучения художественного текста о бизнесе как культурного явления.

  4. В рассмотрении целостности художественного текста – бизнес-романа – в свете национальных особенностей с учетом культурной составляющей его реализации в англоязычной литературе.

  5. В применении к художественному тексту категорий «организационная культура» и «международный менеджмент», которые рассматриваются как главный способ выражения авторской позиции к культуре ведения бизнеса, выявляя влияние этих категорий на эволюцию главного героя.

  6. В рассмотрении культурологических особенностей международного менеджмента в деловой среде в рамках социокультурного конфликта «индивидуум – бизнес».

Практическая значимость работы заключается в следующем:

  1. На основе разработанных принципов возможно проведение аналогичных научных исследовании других категорий современной деловой культуры.

  2. Работа может представлять интерес для теоретиков и специалистов в области деловой культуры и современной зарубежной литературы, посвященной бизнесу.

  3. Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания основ деловой культуры при анализе категорий «организационная культура» и «международный менеджмент» в курсе «Менеджмент», что будет способствовать гуманитаризации образования студентов специальных дисциплин.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на научных конференциях: международных конференциях «Россия – Запад: диалог культур» (2000–2007гг.), Первой межвузовской научной конференции МГУ «Язык для специальных целей: проблемы и перспективы» (2007 г.), в ряде печатных работ.

Материалы диссертации также были представлены на семинарских занятиях по английскому языку, проведенных автором в рамках учебного курса «Менеджмент» («Система ценностей в коммерческих и некоммерческих организациях», «Организационная культура и ее разновидности» и т.д.), а также на семинарских занятиях по английскому языку в Школе бакалавра экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.



На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура ведения бизнеса в постиндустриальном обществе активно завоевывает доминирующее положение в различных сферах жизнедеятельности общества, обретая при этом самодостаточное значение.

2. Представленная модель «организационной культуры» на основе междисциплинарного подхода позволяет системно проанализировать организационную культуру любой организации с учетом ее внутренних элементов и внешних составляющих на уровне «национальное – глобальное» в международном менеджменте.


  1. Анализ категории «международный менеджмент» выявляет различия национальной и международной модели бизнеса, показывает роль международного менеджмента в формировании эффективной организационной культуры и необходимость учета культурной составляющей в этом процессе.

4. Бизнес-роман конца ХХ века является новым направлением в современной англоязычной литературе, раскрывающим глубинную суть категорий культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе.

5. Художественный текст о бизнесе (бизнес-роман) конца ХХ века представляет собой культурное явление, интегрирующее эстетические и нравственно-психологические сферы личностного бытия.

6. Проблемное поле романа о бизнесе выявляет национальные особенности реализации деловой культуры менеджмента, сложившиеся в англоязычной литературе.

7. Бизнес-роман способен служить цели реализации авторских взглядов на культуру ведения бизнеса в постиндустриальном обществе.



  1. В художественном тексте о бизнесе как культурном явлении современный писатель показывает влияние организационной культуры на эволюцию главного героя, а также влияние культурологических особенностей международной деловой среды на социокультурный конфликт «индивидуум – бизнес».

  2. Культурный разрыв между уровнями организационной культуры (декларируемыми ценностями и базовыми представлениями) и их реализацией приводит к серьезным проблемам для существования организации и ее адаптации во внешней среде.

  3. Анализ категории «организационная культура» в современных романах о бизнесе позволяет выявить роль организационной культуры в процессах глобализации общества и сопряженных с ними процессах дивергенции – конвергенции, в выборе модели ведения бизнеса, а также с точки зрения этики глобального и национального бизнеса.

Содержание работы. Структура диссертационной работы подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Во введении рассматриваются особенности культурологического подхода к проблемам анализа культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе, выявляются его преимущества по сравнению с традиционными подходами других научных дисциплин, таких как экономика и менеджмент. Данная проблема исследуется с позиций основных категорий культуры ведения бизнеса как объекта культурологического анализа. Во введении также выявлена специфика научного замысла и обосновывается выбор материала исследования; характеризуется степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке, обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая ценность, формулируются цель, задачи и теоретико-методологические основы работы, комментируются некоторые ее структурные, хронологические и тематические особенности.



Первая глава «Культура ведения бизнеса в постиндустриальном обществе и ее основные категории» посвящена осмыслению концепции культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе и выделению основополагающих категорий бизнес-культуры.

В первом параграфе рассматривается постиндустриальное общество как среда для развития бизнеса, даются характеристики социокультурного пространства постиндустриального общества, определяется соотношение понятий «цивилизация» и «культура». В применяемом нами культурологическом подходе актуализируется проблема организационной культуры как новой формы культуры, определяющей поведение ключевых социальных сил капитала, организаций и человека.

Проведя анализ существующих множественных концепций, пытающихся объяснить развитие культуры и ход истории в постиндустриальном обществе, диссертант приходит к выводу, что исследователи (философы, культурологи, социологи, экономисты) постиндустриального (информационного) общества не единодушны в определении того, что первично в их концепции – духовная или материальная сфера5. При этом многие западные и отечественные философы и культурологи выражают беспокойство по поводу перспектив развития технического прогресса в современной социокультурной среде Запада.

Во втором параграфе применяется диахронический анализ организации и подходов к ведению бизнеса. Чтобы понять культуру ведения бизнеса в современном постиндустриальном обществе, необходимо обратиться к рассмотрению организации в культурно-историческом контексте. В рамках диахронического анализа мы рассмотрели эволюционный подход к управлению культурой организации.

Первые свидетельства о культуре ведения бизнеса относятся к эпохе древних шумеров. Однако «до ХХ века о систематическом управлении организацией люди практически не задумывались. Их интересовали лишь способы использования организаций для получения денег и власти»6. И только в начале ХХ века управление культурой организации и само понятие «менеджмент» обрели форму научной дисциплины.

В результате проведенного нами анализа установлено, что эволюционные учения можно разбить на две группы: одномерные и синтетические. Одномерные учения концентри­руют внимание на решении одной из проблем управления организацией. Наиболее извест­ными «одномерными» концепциями являются направление «научного управле­ния», разработанного Ф. Тейлором (организация производства, цеховое управление), бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль («организация – машина», «высшее администрирование»), Г. Форд («террор машины»), М. Вебер («модель рациональной организации управления»), Г. Эмерсон («производительность»)7.

«Синтетические» учения рассматривают управле­ние культурой организации во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Друкера, концепцию ситуаци­онного управления, концепцию «7-S» Питерса и Уотермана и теорию «Z» Оучи. Именно данные учения впервые актуализируют идею о том, что культура – неотъемлемая часть среды существования любой организации.

Третий параграф посвящен выделению и анализу основных категорий культуры ведения бизнеса в постиндустриальном обществе. Для понимания концепции бизнеса в постиндустриальном обществе необходимо было обратиться к ключевым единицам терминологической базы менеджмента.

Так, рассматривая различные определения термина «бизнес», мы разделяем мнение, что бизнес представляет не только вид деятельности, ориентированной на извлечение прибыли, но и включает управленческую деятельность как главный регулятор бизнес-культуры, а также и сами организации как среду, в которой выстраиваются бизнес-отношения8.

Следовательно, необходимо рассмотреть основные категории бизнес-культуры, такие как: 1) организационная культура, 2) корпоративная культура, 3) международный менеджмент – ключевые категории на стадии постиндустриального общества в условиях информационной глобализации и дивергентно-конвергентных культурных процессов.

Обращаясь к терминологическому аппарату, мы сочли необходимым обозначить разницу между организацией и корпорацией, так как это необходимо для дальнейшего понимания сути организационной культуры. Некоторые исследователи считают, что понятия «организационная культура» и «корпоративная культура» идентичны9. По мнению диссертанта, понятие организации намного шире, чем понятие корпорации. Говоря об организации10 и, соответственно, об организационной культуре, мы имеем в виду все типы организаций. Обращаясь же к корпорациям11 и корпоративной культуре, мы рассматриваем в качестве объекта только этот тип организаций.

Таким образом, организационная культура и корпоративная культура соотносятся как общее, универсальное, всеобъемлющее и наиболее ярко представленное частное. Для дальнейшего рассмотрения категорий бизнес-культуры мы будем оперировать термином «организационная культура» как наиболее общим, который также подразумевает понятие «корпоративная культура», представляющее собой культуру конкретного типа организации (корпорации).

Нами также была выявлена полисемантичность термина «организационная культура». Термин «организационная культура» базируется на множестве смыслов и значений культуры вообще, описанных современной культурологией, и отражает разнообразные комбинации ценностей. Специализированным словарям по менеджменту12 свойственна некоторая размытость в определении организационной культуры, так как понятие «организационная культура» не имеет единого разделяемого всеми исследователями толкования: «некоторые [исследователи] представляют организационную культуру как ритуалы и символы, для других – это сущность предприятия, для третьих – система ценностей руководителей. Для четвертых, наконец, культура выражает все то, что в организациях не могут выразить по-другому…»13.

Отсюда следует, что понимание различий и соотношений между терминами невозможно без изучения культурологических взглядов на элементную структуру организационной культуры. Сама же попытка идентификации принципиальных различий между ключевыми терминами, употребляемыми в контексте культуры организации и международного менеджмента, и реальной смысловой нагрузкой, которую они несут, приведены в следующей главе работы.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница