Куда ведет нас танец?



Скачать 61.09 Kb.
Дата06.05.2016
Размер61.09 Kb.
Тема: Куда ведет нас танец?

Цели: 1. Создать условия для знакомства  с балетным жанром;

2. Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с балетом;

3. Воспитание интереса к предмету.


Ход урока

I.

II.


III.

IV.


Организационный момент.

Новый материал, слушание.

- О каких танцах мы с вами говорили в первом полугодии? (полька, вальс, танец зверей – молодой бегемот).

- Танцы разные. Чем они отличаются? (ритмичный, медленны, есть задорный, у них разный характер; характер определяется ритмом).

- Мы с вами танцевали вальс. В вальсе не только внешний, исключительно танцевальный характер, но есть и образное его содержание. Например, «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева. Звучит фрагмент «Вальса» С. Прокофьева.

- Какой у него характер, какой музыкальный образ он рисует? (рисует Золушку, которая очень хочет попасть во дворец короля и впервые в жизни отправляется на бал. Слышна ее тревога, растерянность, испуг от того, что ее узнают, от того, что попала в необычную для нее атмосферу, о которой до сих пор только мечтала. В этом вальсе счастье и воздушность, нежность. Вальс рисует Золушку чистой и простодушной, очень доброй. Одета в красивое пышное платье розового цвета с большим количеством оборок и цветов…)

- Давайте с вами вспомним сказку. Вальс звучит, когда бал во дворце в самом разгаре. Пока не прозвучит бой часов, музыка какая? (прозрачная, волшебная, но тревожная, так как Золушка все время смотрит на часы).

- Но это не часы, это злой рок, который мешал Золушке, и музыка это рисует, изображает. При помощи каких музыкальных средств композитор рисует колдовство? (контрастное настроение, «часы» портят общую картину волшебности, нежности и мечтательности. Звуки настораживающие, безжалостные, напоминают, что все-таки последнее слово за черными чарами). Прослушивание фрагмента еще раз. Звучит фрагмент «Вальса» С. Прокофьева.

- Что новое вы услышали в музыке? («злые» часы прервали волшебную сказку Золушки, и мелодия превратилась в печальную и нежную. Золушка вернулась к своей тяжелой, грустной жизни, где злая мачеха и непосильная работа по дому. Музыка это изображает унылым звучанием, небыстрым темпом, нет в музыке полета и легкости).

- Вот как музыка рассказала в танце-вальсе о Золушке и привела нас в большое произведение – балет.

- Кто смотрел балет?

- Раскроем томик Пушкина:

Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,


Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола,

Другой медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет.

И быстрой ножкой ножку бьет.


- Как во времена Пушкина и 100 лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же такое балет? Французское слово произошло от итальянского «balleto» - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в Италии. Издавна там любили танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные спектакли.

Во Франции расцвел придворный балет – пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные.

В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX-XX веках ни одна страна не могла превзойти Россию в искусстве балета. Выдающиеся мастера создавали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор. Существуют хореографические училища.

В России много балетов П. Чайковского, А Глазунова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, И. Стравинского, Р. Щедрина и др.

Балет – это мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. В балете одинаково важны все три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима. Танец-вальс Золушки - характерный или классический танец? (характерный).

Классический танец – тот, который сложился еще во Франции, очень красив, грациозен. Все его движения изящны. Часто главные действующие лица танцуют вдвоем. Это называется па-де-де.

Сольные танцы в балете называются в балете вариациям. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.

Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которых называют кордебалетом. Оль его такая же, как роль хора в опере.

Танцы кордебалета делают спектакль интереснее, разнообразнее. Некоторые танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы тоже будут характерными (так как отражают характер какого-нибудь народа).

Еще одна важная составная часть балета – пантомима. Греческое слово означает «воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается содержание спектакля, развитие его сюжета. И танцы, и пантомиму нужно видеть, их не услышишь, поэтому говорят: «Смотреть балет», но «Слушать оперу». Оперу модно слушать с закрытыми глазами, а балет нужно смотреть.

Творческое задание.

- Станьте на цыпочки и так побегайте и попрыгайте ритмично, ловко. А теперь сделайте то же самое, но на всей ступне. Чувствуете разницу? В чем она?

- Вспомним песню «Калинку» и, пританцовывая, понаблюдайте за собой: как хочется танцевать – на всей ступне или на кончиках пальцев?

- А теперь вспомните звучание «Танца маленьких лебедей» и выберите стиль движения. Какой?

- Одними жестами, без слов, покажите:

1) кругом просторно и красиво;

2) небеса над головой, хочется взлететь;

3) печально, сердце горюет;

4) рады дорогому другу, маните его и ведете за собой;

5) испуганы, в ужасе, не хотите ничего видеть.

Самое главное – это нужно делать не только понятно, выразительно, но и очень красиво.

Итоги урока.

- Что на сегодняшнем уроке было новым для вас? Какой характер и содержание у танца? (балет – это красочный музыкальный спектакль, в котором действующие лица не говорят, а выражают свои мысли и чувства движениями, танцами).



Слайд 1


Слайд 2

Слайд 3

Слайды

4 – 5


Слайд 6

Слайд 7


Слайд 8
Слайд 9

Слайд 10


Слайд 11



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница