Кубрак наталья валерьевна учитель истории, обществознания содержание программы



Скачать 122.53 Kb.
Дата20.11.2016
Размер122.53 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Политехнический лицей»



«ДРЕВНИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯКУТИИ»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


АВТОР:

КУБРАК НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

3.СТРУКТУРА КУРСА

4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5.ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ К КУРСУ

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время всё чаще можно услышать высказывания о том, что необходимо больше внимания уделять гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Главная суть понятия «патриотизм»- любовь к Родине. А с чего начинается любовь к Родине- с любви к городу или посёлку, в котором мы родились, живём. Это чувство у человека не возникает само по себе, его нужно сформировать.

В процессе формирования гражданско-патриотических чувств большая роль должна отводиться изучению истории родного края, разных периодов его развития. Эту работу можно вести на уроках, рассматривая историю Якутии в контексте Отечественной истории, на дополнительных занятиях.

Цель курса: приобщить учащихся к истории родного края; познакомить учащихся предпрофильных и профильных классов с особенностями жизни народов Якутии до второй половины 18 века.

Данный элективный курс направлен на воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, за свою республику. Он способствует формированию исторической памяти, понимания того, что без знания прошлого, нельзя построить будущего. Изучение элективного курса по истории Якутии позволит расширить представление учащихся об истории России. Ведь история Якутии является неотъемлемой частью истории России.

Элективный курс «Древние страницы истории Якутии» рассчитан на 22 учебных часа и ориентирован на учащихся предпрофильных 9 –х классов. В процессе преподавания этого элективного курса предусмотрено проведение лекционных, семинарских занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной, исследовательской работе учащихся.

При составлении элективного курса я использовала работы учёных – якутоведов как отечественных, так и зарубежных. Материалы к занятиям по элективному курсу подбираются учителем и учениками.

Программа курса «Древние страницы истории Якутии» содержит в себе разработку занятий, список литературы. В ней предусмотрено использование на занятиях различных видов активных методов обучения. По окончанию изучения курса планируется защита проектов. В программе имеется оценочный инструментарий работы учащихся в процессе изучения элективного курса.

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА




НАИМЕНОВАНИЕ




1

КЛАСС

9-10

2

ВСЕГО ЧАСОВ

22

3

ЛЕКЦИИ

8

4

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


11

5

ЭКСКУРСИЯ

1

6

ЗАЧЁТНЫЙ УРОК (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ)


2


7

ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

1


СТРУКТУРА КУРСА



НАЗВАНИЕ

Количество часов

Виды занятий

Раздел 1.Введение

Тема 1.Цели, задачи, основное содержание курса «Древние страницы истории Якутии»

1 час

Лекция с элементами беседы

Раздел 2.Ленский край в древности

Тема 2.Каменный век



9 часов
3 часа


Лекция, семинар




Тема 3. Племена Якутии в эпоху металлов

2 часа



Лекция, семинар



Тема 4. Происхождение и ранняя история якутского народа

3 часа


Лекция, семинар, экскурсия



Итоговое занятие по первому разделу «Ленский край в древности»


1 час

семинар

Раздел 3.Якутия в составе Российского государства

Тема 5.Якутия к 30-м годам 17 века



9 часов

2 часа

Лекция, семинар-исследование



Тема 6.Проблема якутского царизма


2 часа



семинар


Тема 7.Якутия к 30-м годам 17 века



2 часа



Лекция, семинар





Тема 8.Историческое значение вхождения Якутии в состав России

2 часа

Лекция, семинар





Итоговое занятие по третьему разделу «Якутия в составе Российского государства»


1 час

семинар

Повторительно-обобщающее занятие по элективному курсу




1 час

Семинар-практикум

Зачётный урок




2 часа

Урок- презентация проектов по элективному курсу «Древние страницы истории Якутии»


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Цели и задачи, основное содержание курса «Древние страницы истории Якутии»

Лекция с элементами беседы-1 час


РАЗДЕЛ 2.ЛЕНСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ (9 ЧАСОВ)
Тема 2.Каменный век

Лекция -2 час, семинар-1 час

План:

1.Ранний палеолит на территории Якутии.



А) Характеристика стоянки Диринг-Юрях

2.Поздний палеолит на территории Якутии

А)Дюктайская археологическая культура

Б)Сумнагинская археологическая культура

5.Неолит на территории Якутии

А)Сыалахская археологическая культура

Б)Белькачинская археологическая культура

В)Ымыяхтахская археологические культура



Тема 3. Племена Якутии в эпоху металлов

Лекция-1 час, семинар-1 час

План:

1.Медный век



2.Бронзовый век в истории Якутии

Тема 4. Происхождение и ранняя история якутского народа

Лекция -1 час, семинар- 1 час, экскурсия в историко-краеведческий музей-1 час

План:

1.Этапы формирования якутского народа



2.Характеристика ранней истории якутского народа

А) Хозяйственная жизнь

Б) Социальная организация

Итоговое занятие по второму разделу «Ленский край в древности»

Семинар-1 час

Вопросы и задания:

1.Что такое археология? Какие археологические термины вы знаете?

2.Расскажите, когда люди впервые заселили Ленский край и как развивалась их культура в каменном веке?

3.Какие прогрессивные сдвиги произошли в Якутии в эпоху бронзы и раннего железного века?

4.Когда и как формировалась якутская народность?

РАЗДЕЛ 2.ЯКУТИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (11 ЧАСОВ)

Тема 5.Якутия к 30-м годам 17 века

Лекция -1 час, семинар-1 час



Основные понятия темы: хасаас, тойоны, кыргысы

План:


  1. Особенности расселения племён на территории Якутии

  2. Образ жизни якутов, юкагиров, эвенков, эвенов, чукчей.

  3. Социальный строй якутов:

А)Выделение родоплеменной знати

Б) Междоусобные войны –кыргысы

В) Рабство в Якутии

Тема 6. Проблема якутского царизма.

Семинар -1 час

План:

А) Тыгын-царь якутов.Правда или вымысел?.



б) Образ Тыгына в отечественной и зарубежной историографии

Тема 7. Вхождение Якутии в состав России

Лекция-1 час, семинар-1 час План:



  1. Этапы вхождения Якутии в состав России:

Дата

Событие

1629г.

Экспедиция Мартына Васильева на р.Вилюй

1632г.

Основание Ленского острога Петром Бекетовым

1636г

Основание Олёкминского острога Елесеем Бузой

1638 г.


Строительстов Якутского острога Иваном Галкиным

1639г.

Основание Чендонского зимовья Елисеем Бузой


1630-1640-е годы

Строителтсов зимовий на р.Яне и р.Индигирке Иваном Ребровым

1640-1641г.г

Основание русскими Алазейского, Среднеколымского, Нижнеколымского зимовий

1648г

Открытие пролива между Азией и Америкой Семёном Дежнёвым

Тема 8. Историческое значение вхождения Якутии в состав России

Лекция- 1 час, семинар-1 час

План:

1.Распространение земледельческой культуры. Торговля



2.Ускорение процесса феодализации

3.Сдвиги в культуре



Итоговое занятие по третьему разделу «Якутия в составе Российского государства»

Семинар-1 час

Вопросы и задания:

1.Расскажите о Якутии периода до начала 17 века

2.Когда произошло вхождение Якутии в состав Российского государства?

3.Каково историческое значение вхождения Якутии в состав России?

4.Охарактеризуйте экономику и культуру Ленского края 17-первой половины 18 века.

Повторительно-обобщающее занятие по элективному курсу

Семинар- практикум- 1 час.



Зачётный урок

Презентация проектов -2 часа



Темы зачётных работ (проект или исследовательская работа):

  1. Стоянка Диринг-Юрях

  2. Разделение труда мужчин и женщин в период каменного века

  3. Гипотезы о происхождении народа Саха

  4. Юч курыканы- наши тюркские предки

  5. Тыыгын- царь якутов. Правда или вымысел?

  6. Географические открытия русских землепроходцев

  7. Социальные конфликты в Якутии в 17 веке

  8. Изучение вопроса о вхождении Якутии в состав Российского государства в отечественной историографии.

ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ДРЕВНИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯКУТИИ»

1.ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ДРЕВНИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯКУТИИ»

В процессе преподавания элективного курса предусмотрены как лекционные, так и семинарские занятия. Всего планируется провести 10 семинарских занятий. В ходе каждого такого занятия заполняется ведомость, которая позволит отслеживать уровень сформированности ЗУН и компетентностей у учащихся, а, следовательно, поможет учителю оптимизировать процесс преподавания данного курса. Все критерии, содержащиеся в ведомости, оцениваются по пятибалльной системе. Таких ведомостей составляется 10 по количеству семинарских занятий:

Фамилия, имя

класс

Точность представленной информации

Количество и качество фактов, примеров

Умение анализировать информацию

Знание термино-

логии


Умение работать в группе

итог
























































































































2.ИТОГОВАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ:



ФИО,

класс


С.1

С.2

С.3

С.4

С.5

С.6

С.7

С.8

С.9

С.10

итог








































































3.ОБЩАЯ СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ. Она составляется в конце изучения курса



фио

класс

Работа на семинарах

Зачётная

работа


(проект)

итог


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Берёзкин И.Г. По следам наших предков и современников. Якутск, Якутское книжное издательство, 1987

2.Васильев Н.И. История Якутии (с древнейших времён до 1917г.). Якутск, Бичик, 2004

3.Винокурова У.А. Сказ о народе Саха. Якутск,1994

4..Далан. Тыгын Дархан., Дьокуускай, 1993

5.Ксенофонтов Г.В. Ураангхай- сахалар. Очерки по древней истории якутов . Том 1. кн.1, Якутск, 1992

6..Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Якутск Бичик, 2004

7.Серошевский В.Л. Якутские рассказы. Москва, 1997



8.Сборник: Материалы по истории Якутии 17 века., ч.2, сост. Токарев С.А., 1970


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница