Куба: новый период адаптации изд. М., Ила ран, 2011 Серия аналитических изданий



страница1/6
Дата11.05.2016
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Институт Латинской Америки Российской академии наук
КУБА: НОВЫЙ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
изд. М., ИЛА РАН, 2011

Серия аналитических изданий «Саммит»



Отв. редактор серии – д-р экон. наук, профессор, В.М. Давыдов.
Экспертная группа:

канд. экон. наук Н.В. Калашников - руководитель (введение, заключение)

д-р полит. наук, проф. З.В. Ивановский (раздел 1, приложение 1)

канд. полит. наук А.Н. Пятаков (раздел 2, таблицы 5-7)

канд. экон. наук В.А. Теперман (разделы 3 и 4, таблицы 1-4 и 8-11)

д-р полит. наук, проф. В.П. Сударев (раздел 5)

канд. экон. наук Л.Б. Николаева (раздел 6, таблицы 12-14)

канд. философ. наук А.В. Харламенко (приложение 2, подбор материалов)

ст. лаборант Ю.Ю. Беда (подбор материалов)
Серия «Саммит» - особый жанр. Его задача – в сжатом виде охарактеризовать современный облик рассматриваемой страны, показать ее значение в контексте международных отношений РФ, очертить возможности эффективного взаимодействия России с этой страной. Издание рассчитано на практиков, причастных к принятию решений высокого уровня.
ВВЕДЕНИЕ

Последние пять лет должны были дать ответ на вопрос, интересовавший как друзей, так и противников революционной Кубы: по какому пути пойдет страна после ухода Фиделя Кастро. Отойдя от руководства государством по состоянию здоровья, лидер революции сначала де-факто (июль 2006 г.) а потом де-юре (февраль 2008 г.) передал бразды правления своему заместителю и брату Раулю Кастро. Преемственность власти была обеспечена консерватизмом сложившегося режима. Первые кадровые назначения ясно дали понять, что новый руководитель страны намерен опираться на испытанных соратников, а не расчищать поле власти для «молодых». Не состоялось и разделение государственной и политической власти. Как заявил в марте 2011 г. Ф. Кастро, политическое руководство им было передано Р. Кастро одновременно с государственным, а VI съезд компартии Кубы подтвердил это, избрав Р. Кастро первым секретарем. Вместе с тем внешняя стабильность выстроенной вертикали власти не противоречила общему пониманию необходимости корректив сложившейся модели развития. Мнения экспертов расходились лишь в оценке возможной радикальности, глубины ожидаемых перемен.

В опубликованной ИЛА в 2007 г. в брошюре «Куба от адаптации к переменам?» был осуществлен анализ особенностей социально-экономического развития страны в постсоветский период. Вынесенный в заглавие вопрос оказывал возможность двух путей выхода из того переходного состояния, в котором страна оказалась в середине 2000-х годов, и смена лидерства позволяла прогнозировать более значительный радикализм перемен. Авторы брошюры пришли к заключению, что можно говорить «об эволюционном достаточно продолжительном и в основном контролируемом переходе к новому состоянию экономики и общества» (с.102). Время показало, что был выбран адаптационный вариант,

не затрагивавший основных принципов формирования и деятельности властных структур, системы управления экономикой, ориентиров во внутренней и внешней политике, предусматривающий постепенное принятие мер по совершенствованию управления хозяйством, улучшению социально-экономического положения населения в рамках выбранного 50 лет назад социалистического строительства. Об этом красноречиво свидетельствуют слова Р. Кастро, произнесенные на заседании Госсовета в 2010 г.: «Меня избрали Президентом не для того, чтобы реставрировать на Кубе капитализм, ни чтобы сдать Революцию. Я был выбран для защиты, поддержания и продолжения совершенствования социализма, а не для его разрушения».

Преемственность власти не означала отсутствие различий в подходах к разрешению накопившихся проблем. Уже во многом исчерпан ресурс, приданный кубинской экономике вынужденными рыночными мерами (при всей их ограниченности) во время «особого периода» 90-х годов. Наметилось даже некоторое движение вспять, усиление государственного вмешательства в экономику, сопровождаемое снижением эффективности производства, ухудшением условий для деятельности иностранного капитала, мелких частников, обострением социально-экономических проблем. Ситуацию усугубили потери, которые страна понесла в результате пронесшихся над ее территорией в 2008 г. разрушительных ураганов и сменивший их в 2009-2010 гг. засухи. Все это требовало принятия неординарных мер, поиска новых решений. Однако существующие на Кубе и объективные, и субъективные факторы не позволяли провести радикальное, «революционное» реформирование действующей экономической модели. Новое руководство пошло по пути постепенной, дозированной корректировки системы управления хозяйством. О готовности власти к определенным переменам обществу были даны сигналы путем частичной отмены некоторых ограничений, например, на пользование сотовой связью, большего доступа к интернету и т.д. Показательным стало и значительное обновление за последние 5 лет правительства, в состав которого вошли к Р. Кастро ветераны и относительно молодые военные, и специалисты, имеющие опыт управления экономикой.

Нацеленность Кастро на решение на решение внутренних социально-экономических проблем, поиск «путей адаптации социализма» к новым условиям в какой-то степени заслоняли внешнеполитическую активность страны. Если в годы президентства Ф. Кастро инициативы государства в международных делах связывались с его личностью, то сейчас эта деятельность носит менее персонифицированный характер. Куба по-прежнему выступает активным игроком на международной арене, последовательным оппонентом американского гегемонизма. В расширении своих внешнеэкономических связей страна видит резервы для преодоления хозяйственных трудностей. Последнее пятилетие отмечено заметным восстановлением российско-кубинского сотрудничества. Однако освобождение наших отношений от существовавшей во времена СССР идеологической оболочки требует выстраивать их на новой конкурентной основе. Существующий уровень партнерства пока нельзя признать удовлетворительным. Только ясное понимание интересов и возможностей обеими сторонами может изменить ситуацию и способствовать долгосрочному развитию сотрудничества с Кубой.




  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА

В соответствии с Конституцией 1976 г. (реформирована в 1992 и 2002 гг.) «Куба есть социалистическое, независимое и суверенное государство трудящихся созданное и для блага всех в форме унитарной демократической республики, обеспечивающей условия для политической свободы, социальной справедливости, индивидуального и коллективного процветания и человеческой солидарности». На практике в стране сложился довольно жесткий режим личной власти, основанный на господстве однопартийной системы, марксистско-ленинской идеологии и полного контроля государства над экономикой и общественной жизнью. Вся политическая власть сконцентрирована в руках руководителя страны, который одновременно занимает посты председателя Государственного совета (президента) и Совета министров, первого секретаря компартии, верховного главнокомандующего вооруженными силами, что дает возможность принимать единоличные решения во всех сферах.

Однопалатная Ассамблея народной власти (Asamblea Nacional del Poder Popular, ANPP) собирается на пленарные заседания только шесть дней в году, ее решения носят одобрительный характер и принимаются практически единогласно, состав депутатского корпуса представлен членами и сторонниками компартии. На практике выборы в ассамблею носят формальный характер: в 2008 г. в них приняли участие 95,5 % избирателей, 91 % из них проголосовала за весь список кандидатов. Кандидатуры председателя, его заместителя и секретаря ANPP предлагаются на безальтернативной основе председателем Национальной комиссии по кандидатурам и избираются депутатами тайным голосованием (в феврале 2008 г. Р. Кастро получил 99,4 %).

Часть депутатов входит в постоянно действующий Государственный совет. Верховный народный суд также избирается ANPP, одновременно его состав контролируется и партийными органами

(см. Приложение 1).

Стержнем политической системы является Коммунистическая партия Кубы (Partido Comunista

de Cuba, PCC), деятельность оппозиционных сил преследуется. Высший руководящий орган партии – съезд – должен проводиться раз в пять лет, между съездами для разработки стратегической линии и избрания руководящих органов может созываться Национальная конференция. На практике высшие партийные форумы не проводились с 1997 по 2011 г., а конференция впервые состоится только в 2012 году. Численность партии остается стабильной – (1997 г. – 780 тыс. человек, 2011 г. – около 800 тысяч человек). Контролируемые ею Комитеты защиты революции (Comites de Defensa de la Revolucion, CDR) включают в себя 94,3 % старше 14 лет (около 8 млн. человек). В отличие от бывших социалистических стран в симбиозе «партия – государство» в условиях сращивания партийного и государственного аппарата на первый план выходит государственная бюрократия.

Хотя деятельность организаций, не разделяющих официальную идеологию, запрещена, в стране существует несколько десятков малочисленных оппозиционных организаций, которые условно можно разделить на три течения. Ассамблея по развитию гражданского общества (Asamblea para Promover la Sociedad Civil, APSC, лидер Марта Беатрис Роке) выступает за радикальные преобразования в стране и восстановление Конституции 1940 года. Национальный диалог (Dialogo Nacional) возглавляемый лидером Христианского движения Освобождение (Movimiento Cristiano Liberacion, MCL) Освальдо Пайа и включающий партию Демократическая солидарность (Partido Solidaridad Democratica, PSD) и другие группировки, допускает сотрудничество с нынешней властью и готовы использовать возможности, предоставляемые действующей конституцией. Кубинская комиссия за права человека и национальное примирение (Comision Cubana de Derechos Humanos y Reconciliacion Nacional, CCDHRN) и Социал-демократическая партия Кубы (Partido Socialdemocrata de Cuba, PSD) ратуют за примирение всей внутренней оппозиции и демократизацию страны (лидер CCDHRN – Элисардо Санчес, лидер PSD – Владимиро Рока). В последние годы широкую известность в стране и за рубежом получили «Женщины в белом» (Damas de Blanco), объединяющие жен и дочерей политических заключенных (лидер с ноября 2011 г. – Берта Солер). Особым течением среди оппозиции стали независимые блогеры (пока доступ в Интернет имеют только 2,1 % кубинцев, однако их число постоянно возрастает). В целом диссидентские организации не имеют широкой социальной базы, представляют собой немногочисленные группировки интеллектуалов, как правило, инфильтрированных сотрудниками спецслужб. Деятельность этих группировок в значительной степени рассчитано на привлечение внимания международных правозащитных организаций. Правительство не без основания обвиняет диссидентов в финансировании из-за рубежа и в связях с эмигрантскими структурами.

На данном этапе реальные потенциальные реформы связаны со сменой руководства страны. Нынешний глава государства, правительства и партии Рауль Кастро фактически возглавил Кубу 31 июля 2006 г. в связи с болезнью лидера Кубинской революции 1959 г. Фиделя Кастро. 24 февраля 2008 г. депутаты ANPP официально избрали Р. Кастро председателем Госсовета и Совета министров. Будучи вторым секретарем, он реально руководил и компартией. Вторым лицом в государстве стал сподвижник братьев Кастро, активный участник Движения 26 июля Хосе Рамон Мачадо Вентура (1930 г.р.). ост заместителя председателя Госсовета занял участник нападения на казармы Монкада, ветеран революции Рамиро Вальдес (1932 г.р.). Другие высшие должностные лица являются исполнителями и не могут принимать самостоятельных стратегических решений, возможности для борьбы «под ковром» сведены к минимуму.

Наиболее радикальная реорганизация правительства произошла в марте 2009 г., когда были объединены два министерства и отправлен в отставку практически весь состав кабинета министров.

В 2010-2011 гг. отставки и кадровые перестановки были продолжены. Большинство новых министров – это партийные и военные деятели, составляющие опору Р. Кастро, некоторые – сравнительно молодые выходцы из провинций, имеющие достаточный политический и административный опыт. Министерство обороны является важнейшим экономическим субъектом, в его руках – более 800 относительно эффективных предприятий (по оценкам американских аналитиков – до 60 % экономики). Среди новых назначенцев – Бруно Родригес Паррилья, профессиональный дипломат (см. Приложение 2). В феврале 2011 г. национальным координатором Комитетов защиты революции (по общепринятому выражению, «ее глаза и уши» стал 46-летний Карлос Рафаэль Миранда Мартинес, бывший ранее заместителем координатора. В марте 2011 г. новым мэром Гаваны избрана руководитель столичного департамента образования Марта Эрнандес.

Смена высшего руководства вызвала надежды на перемены. Еще будучи исполняющим обязанности руководителя страны, Р. Кастро заявил о необходимости отмены многочисленных запретов, связанных с опасениями усиления неравенства в условиях тотального дефицита товаров и услуг. Были расширены возможности для частного предпринимательства, отменен «потолок» заработной платы и разрешена работа по совместительству. Одновременно взят курс на постепенное повышение налогов, сокращение избыточной занятости в госсекторе (см. разделы 2 и 3).

Принятые меры вызывают критику слева и справа. Сторонники большей либерализации экономики отмечают крайне ограниченный характер начатой реформы, в то время как ее противники указывают на высокие социальные издержки, возможный рост безработицы, отсутствие у значительной части граждан интереса к предпринимательской деятельности и обвиняют в бездействии Единый профцентр трудящихся, не защищающий интересы работников «перед угрозой наступления капитализма».

Значительным политическим событием стало решение о поэтапном освобождении 52 арестованных в марте 2003, во время так называемой «черной весны», 75 диссидентов, которым инкриминировались связи с США с целью подрыва государственного строя (часть заключенных была освобождена ранее по медицинским показателям). Важную роль при этом сыграло посредничество тогдашнего министра иностранных дел Испании М.А. Моратиноса и иерархов кубинской католической церкви. К началу 2011 г. большинство заключенных вместе с членами семей были отправлены в Испанию (некоторые впоследствии переехали в США и другие страны), 13 оппозиционеров отказались покинуть Кубу. Вышли на свободу и некоторые политзаключенные, не входившие в указанный список, фактически введен мораторий на смертную казнь. Тем не менее, органы правопорядка пресекают любые акции протеста. По мнению Совета Европы, освобождение диссидентов не изменило общую ситуацию на Кубе, а положение с правами человека там даже ухудшилось.

Успех переговоров по освобождению диссидентов позволил кубинскому руководству улучшить отношения с высшей церковной иерархией, в том числе и с архиепископом Гаваны кардиналом Хайме Ортегой Аламино. В пригороде столицы открыты новые здания духовных семинарий Сан-Карлос и

Сан-Амбросио, сняты какие-либо ограничения на религиозную деятельность (если она не связана прямо или косвенно с политикой).

Сохраняется ограничение свободы слова и альтернативной информации, все СМИ находятся под идеологическим контролем компартии. Транслируемые из США «Телевидение Марти» и частично – «Радио Марти» блокируются, за использование спутниковых антенн предусматриваются высокие штрафы, и даже тюремное заключение. Несколько увеличилось количество пользователей Интернетом, однако стоимость одного часа пользования им составляет 10 % месячной зарплаты, многие зарубежные сайты недоступны рядовым кубинцам (один из заместителей Р. Кастро Рамиро Вальдес назвал Интернет «инструментом глобального уничтожения»). В рейтинге свободы печати, составленном в 2010 г. организацией «Репортеры без границ», Куба заняла последнее место в Латинской Америке и 166-е из 178 в мире.

В русле борьбы с чрезмерной бюрократизацией следует рассматривать изменение административно-территориального деления страны. В результате разделения провинции Гавана на две новые – Артемису и Майабеке – численность работавшего там в ней партийного и бюрократического аппарата, составлявшего 15 тысяч человек, удалось сократить в совокупности на 42,8 %. При сохранении жесткой вертикали наметилась тенденция к предоставлению большей автономии в принятии решений провинциальным и местным органам власти.



VI съезд партии (16-19 апреля 2011 г.) подтвердил провозглашенный курс «на исправление ошибок», внес некоторые коррективы в действующую социально-экономическую модель и определил перспективы развития кубинского общества. Накануне съезда проходила широкая общенациональная дискуссия с участием членов партии и беспартийных по наболевшим проблемам и способам их решения. В трудовых коллективах и по месту жительства было организовано 163 тыс. открытых партсобраний, в которых приняло участие практически все взрослое население (8,9 из 11,2 млн. чел.). По итогам обсуждения были внесены существенные изменения в текст документа, число тезисов возросло с 291 до 313, при этом только 94 не подверглись редактированию. Нередко дискуссия выходила за установленные рамки. Даже на страницах официальной печати появлялись критические материалы с призывом отменить цензуру и излишнюю централизацию власти, учитывать мнение низов, высказывались предложения о необходимости строительства «социализма XXI века», существенно отличающегося от существующей кубинской модели. В предложенный съезду проект основных направлений развития партии и революции не были внесены 45 предложений допускающих концентрацию собственности, частичную приватизацию, создание мелких и частных предприятий, расширение возможности найма рабочей силы и внутреннего рынка, которые по мнению нынешнего руководства, противоречат сущности кубинской модели социализма. Проект обсуждался на очередной сессии Ассамблеи народной власти в декабре 2010 г. на заседании политбюро партии и исполкома Совета министров с участием секретариата ЦК, и руководством Профцентра трудящихся, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций.

Съезд подтвердил курс на отмену карточной системы, рационального использования рабочей силы и расширение сферы индивидуальной трудовой деятельности. Дальнейшее развитие получает передача в аренду необрабатываемых земель, сняты существовавшие ограничения на продажу автомобилей и жилья, в будущем предполагается унифицировать национальную валютную систему. Одновременно государство гарантирует бесплатное образование, здравоохранение и социальную защиту, намерено и впредь заниматься развитием физической культуры и спорта, охранять культурное наследие и обеспечивать развитие науки, культуры и искусства (см. разделы 2 и 3).

Рост негосударственного сектора экономики отнюдь не означает приватизацию общественной собственности. Его цель – способствовать строительству социализма, дать возможность государству сосредоточиться на повышении эффективности основных средств производства, находящихся во всенародной собственности, и освободиться от деятельности, не являющейся стратегической для страны. Рационализация экономической модели предполагает ослабление чрезмерной централизации, начиная с правительства и заканчивая местной администрацией, постепенное повышение автономии социалистических предприятий. Первостепенная роль сохраняется за планированием, хотя и не игнорируется тенденции развития рынка, позволяющие сделать план гибким и вносить в него изменения.

Важная роль в обеспечении эффективности управления, подготовки и повышения квалификации кадров относится партийным школам различного уровня, которые должны внести необходимые изменения в программы обучения и тесно сотрудничать с профессиональными организациями, в частности, с Национальной ассоциацией экономистов и бухгалтеров.

Для практической реализации намеченных преобразований создана специальная комиссия, непосредственно подчиняющаяся председателю Госсовета и Совета министров. В обязанности имеющегося в ее составе юридического подразделения входит разработка законодательства, обеспечивающего осуществление намеченных реформ.

В условиях корректировки социально-экономической модели решающая роль в разъяснении проводимой политики и освещения хода преобразований отводится средствам массовой информации, работа которых подверглась резкой критике. Одновременно признавалось, что журналисты не имеют доступа к необходимой информации, к специалистам и должностным лицам, отвечающим за соответствующие проблемы.

Решения съезда отводят более важную роль ЦК, который должен стать высшим руководящим органом между съездами, осуществлять широкий контроль над воплощением в жизнь принятым съездом программы экономического и социального развития, кадровой политики и идеологической работы. В дальнейшем предполагается проводить пленумы ЦК по меньшей мере два раза в год (до сих пор они проводились ежегодно). Продолжится практика еженедельных совместных заседаний политбюро и исполкома Совета министров для обсуждения ключевых событий. Будет продолжено и участие в ежемесячных заседаниях Совета министров в качестве приглашенных членов политбюро и секретариата компартии, Государственного совета, руководства Национальной ассамблеи народной власти, Профцентра трудящихся, Союза молодых коммунистов и других массовых организаций, первых секретарей провинциальных комитетов партии председателей советов администрации провинций. В рамках децентрализации намечается четче разграничить в финансовой и бюджетной сфере полномочия Национальной ассамблеи и местных органов власти путем предоставления большей автономии последним. Ограничение сроков полномочий должностных лиц требует внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство. Предполагается покончить с формализмом в идеологической работе, сократить количество партийных собраний в рабочее время. Признана ошибочной и практика назначения на любые руководящие должности исключительно членов компартии и представителей коммунистической молодежи.

В то время как предлагаемые экономические и социальные реформы были известны заранее, наибольшую интригу представляли возможные кадровые изменения. Вопреки ожиданиям, Ф. Кастро

не занял никаких официальных постов и не вошел в состав нового политбюро и Центрального комитета. Тем не менее, лидер революции, пользующийся высоким авторитетом в партии, может и впредь оказывать влияние на проводимую политику. Как и ожидалось, партию возглавил Р. Кастро. Другие кадровые изменения показали заметное усиления его позиций и увеличили и без того крайне высокую концентрацию власти. Вторым секретарем стал Хосе Рамон Мачадо Вентура, занимающий следующее за Р. Кастро место в табели о рангах в правительственных и государственных структурах. Численность политбюро сокращена с 24 до 15 человек, 12 из них входили в прежний состав и представлены главным образом активными участниками Кубинской революции и генералитетом. Среди новых лиц – заместитель председателя Совета министров и руководитель Постоянной комиссии по реализации социальной и экономической политики Марино Мурильо Хорхе, только что назначенный министр экономики и планирования Адель Искьердо Родригес и первый секретарь столичного отделения компартии Мерседес Лопес Асеа. На М. Мурильо и А. Искьердо фактически возлагается ответственность за практическое осуществление намеченных реформ, по всей вероятности, вес этих деятелей в кубинской политике будет возрастать. Включение в состав политбюро М. Лопес объясняется важностью партийной организации столицы в жизни страны.

Численность Центрального комитета сократилась со 150 до 115 человек, его состав обновился наполовину, заметно возросла доля женщин (с 13,3 до 41,7 %), негров и мулатов (с 21 до 31,3 %). Новый состав ЦК отражает важную роль вооруженных сил: в его состав вошли 27 генералов (в том числе команданте революции – Р. Кастро, Р. Вальдес, Х.Р. Мачадо Вентура и Г. Гарсиа), а также два зятя Рауля Кастро.

Таким образом, ожидавшегося разделения партийных и государственных функций

не произошло, все ключевые партийные посты заняли представители высшей государственной иерархии. Бросается в глаза и резкое усиление в руководстве страны позиций вооруженных сил, представители которых составляют большинство членов политбюро и почти четверть состава ЦК. Примечательно, что основные направления экономического и социального развития страны также принимались съездом партии, а не высшими государственными органами.

Средний возраст членов политбюро составляет 69 лет, только трое из них моложе 65 лет. Очевидно, что нынешнее руководство пока не готово к передаче власти «детям и внукам революции». Объясняя причины сложившейся ситуации, Р. Кастро отметил, что продвижение молодежи на высокие посты не всегда было удачным, в настоящее время нет необходимого резерва зрелых кадров, обладающих опытом, чтобы занять ответственные посты в партийных, правительственных и государственных структурах. Важным изменением представляется решение об ограничении возможности занимать высшие посты максимум двумя сроками подряд продолжительностью по пять лет.

Существенные перемены в партийной жизни могут произойти после Национальной конференции, намеченной на 28 января 2012 года. Предполагается, что созываемая впервые в истории конференция внесет необходимые изменения в стиль и методы партийной работы, закрепит руководящую роль партии, обсудит кадровую политику и определит временные полномочия партийных органов на всех уровнях. Партия, по мнению ее руководства, должна укрепить внутреннюю демократию, покончить с догматизмом, застоем, бюрократизмом, импровизацией, формализмом, оппортунизмом и фальшивым единодушием, пересмотреть систему отношений с Союзом коммунистической молодежи и другими массовыми организациями, преодолеть предрассудки по отношению к государственному сектору экономики.

Как показали жесткие, резко критические выступления Р. Кастро на сессии ANPP в декабре

2010 г. и на VI съезде партии в апреле 2011 г., страна стоит на перепутье и нуждается в существенной корректировке существующей модели социально экономического развития. По его словам, без своевременного исправления допущенных ошибок страна «не сможет балансировать на краю пропасти и провалится, сведя на нет усилия нескольких поколений».

Пока трудно дать однозначную оценку предпринимаемым на Кубе реформам. С одной стороны, курс на создание смешанной, смешанной, децентрализованной, планируемой с учетом рыночных тенденций экономики может способствовать ускорению позитивных изменений. С другой стороны, очевидно, что лица, руководившие страной более полувека, вряд ли смогут отказаться от своих убеждений и пойти на более радикальные перемены. Выступая на съезде, Р. Кастро подтвердил, что видит смысл своей жизни в защите, сохранении и развитии завоеваний социализма и ни при каких условиях не допустит возвращения капиталистического строя.

Неправомерно сравнивать корректировку кубинской социально-экономической модели с советской перестройкой, которая наряду с экономическими изменениями включала и политическую перестройку и гласность. По большому счету на Кубе пока не произошло никаких политических изменений, а экономические реформы не отличаются радикальностью. В перспективе нельзя исключить переориентацию Кубы на вьетнамскую модель развития, где при неизменности политического режима и руководящей роли компартии сняты ограничения на деятельность частного сектора и личное обогащение и созданы условия для интеграции в мировую экономику. Однако при нынешнем руководстве глубинные трансформации маловероятны.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница