Кто из героев сказок А. С. Пушкина умер от



страница1/3
Дата06.05.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
5 класс

  1. Кто из героев сказок А.С. Пушкина умер от



зависти




жадности




отравления




восхищения




нарушения обещания






  1. Вот зашифрованное послание, обращенное к вам как хороший жизненный совет. Займитесь дешифровкой и прочтите сказочный урок А.С. Пушкина.

  • «_ _а_ _а _ ож_, _а в _е_ _а_е_!

_о_ _ ым _о_о_ _ а _ _ _ о_»

  1. В каких национальных мифах и сказаниях Солнце является божеством? Почему?

  2. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

  • разбитое корыто

  • чудесный горшочек с бубенчиками

  • говорящее чудесное зеркало

  • острый сверкающий нож и меховая муфточка

  • дохлая кошка

  • черевички

  • сабля и ранец



  1. Перед вами стихотворение «Книги в красном переплете» русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек, почему детство называется «золотыми временами», раем? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями? Из каких произведений эти герои и кто их автор?



  1. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Признаемся, что рифмы взяты из стихотворения русского поэта М.Ю. Лермонтова.

  • Безумный - шумный

  • Гранит – покрыт

  • Родится – промчится

  • Герой – покой

Марина Цветаева

КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ


Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы....
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

6 класс

  1. Назовите произведения, в названии которых упоминаются дети или их имена, не забудьте указать авторов.



  1. О каком русском поэте идет речь в этом описании?

Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича; стал известным поэтом, рассказав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 года, он любил все таинственное и романтической, о чем писал в своих стихотворениях и балладах.

  1. В каком году были написано стихотворение А.С. Пушкина, строчки из которого приведены ниже? Свой ответ обоснуйте и объясните, чем стал для поэта Лицей.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.


  1. Назовите авторов и произведения, герои которых плавали на следующих кораблях: «Наутилус», «Арго», «Беда», «Дункан».




  1. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которых употребляются слова небо (небеса), солнце, Россия (Русь).



  1. Какое впечатление производит на вас стихотворение Николая Гумилева «На полярных морях и на южных…»? Каким рисуется образ капитанов? Каковы их жизненные цели и чем они готовы заплатить за их достижение? При помощи каких деталей возникает образ эпохи времен географических открытий? Как в стихотворении отражен главный конфликт и кто с кем вступает в борьбу? Символом чего является море и благодаря чему в тексте возникает настроение энергии и движения?



  1. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

звонко – ребенка

родится – стремится

шумящий – блестящий

дыханье – преданья
Николай Гумилев

***


На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.


Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,


Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,


Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.


Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, —

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.


Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?


7 класс

  1. О творчестве какого русского писателя идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя писателя.

Страшные сказки о жизни рассказал нам … потому и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, быть может, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.

  1. Назовите произведение А.С. Пушкина, в финале которого звучат приведенные ниже строки, и объясните, символом чего станет Диканька в цикле повестей другого русского писателя.

Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных;

Они о праотцах казненных

Доныне внукам говорят.

  1. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Песня о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, «Полтава» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Спартак» Р. Джованьоли.

  2. Кто изображен в этом описании?

В детстве он стал свидетелем восстания Пугачева и чуть не погиб, так как его отец был помощником коменданта Яицкой крепости; в жизни был забиякой и драчуном, участником многих литературных бунтов, обжорой и лентяем, но блестяще образованным человеком; известность приобрел в жанре, известном с античности, придав ему русский национальный колорит; его часто называли «дедушкой»; ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге и на Патриарших прудах в Москве в окружении его героев.

  1. Поразмышляйте над стихотворением «Читатель» русского поэта XX века Анны Ахматовой. Охарактеризуйте образы поэта и читателя. Какую роль играют образы сцены и рампы? Почему читатель – «клад»? как возникает контакт между поэтом и читателем?

  2. Сочините 1-2 парадоксальных строфы, продолжив балладу французского средневекового поэта Франсуа Вийона:

От жажды умираю над ручьем,

Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,

Куда бы ни пошел – везде мой дом,

Чужбина мне страна моя родная.

Ахматова А. А.

Читатель

Не должен быть очень несчастным


И главное скрытным. О нет! -
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,


Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,


Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,


Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то таинственно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,


И тени, и сколько прохлад.
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают


И в чем-то согласны со мной...
Так исповедь льется немая.
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен


И тесен назначенный круг.
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.

8 класс

  1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).

Произведение

Жанр

Автор

Борис Годунов







Демон







Хаджи Мурат







Персиваль, или Повесть о Граале







Жанры: 1. Романтическая поэма; 2. Историческая трагедия; 3. Историческая повесть; 4.Рыцарский роман.

Авторы: 1.Кретьен де Труа; 2. Лермонтов М.Ю.; 3. Толстой Л.Н.; 4. Пушкин А.С.





  1. Напишите, как в церковнославянском языке звучат слова: лоб, глаз, щека, жизнь, слово.



  1. Объясните значение и происхождение выражений: дары данайцев, «а ларчик просто открывался», «а король-то голый», «а Васька слушает да ест», «птенцы гнезда Петрова».



  1. Кто здесь описан?

Выходец из семьи ирландских художников, морской хирург, спортсмен, увлекающийся боксом; потерявший во время Первой мировой войны почти всех родственников, в связи с чем ставший поборником спиритизма, потративший на это четверть миллиона фунтов; изобретатель бронежилета; автор серии детективных рассказов с одним главным персонажем (ему до сих пор пишут письма по официальному адресу), на его надгробии вырезаны слова эпитафии: «Верен, как сталь, прям, как клинок».

  1. Дайте сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с одинаковым названием «Узник».



  1. Напишите статью «Эпитет» для литературоведческого словаря. Не забудьте привести примеры.

А.С. Пушкин

Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.


Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,


Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!


Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

М.Ю. Лермонтов

Узник

Отворите мне темницу,


Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,


Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...

Одинок я - нет отрады:


Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
 

9 – 11 класс

Предлагается выполнить один из вариантов задания.

  1. Проведите сравнительный анализ стихотворений.

    9 класс

    А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

    М.И. Цветаева «Сини подмосковные холмы…»

    10 класс

    А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

    Ф.И. Тютчев «14-ое декабря 1825 года»

    11 класс

    А. Блок «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…»

    Н.М. Рубцов «В минуты музыки печальной…»

  2. Комплексный анализ эпического произведения.

    9 класс

    А.А. Бестужев – Марлинский «Часы и зеркало»

    10 класс

    А.П. Чехов «Счастье»

    11 класс

    В.В. Набоков «Случайность»

  3. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов.

    9 класс

    Речевая характеристика героя

    10 класс

    Психологизм в литературе

    11 класс

    Контекст

  4. Сделайте историко-культурный комментарий к фрагменту текста художественного произведения.

9 класс

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

10 класс

Л.Н. Толстой «Война и мир»

11 класс

А.А. Ахматова «Реквием»

Тексты для проведения олимпиады

Сравнительный анализ

9 класс

А.Ахматова

Н. Г. Чулковой
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
1915


М.И. Цветаева

Сини подмосковные холмы,


В воздухе чуть теплом — пыль и деготь.
Сплю весь день, весь день смеюсь, — должно
Выздоравливаю от зимы.

Я иду домой возможно тише:


Ненаписанных стихов — не жаль!
Стук колес и жареный миндаль
Мне дороже всех четверостиший.

Голова до прелести пуста,


Оттого что сердце — слишком полно!
Дни мои, как маленькие волны,
На которые гляжу с моста.

Чьи-то взгляды слишком уж нежны


В нежном воздухе едва нагретом...
Я уже заболеваю летом,
Еле выздоровев от зимы.



10 класс


А.С. Пушкин

* * *

  


   Во глубине сибирских руд

   Храните гордое терпенье,

   Не пропадет ваш скорбный труд

   И дум высокое стремленье.

  

   Несчастью верная сестра,



   Надежда в мрачном подземелье

   Разбудит бодрость и веселье,

   Придет желанная пора:

  


   Любовь и дружество до вас

   Дойдут сквозь мрачные затворы,

   Как в ваши каторжные норы

   Доходит мой свободный глас.

  

   Оковы тяжкие падут,



   Темницы рухнут -- и свобода

   Вас примет радостно у входа,

   И братья меч вам отдадут.

  


  

  




Ф. И. Тютчев

Вас развратило Самовластье,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула,

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.
1826, не ранее августа



11 класс


Александр Блок

* * *

Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,

Не дыша.
Снится - снова я мальчик, и снова любовник,

И овраг, и бурьян.

И в бурьяне - колючий шиповник,

И вечерний туман.


Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,

Старый дом глянет в сердце мое,

Глянет небо опять, розовея от краю до краю,

И окошко твое.


Этот голос - он твой, и его непонятному звуку

Жизнь и горе отдам,

Хоть во сне, твою прежнюю милую руку

Прижимая к губам.


2 мая 1912



Николай Рубцов

* * *

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей...


Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.


Но все равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови!—

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.


И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.


Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.


<1966>


Анализ прозаических текстов

9 класс
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница