Критерии оценивания олимпиады по ландшафтоведению 2011 г. 1 Задание



Скачать 61.03 Kb.
Дата04.05.2016
Размер61.03 Kb.
Критерии оценивания олимпиады по

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЮ 2011 г.
1 ЗАДАНИЕ:

1 вариант

Степи


2 вариант

Пустыни


3 вариант

Тундра


4 вариант

Тайга


дрофа

сайгак


ковыль

типчак


гумусонакопление

непромывной водный режим

колок

байрачный лес



верблюд

скорпион


саксаул

солянка


соры

такыры


выпотной водный режим

серозем


лемминг

песец


карликовая береза

ерник


пятна-медальоны

мерзлота


оглеение

водозастойный водный режим



глухарь

росомаха

согра

бор


рамень

оподзоливание

промывной водный режим

оглеение


бегемот, дуб, лещина, гингко

Критерии: всего 4 балла, за каждый правильный ответ 0.5 балла, за неправильный ответ минус 0.5 балла.
2 ЗАДАНИЕ:

1 вариант: Ку=1.4-1.6, таежные хвойные (разного породного состава) леса на подзолистых почвах разной степени оподзоленности и оглеения или мерзлотно-таежных почвах.

2 вариант: Ку=1-1.2, смешанные и широколиственные (дубово-еловые, дубовые, дубово-липовые) леса на дерново-подзолистых и серых лесных почвах

3 вариант: Ку=0.5-0.7, разнотравно-злаковые степи на черноземах обыкновенных, типичных, выщелоченных, оподзоленных.

4 вариант: Ку=0.1-0.2, полынно-солянковая пустыня на серо-бурых почвах.

Критерии: всего 4 балла, 2 балла за правильный фитоценоз и 2 балла за правильную почву.
3 ЗАДАНИЕ:

1 вариант. Элементы экологического каркаса:

-экологические ниши (крупные массивы условно коренных ПТК, озера, болота и т.д.)

-экологические коридоры (реки, овражно-балочные ПТК, рукотворные – лесополосы, бульвары, каналы и т.д.)

2 вариант. Функции экологического каркаса:

-оптимальное функционирование и динамическая устойчивость ландшафта (борьба с негативными процессами)

-соблюдение закона необходимого разнообразия

-средообразующая (для флоры и фауны)

-эстетическая

3 вариант. Экотон – переходная полоса между смежными ландшафтными комплексами, характеризующаяся повышенной интенсивностью обмена между ними веществом и энергией, разнообразием экологических условий и, как следствие, высокой концентрацией органической жизни. Примеры: ландшафтная оболочка, лесостепь, опушка леса.

4 вариант. Согласно правилу предварения на склонах северной экспозиции развивается растительность более северных зон и подзон, а на склонах южной экспозиции – более южных. Пример: в лесостепи склоны балок северной экспозиции северной экспозиции заняты широколиственными лесами, склоны балок южной экспозиции - степными ценозами.

Критерии: всего 6 баллов, оценивается полнота ответа и качество примеров.
4 ЗАДАНИЕ:

1 вариант. 1) Класс ландшафтов – горные.

2) Спектр высотной поясности: (сверху вниз) нивально-гляциальный, горно-луговый, горно-лесной.

3) Звено катены – аккумулятивное (трансаккумулятивное, нижнее).

4) Хозяйственная деятельность: пастбищное животноводство, лесное хозяйство (выборочные рубки), рекреация, гидроэнергетика. Лимитирующие факторы: крутизна склонов, интенсивность экзогенных процессов, низкая теплообеспеченность, низкая устойчивость.



2 вариант. 1) степной тип ландшафтов

2) доминантные урочища – степная равнина; субдоминантные урочища – курганы и ложбины.

3) состояние – сезонное весеннее; объекты и свойства, хранящие память о предыдущих состояниях – прошлогодняя трава, сезонные озерки, урочища курганов как эталон условно коренных фитоценозов.

3 вариант. 1) Карелия

2) Выходы скальных пород или зандровые равнины, хорошо дренированные, бедные – сосна, вереск, можжевельник;

Холмистые моренные равнины, суглинистые, относительно увлажненные, относительно богатые – ель;

Долины рек: увлажненные, богатые – кустарники, дуб, ольха; переувлажненные, богатые – черемуха; заболоченные – ракиты.



4 вариант. 1) Смешанные (хвойно-широколиственные) леса юга Дальнего Востока

2) Лимитирующие факторы – выходы скальных пород, частые паводки, труднодоступность и труднопроходимость

3) Генезис отложений – элюво-делювий коренных пород, аллювий; режим увлажнения и особенности климата – муссонный климат, сезонность увлажнения, Ку>1.6-2.0, атмосферное и поемное увлажнение.

Критерии: всего 8 баллов, оценивается правильность и полнота ответа.
5 ЗАДАНИЕ:

1 вариант: а) Раменский Л.Г. - ввел термины «фация», «урочище», разработал экологические шкалы для оценки кормовых угодий по растительному покрову

б) Полынов Б.Б. – ввел термин «элементарный ландшафт», основатель научного направления геохимии ландшафтов

в) Солнцев Н.А. - основатель Московской школы ландшафтоведения, автор регионального понимания термина «ландшафт»

г) Тролль К. - основатель направления ландшафтной экологии



2 вариант: а) Высоцкий Г.Н. - ввел термины «плакор», «глей», «микрорельеф»

б) Берг Л.С. - президент Русского Географического Общества, автор книги «Ландшафтно-географические зоны СССР»

в) Мильков Ф.Н. - разработал учение об антропогенных ландшафтах, основатель Воронежской школы ландшафтоведения

г) Видаль де ля Блаш П. - основатель школы «Географии человека»



3 вариант: а) Сочава В.Б. - автор учения о геосистемах, ввел термин «состояние»

б) Сукачев В.Н. - ввел понятие «биогеоценоз», охарактеризовал сходство биогеоценоза и географического ландшафта, основатель биогеоценологии

в) Николаев В.А. - автор классификации ландшафтов, ввел правило триады

г) Арманд Д.Л. - ввел термин подурочище, активно разрабатывал геофизическое направление



4 вариант: а) Морозов Г.Ф. - разработал учение о типах леса

б) Исаченко А.Г. - автор первых учебников по ландшафтоведению, ландшафтной карты СССР в М 1:4000000, монографий «Ландшафты мира», «Ландшафты СССР»

в) Докучаев В.В. - основоположник российского ландшафтоведения, автор «Наши степи прежде и теперь», подчеркивал важность изучения межкомпонентных связей

г) Милн Дж. - ввел термин «катена»



Критерии: всего 4 балла, по 1 баллу за правильный ответ.
6 ЗАДАНИЕ:

1 вариант. 1) параллельно-полосчатый (серповидный)

2) эоловые процессы

3) песчаные пустыни и незакрепленные пески морских побережий

2 вариант. 1) пятнистый (ячеистый)

2) термокарст (карст, суффозия)

3) тундра, лесонудра и болота таежной зоны в районах развития современной и плейстоценовой мерзлоты

3 вариант. 1) радиально-лучевой

2) вулканические

3) сейсмоактивные районы Земли

4 вариант. 1) дендритовый

2) флювиальные (эрозионные)

3) возвышенные равнины в гумидном климате

Критерии: всего 6 баллов, по 2 балла за каждый правильный ответ.
7 ЗАДАНИЕ:

Критерии выделения фации (априорные): одинаковая крутизна поверхности, экспозиция, почвообразующие породы.

Критерии выделения подурочища: элемент мезоформы рельефа.

Критерии выделения урочища: мезоформа рельефа.



Критерии: всего 8 баллов, оценивается правильность выделения границ и обоснование критериев.
8 ЗАДАНИЕ:

1 вариант. Наиболее уязвимыми ПТК будут урочища, прилегающие к пресноводным озерам, используемым для водопоя. В результате прогона скота и стоянок в жаркое время дня возможно также нарушение ПТК ленточных боров, восстановление которых в современных климатических условиях будет невозможным.

2 вариант. Дорогу следует прокладывать по самым дренированным ПТК, которыми являются гряды зандровых равнин. Зимой в труднодоступные места следует прокладывать «зимники» по замерзшим болотам.

3 вариант. Гостиничный комплекс следует разместить на нижней окраине поселка в ненарушенном сосновом лесу. Нарушение древостоя, обилие луговых полян – свидетельство селевых и лавинных процессов.

4 вариант. Для глееватых почв основной поверхности моренной равнины характерны сезонные незначительные деформации грунта, приводящие к мелким нарушениям дорожного полотна. В понижениях ложбин стока и долин малых рек существует опасность тумана. На покатых склонах долин рек возможно образование гололеда в весеннее-осеннее время вследствие разной прогретости и увлажненности склонов разной экспозиции.

Критерии: всего 6 баллов, оценивается правильность и полнота ответа.
9 ЗАДАНИЕ:

1 и 3 вариант. Пример положительной обратной связи: на плодородной почве растет широколиственный лес, осенью он сбрасывает листву, формируя опад, богатый биофильными элементами, такой опад способствует формированию гумуса и увеличению плодородия почв, в результате лучше растет лес, увеличивая биопродуктивность с годами.

2 и 4 вариант. Пример отрицательной обратной связи: солнце на ясном небе светит и испаряет с подстилающей поверхности влагу, влага поднимается, формируя кучевые облака, которые закрывают солнце, ослабляя испарение к середине дня.

Критерии: всего 4 балла, оценивается правильность и оригинальность примера.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница