Крымская война 1853-1856 годов



Скачать 100.94 Kb.
Дата08.11.2016
Размер100.94 Kb.
Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Разработка урока истории России

в 8 классе по теме

Крымская война 1853-1856 годов.

Автор:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011-2012 учебный год.

Урок истории в 8 классе по теме:

Крымская война 1853-1856 годов.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:

Тут что ни мавзолей, ни надпись – все боец,

И рядом улеглись, своей залиты кровью,

И дед со внуком, и отец…

А.А.Фет

Великих зрелищ, мировых судеб

Поставлены мы зрителями ныне:

Исконные, кровавые враги,

Соединясь, идут против России:

Пожар войны полмира охватил,

И заревом зловещим осветились

Деяния держав миролюбивых…

Н.А.Некрасов

Цели и задачи урока:

- сформировать представления о «восточном вопросе»; раскрыть суть противоречий европейских держав и России в этом вопросе;

- определить причины и повод Крымской войны; показать роль Англии и Франции в русско-турецком конфликте;

- охарактеризовать этапы Крымской войны;

-создать образ героической обороны Севастополя; показать подвиг русских офицеров, матросов и солдат, жителей города;

- раскрыть условия Парижского мира;

- выяснить причины поражения России в Крымской войне;

- продолжить формирование основных умений у учащихся; анализировать и обобщать исторический материал, прогнозировать исторические события, самостоятельно получать знания на основе анализа исторических источников.



Оборудование:

Мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочий лист, документы в учебнике, карта «Крымская война 1853-1856», карточки.



План урока:

  1. «Восточный вопрос».

  2. Начало Крымской войны.

  3. Первый этап Крымской войны.

  4. Второй этап Крымской войны.

  5. Оборона Севастополя.

  6. Итоги Крымской войны.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Активизация познавательного интереса.

Вступительное слово учителя (слайд 1): Здравствуйте! Сегодня у нас урок на тему «Крымская война». Мне очень хочется, чтобы вам этот урок запомнился, а события, о которых мы будем говорить останутся в вашем сердце!

? Давайте вспомним, что означает термин «восточный вопрос»? (взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость).

- Для России этот вопрос решался долго.



? Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XIX в.? (русско-турецкие войны, Черноморское побережье от Анапы до Поти, свободная торговля в проливах).

  1. Изучение нового материала.

Итак, шла середина XIX века. Большая война. Не дожил до ее окончания начавший войну император Николай I. В феврале 1855 г. он скоропостижно скончался. Император никогда не болел, обладал железным здоровьем, его смерть вызвала упорные слухи, что произошло самоубийство. За этой войной без преувеличения внимательно следила вся Европа и, безусловно, российский народ. Одержав в этой войне ряд блистательных побед на море и на суше, показав миру беспримерный подвиг во время обороны Севастополя, Россия, тем не менее через два с половиной года была вынуждена подписать мир, как писал один из современников, «позорный мир, но не позорное поражение».

Российское общество болезненно восприняло результаты войны. Отчасти это можно объяснить всеми предшествующими военными успехами России: более столетия страны не расписывалась под документом о своем поражении.

В конце урока мы должны будем ответить на вопросы (слайд 2):

Что стало причиной поражения России в Крымской войне?

Как вы понимаете слова современника событий: «Позорный мир, но не позорное поражение»?

(Слайд 3.) Перед вами страны – участники тех событий. Как вы думаете, кто из них и почему мог выступить в Крымской войне в качестве противников?

Верны ли вы в своих предположениях, покажет наша дальнейшая работа.

Обратимся к традиционному вопросу о причинах войны (по ходу урока заполняется технологическая таблица).



? Итак, мы видим, участников войны много, цели разные, каковы они были для России? (слайд 4)

Работа с документом №1 «Из беседы императора Николая I с английским послом Сеймуром. Декабрь 1852 года» (рабочий лист)

(Слайд 5.) Султан отказался передать христианские святыни православному духовенству. Николай I ввел войска в Дунайские княжества, Турция в ответ объявила войну России. А ведь до этих событий Турция неоднократно терпела поражение в войнах с Россией.



-Почему султан не боялся за исход этой войны?

-Какой характер носила война для Турции?

(Слайд 6 - I этап войны.) Итак, война началась, в ее истории выделяют два этапа, разницу между которыми вы должны будете по прошествии урока объяснить.

(Слайд 7 – карта «Крымская война») Война начиналась на двух фронтах Балканском и Закавказском. Решительных действий не предпринималось, но были яркие эпизоды:

- В Валахии у деревни Четати Тобольский полк в 7 тысяч человек вступил в бой с 18 тысячным турецким войском. Несмотря на значительное превосходство, турки успеха не добились;

- Турки захватили крепость Св. Николая на Кавказе, при этом их было 5 тысяч, а русских менее 200 человек. Русский отряд отчаянно защищался и почти весь погиб. Среди турок свирепствовали башибузуки, с которыми собственное начальство не могло справиться. Читаем из донесения по этому эпизоду: «При взятии крепости Святого Николая турки неистовствовали страшным образом. Они распяли таможенного чиновника и потом стреляли в него в цель; священнику отпилили голову, лекаря запытали, перерезали женщин и детей…» Жестоко, страшно. Но такая свирепость туркам не помогала. Удачных операций у турок по пальцам можно пересчитать;

- У Карса 36 тысяч турецких войск были разбиты 11 тысячным русским войском. Произошло это 19 октября 1853 года.

- А несколько часов назад состоялся знаменитый Синопский бой. (Слайд 8 - Синопский бой). Отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены.

- Что показал первый этап войны в расстановке сил?

Николай I наградил Нахимова Георгием 2-й степени – редчайшей военной наградой, щедро наградил всю эскадру. Нахимова поздравляли, им любовались, восхищались. Но все поведение адмирала говорило о том, что только он, пожалуй, и не разделял общего восторга.



- Как вы думаете, почему? Что могло тревожить адмирала после блестящей победы?

! Работа с документом №3 в рабочем листе. «Синопский бой явился тем толчком, который разрядил давно скоплявшееся электричество…. Наполеон III объявил, … что намерен приказать своему флоту войти в Черное море…

После Синопа в английских общественных кругах возбуждение против России росло в неимоверной степени…» (Тарле Е.В. Дипломатия в годы Крымской войны…)

(Слайд 9 - II этап войны)

В послании английской королевы Виктории парламенту говорилось, что она решила объявить войну русскому императору для защиты своего союзника султана от ничем не вызванной русской агрессии. В английских и французских газетах Россию представляли агрессором. Англия и Франция выглядели благородными защитниками Турции.



- Как вы думаете, каковы были истинные намерения этих стран в войне? Работа с документом №2 в рабочем листе. «Из письма министра внутренних дел Англии Г. Пальмерстона английскому послу в Вашингтоне Дж. Эбердину»

(Слайд 10) Сразу после объявления войны англо-французские корабли атаковали на Черном море Одессу, на Балтике – Аландские острова, на Баренцевом море – Кольский залив, на Белом море – Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане Петропавловск-Камчатский. Все эти нападения были успешно отражены, попытки высадки десанта успеха не имели. Даже монахи Соловецкого монастыря не капитулировали перед противником. Однако Россия вывела свои войска из Дунайских княжеств. К этому результату привела враждебная позиция еще одного государства. Отныне эту страну в дипломатической переписке называли «вероломной». Сами австрийцы говорили, что удивляют мир своей неблагодарностью.

(Слайд 11- цели стран - участниц) Итак, теперь мы с вами выяснили цели всех стран – участниц этой войны.

Главным театром военных действий на II этапе войны становится Севастополь – главная военно-морская база России на Черном море. (Слайд 12)

В сентябре союзники приближались к Евпатории. Флот противника Росси был так огромен, что казался медленно движущимся городом. Сосчитать корабли было невозможно. Сухопутные сражения под командованием Меншикова за редким исключением были для русской армии неудачны. Сменивший его Горчаков не улучшил ситуацию. Иначе обстояло дело с Севастополем, который начал героически сопротивляться, да так отчаянно, что это оказалось полной неожиданностью и в Европе, и в России. Севастополь высоко поднял моральный дух русского народа.

(Слайд 13) Всю тяжесть обороны взяли на себя адмиралы Черноморского флота Корнилов, Нахимов, Истомин. А под руководством военного инженера Тотлебена гениальные укрепления Севастополя выросли за 3-4 недели.

(Слайд 14) Адмиралы затопили часть кораблей у входа в бухту. Работа с документом №1-3 в учебнике на странице 101-102. Как вы думаете, какие чувства испытывали адмиралы Корнилов и Нахимов, отдавая приказы о затоплении кораблей?

Несколько тысяч моряков сошли на берег и встали в строй вместе с солдатами. Сюда же перевезли 2 тысячи корабельных пушек. И началось историческое чудо!

(Слайды 15-16 – оборона Севастополя) Севастополь стоял 349 дней. Когда закипел бой, генерал-адъютант Корнилов был на самых опасных батареях. Современник сказал о нем: «Я никогда не видел человека прекраснее его в эти минуты». В первый же день штурма Корнилов был убит. Через несколько месяцев погиб Истомин, также геройски проявлявший хладнокровие в самые горячие минуты сражений. Третий герой обороны Севастополя П.С.Нахимов был уверен, что ляжет вместе с ними. Любимец матросов, бесстрашный командир не кланялся пулям и ядрам. Также вели себя и нахимовские львы, матросы Черноморского флота, большинство из которых сложили свои головы, защищая Севастополь. 28 июня 1855 года во время осмотра позиций был смертельно ранен адмирал Нахимов. На время похорон англичане и французы прекратили обстрел города и приспустили флаги на своих кораблях…(сообщение ученика о Нахимове, основанное на работе с документами (карточка 1).

(Слайд 17) В Севастополь прибыл известный хирург Николай Иванович Пирогов. Он ужаснулся, увидев, что в переполненных госпиталях тифозные больные лежат вперемешку с раненными. Пирогов с неутомимой энергией принялся за работу.

С помощью приехавших их Петербурга сестер милосердия ему удалось навести элементарный порядок в госпиталях и перевязочных пунктах. Здесь, в Севастополе, Пирогов впервые применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз. Работал он со своим персоналом самоотверженно, стремясь изо всех сил облегчить страдания раненных.

(Слайд 18 – защитники Севастополя).



! Работа с документом «Из письма Л.Н.Толстого – участника обороны Севастополя.20 ноября 1854 г.» стр. 102 учебника

? Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны?

(Слайд 19 – бой за Малахов курган) В конце августа началась последняя ожесточенная бомбардировка. 800 орудий беспрестанно громили город.



Обрушился огонь орудий

И целых три часа подряд

Не разговаривали люди

И били пули невпопад

И, навсегда оглохнув, птицы,

Бесшумные, спешили прочь

За ними вслед, сверкнув зарницей

На запад отступала ночь

Громада огненного вала

Шла всем стихиям вопреки

Дубы с корнями вырывала

Колола скалы на куски.

(Слайд 20) Был взят Малахов курган, и Горчаков приказал оставить город. Защитники Севастополя, те, кто, остался жив, уходили и плакали. Долгая героическая оборона сыграла добрую службу при заключении мира. Также помогла значимая победа на Кавказе – русские войска взяли турецкую крепость Карс.



III. Подведение итогов урока.

- Почему Россия потерпела поражение в этой войне? Работа с документами №4 в рабочем листе

(Слайд 21) Главной причиной явилось политико-экономическая отсталость крепостной России:



  • Неспособность высшего командного состава к руководству военными действиями

  • Отсутствие хороших дорог

  • Неразвитость военной промышленности

  • Отсталость вооружения (паровой флот, гладкоствольное оружие)

  • Рекрутская система набора в армию.

(Слайд 22) Парижский мир (март 1856 года):

  • Все завоеванные территории возвращались России и Турции

  • Независимость и целостность Османской империи гарантировалась всеми державами-участницами конгресса

  • Черное море объявлялось нейтральным, и поэтому Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот

  • Южная часть Бессарабии отходила к Молдавии

  • Сербия, Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султаната

  • Покровительство турецким христианам предавалось в руки всех великих держав

Работа с документами №5 в рабочем листе. Как вы понимаете слова современника событий: «Позорный мир, но не позорное поражение»?

В ходе Крымской войны впервые:

  1. Изобретены и применены морские заградительные мины;

  2. Великой княгиней Еленой Павловной в октябре 1854 года было основано общество сестер милосердия;

  3. Николай Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, что позволило ускорить процесс заживления переломов и избавило пациентов от уродливого искривления конечностей;

  4. Задокументировано одно из ранних проявлений информационной войны, когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчетах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок;

  5. Для освещения войны широко используется фотография.

  6. В прессе начал печататься молодой Лев Толстой с «Севастопольскими рассказами».

Домашнее задание: параграф 14, подготовить рассказ о Крымской войне по технологическим картам.

Используемая литература:

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010

Т.В. Перевезенцева. История России 8 класс. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2012

М.Н.Чернова, В.Я.Румянцев. Работа с документами на уроках истории. М., «АЙРИС-пресс», 2008



Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница