Краткое Контекст миссии Цель и работа миссии Цыгане в России: жертвы различных



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер1.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Международная федерация за права человека (FIDH)
АДЦ «МЕМОРИАЛ»
Право цыган на жилье и проблема насильственных выселений в России

Подпись под фотографией: Развалины снесенного цыганского дома в Чудово, апрель 2007 г.
Copyright: Анри Дюкенн
№501/2 – июль 2008 г.


Содержание




Краткое содержание




Введение


  1. Контекст миссии

  2. Цель и работа миссии

  3. Цыгане в России: жертвы различных

проявлений дискриминации

  1. Келдерари (котляры): специфическая цыганская

община

I. Право цыган России на достойное жилище

1) Международное законодательство относительно

права на достойное жилище


  1. Национальное законодательство относительно

права на жилище, землю и собственность

3) Проблема собственности на землю и жилье

4) Неохраняемое землевладение и сопутствующие

нарушения прав человека



  1. Средства правовой защиты и доступ к правосудию



II. Насильственные выселения цыган в России


  1. Международное законодательство о

проблеме насильственных выселений

  1. Национальное законодательство о проблеме

насильственных выселений

  1. Насильственные выселения цыган


Заключение
Рекомендации

Краткое содержание
Цыгане (рома) – жители РФ – повсеместно страдают от жестокой расовой дискриминации в жесткой форме. Одним из очевидных ее проявлений дискриминации в последнее время стали насильственные выселения цыган и снос их домов. Эти выселения носят массовый характер, и они происходят все чаще.
В 1956 г. Верховный Совет специальным указом запретил «бродяжничество» цыган, и цыгане были вынуждены осесть. После краха Советского Союза российские власти провели приватизацию земли, но земельная собственность цыган не была узаконена должным образом. Пользуясь отсутствием документов на владение землей, недостатком образования и крайней бедностью цыганского населения, российская администрация отказывается узаконить земельную собственность цыган и чаще всего продает ее на аукционах тому, кто готов заплатить больше. Цыгане не способны адаптироваться к правилам приобретения земли или получения земельных участков согласно генеральному плану застройки территорий. Такие планы, как правило, не учитывают интересы цыган. Территориальные претензии цыган обычно не рассматриваются, и цыгане оказываются не в силах защитить себя в судах, когда местные власти вчиняют им иски с требованием сноса домов.
Совершенно очевидно, что российские законы, касающиеся земельного владения, чрезвычайно сложны. Приобретение права собственности по давности владения, обозначенное в статье 234 Гражданского кодекса РФ, оказывается, по-видимому, единственным юридическим средством для защиты постоянного попираемого права цыган на жилье. В этой статье говорится о том, что лицо, не обладающее правом собственности на дом, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество. Однако, как правило, у цыган не находится требуемых документов, чтобы обосновать свои жилищные права.
Отсутствие регистрации жилья лишает цыган доступа к ряду социальных и экономических прав. Постоянная регистрация обязательна для всех граждан РФ, но дискриминация и высокий уровень коррупции муниципальной администрации препятствуют получению регистрации цыганами. Без регистрации трудно получить доступ к образованию, трудоустройству и другим социальным правам. Более того, цыганские поселения зачастую лишены самых необходимых удобств: воды, электричества и газа.
В результате единственным выходом для цыган становятся неофициальные соглашения, не гарантирующие, в случае выселения, ни возмещения убытков, ни нового жилья. Когда цыгане отказываются покинуть свой дом добровольно, их часто принуждают к этому обманным путем или выселяют насильственно. В большинстве случаев эти выселения происходят в результате соответствующего судебного постановления, позволяющего властям снести дома, квалифицируемые как "самовольные постройки". Однако в ходе подобных слушаний право цыганских жителей на справедливый суд часто нарушается.
Выселения регулярно сопровождаются актами насилия. Зачастую выселению предшествует настоящая антицыганская кампания в местных СМИ, изобличающая цыган как торговцев наркотиками и преступников. Во многих случаях от цыган требуют, чтобы они сами разобрали свои дома. Им не предлагается ни денежной компенсации, ни нового жилья, и они вынуждены искать другое место для поселения.
Если же в таком положении оказываются жители РФ – нецыгане, то им нередко удается узаконить в судах свое право на владение жильем или получить новое жилье (или возмещение убытков). Таким образом, есть основания полагать, что выселения цыган носят дискриминационный характер. Насильственные выселения цыган и снос их домов, осуществляемые властями, являются нарушением права на достойное жилище, гарантированное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ратифицированных РФ.

Введение


  1. Контекст миссии

В 2004 году Международная федерация за права человека (FIDH) вместе с Санкт-петербургской правозащитной общественной организацией "Мемориал" (СПб ОО "Мемориал") опубликовали первый доклад "Рома в России" на основе результатов исследовательской миссии, в ходе которой изучались условия жизни общин рома (цыган), а также случаи дискриминации цыган и проявления расистского насилия по отношению к ним1.


В 2005 г. FIDH получила от СПб ОО "Мемориал" тревожные сведения о положении цыганских общин в Архангельске и Калининграде; тогда эти общины оказались под угрозой насильственного выдворения. В городах Северо-Запада РФ местные политики использовали антицыганские предрассудки для продвижения своих кандидатур в ходе муниципальных избирательных кампаний2. Представляя план по «очищению города от цыган» как один из главных пунктов своих политических программ, они открыто обвиняли цыганское сообщество в целом в криминальности и наркоторговле. Эти заявления широко транслировались местными СМИ. В то же время, для официального выселения цыган и получения санкции на снос, в суде против них представлялись аргументы совершенно иного толка. Заявления политиков получили широкую поддержку местных жителей. Как показали реакции в СМИ, и в частности в интернет-форумах, крайняя нетерпимость и расизм свойственны большой части населения.
Формально цыгане в Архангельске и в Калининграде обвинялись в возведении незаконных построек. Признание построек незаконными и вынуждение цыган покинуть свои дома потребовало судебных решений, которые были поспешно приняты при вопиющем нарушении юридических процедур. При этом именно обвинение в преступной деятельности имело решающее воздействие на общественное мнение. Незаконный характер поселений не был очевидным, и доказать его властям было сложно.
В марте 2005 года СПб ОО "Мемориал" и FIDH подняли вопрос о положении цыган в России в беседе со спецдокладчиком ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии Дуду Дьеном, который впоследствии посетил цыганское поселение в Пери возле Санкт-Петербурга в ходе его официального визита в Россию в июне 2006 г.3 Обе организации также проинформировали о происходящем спецдокладчика ООН по праву на жилище Милуна Котари и независимого эксперта ООН по проблемам меньшинств г-жу Гай Макдугалл.
В 2006 году СПб ОО "Мемориал" подняла этот вопрос и в Комиссии ООН против пыток, которая в ноябре 2006 года изучила отчет РФ. В своих заключительных наблюдениях Комиссия выразила беспокойство "проявлениями насилия расистского, этнического характера, в том числе насильственными выселениями в Калининградской области"4.
Другие вызывающие беспокойство случаи подобного насилия, имевшие место и в Архангельске, и в Калининграде, внимательно отслеживались нашими организациями (см. ниже).
При рассмотрении этих случаев стало ясно, что они представляют собой не изолированное явление, а характерны для российского общества в целом: земля, на которой расположены цыганские поселения (часто на окраинах больших городов), дорожает и приобретает коммерческую ценность.
СПб ОО "Мемориал" начала изучать проблему насильственных выселений цыган с 2005 года. В 2006 – 2007 гг. множество свидетельств было собрано и проанализировано Стефанией Кулаевой в ходе исследовательской миссии "Дискриминация и сегрегация цыган-кэлдэраров в России"5. По итогам этой работы FIDH и Антидискриминационный центр "Мемориал" (АДЦ "Мемориал") организовали совместную миссию в России, проходившую с 1 по 12 мая 2007 г. В ней участвовали исследователи как из России, так и из Европы. Данный доклад представляет наблюдения и заключения этой миссии. Случаи дискриминации, выявленные в ходе миссии и вызывающие наибольшее беспокойство, внимательно отслеживались юристами и другими участниками АДЦ "Мемориал" и после окончания миссии. Авторы доклада выражают особую признательность АДЦ "Мемориал" за тщательный мониторинг всех рассмотренных в докладе случаев нарушения прав цыган.
По завершении миссии, FIDH передала официальное обращение к участникам пятой сессии Совета ООН по правам человека6, в ходе которой свой доклад представил спецдокладчик ООН по праву на жилище Милун Котари. В своем обращении FIDH выразила глубокую обеспокоенность продолжающимися насильственными выселениями цыган в РФ и представила предварительные выводы доклада.
Благодаря усилиям НПО, обеспокоенных нарушением прав цыган, появилась и реакция представителей международных организаций на эту проблему. 24 октября 2007 года комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг и спецдокладчик ООН по праву на жилище Милун Котари выпустили совместное заявление "Правительства европейских стран должны предпринять позитивные меры по защите прав цыган на жилье"7. В этом заявлении говорится об общеевропейской проблеме дискриминации и насилия в отношении цыган, проявляющейся в том числе и в насильственном выдворении цыган из их домов в некоторых странах Европы: "Очень жаль, что действия многих представителей властей - особенно на местном уровне - способствовали усилению расовой ненависти. В результате число насильственных выселений цыган существенно возросло, и сегрегация и изоляция в сфере жилья в последние годы укоренились и усилились. Насильственные выселения часто сопровождаются актами насилия или угрозами в адрес цыган. Стало тенденцией, что в действиях по развитию городских территорий власти руководствуются рыночными соображениям и пренебрегают правами цыган. И выселения цыган из центров городов стали частью государственной политики."
Внимание к проблеме выселений уделялось и в ОБСЕ. 7 июня 2007 года в ходе конференции на высшем уровне представители Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), занимающиеся проблемами рома и синти, организовали круглый стол по теме "Насильственные выселения цыган в регионе ОБСЕ и необходимость совместного поиска масштабной стратегии для их прекращения".

2) Цель и работа миссии
Целями совместной миссии АДЦ "Мемориал" и FIDH были:


  • Осветить проблему насильственных выселений цыган и сопутствующих нарушений прав человека, включая нарушения основных социальных и экономических прав;

  • Дать юридическую оценку соответствующих правонарушений и определить, отвечают ли национальные законодательство и его исполнение международным правозащитным нормам;

  • Собрать новые данные о положении цыганских поселений, жителям которых угрожает насильственное выдворение.

FIDH использовала в работе миссии опыт и контакты СПб ОО "Мемориал" и АДЦ "Мемориал", которые уже много лет осуществляют проекты по мониторингу, просвещению, юридической поддержке, гуманитарной и медицинской помощи цыганскому населению России.

Миссия провела мониторинг цыганских сообществ, оказавшихся под угрозой насильственного выселения в следующих населенных пунктах:


  • Новгородская область: город Чудово, 70 км от Новгорода. Это поселение состоит из примерно 130 домов/семей (в целом около 2000 человек). Большинство семей обосновались здесь в 1980-ые годы. Восемь домов были разрушены в апреле-мае 2007 г. вследствие соответствующего судебного постановления.




  • Тверская область: поселок Савватьево, 5 км от Твери. Поселок состоит из 30 домов/семей (всего около 200 человек). Они проживают здесь с 1967 г. Существует информация о возможном выселении.




  • Московская область: поселок Струбково, 20 км от Клина и 90 км от Москвы. Поселок состоит из 50 домов/семей (около 300 человек), живущих здесь с начала 1990-ых. В 2004 г. к ним присоединились еще 16 семей, выселенных из Архангельска (см. ниже). Здесь они вновь оказались под угрозой выселения.




  • Владимирская область: поселок Глубоково, 65 км от Владимира. Поселок состоит из 50 домов/семей (около 300 человек), проживающих здесь последние 30 лет. Существует информация о возможном выселении из-за ведущегося рядом строительства дач (для людей нецыганского происхождения).




  • Ивановская область: окраина города Иваново (поселение Коляново), 250 км от Москвы, неподалеку от заброшенного аэропорта. Поселок состоит из приблизительно 45 домов/ семей (около 400 человек). Цыгане поселились здесь 10 лет назад после того, как они были выдворены из Иваново, где до этого прожили 15 лет. Угрозы выселения связывались с реконструкцией аэропорта московскими предприятиями.




  • Рязанская область: поселок Дягилево, 5 км от Рязани. Поселок состоял из 100 домов/семей (около 600 человек). Многие из них живут здесь уже в течение 20 лет в крайней бедности и испытывают трудности в налаживании отношений с местными властями. У них регулярно отключаются электричество и газ. Существует информация о готовящемся выселении и сносе домов в части поселка.

- Тульская область:




  • Поселок Косая Гора, 3 км от Тулы. Поселок состоит из 50 домов/семей (около 400 человек) живущих здесь с 1960-х. Угроза выселения возникла в связи с постановлением суда, признавшим землю, на которой располагаются цыганские поселения, охраняемым заповедником.




  • Поселок Плеханово, 5 км от Тулы. Этот поселок состоит из примерно 450 домов/семей (около 3000 человек), большинство из которых живут здесь с 1960-х. Это одно из крупнейших поселений цыган-котляров в России. В поселке существует проблема обеспечения жителей газом и электричеством.

- Город Тюмень, Западная Сибирь:





  • поселение Нефтяник;

  • поселение на Мысовской улице (район Пески);

  • поселение в районе ПТП-2.

Расположенные недалеко от центра города, каждое из поселений состоит из примерно 50 домов/семей (примерно по 300 человек), которые обосновались здесь 40 лет назад. Существует информация о возможном выселении в связи с расширением сети супермаркетов, обусловленным ростом города.


- Город Екатеринбург:


  • Два поселка: на улицах Шекспира и Скоростной.

Расположенные недалеко от центра города, каждое поселение состоит из приблизительно ста семей (около 600 человек), которые обосновались здесь с конца 1950-х до начала 1970-х. Существует информация о возможном выселении в связи с ростом города.
В ходе миссии, были проведены встречи со следующими должностными лицами:
Г-жой Галиной МАТВЕЕВОЙ, уполномоченной по правам человека Новгородской области;

Г-ном Евгением МАКАРОВЫМ, помощником полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;

Г-ном Михаилом ИВАНЦОВЫМ, начальником администрации Ленинского района (Тульская область);

Г-н Андреем ВОРОН-КОВАЛЕВСКИМ, начальником управления архитектуры и градостроительства (г. Тюмень);

Встреча с властями Верх-Исецкого района Екатеринбурга, в том числе: г-ном Игорем РУБЦОВЫМ (заместителем председателя администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга; г-ном Евгением КОВАЛЕВЫМ, помощником уполномоченного по правам человека Свердловской области и другими представителями местных органов власти, муниципального комитета по образованию и милиции.
Участники миссии также получили информацию о случаях насильственных выселений цыган в других частях России (уже осуществленных или планируемых), куда миссия не смогла попасть ввиду ограниченных временных рамок ее деятельности.
Представленная в докладе ситуация характерна именно для названных поселков. Тем не менее, рекомендации, сформулированные FIDH и АДЦ "Мемориал", составлены с учетом положения дел и в других регионах и относятся ко всей территории Российской Федерации.
В состав миссии входили:
Стефания КУЛАЕВА, исполнительный директор СПб ОО "Мемориал"

Ольга АБРАМЕНКО, директор АДЦ "Мемориал"

Хьюг БИССО, юрист, представитель миссии FIDH

Анри ДЮКЕНН, исследователь, представитель миссии FIDH


Помимо этого, в Новгороде делегацию сопровождала Марина Арефьева, юрист АДЦ "Мемориал". В Санкт-Петербурге юридическую поддержку миссии обеспечивала Марина Носова, адвокат АДЦ "Мемориал".
FIDH выражает свою искреннюю благодарность АДЦ "Мемориал", чьи сотрудники взяли на себя работу по организации миссии.



  1. Цыгане в России: жертвы различных проявлений дискриминации


Указ 1956 г.
С самого начала своего существования, Советский Союз боролся с так называемым "тунеядством": с теми, кто своим образом жизни и трудовой деятельностью выходил за рамки общепринятых норм. В 1956 году Верховный Совет СССР издал следующий указ:
450 "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством".
«В результате мер, принятых Советским государством по трудоустройству кочевых цыган, улучшению их жизненных условий и поднятия их культурного уровня, большинство цыган перешло к оседлому образу жизни и стало жить собственными заработками. Однако до сих пор некоторые цыгане продолжают бродяжничать, вести паразитический образ жизни и регулярно совершать преступления.
Чтобы приобщить бродяжничающих цыган к общественно полезному труду, Президиум Верховного Совета СССР постановил:
1. Запретить цыганам заниматься бродяжничеством и предложить им перейти к трудовому оседлому образу жизни.

2. Обязать Советы Министров союзных республик принять меры к расселению цыган на постоянное место жительства, их трудоустройству и культурно-бытовому обслуживанию.



3. Достигшие совершеннолетия цыгане, которые будут злостно уклоняться от общественно-полезного труда, будут наказаны ссылкой на срок до пяти лет в соединении с исправительно-трудовыми работами».
В отсутствие материально-технической поддержки и руководства к действию, цыгане были вынуждены осесть там, где они были задержаны (как правило в деревнях или на городских окраинах), недалеко от местных колхозов, где многие из них были принуждены работать. Адаптация и ассимиляция проходила по разному. Некоторые цыгане поселились в крестьянских домах в деревнях или маленьких городах, другие построили свои собственные дома и поселения. Легкие времянки, построенные из подручных материалов, стали их постоянным местом жительства.
Быстрый рост общин привел к сооружению новых домов на новых участках земли. События разного порядка – внутренние конфликты или бедствия (например, Чернобыльская катастрофа в 1986 г., враждебность местного населения и т.д.) – вынудили некоторые общины сменить место жительства. Некоторые переехали в другие цыганские поселения в разных частях страны.

Дискриминация цыган в России в контексте роста расизма
После своего визита в Россию, спецдокладчик ООН по расовой дискриминации отметил в своем отчете "крайнюю незащищенность цыган в России и их дискриминацию. Сильнее всего от дискриминации страдают женщины и дети. Она особенно проявляется в том что касается прав на жилище, образование, здравоохранение и трудоустройство и зачастую связана с трудностями при получении российского гражданства и прописки". Он также отмечает, что "цыгане все чаще становятся жертвами расового насилия, в первую очередь со стороны националистических группировок, но также жестокости и произвола со стороны работников правоохранительных органов. Цыгане страдают и от устойчивых предрассудков (регулярно подпитываемых политиками в избирательных целях) согласно которым цыгане предстают как преступники и наркоторговцы"8.
Доклад FIDH и СПб ОО "Мемориал", выпущенный в результате совместной миссии в августе 20049, дает сходную оценку.
Некоторые аспекты достойны особого упоминания:
- В России цыгане часто становятся жертвами двойного расизма: во-первых, вековых предрассудков по отношению к этому меньшинству, во-вторых, нового, недавно возникшего расизма по отношению к "черным". Под этот термин подпадают выходцы из Центральной Азии и Кавказа, имеющие темный цвет кожи. То же часто относится и к цыганам.
- Случаи расового насилия и проявления ксенофобии, особенно националистическими группировками, в России участились. Безнаказанность большой части таких преступлений способствует росту их количества10.
- Случаи преследований, вымогательства и жестокости со стороны милиции, а также фабрикация улик против цыган, происходят на фоне роста насилия со стороны правоохранительных органов в России, особенно учащения использования пыток для получения признания вины11.
- Дискриминация на основе этнической принадлежности заметна при попытках трудоустройства и доступе к коммунальному обслуживанию. В целом, социально-экономические условия весьма неблагоприятны: самые незащищенные слои населения обрекаются на дальнейшую маргинализацию.
- Российскими властями не проводится явной антицыганской политики: против цыган не ведется преследований, которые, к примеру, велись в отношении этнических грузин после дипломатического кризиса между Россией и Грузией12. Тем не менее, некоторые действия милиции направлены напрямую против цыган. В частности, операция «Табор», предпринятая для борьбы с наркотрафиком и воровством прошла по всей стране в 2001-2002 гг., а в Санкт-Петербурге снова проводилась в мае-июне 2004 года (по-русски "табор" буквально значит "лагерь цыган").
- Кроме того, со стороны российских властей не делается никаких шагов для выявления и фиксирования случаев дискриминации. В России не было принято национального "плана по цыганам", как это было сделано во многих других странах в соответствии с "Планом действий по улучшению положения рома и синти в регионе ОБСЕ" (2003 г.)13 и как рекомендовано российскому правительству в 2007 г. спецдокладчиком ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии Дуду Дьеном14, с целью защиты и принятия превентивных мер, необходимых для обеспечения равенства.
Отказ российских властей признать существование проблемы расизма и необходимость бороться с ним на национальном уровне проиллюстрирован, в частности, реакцией Валерия Лощинина, постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве, на доклад и рекомендации Дуду Дьена Российской Федерации, представленные 11 июня 2007 г., на пятой сессии Совета ООН по правам человека в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15 марта 2006 г.

Г-н Лощинин отозвался о докладе г-на Дьена следующим образом: "На Россию экстраполирован ряд проблем в области расизма и ксенофобии, которые для нашей страны либо вообще не свойственны, или же не носят острого или системного характера. Комментировать нечего, поскольку документ неприемлем, как в целом по содержанию, так и концептуально. Мы не отрицаем, что, к сожалению, имеют место отдельные случаи проявлений расовой и этнической нетерпимости. Однако делать на этом основании далеко идущие выводы о якобы доминирующих в обществе тенденциях и, исходя из непроверенных данных и домыслов, утверждать о наличии неких пороков российской политической системы, правосудия и образования – абсурдно"15.





  1. Кэлдэрары: специфическая цыганская община

Принято считать, что термин "цыган" используется сторонними наблюдателями, тогда как сами цыгане именуют себя "рома". Однако ни тот, ни другой термин не отражают разнообразия и наличия многочисленных подгрупп цыганских общин.

Термин "цыган" служил для обозначения национальности16, официально признанной в советские времена. Обычно он используется российскими властями и представителями этой общины при общении с администрацией или с не входящими в общину лицами. Но, чтобы подчеркнуть свои различия, представители цыганских общин используют специфические названия. В зависимости от страны происхождения и образа жизни, цыган можно поделить на несколько групп. На Северо-Западе РФ проживают 4 следующие группы: русские цыгане (русска рома), а также близкие им по языку и культуре рома из Латвии, Эстонии, Литвы и Польши; кэлдэрары (или котляры); мадьяры (иммигранты из Закарпатья); люли или мугат (иммигранты из Центральной Азии).

В других частях России проживают прочие крупные группы цыган, такие как: крымские цыгане, сэрвы, кишинёвцы, плащуны, ловари и влахи.



По непроверенным данным, число цыган в России достигает 500 тысяч, из которых около 30% называют себя кэлдэрары (котляры)17.
Цыгане-кэлдэрары принадлежат к группе, которая распространена по всей Европе, и отличаются своими традициями и особым жизненным укладом18. Кэлдэрары – это одна из самых изолированных общин. "Тогда как русские цыгане обычно сталкиваются с правовой и экономической дискриминацией, цыгане-кэлдэрары, помимо этого, становятся жертвами еще и социальной дискриминации: им отказывают в жилье, образовании, здравоохранении и даже доступе к общественным баням"19. Большинство кэлдэраров говорят по-русски и по-цыгански. Однако из-за затрудненного доступа к образованию для цыганских детей, кэлдэрары не всегда владеют русским языком достаточно хорошо, что значительно снижает возможности их трудоустройства и последующей интеграции.
В ходе исследовательской миссии FIDH и АДЦ "Мемориал" сосредоточили свое внимание на этой группе, не только потому, что она подвергается самой жестокой дискриминации, но и потому, что именно кэлдэрарям серьезнее всего угрожают сейчас насильственные выселения.
Места, где селились кэлдэрары и которые они обустроили для жизни – окраины, бросовые, зачастую болотистые земли, где отсутствовала инфраструктура и элементарные удобства, – становятся все более привлекательными для торговцев земельной собственностью и, соответственно, объектом спекуляций.
Часто они находятся вблизи от крупных городов, в хороших природных условиях (поселения возле Москвы, Санкт-Петербурга, Клина). В других случаях (Иваново, Екатеринбург, Тюмень) цыганские поселения оказались под угрозой, т.к., по мнению властей, они мешают развитию города и инфраструктур (аэропортов, торговых центров, новых районов и т.д.)
Кэлдэрары селятся в отдельных домах, построенных ими самими в соответствии с их представлениями о подходящем жилье. Кэлдэрары всегда жили и по-прежнему живут очень компактно и, насколько это возможно, обособленно от местного населения. Хотя уже много поколений кэлдэраров живет в северных областях России, традиция традиционная местная деревянная архитектура с толстыми стенами и маленькими окнами для сохранения в доме тепла не была заимствована кэлдэрарами. Их поселение состоит из высоких и широких домов, рядом с которыми можно увидеть маленькие постройки, подобные времянкам. Последние предназначены для молодых семей, еще не обзаведшихся капитальными домами. Населению табора обычно не разрешено селиться за пределами отведенного им участка земли. В результате общины становятся все более перенаселенными, и дома ставятся вплотную друг к другу, нередко в нарушение норм пожарной и санитарной безопасности.
Участники миссии посетили эти компактные поселения (по-русски и по-цыгански называемые «таборы») величиной от 30 до 450 домов/семей, где проживает от 200 до 1000 и более человек. Число жителей некоторых поселков доходит до нескольких тысяч человек. Некоторые из осмотренных поселений представляют собой убогие трущобы. В некоторых случаях кэлдэрары провели удобства (воду, газ и электричество) и создали школы, иногда без предварительного согласования и без разрешения местных властей.

Как правило, участники миссии встречались в ходе осмотра посещения поселка с баро или бароном (также именуемым "примари" членами общины): т.е. с уважаемым, опытным (и часто самым старшим) мужчиной, который считается лидером общины и регулярно представляет ее в переговорах с местными властями.


Тяжелое положение цыган-кэлдэраров было отмечено спецдокладчиком ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии в ходе его визита в Россию: "В ходе миссии спецдокладчик посетил общину кэлдэраров в поселке Пери, во Всеволожском округе (Ленинградской области), где живет примерно 1320 человек, в том числе 500-600 детей. Представители общины выразили недовольство и разочарование своими плохими жилищными условиями, актами насилия по отношению к общине и отсутствием помощи со стороны властей. Спецдокладчик отметил плачевное состояние большей части 130 домов поселения, обреченность на крайне тяжелое существование в суровых зимних условиях, отсутствие постоянного доступа к питьевой воде, высокий уровень инфекционных заболеваний, особенно среди детей, ввиду отсутствия нормальных санитарных условий. Кроме того, по словам представителей общины, ущемляются и их права на получение медицинской помощи, в том числе неотложной. Спецдокладчик выразил обеспокоенность низкой посещаемостью школы детьми цыган. Большинство родителей безработные и не могут позволить себе траты на транспортные расходы, необходимые, чтобы довезти детей до ближайшей школы. Вдобавок, под предлогом плохого владения русским языком, цыганским детям, посещающим школу, было отведено отдельное помещение, находящееся в худшем состоянии, нежели помещения, в которых обучаются русские дети. Эта сегрегация при обучении препятствует интеграции детей цыган. Спецдокладчик также получил свидетельства о случаях насилия, включая свидетельство пожилой женщины и девочки, избитых скинхедами в Санкт-Петербурге. Большинство таких случаев остаются незамеченными, т.к. жертвы насилия не доверяют милиции и к ней не обращаются. Российская милиция больше известна своей неспособностью защитить от насилия, произвольными проверками документов, преследованиями и коррупцией, а не своей правоохранительной деятельностью"20.

1.Право цыган России на достойное жилище



1) Международное законодательство относительно права на достойное жилище
В 1971 г. Россия ратифицировала Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, который в статье 11 оговаривает "право каждого на достаточный жизненный уровень (...), включающий достаточное питание, одежду и жилище (...)"21. В статье говорится, что "государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права".
Право на жилье также гарантировано рядом других международных документов, ратифицированных Россией. В том числе:

  • Международная конвенция по правам ребенка, статья 27.3;

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, статья 14.2 h;

  • Международная конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации, статья 5, гласящая: "Государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав: в частности: ...iii) права на жилище."

  • Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 17, гласящая: "Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию".

Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП)   независимый механизм, созданный для наблюдения и контроля за выполнением государствами-участниками положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,   принял в 1991 Замечание общего порядка касательно права на достаточное жилище22. Комитет подчеркнул, что право на достаточное жилище "имеет решающее значение для пользования экономическими, социальными и культурными правами"23. По мнению Комитета, "право на жилище не следует толковать в узком или ограничительном смысле, что уравнивало бы его, например, с предоставленным кровом, означающим лишь то, что кто-то имеет крышу над своей головой. Его скорее следует рассматривать как право жить где бы то ни было в безопасности, мире и с достоинством". Таким образом, право на жилище подразумевает такие аспекты как гарантируемая законом безопасность жилища, доступность услуг, удобств, инфраструктур и материалов; приемлемая стоимость и пригодность для жилья24.


Комитет также подчеркивает, что право на жилище "должно быть гарантировано всем независимо от их доходов и экономических ресурсов"25. Им оговорено, что "государствам-участникам следует уделять должное первоочередное и особое внимание тем слоям общества, которые в настоящее время проживают в неблагоприятных условиях. Соответственно проводимая политика и принимаемое законодательство не должны давать преимуществ социальным группам, уже находящимся в благоприятном положении, за счет других"26.
Комитет добавляет, что "независимо от формы владения, все индивиды должны быть защищены законом против насильственных выселений, преследований и других угроз"27. "Независимо от уровня развития страны, некоторые шаги должны быть предприняты безотлагательно. (...) Многие меры, которые необходимо принять с целью содействия соблюдению права на жилье, требуют лишь того, чтобы правительства воздерживались от определенной практики и взяли на себя обязательство способствовать достижению "самостоятельности" заинтересованными группами"28.
В 2003 году тот же самый Комитет, оценивая соблюдение Российской Федерацией ее обязательств в рамках Пакта об экономических, социальных и культурных правах, отметил, что число бездомных в России растет, и призвал государство-участника "активизировать усилия по решению проблемы бездомности, в том числе обеспечить выделение адекватных ресурсов на предоставление социального жилья, в первую очередь наиболее социально незащищенным группам населения". Комитет также призвал государства-участники "провести исследование проблемы бездомности для получения более точной картины масштабов и причин данной проблемы"29. В том же отчете Комитет выразил обеспокоенность в связи со "сообщениями о случаях, когда отсутствие регистрации по месту жительства и других документов, удостоверяющих личность, на практике приводит к ограничениям прав, включая такие сферы, как трудоустройство, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и образование. Комитет также озабочен сообщениями о том, что некоторые группы лиц, включая бездомных и народность рома (цыгане), сталкиваются с особыми трудностями при получении удостоверяющих личность документов, в том числе регистрации по месту жительства"30.
На европейском уровне, право человека на жилье гарантировано статьей 31 пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. (постепенно заменяющей хартию 1961 г., где право на жилье оговорено в статье 16), которая включает положения о достойном и доступном жилье, сокращении числа бездомных, политике по снабжению жильем наиболее уязвимых социальных групп и процедурах по сокращению насильственных выселений. Пересмотренная Европейская социальная хартия содержит пункт о запрете дискриминации (часть 5, статья Е), согласно которому: "Осуществление прав, изложенных в настоящей хартии, обеспечивается без дискриминации".
Следить за соответствием национальных законодательств и практик Европейской социальной хартии входит в обязанности Европейского комитета по социальным правам. Комитет не только изучает периодические отчеты государств-участников, но и рассматривает коллективные жалобы. Судебная практика Комитета предлагает значимые для каждого отдельного случая интерпретации различных статей Хартии.
Решения, принимаемые Комитетом вследствие коллективных жалоб, связанных с широко распространенной дискриминацией цыган (как правовой, так и бытовой) в жилищной сфере (такого рода жалобы были поданы против Греции, Болгарии, Италии), демонстрируют, что пункт о запрете дискриминации предполагает не только введение действенного правового кодекса, предупреждающего дискриминацию, но и осуществление политики и программ, реализующих право на жилье на практике. В случае структурной дискриминации принятие позитивных мер для наиболее уязвимых групп не считается Комитетом дискриминацией в отношении остального населения и даже может быть рекомендовано для обеспечения равенства на практике31.
Российская Федерация подписала пересмотренную Социальную хартию 14 сентября 2000, но пока ее не ратифицировала.

2) Национальное законодательство относительно права на жилище, землю и собственность
Право на жилище – составная часть росийского законодательства. Оно внесено в основные нормативы Российской Федерации.
Право на жилище описано в статье 40 Конституции РФ, которая уделяет особое внимание нуждающимся:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 15 Конституции РФ, "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Соответственно, в РФ должны применяться положения о защите права на достаточное жилище (вытекающего из права на достойный жизненный уровень), содержащиеся в вышеупомянутых международных договорах, подписанных Россией.
Как отмечено спецдокладчиком ООН по вопросу о праве на достаточное жилище, доступ к земле – это условие "соблюдения права на достаточное жилище". "Недостаточность жилищных условий часто становится следствием отсутствия доступа к земле и ресурсам, являющимся общественным достоянием. Несправедливый характер собственности на землю и безземелье порождают множество взаимосвязанных проблем, начиная от неадекватных жилищных условий и отсутствия возможностей получения средств к существованию и кончая болезнями, голодом, отсутствием продовольственной безопасности и крайней нищетой". Спецдокладчик также подчеркнул, что "земельный вопрос имеет особое значение для коренных народов, общин, исторически подвергавшихся дискриминации, внутренне перемещенных лиц и возвращающихся беженцев" и что "без адекватного юридического признания индивидуальных и коллективных прав на землю зачастую невозможно эффективно реализовать право на достаточное жилище"32.
В России вопрос владения землей напрямую связан с проблемой приватизации земель, ранее бывших в собственности государства. Приватизация также коснулась городских квартир, но в данном докладе мы, в первую очередь, рассмотрим вопрос приватизации земли, как наиболее значимый для общин цыган-кэлдэраров. Описание различных этапов приватизации необходимо, чтобы понять контекст, в котором развивались отношения между цыганами и российскими властями.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница