«Краеведение. Озёра Волгоградской области»



Скачать 186.98 Kb.
Дата29.04.2016
Размер186.98 Kb.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С.Макаренко»
городского округа город Фролово

Фрагменты уроков для учащихся 1 класса


(Краеведение. Озёра Волгоградской области)

подготовила

учитель начальных классов высшей категории

Черячукина Елена Викторовна

г.Фролово

2013 г
Тема: «Краеведение. Озёра Волгоградской области»


Цель: создать условия для ознакомления с озёрами Волгоградской области
Основные понятия: озеро, виды озёр, растительный мир озёр, животный мир озёр.
Ресурсы: презентация, толковый словарь, макет- раздатка






Предмет

Задания

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Окружающий мир


Постановка учебной задачи

Практическая работа. Солёные и пресные озёра.

Работа с шарадой и загадкой.

Работа с картой.

Рассказы об озёрах.

Показ слайдов.

Рефлексия. Постановка задачи на следующий урок


Что мы изучали на прошлом уроке? А чем озера отличаются от прудов?

Сегодня мы узнаем какие бывают озера и поговорим об озерах нашей области. (слайд № 1,2)


Учитель раздаёт для 1 варианта стаканчики с солёной водой, а для 2 варианта с пресной водой.
Учитель предлагает попробовать воду.

Со звуком “С “ я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С “М “берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.
В воде родится,

А воды боится. (соль)


Ребята, вы догадались о каких озёрах сегодня пойдёт речь?
Учитель показывает на карте Волгоградской области озеро Эльтон и озеро Булухта. (слайд №3)

Что нового сегодня узнали на уроке?

Какую пользу приносят солёные озёра человеку?

О какой редкой птице вы узнали?

Что особенно запомнилось вам сегодня на уроке?
Как вы думаете, о каких озёрах нашей области мы узнаем на других уроках?


Мы узнали, что такое озеро. Это замкнутый водоем, который находится в природе. Пруды создает сам человек, а озера – природа.

Дети рассматривают воду и называют ее свойства. Вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха, цвета.

Ребята делают вывод, что вода у 1варианта солёная, а у 2 варианта- пресная. Вода в озерах также бывает солёная и пресная. Значит, есть озёра солёные, а есть пресные.
Учащиеся отгадывают шараду и загадку.

Мы будем говорить о солёных озерах.

Подготовленные дети рассказывают об озёрах.

Озера Эльтон в обычном смысле нет. Есть котлован, заполненный солью, а на её поверхности тонкий слой рассола - рапы.


На закате поверхность Эльтона приобретает золотисто-розовый цвет. Отсюда название - Эльтон. В переводе с казахского языка слово “алтын” -золотой. Грязи озера являются лечебными.

А еще, к озеру ведет железная дорога и по ней, в вагонах, отправляют в разные уголки нашей страны соль.


Озеро Булухта тоже горько-солёное.

Над ним можно увидеть редкую птицу - орла могильника. Он занесён в Красную книгу и охраняется человеком.

( показ Красной книги)
Что озёра бывают солёные и пресные. В нашей области есть солёные озёра. Озеро Эльтон, озеро Булухта. (слайд №4,5,6)
Они обладают лечебными свойствами, в них добывают соль.
Мы узнали про орла -могильника, он занесён в Красную книгу.
Дети высказывают своё мнение.

На следующих уроках мы узнаем о пресных озёрах.






Предмет

Задания

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Математика


1. Устный счет

2. Работа с картой Волгоградс-

кой области.

3. Загадка


4. Работа над задачами.

а) решение задачи с объяснением

б) работа в паре


Физминутка.

в) самостоятельная работа

Рефлексия



Учитель записывает выражения 7-2=?, 9-?=7, 5+1=?, 6+2=?, 4+?=9. На доске ответы. С обратной стороны буквы.

Сегодня мы продолжаем путешествовать по озёрам нашей области. Перед вами Алексеевский район (слайд №1).

В этом районе есть удивительное Бабинское озеро. Посмотрите внимательно, весной на озере появляются плавающие островки

(слайд №9, 10). А еще много всяких обитателей.

Отгадайте, кто притаился в камышах?
На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.


Цапля решила открыть свою школу, послушайте, кто к ней прилетел?

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок

А из них лишь три сороки

приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок?

Давайте построим схему и решим задачу.

Цапля птица осторожная и хитрая. Стоит себе на одной ноге и поджидает рыбок - окуньков да щучек. (слайд-№11,14)

Давайте составим по схеме задачу, заменив величины числами. ( схемы записаны на доске).

Любит цапля за лягушатами наблюдать. Послушайте задачу.

На озере две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

К ним еще примчалось пять,

Стали весело скакать

И зарядку выполнять.

(слайд№13)

Сколько всего лягушек выполняло зарядку?

Выберете из схем нужную и решите задачу.
Что было трудно? Что понравилось на уроке? И др.


Учащиеся считают, находят правильный ответ и показывают букву на обратной стороне. Правильно посчитав, получают слово – озеро.

Дети отгадывают загадку. Цапля.

(слайд№12)

Учащиеся записывают схему на доске, объясняют, что задача на нахождение части, решают, записывают ответ.

Пара работает у доски, дети оценивают, задают вопросы.
Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.


Ученикам предлагается 4 схемы. Они выбирают нужную и решают задачу. На полях оценивают себя с помощью ”линеечки”.

Ответы детей.







Предмет


Задание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Русский язык

1.Работа над значением слова «Лотос». Использование словаря.

Учитель показывает на озере цветущий лотос и задает вопрос: - Ребята, кто знает, как называется этот красивый цветок, который расцвел на озере в Среднеахтубинском районе нашей области?

Озеро так и назвали: «Озеро лотосов».

Показ слайдов. (слайд№7,8)



Дети отвечают (Лотос), если не знают, помогает учитель.

Дети по словарю зачитывают, что такое лотос. Они говорят, что он является священным растением в Индии и Китае, лотос содержит витамин С, но в нем есть и ядовитое вещество. Семена и корни, идут на корм животным.




Русский язык

2. Кроссворд «Озеро». Составление слов из слогов.

«-Озеро богато и другими растениями и животными, давайте отгадаем кроссворд».

По горизонтали:

1. Розео;

2. Сао.


По вертикали:

3. Хаоль;

4. Куони;

5. Окасо




3 4

1 о з е р о

л к

ь у


5 х н

2 ос а и


с

о

к



а
Дети отгадывают кроссворд и получают слова (озеро, ольха, окуни, оса, осока)

( слайд № 8,11,15,16,17).



Русский язык

3.Тест по теме «Звуки, буквы и слова»

Учитель дает тест со следующими заданиями:

1. Какие слоги ударные в выделенных словах?

«В ведерко руку окуни.

Не бойся, это окуни».

Варианты ответов:

А) 1 и 1


Б) 3 и 1

В) 2 и 3


2. Какое слово нельзя разделить для переноса?

А) окуни


Б) озеро

В) осы


3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) ольха


Б) осина

В) орёл


4. В каком слове все согласные мягкие?

А) осина


Б) чайки

В) окуни


5. После какой буквы не пишется буква «Я»?

А) С


Б) З

В) Ч


(макет - раздатка)

Дети выполняют тест и проводят взаимопроверку. Оценивают друг друга.

Русский язык

4.Работа в паре.


«-На озеро лотосов с удовольствием приезжают туристы, чтобы полюбоваться необыкновенной красотой цветов.

Перед вами слова, если мы правильно из них составим предложение, то узнаем, что еще любят делать туристы на озере »

(Туристы, окуней, на, ловили, уху).

К этому предложению запишите схему.

(макет - раздатка)


Учащиеся работают в паре. Одна пара работает у доски.

Дети оценивают работу и задают вопросы.

«- Сколько слов в предложении?

Что обозначают слова в предложении?

Что ставится в конце предложения? И др.»




Предмет


Задание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Литературное чтение. Музыка.

1.Работа над загадками.

Учитель загадывает загадку

« - Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться………»

«- Давайте мы с вами представим одно из озёр нашей области. Отгадайте, кто пожаловал на озеро?»

« - Щуки, окуни, судак –

Нам улов принёс…….»




Дети отвечают «Лето».

Дети отвечают «Рыбак».




Литературное чтение. Музыка.

2.Работа над песней

«Песенка про рыболова»




Учитель включает песню. Сообщает, что слова этой песенки написала А.Л. Барто.

(слайд №30)



Учащиеся слушают, стараясь запомнить слова.

Дети вспоминают стихи А.Л. Барто.



Литературное чтение. Музыка.

3.Игра «Внимание»

Учитель записывает слова на доске, показывает (20-30сек) и закрывает.

С Щ


О К У Н И

Л К


Н И

Ц

М Е Л Ь



«- Вы догадались, каких рыбок хотел поймать наш рыбак?»


Ученики должны прочитать и запомнить, как можно больше слов. Дети называют слова (солнце, щуки, окуни, мель).

Учащиеся отвечают: «- Он хотел поймать окуней и щук».

(слайд № 11,14)


Литературное чтение. Музыка.

4.Работа с текстом

« - Ребята, давайте послушаем, а что же он увидел?»

Учитель читает рассказ «Рыбий загар» Н. Сладков.


Окунишки и щучки любят погреться в теплой воде и понежиться на солнце. Для этого выходят они из глубины на самую мель. И подолгу стоят неподвижно. Будто бы загорают.

Только загар рыбий особый. Мы, люди, от загара темнеем, а рыба от загара светлеет.

Выходят они из глубины на мель тёмные, а «позагорают» - и станут светлыми.

Слаб рыбий загар. Стоит щуке или окуню вновь опуститься в тёмную глубину, и готово – сошёл весь «загар»! Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…


Вопросы к тексту: « Что увидел рыболов?

Куда выходили рыбы?

Что они делали?

Какой у них загар

(макет - раздатка)

Удивился рыбак, посмотрел на это чудо и отправился домой, рассказать всем, что он увидел на озере. А по дороге распевал песенку



Дети следят, затем перечитывают текст, используя прием «Эхо» (неправильное слово, которое прочитал ученик произносят вслух вместе).

Дети отвечают :

«Рыболов увидел окуней и щук, они выходили на мель.

Рыбы «загорали».

Загар у них светлый».

Дети поют вместе с ним.

(слайд № 30)




ЛЮБИТЕЛЬ-РЫБОЛОВ
С утра сидит на озере

Любитель-рыболов,

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:


"Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля",
Озеро глубокое,

Удачным будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель-рыболов.


"Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля".
Песенка чудесная -

И радость в ней, и грусть,

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть.


"Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля".
Как песня начинается,

Вся рыба расплывается...

"Тра-ля!"


Подвижные игры на уроках физической культуры.


  1. "Караси и щука"

Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".


Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".


  1. "Удочка" (простая и командная)

Подготовка. Для игры нужна верёвка длиной 3-4 м, на конце которой привязан мешочек, наполненный горохом или песком. Иногда для игры используют обычную скакалку. Это удочка, с помощью которой рыбак (водящий) ловит рыбок (остальных играющих). Все играющие становятся в круг, а водящий - в середину круга с верёвкой в руках.

Содержание игры. Вариант 1. Водящий вращает верёвку с мешочком так, чтобы тот скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением мешочка и подпрыгивают, чтобы он не задел кого-либо из них. Тот, кого заденет мешочек или верёвка, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий идёт на его место в круг.

Выигрывают два-три игрока, оставшиеся последними.

Правила игры:

1. Игрок считается пойманным в том случает, если верёвка коснулась его ноги не выше голеностопа.

2. Игрокам во время прыжков не разрешается приближаться к водящему.

3. Тот игрок, которого задела верёвка, выбывает из игры.

Вариант 2 (командный). Игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий (как и в варианте 1) - один и тот же. Игрок, которого задела верёвка, поднимает руку вверх: он приносит своей команде штрафное очко. После каждой ошибки громко объявляется счёт.

Победу в игре одерживает команда, после 2-4 мин игры получившая меньше штрафных очков.




  1. Лягушки и цапля.

Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами со стороной 20 см, между которыми протянуты верёвки. На концах верёвок мешочки с песком. В стороне гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своём гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает через верёвку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли, они выскакивают из болота. Пойманных лягушек, цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота, и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2 -3 повторений игры выбирается новая цапля. Указания. Верёвки выкладываются на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если их задеть при прыжке. Упавшую верёвку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по болоту. Через верёвки лягушки могут только перепрыгивать.


  1. Лягушки в озере.

На земле чертит большой прямоугольник, с двух сторон - берега, на них на расстоянии 50-60 см друг от друга кочки (небольшие бугорки, нарисованные кружки), в стороне журавль в гнезде. Лягушки располагаются на кочках и говорят:

«Вот с насиженной гнилушки

В воду шлёпнулись лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке ква-ке-ке

Будет дождик на реке».

С окончанием слов журавль ловит лягушек, а они прыгают в воду, где их ловить нельзя. Как только журавль отходит подальше, лягушки прыгают на кочку. Пойманные лягушки идут в гнездо журавли. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирается новый журавль из тех, кто ни разу не пойман.

Указания: с кочки в озеро прыгать одним прыжком, мягко приземляясь на обе ноги, ловить лягушек можно на кочке или за границами озера.


Предмет


Задание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Изобразительное искусство

1.Работа по сказке «Царевна лягушка»


Учитель читает слова: «- В некотором царстве, в некотором государстве….»

и задает вопрос: « - Как вы думаете, что я сейчас вам прочту?»

« - А как вы догадались?»

Учитель читает отрывок из сказки «Царевна лягушка», показывает слайды (слайд № 18 - 23)




Дети отвечают - «сказку».
Дети «мы услышали присказку».

Изобразительное искусство

2.Работа по вопросам к сказке «Царевна лягушка»

Учитель задает вопросы:

Как называется сказка?

Можно ли назвать автора этой сказки?

В кого превратилась лягушка?

А живут ли лягушки в наших озерах?

А какие озера нашей области вы знаете?


В наших озерах водится много этих животных, и кто знает, может про одну из этих лягушек наша сказка.


Сказка называется «Царевна лягушка».

Нет, это русская народная сказка.

В прекрасную царевну.

В наших озерах живут лягушки.

Ответы детей.


Изобразительное искусство

3.Рисунок лягушки по образцу. Поэтапное рисование.


Проверка рабочих мест.

Показ и объяснение поэтапного рисования.

Помощь детям в выполнении работы. Выставка работ.

(слайд № 24 – 28, макет - раздатка)



Ученики выполняют работу вместе с учителем по образцу.

Показ и оценка работ.





Предмет


Задание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Технология

1.Работа над стихотворением.

Ребята, послушайте, какую птицу, живущую на озере, мы сегодня попробуем смастерить?

« Цапля весело шумела

Всех лягушек разогнала,

Покачалась, покачалась,

Тину с лапок обобрала.

Шейкой длинной повертела,

К солнцу сладко потянулась

Потянулась, вся встряхнулась.

Вся встряхнулась

И, укрывшись в камышах,

Затаилась».

Скажите , а можем ли мы эту птицу встретить на озере Эльтон?

(слайд № 4,5,12)


Мы будем мастерить – цаплю.

Нет, там нет воды, а вместо воды соль и рапа.






2.Изготовление изделия из природного материала.

Учитель проверяет рабочее место, материалы.

Напоминает правила техники безопасности.

Рассказывает по образцу, как выполнять работу, как соединять детали.

Учитель следит за выполнением работы, отмечает лучшие.

(слайд - 29, макет - раздатка)


Учащиеся повторяют последовательность изготовления, технику безопасности.

Изготавливают поделку.

Дети выставляют свои поделки, оценивают работу.


Литература

1)Природные условия и ресурсы Волгоградской области / Под ред. проф. В.А. Брылева. - Волгоград: Перемена, 1995. - 264 с.

2) Кубанцев Б. С., Уварова В. Я., Косарева Н. А., 1962. Животный мир Волгоградской области. Наземные позвоночные животные. Волгоград: Волгоградское книжное изд-во. 192 с.

3)Красная книга Волгоградской области / отв. за вып. Н. С. Калюжная ; Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области. — Волгоград: Волгоград, 2004. — Т. 1. Животные. — 172 с. — ISBN 5-85616-045-2

4)Чернобай В.Ф. Птицы Волгоградской области. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2004. - 287с.



5)Энциклопедия Волгоградской области. 2-е дополненное издание. Волгоград Администрация Волгоградской области - ВолГУ 2009г. 


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница