Коррекция медицинских страхов у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Ст пр. Кафедры Фипзр т. В. Пушкина Студентка 751 группы К. А. Морковина



Скачать 90.33 Kb.
Дата16.11.2016
Размер90.33 Kb.
Коррекция медицинских страхов у детей

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Ст.пр. Кафедры ФиПЗР Т.В. Пушкина

Студентка 751 группы К.А. Морковина

Анализ изученной литературы позволяет выявить недостаточность изученности данной проблемы. Как отмечают Е.В. Устинова и И.И. Мамайчук нет специальных исследований, направленных на установление зависимости между патологией ОДА и нарушениями в эмоциональной сферы, в частности закономерностей проявления страхов у детей. Поэтому, мы посчитали необходимым изучение данной проблемы. Интерес представляет вопрос о проявлении у детей дошкольного возраста с нарушениями ОДА страхов медицинских процедур.

Всероссийская диспансеризация детей в 2002 г. выявила, что 51,7 % имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных органов и систем. Рост показателей первичной заболеваемости детей наблюдается по всем классам МКБ-10, при этом на первом месте отмечается прирост заболеваний костно-мышечной системы. Патология костно- мышечной системы у детей за последние пять лет увеличилась на 53,6%. Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна во всем мире, поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии призвано ВОЗ одним из основных в научны исследованиях на период с 2000 по 2010 г. Исполнительный комитет ВОЗ принял решение считать этот период десятилетием, посвященным изучению, лечению и предупреждению заболеваний и травм костно- мышечной системы у детей. [32, с. 10-11]

Современных исследователей беспокоит все более увеличивающаяся с каждым десятилетием диспропорция между антропометрическими показателями и физической подготовленностью детей. Это приводит к асимметрии физического развития и диспропорции в динамике соматических и моторных показателей детей. Кроме того, наблюдается тенденция к психосоматической астенизации детей, проявляющаяся в астенизации конституции и типологическом сдвиге ЦНС в сторону более слабых нервных процессов. [ 32, с. 12]

Диагностике и коррекции нарушений ОДА детей посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов (Потапчук А.А., Дидур М.Д., Васильева Л.Ф., Чоговадзе А.В. и другие). Но связи нарушения ОДА с эмоциональными нарушениями не представлена, поэтому возник интерес к эмоциональным нарушениям, а в частности страхов и связи их с двигательными нарушениями. [32, с. 148]

Проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном Ю.А. Неймером, А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским. Они определяют страх, как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности». [20, c.102]

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями, имеют временный характер и обусловлены закономерностями развития детской психики.

В отечественной литературе имеются исследования страхов В.М. Астапова, А.И. Захарова, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, М.И. Чистяковой. Страхами у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занималась Е.В. Устинова. Только в ее работах мы нашли отражение интересующей нас проблемы.

Значительное влияние на их появление оказывают клинические особенности заболевания, двигательные трудности, ограничивающие возможности самообслуживания, общения, игровой и познавательной деятельности, а также условия воспитания и эмоциональное отношение родителей. Наряду с различными страхами для детей характерен страх медицинских процедур. Наличие данного страха связано с конфликтными ситуациями с родителями, которые запугивают детей медицинскими манипуляциями как наказанием, угрозой за непослушание.

Поэтому мы предполагаем, что для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА характерными являются страхи медицинских процедур. Их снижение будет эффективно при использовании в педагогическом процессе специально подобранных игровых занятий, позволяющих выработать адекватные представления о медицинских манипуляциях и обучить детей способам борьбы со страхами, снятия эмоционального напряжения.



Целью нашего исследования являлось снижение страхов у детей с нарушениями ОДА посредством системы игровых занятий.

При подборе методик мы опирались на опыт работы А.И. Захарова, A.M. Прихожан и Е.В. Устиновой.

Мы использовали такие методики как: структурный опросник детских страхов для детей дошкольного возраста (Л. С. Акопян), тест «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова), проективная методика «Мои страхи» (А.И. Захаров), анкета на выявление тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), детский апперцептивный тест (САТ- Л.Беллак), тест «Сказка» (Луиза Дюсс).

Данное исследование проводилось в г. Петрозаводске на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида № 108 «Снежинка» (МДОУ «Детский сад № 108») Петрозаводского городского округа.

В экспериментальной работе на 1 этапе принимало участие 14 дошкольников с нарушениями ОДА, а на 2 и 3 этапах - 2 ребенка с диагнозом: Владик – резидуально - органическое поражение ЦНС, СВЧГ в стадии субкомпенсации, миатонический синдром, плоскостопие, рахитическая деформация голени; Юля - вальгусная деформация нижних конечностей.

Итак, данный комплекс методик исследования позволил нам комплексно, всесторонне оценить специфику проявления страхов.

Изучая страхи у детей с нарушениями ОДА, анализ результатов по всем методикам позволяет определить специфические особенности страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА, а так же выявился преобладающий страх у детей данной категории: социальные страхи, страх темноты и страх медицинских процедур.

Наличие страха медицинских процедур связано с конфликтными ситуациями с родителями, которые запугивают детей медицинскими манипуляциями как наказанием, угрозой за непослушание.

Дети с нарушениями ОДА осмысленно ориентируются в собственных эмоциональных переживаниях («я боюсь», «мне страшно», «раньше я боялся этого, а теперь нет»). Таким образом, у детей накапливается негативный эмоциональный опыт поведения в различных ситуациях, следовательно, формируется внутренняя оценка поступков и устойчивые формы поведения в ситуации переживания страха.

Из беседы с воспитателем было выявлено: дети посещают данное учреждение с момента открытия группы, процесс адаптации у всех детей прошел благополучно, кроме двигательных нарушений у детей имеются сопутствующие речевые нарушения. У детей имеются признаки повышенной тревожности, а именно, большинство детей боятся столкнуться с трудностями, не могут долго работать не уставая, любое задание вызывает у них излишнее беспокойство, пугливы, многое вызывает у них страх, обычно беспокойны, легко расстраиваются, плохо переносят ожидания. Большинству детей трудно сосредоточится на чем – то, часто не могут сдержать слезы, не любят браться за новое дело. Во время выполнения заданий очень напряжены и скованы, они жалуются, что снятся страшные сны, не обладают хорошим аппетитом, спят беспокойно и засыпают с трудом. Есть дети, которые краснеют в незнакомой обстановке, а руки у них обычно холодные и влажные, они смущаются чаще других и часто говорят о возможных неприятностях. Следовательно, из выше сказанного, можно сделать вывод, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть трудности коммуникации, что приводит к нарушениям самооценки и вегетативным расстройствам. Средний - высокий уровень тревожности, обусловлен отрицательными эмоциональными переживаниями, переживаниями фрустрации перед препятствиями. Процесс социализации сопряжен с негативными переживаниями нарушения социальных норм.

Исследование детей без двигательных нарушений показало, что у данных детей низкий уровень тревожности. А так же ярко выраженные страхи у детей с нарушениями ОДА слабо выражены у детей без двигательных нарушений.

Все эти данные позволили нам, на втором этапе исследования, разработать систему коррекционно-развивающих занятий по снижению страха медицинских процедур для двоих детей (Владика и Юли) с нарушениями ОДА, так как именно у них ярко выражен данный страх и присутствует высокий уровень тревожности, который обусловлен отрицательными эмоциональными переживаниями, переживаниями фрустрации перед препятствиями.

Данная система коррекционно – развивающих занятий разрабатывалась на основе работ С.В. Гридневой, А.И. Тащевой, Е.В. Устиновой.



Целью занятий является снижение страхов медицинских процедур у детей с нарушениями опорно-двигательными нарушениями.

Данная системам коррекционно-развивающих занятий направлена на оказание психологической помощи двоим детям (Владику и Юли) и представлена циклом из 10 занятий, время проведения занятий – 2-ая половина дня, длительность занятий – примерно 30 минут, частота занятий – 2 раза в неделю.



Методы и формы работы на занятии:

1) «анатомирование» страха (смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц).В результате таких бесед дети понимают, что лечение это не наказание за их плохое поведение, а помощь в том, чтобы они были здоровыми и красивыми.

2) рисование страха. Этот метод направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха.

3) манипулирование предметом страха.

4) привыкание к страху (десенсибилизация). Десенсибилизации способствуют такие методические приемы, как манипулирование со шприцем, беседы со шприцем, а также обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры «Лечим бегемотика» и т.д.

Условия проведения занятий:


  1. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Количество упражнений и заданий может варьироваться в зависимости от эмоционального и соматического самочувствия детей.

  2. Во время занятий дети располагаются в свободной форме.

  3. С целью динамического наблюдения систематически после каждого занятия заполняется «Дневник эмоций».

  4. Все занятия выстроены по определенной структуре:

Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (использование в коррекционной работе игр, проигрывания ситуаций, этюдов, рисования, беседы).

Рефлексия занятия - оценка занятия. Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания - по аналогии с ритуалом приветствия.

5. При необходимости возможно дублирование занятий, внесение игр в деятельность воспитателя.

6. Рефлексия каждого занятия, оценка всех занятий по завершению цикла занятий.

7. Все занятия выстроены для малого круга детей (двух детей).

8. На каждом занятии присутствует принцип обратной связи, который предполагает общение со взрослым.

Хотелось бы отметить те игры, которые понравились детям больше – это:

Упражнение «Представь, что ты это можешь»



Взрослый предлагает не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать, и показать. Например, если попросить ребенка забинтовать порезанную руку или выпить лекарство, он может отказаться. В этом упражнении взрослый просит его представить, что он может это сделать сам, и показать, как это делается. В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободным и не опасается, что у него что-то не получается.

Ситуации: забинтовать руку, выпить лекарство, обработать ранку йодам, приложить лед к ушибленному месту, закапать капли в носик или глазки, смело вести себя на приеме у врача, когда делают укол и т.д.

Дидактическая игра «Полезная и не полезная еда»



Взрослый показывает картинки полезной и не полезной еды детям (например: молоко, кока-кола, жвачка, сахар, рыба, мясо, творог, сникерс, чипсы и т. д), а они должны рассказать, почему та или иная еда полезная или нет, раскладывают картинки в два ряда.

Игра «Угадай, кто я»



Один ребенок голосом изображает «здорового» и «больного» зверюшку, а остальные должны догадаться кто это и какое у него состояние.

Игра «Зеркало»



Дети делятся на пары. Один ребенок – «зеркало». Другой показывает различные движения, которые «зеркало» повторяет. Задание усложняется. нужно показать: веселый шприц, гнилой зуб, добрый врач, крепкий здоровый зуб, горчичник, полезные витамины, быстрый укол и т.д.

Для оценки эффективности мы использовали дневник наблюдений, который заполняли после каждого занятия, беседу с воспитателем с использованием анкеты для выявления тревожности у детей (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко). А также опросник для выявления детских страхов «Страхи в домиках» (в интерпретации М.А. Панфиловой) – только вопросы, связанные со страхами медицинских процедур и рисуночную пробу для изучения страха «Мои страхи» (в интерпретации А.И.Захарова) – исследовались рисунки детей на первом и последнем занятии.

В своей работе мы следуем принципам единства диагностики и коррекции, учета индивидуальных и возрастных особенностей.

В результате осуществления системы коррекционно-развивающих занятий по снижению страха медицинских процедур у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата нам удалось:



  • частично снизить страх медицинских процедур у обоих детей (страх врача, уколов),

  • повысить уверенность в себе,

  • наладить доверительное отношение детей к медицинским работникам.

Для наибольшей эффективности проведенной нами работы мы порекомендовали воспитателям для самостоятельного изучения специальную литературу, а также предоставили советы для них и родителей.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница