Контрольная работа по русскому языку 10 а класс демонстрационный вариант учитель: Гречихина С. Л



Скачать 122.91 Kb.
Дата03.05.2016
Размер122.91 Kb.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 А КЛАСС

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Учитель: Гречихина С.Л.
А1. Найдите соответствия.

1. Лексиколо́гия




а) совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей

2. Морфоло́гия





б) раздел лингвистики, изучающий способы образования слов

3. Лингвистика




в) раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка

4. Словообразование




г) система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка

5. Фоне́тика





д) раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи

6. Орфоэ́пия





е) раздел лингвистики, изучающий происхождение слов

7. Ле́ксика




ж) наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях

8. Этимоло́гия




з) раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний

9. Лексикон





и) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением

10. Орфография





к) наука о слове; это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику

11. Си́нтаксис





л) система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи

12. Пунктуация




м) словарный запас конкретного человека

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






































А2. Укажите неверное утверждение.

  1. В литературный язык не входят диалекты, жаргоны, просторечие.

  2. Литературный язык существует в письменной и устной форме.

  3. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.

  4. «Синтаксис» - раздел языкознания, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.


А3. Укажите строчку, в которой во всех словах количество букв совпадает с количеством звуков.

1) язык, агентство, запасливый, сверстник;

2) ресницы, актриса, съезд, эффект;

3) июль, вьюга, подъезд, ужасный;



4) съёмщик, дьяк, объектив, удобнее.
А4. Укажите строчку, в которой во всех словах ударение падает на первый слог.

  1. банты, документ, значимость, каталог;

  2. досуг, жалюзи, краны, агент;

  3. баловать, включит, гнала, сливовый;

  4. бороду, значимый, кухонный, иксы.


А 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


  1. молодые бухгалтеры

  2. в течение тридцати пяти минут

  3. пришли профессоры

  4. дамских туфель


А6. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?

  1. Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

  2. Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

  3. Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

  4. Ольга Ивановна прислушалась к советам мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельницы.

А7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

  1. мне было сделано замечание.

  2. обдумывается его структура.

  3. учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

  4. должен учитываться стиль речи.


А8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца XV века, является графика.

  2. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

  3. По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

  4. О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».


Прочитайте текст и выполните задания А9—А14.
(1)... (2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4)Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. (5)С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им своё место и в науке. (6)... латинская терминология и в настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.
А9. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Научный стиль обслуживает сферу науки, научного общения.

  2. До XV—XVI вв. во многих европейских странах общепризнанным научным языком была латынь.

  3. Научным трудам античности и средних веков была свойственна образность.

  4. В научном тексте реализуется преимущественно письменная форма речи.


А10. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

  1. Наоборот,

  2. Прежде всего,

  3. Поэтому

  4. Однако


А11. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?


  1. все написаны (предложение 2)

  2. это проявилось (предложение 4)

  3. уступила место (предложение 5)

  4. имеет значение (предложение 6)


А12. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

  1. сложноподчинённое

  2. простое осложнённое

  3. сложносочинённое

  4. сложное бессоюзное


А13. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВКЛЮЧЕНЫ (предложение 3).

  1. краткое прилагательное

  2. страдательное причастие

  3. деепричастие

  4. действительное причастие


А14. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?

  1. фантазии

  2. выдумки

  3. басни

  4. труды


А15. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Укажите строчку, в которой все слова пишутся с мягким знаком на конце слова.

  1. сделаеш…, рож…, доч…, много дач…

  2. учиш…, навзнич…, наотмаш…, горяч…

  3. пахуч…, линюч…, ветош…, везёш…

  4. береч…, мыш…, точ..-в-точ…

А16. Вставьте пропущенные буквы. Укажите строчку, в которой пропущена одна и та же буква.

  1. рез..ик, подпис…ик, объезд…ик, фонар…ик;

  2. подароч..к, пенёч…к, ветероч…к, кармаш…к;

  3. питом…ц, красав…ц, ружь…цо, красав…ца;

  4. солом…нка, завал…нка, виш…нка, неж…нка.

А17. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. в бушующ…м мор…, о решающ…м сражени…;

  2. к слушающ…й аудитори…, над заходящ…м солнц…м;

  3. по извивающ…йся тропинк…, о будущ…м счасть…;

  4. в сыплющ…мся ине…, на выставк… живопис… .

А18. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква НН?

1) стекля…ый, оловя…ый, деревя…ый, ветре…ый;

2) исписа…ый, решё…ая, серебря…ый, сви…ой;

3) сдела…а, выуче…а, ю…ый, стари…ый;

4) лакирова…ый, броше…ая, печё…ый мамой, копчё…ая на солнце.

А19. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


  1. возр_ст, обл_гать, к_нституционный

  2. преподн_сить, распозн_вать, др_бить

  3. расст_лать, конт_нент, орнам_нтальный

  4. ф_милия, к_снуться, х_рактеризовать


А20. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. нен_глядный, с_звучие, безз_ветно

  2. пр_морье, непр_миримый, пр_обрести

  3. бе_дорожье, в_будоражить, не_жатый

  4. небез_нтересный, сверх_зысканный, под_грать

А21. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена буква «Е»?

  1. бл…стеть, заб…ру, зам…реть, соч…тание;

  2. отд…рать, зам…рло, выт…реть, забл…стеть;

  3. соч…тать, выч…тать, заж…гать, зам…рать;

  4. приб…ру, приб…рать, расст…лать, нач…нать.

А22. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена буква «А»

  1. изл…гать, пол…г, прик…снуться, зар…сти;

  2. р…внина, ор…сль, обм…кнуть в краску, попл…вок;

  3. заг…р, з…ря, з…рево, з…ревать;

  4. покл…нение, прир…внять величины, тв…рение, р…стовщик.

А23. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ш…в, ш…рох, чащ…ба, ч…боты;

  2. трущ…бы, маж…рный, крыж…вник, ж…луди;

  3. туш…нка, ноч…вка, ож…г руку, окруж…нный;

  4. врач…м, деш…вый, кумач…вый, подж…г дом.

А24. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц…рк, панц…рь, медиц…на, синиц…н;

  2. демонстрац…я, ц…ркуль, ц…плячий, милиц…я;

  3. ц…ркуль, ц…ганский, ц…кнуть, редакц…я;

  4. учениц…, пальц…, ц…плнок, круглолиц…й.

25. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. расстав_шь, обнаруж_вший

  2. проед_шься, вывез_нный

  3. выдел_шь, сброш_нный

  4. постигн_шь, ознаком_вшийся


А26. Вставьте пропущенные буквы. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. вздраг_вать

Б. алюмини_вый

В. затверд_вать

Г. доверч_вый


  1. А, Б, Г

  2. Б, В

  3. В, Г

  4. А, В, Г


А27. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. (Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

  2. Ключи до сих пор (не) найдены.

  3. Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный.

  4. Брат (не) удостоил его даже упрёком.

А28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

  1. 1, 2, 4

  2. 1, 2, 3

  3. 2, 3

  4. 1, 3, 4

А29. Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1)    Огонь костра то разгорается то угасает,


2)    На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3)    Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4)    Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.


Прочитайте текст и выполните задания А30—А32; В1—В6; С1.
(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».
(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов...
(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...
(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?
(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.
«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:
— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи... (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.
(30)Мне становится страшно.
— (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.
— (ЗЗ)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)Записывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».
(З7)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!
(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых...

(По С. Сивоконю*)

*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.
А29. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

  1. Имя С.Я. Маршака до выхода книги Марка Гейзера не было знакомо современным читателям.

  2. В годы репрессий был выписан ордер на арест С.Я. Маршака.

  3. В произведениях А.А. Ахматовой С.Я. Маршак находил темы для своих новых стихотворений.

  4. С.Я. Маршак работал главным редактором журнала «Юность».


А30. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. 7—9 предложения подтверждают суждение, высказанное в 6 предложении текста.

  2. В предложении 15 представлено рассуждение.

  3. В 30 предложении текста представлено описание состояния.

  4. В предложениях 16—23 представлено повествование.


А31. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

  1. 5

  2. 7

  3. 14

  4. 38


Часть 2
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4-В6 запишите цифрами.
В1. Из предложений 1-3 выпишете собственные имена существительные.

В2. Из предложений 39—40 выпишите все предлоги.

В3. Из предложений 7-11 выпишите все причастия.

В4. Среди предложений 6—12 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 15—18 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

В6. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.


Отмечая существование в литературе устоявшегося представления о С.Я. Маршаке как поэте, автор использует такой приём, как _____ (в предложении 3). О разных гранях таланта Маршака автор напоминает с помощью такого лексического средства, как ______ («детский классик Маршак — всемирно известный переводчик — замечательный педагог — воспитатель поэтов» в предложениях 10—12), а о глубинных основах этого таланта

с помощью такого синтаксического средства, как _____ (в предложении 13). Невозможно переоценить самоотверженную преданность Маршака читателю, и это подчёркнуто с помощью такого синтаксического средства, как (предложение 38).


Список терминов:

  1. ирония

  2. олицетворение

  3. термины

  4. литота

  5. контекстные синонимы

  6. ряд однородных членов

  7. цитирование

  8. риторический вопрос

  9. восклицательное предложение


Часть 3
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора.

Объём сочинения — 100 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.



Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница