Консультации для воспитателей



Скачать 50.17 Kb.
Дата10.05.2016
Размер50.17 Kb.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»

В.А.Сухомлинский
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать согласованно в коллективе.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е.Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.

Вместе с детьми воспитатель выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушки).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальным инструментом – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление. В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих.Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Например, при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на средней части второго пальца, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки.

В работе с малышами мы также используем музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.

Репертуар:

1. «На чем играю?» Е.Тиличеевой

2. «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой

3. «Погремушки» М.Раухвергера

4. «Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

5. «Бубен» Г.Фрида

6. «Тихо-громко» Е.Тиличеевой

Во второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми – барабаном и металлофоном. Дети учатся различать звуки по высоте (до1 – до2), реагировать на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполнять упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).

Репертуар:

1. «Чей колокольчик?» М.Раухвергера

2. Попевка «Петушок»

3. Музыкально-дидактическая игра «Два петушка» и др.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах – на металлофоне. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляется на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с ребятами. Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. В основном их мелодии построены на одном звуке (для средней группы).

Репертуар:

1. «Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой

2. «Небо синее» Е.Тиличеевой

3. «Месяц май» Е.Тиличеевой

4. «Андрей воробей» Е.Тиличеевой

5. «Лесенка» Е.Тиличеевой

6. «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставятся новые, более сложные задачи. Дети учатся исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. В старшей группе перед детьми ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

Репертуар:

1. «Смелый пилот» Е.Тиличеевой

2. «Дождик» р.н.мелодия

3. «Гори ясно» р.н.мелодия

4. «Светит солнышко» р.н.мелодия

5. «Василек» р.н.мелодия

6. «Петушок» попевка

7. «Звенящий треугольник» Р.Рустамова

Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе уделяется особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.

Ребята не только с помощью воспитателя и музыкального руководителя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.

В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Репертуар:

1. «В школу» Е.Тиличеевой

2. «Андрей-воробей» р.н.песня

3. «Я на горку шла» р.н.песня

4. «Сорока-сорока» р.н.прибаутка

5. «Гармошка» Е.Тиличеевой

6. «К нам гости пришли» Ан.Александрова


Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.



Муз. руководитель: Кузнецова Е. И.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница