«конституция основной закон государства. Права и обязанности граждан»



Скачать 70.72 Kb.
Дата09.11.2016
Размер70.72 Kb.
Абуляизова Фанзия Шакировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №11г.Лениногорска»

Парламентский урок
ТЕМА: «КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН»
ЦЕЛИ: 1. Расширить представления учащихся о Конституции, правах и обязанностях граждан;

2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, пониманию необходимости уважения и соблюдения прав человека;

3. Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны;

4. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России и РТ, Конституции - Основному закону страны.



ОБОРУДОВАНИЕ: видео, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
1. Просмотр видеоролика.

Только что мирно игравшие на спортивной площадке мальчики стали громко спорить и ругаться, что кто-то из них не соблюдает правила игры. Спор переходит в крик. Ребята готовы поссориться. В спор вмешивается педагог: «Ребята, а вы до начала игры договаривались о правилах? Ведь даже одна и та же хорошо знакомая игра может иметь в разных дворах и разных школах разные правила. Так и получилось с вами».

Учитель: А нужны ли нам в нашей жизни правила? (аргументированные ответы детей).


Порой кажется, что тебе никакие правила не нужны. А ведь на самом деле и ты, и твои друзья, и твои родители живут по определённым правилам. Без них нельзя в игры играть, нельзя по дорогам ездить, потому что правила устанавливают порядок. Законы – это тоже правила, и они устанавливают порядок в стране.

Урок сегодня будет важный. Он будет посвящен Основному закону нашей страны - Конституции.

 

Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства  или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство).

- Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ:                                                                                                                            



«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Конституция - Основной закон Российской Федерации (12 декабря 1993 г.). Принимает Конституцию народ, граждане России. В Конституции записаны права и обязанности граждан Российской Федерации, положения, касающиеся государственного устройства нашей большой страны.


Работа с текстом Конституции.

- Из чего состоит Конституция? (разделов, глав, статей)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?   (глава 2)

- Какие права гражданина вы знаете? (Варианты ответов учащихся).


- В каких статьях закреплены права гражданина? (статьи с 17 по 56,60-62)

- Что значат слова: обязанность гражданина?

- Сколько обязанностей у граждан РФ по Конституции? (3)

- Какие обязанности вы знаете? (Варианты ответов учащихся).

Наша республика также имеет свой Основной закон – Конституцию РТ. И правила, которые в ней установлены, не противоречат тем, которые записаны в Конституции Российской Федерации. 6 ноября 1992 года принята Конституция Республики Татарстан. Конституция провозгласила равенство двух государственных языков: татарского и русского.

Ученик:

Знай много языков - прекрасно это!

Но ежели забыт язык родной,

Остался сиротой и канул в лету,

Ты сам без роду и внутри немой.

Язык отцов пускай узнают дети!

Язык Тукая, Кул Гали, Башту

Нам дорог, мы гордимся этим!

Родная речь - приятный самый звук!
2. Где рождается закон

Федеральные законы принимает парламент России. В нашей стране парламент называется Федеральное Собрание. Оно состоит из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В Совет Федераций входят представители всех республик, краёв, областей, округов, входящих в состав России. Депутаты в Государственную Думу избираются из представителей политических партий.

В нашей республике также есть избранный парламент, который называется Государственный Совет (Госсовет). В него избрано сто депутатов, половина из которых – представители политических партий по единому республиканскому избирательному округу, а другая половина - по одномандатному избирательному округу (один округ - один депутат). Возглавляет Госсовет - Председатель - Фарид Хайруллович Мухаметшин.

- А кто издаёт законы? (Депутаты.)

- Кто такие депутаты?



Депутат – лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть. Это очень серьезные и занятые люди. У них всегда много дел. Они собираются на заседания парламента, работают над созданием новых законов, встречаются с избирателями, обсуждают наболевшие проблемы, т.е. стараются, чтобы жизнь в стране, республике или в городе (селе, деревне) стала лучше.

- Как же рождаются законы в парламенте?

Сначала разрабатывается проект закона. Его вносят в парламент Президент РТ, депутаты Госсовета, Президиум и комитеты Госсовета, Кабинет Министров РТ, Государственный Советник РТ, Прокурор Республики Татарстан, представительные органы местного самоуправления. Депутаты изучают законопроект, а потом обсуждают на заседаниях – сессиях. Готовят свои предложения–поправки, которые принимают или отклоняют голосованием. И когда законопроект полностью готов, за него вновь голосуют и принимают Закон. Вот и появился Закон. Его отправляют Президенту. Если закон отражает интересы граждан России (Татарстана) – Президент его подпишет, а если нет, то такой закон отклоняется и возвращается в парламент на дальнейшее обсуждение и доработку. Закон не имеет силы до тех пор, пока его официально не опубликуют для всеобщего сведения. Неопубликованные законы не применяются. В нашей республике все законы принимаются на двух государственных языках – русском и татарском.

- Кто является Президентом нашей страны? (В.В. Путин).

- А кто Президент нашей республики? (Р.Н. Минниханов).

Исполняют законы исполнительные органы - Правительство страны или республики.


4. Деловая игра. Создание проекта закона: «Правила безопасного поведения во время каникул».

- Сейчас я предлагаю вам на некоторое время представить себя депутатами. Класс делится на 2 команды, которые должны разработать законопроект (на разработку законопроекта даётся 10 минут).



Алгоритм разработки проекта (на доске или на экране):

  • Обоснование значимости законопроекта.

  • Планирование статей законопроекта с учетом заявленной значимости.

  • Разработка статей законопроекта.

  • Презентация законопроекта.

  • Внесение поправок.

  • Утверждение законопроекта большинством голосов.

- Повторим правила, которых следует придерживаться при работе в группах:

  • Мнение группы – правильно.

  • Выступает от группы один.

  • Группа изложила свои доводы, ей могут задавать вопросы.

  • Во время выступления нельзя перебивать выступающего.

  • Вопросы задавать только после выступления.

  • Принимаются поправки.

- После выступления обеих команд депутатов принимается и утверждается закон большинством голосов. (Самостоятельная работа учащихся по объявленному алгоритму.)

- Вы провели важную работу, разработали и приняли закон. Этому закону теперь должен подчиняться каждый из вас. Мы его вывесим на наш классный уголок.



5. Итог урока.
  • Игра “Самолет” (для закрепления и усвоения материала).


Представим, что самолет – это наше государство.

- Кто будет командиром нашего самолета? ( Президент).

- Кто второй пилот? (Правительство).

- Чем может являться корпус нашего воздушного судна? (Федеративное устройство).

- А кто пассажиры? (Народ).

- Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? (Местное самоуправление).




  • Составление синквейна на тему "Конституция".

Конституция

Российская, важная;

Обязует, защищает, охраняет;

Закон суров, но это закон;

Всем нужна.

- Для чего человеку нужна Конституция? (Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями).



Назначение Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница