Конституционно-правовые основы права граждан на участие в управлении делами государства



Скачать 422.85 Kb.
страница1/3
Дата18.11.2016
Размер422.85 Kb.
  1   2   3


Л. ГРУДЦЫНА,

кандидат юридических наук, адвокат



КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

Согласно ст. 32 Конституции России, граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. По мнению ученых А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях1.

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

— избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— участвовать в референдуме;

— иметь равный доступ к государственной службе, т. е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

— участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем.

Понятие народного суверенитета в литературе часто раскрывается как власть народа. Точно так же не менее часто раскрывается и понятие демократии. Естественно, возникает вопрос об адекватности этих понятий. Если они действительно тождественны, весьма логичен вопрос Л.Л. Беломестных о том, правомерно ли введение в оборот помимо существующего тысячелетиями понятия демократии сравнительно нового словосочетания «народный суверенитет»?1

Если обратиться к литературе, можно встретить работы, в которых демократия и народный суверенитет нередко употребляются в одинаковом значении. Представляется, что подобное употребление ошибочно. Дело в том, что многие понятия на протяжении истории меняли свое содержание. И поэтому, взятые вне исторического времени и конкретных условий, они могут быть равнозначными по своему содержанию. Некоторые элементы, характерные для демократического общества, могут иметь место и в тоталитарном. Но если считать понятие народного суверенитета равнозначным демократии, то, как справедливо заметила Л.Л. Беломестных, следует вывод о том, что и народный суверенитет имеет место в тоталитарном обществе. Но это, естественно, не так. Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека2, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах3 содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства непосредственно действующее и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций являются гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию)1, судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги2 и демонстрации, шествия и пикетирование3 и др.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборами, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год, для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет, возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т. д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет, не сопряженное для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т. е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений). Ограничению своих гражданских прав подвергаются и лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции России сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, пункт 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2 предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации»3.

В некоторых профильных федеральных законах право граждан России избирать и быть избранными дублируется, но уже в отношении конкретной (например, по профессиональному признаку) группы населения. Так, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Поскольку избирательные права граждан и права на участие в референдуме являются, по сути, формой осуществления конституционного права на участие в управлении делами государства, постольку защита этих избирательных прав и прав на участие в референдуме является защитой общего конституционного права на участие в управлении делами государства. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Итак, после 1993 г. полномочия избирательных комиссий по контролю над соблюдением избирательных прав граждан стали постепенно расширяться. Например, сейчас не оговаривается, как это было в Положении о выборах депутатов Государственной Думы 1993 г., что ЦИК РФ осуществляет руководство только окружными комиссиями. При посредстве избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется взаимодействие ЦИК РФ и органов государственной власти субъектов РФ, координируется работа избиркомов на территории субъектов РФ. В настоящее время избирательные комиссии субъектов РФ вправе рассматривать жалобы на действия (бездействие) и принятые решения нижестоящих избирательных органов, распределять между территориальными избирательными комиссиями финансовые ресурсы, направляемые на проведение выборов1.

Под защитой прав понимается совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом2.

Защита избирательных прав — это принудительный механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, обеспечиваемый межгосударственными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, иными организациями, самими гражданами посредством предотвращения нарушений избирательных прав.

В соответствии с Конституцией России защита избирательных прав граждан является обязанностью государства; государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом); государство обязано возместить вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Эти конституционные нормы в полной мере относятся к защите избирательных прав граждан России1. Обеспечение и защита избирательных прав и свобод граждан и контроль над их соблюдением возлагаются на избирательные органы (избирательные комиссии)2.



Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России осуществляется в судебном порядке:

1) обращение в суд тех субъектов избирательного процесса или участия в референдуме, которые полагают, что их права нарушены (избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, а также прокурор);

2) обращение в суд соответствующей избирательной комиссии или комиссии референдума в случае выявления нарушений избирательного законодательства со стороны субъектов избирательного процесса или участия в референдуме.

Форма обращения в суд — заявление об устранении тех или иных нарушений избирательных прав граждан или права на участие граждан в референдуме (по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ).

Сроки обращения в суд и рассмотрения заявления. Согласно ст. 260 ГПК РФ, заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известным о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд в течение 10 дней со дня регистрации.

Решение суда по указанным жалобам должно быть принято в течение двух месяцев со дня их подачи. Для рассмотрения заявлений по другим основаниям установлены более короткие сроки:

— заявление на неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявления, поданные в день голосования, немедленно;

— заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или кампании референдума, должно быть рассмотрено в пятидневный срок со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно.

Решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума должно быть вынесено не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через три дня со дня его подачи. Дела о расформировании указанных комиссий рассматриваются судом в коллегиальном составе. Суд не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан России.

Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России и его реализация (ст. 261 ГПК РФ). Суд в случае установления обоснованности заявления признает обжалуемое решение или действие (бездействие) незаконным, обязывает соответствующий орган или должностное лицо удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме в полном объеме. Решение суда после его вступления в силу подлежит направлению руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, должностному лицу и должно быть исполнено в указанные судом сроки1. Если суд признает решение или действие (бездействие) законным, он выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.

Кассационная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан в ходе избирательной кампании или кампании референдума может быть подана в пятидневный срок после вынесения судом решения, а не в 10-дневный срок, как по всем остальным делам. Сокращение срока кассационного обжалования решения суда по данной категории дел вызвано необходимостью оперативного рассмотрения дел, чтобы избирательный процесс или проведение референдума, насколько это возможно, были сокращены.

Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Как справедливо отмечает Р.Г. Абдулатипов, уровень цивилизованности общества определяется тем, насколько оно самоорганизовано и самоуправляемо. Без этого нет и самой демократии. Она ограничится лишь шумными «демократическими» выборами. В таком случае общество может погибнуть от демократического хаоса и «демократической» диктатуры. Тем более что в не подготовленных для демократии обществах выборы и реформы могут стать механизмами привода к власти самых одиозных личностей1.

Опыт многих стран свидетельствует, что в условиях недемократических режимов руководство государств не отказывается от проведения выборов вообще. Вместе с тем в большинстве государств с недемократическими политическими режимами в XX в. выборы превращались в простую формальность, некое ритуальное действо. Результаты таких выборов были заранее полностью или в значительной степени предрешены. Сохранение хотя бы имитации выборов в условиях отсутствия демократии показывает, что институт выборов находится довольно высоко в иерархии ценностей политической культуры в современном мире и видимость выборов оказывается важным фактором поддержания власти тех, кто является приверженцами такой организации государственного управления, которая в принципе отрицает выборность руководителей2.

По мнению А.С. Автономова, выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами1. Выборы как бы организуют гражданское общество, ведь принцип состязательности в избирательной кампании позволяет более адекватно воплощаться различным общественным мнениям в результатах выборов. И, наконец, выборы обеспечивают самую массовую форму участия граждан в управлении делами государства, общества, охватывают сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования.

Итак, выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю2, а государственная власть — быть созданной и действовать в полном соответствии с этой волей3. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее. Не секрет, что в зависимости от соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима выборы могут играть роль орудия в борьбе за власть господствующего класса или блока политических сил. Путем выборных процедур формируются (что невозможно при референдуме, пикетировании и т. д.) представительные органы законодательной власти и местного самоуправления. Таким образом, именно выборы, посредством которых избираются и формируются органы государственной власти, позволяют реализовать конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1.



Избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

— образование одномандатных и (или) многомандатных округов;

— выдвижение кандидатов (самовыдвижение) в депутаты;

— регистрация кандидатов (списков кандидатов);

— образование избирательных комиссий в одномандатных и (или) многомандатных округах;

— проведение предвыборной агитации в агитационный период;

— голосование;

— подсчет голосов и объявление предварительных итогов выборов;

— объявление официальных итогов выборов.

В России на федеральном уровне осуществляется регулирование выборов Президента России и депутатов Федерального Собрания. Процедура избрания Президента основана на Конституции, Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»2. Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за четыре месяца до дня выборов после истечения конституционного срока, на который был избран Президент страны. Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»3, вплоть до четвертого созыва (2004—2007 гг.) из 450 депутатов Государственной Думы 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов — по партийным спискам. Следующий, пятый созыв будет проводиться по пропорциональной системе (партийным спискам) согласно Федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1.

Особо следует остановиться на тревожных, по мнению автора, тенденциях «сворачивания» некоторых избирательных процедур, в частности, речь идет об отмене всенародных прямых выборов глав субъектов РФ. Президентская инициатива была сведена к внесению изменений в два нормативных правовых акта — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2 и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»3.

Основные принципы безапелляционно «предложенной» стране системы выглядят так. Глава государства имеет право дважды представить региональному законодательному собранию кандидатуру на пост губернатора. В течение 14 дней региональный парламент может простым большинством голосов утвердить предложение Президента. Если кандидатура дважды отклоняется или просто не принимается никакого решения, Президент России назначает исполняющего обязанности главы региона и, самое интересное, по собственному усмотрению имеет право распустить местный парламент или оставить его работать и дальше. Решение об увольнении избранного по новой системе губернатора также принимает Президент: либо по представлению законодательного собрания (с которым он может и не согласиться), либо из собственных соображений — в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей или утраты доверия Президента России.

Кремль максимально широко решил вопрос о сроке, в течение которого можно занимать губернаторский пост. Если ранее были установлены границы — не более двух сроков подряд, то новые правила вообще не ставят никаких ограничений на этот счет. Иными словами, глава государства вправе доверить губернаторские посты тем, кто уже дважды (или даже трижды) избирался главой своего региона. Именно это и происходит сейчас. Подобные действия (инициативы) власти (в лице Президента России) никоим образом не способствуют развитию в России институтов демократии, в частности, реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства путем выборов, в том числе, глав регионов, в которых они проживают. Напротив, подобная инициатива является предпосылкой к сворачиванию в нашей стране демократических процессов, доказательством чего являются следующие аргументы.

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции, система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации»). В статье 18 этого Закона установлено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами, проживающими на территории этого субъекта РФ, за исключением случаев, когда избрание его «специально созываемым собранием представителей» закреплено Конституцией (Уставом) субъекта РФ в момент вступления данного Закона в силу.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница