Конспект занятия по теме: «Башкирские народные сказки» Блок «Башкирское народное творчество»



Скачать 63.35 Kb.
Дата08.11.2016
Размер63.35 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества «Радуга»

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



Конспект занятия

по теме:

«Башкирские народные сказки»

Блок «Башкирское народное творчество»

Занятие № 1

Провела: педагог

дополнительного образования



Неверова Ирина Петровна

Бирск – 2013

Блок «Башкирское народное творчество»

Занятие № 1 «Башкирские народные сказки»
Сказка – одна из самых древних и наиболее распространенных форм народного творчества.

Ким Ахмедьянов
Цель: Изучение башкирского устного народного творчества - сказок.

Задачи:

- Знакомство с устным народным творчеством башкир.

- Знакомство с видами башкирских сказок.

-Умение самостоятельно определять вид сказок.

- Умение высказывать свое мнение о башкирских народных сказках.
План:


  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа.

  3. Беседа о башкирских народных сказках.

  4. Работа с литературой – чтение башкирских народных сказок.

  5. Обсуждение и выбор сказки.

  6. Заключение: Обобщение занятия.

  7. Домашнее задание.

Зрительный ряд: Башкирские народные сказки (книги), плакат.

Словарь: «Сказка», «Богатырские», «Бытовые», «О животных», «Фантастические (волшебные)» «Шуточные», «Кулямасы (анекдотические)», «Легенда», «Предание», «Сэсэн (певец)».

Материалы и оборудование: Кисти, акварельные краски, вода, стаканы, ластик, альбомные листы, простой карандаш.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Приветствие детей, проверка готовности к занятию – кто отсутствует, по какой причине, сообщение темы, целей и задач занятия.


2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА: Сегодня у нас занятие на тему «Башкирские народные сказки». Мы начинаем изучать тему «Устное башкирское народное творчество». Цель нашего занятия – познакомиться с устным народным творчеством башкир – сказками; узнать, какие бывают сказки, научиться определять вид сказок.

Народные сказки возникли очень давно, в самом далёком прошлом. Однако это не значит, что все сказки родились во времена седой древности. На протяжении всей своей истории народы слагают сказки, песни, легенды, присказки, поговорки.

Какую сказку рассказать тебе?

О белых облаках, над синим морем?

О млечном ли пути на небе,

Или о Фениксе, родившемся с огнем?

Я знаю много их,

Весь этот мир - собранье сказок.

Смотри - вот ветер стих,

И дождик, на воде, оставил свой мазок.

В открытом море, белеет парус,

В туманной роще, опадают листья.

Лениво, кошка, чистит лапой ус,

И в этих сказках, всюду, счастье!

Не хмурься, не горюй и не грусти!

Я мир раскрашу, радугой любви.

Ты только в сердце сказку запусти,

И вновь почувствуешь, волнение в груди!

3. БЕСЕДА: «Башкирские народные сказки».

Башкиры – народ с богатым фольклорным наследием.

Люди употребляют в своей речи пословицы, поговорки. С детских лет каждый человек любит слушать сказки, легенды, предания; загадывать и отгадывать загадки.

Однако не каждый знает, что сказки, загадки, пословицы, поговорки были созданы народом в глубокой древности. Народные певцы, сказители, сэсэны сочиняли все это. Со временем имена авторов забывались, но созданное ими продолжало жить в памяти народа и передаваться из поколения в поколение.

Одним из наиболее древних жанров народного творчества являются сказки. Сказки передаются прозой или стихами, речь в них идет о вымышленных событиях. Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом.

Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как В.И. Даль, С. Кукляшов, М. Бикчурин, Р. Игнатьев, М. Лоссиевский, А.А. Бессонов.

По своему содержанию башкирские народные сказки делятся на несколько видов. Мы сейчас рассмотрим их.

І. Волшебные сказки.

В них решающую роль играют чудесные помощники или волшебные средства, предметы. Герои волшебных сказок – разные люди: плешивый сын, прикидывающийся простаком; мальчик-пасынок; девочка-сирота, похищенная чертями девушка и другие. В волшебных сказках рассказывается о победе добра над злом, т.е. положительные персонажи одерживают верх над отрицательными персонажами с помощью волшебства и волшебных предметов.

ІІ. Бытовые сказки.

В бытовых сказках, как и в волшебных, совершается невероятное, но не в чудесных, а в житейских обстоятельствах. Своим человеческим превосходством – остроумием, находчивостью, нравственной стойкостью – герой бытовой сказки одерживает верх над обыкновенными людьми.

Башкирские бытовые сказки подразделяются на новеллистические (повести), сатирические, анекдотические.

Это сказки об умных делах и словах, семейных отношениях, сказки-притчи, сказки-нравоучения. Герои этих сказок: царь, бай, пастух, работник, купец, солдат и т.д.

Сатирические и юмористические бытовые сказки рассказывают о хитрецах и обманутых ими людях. Одну из бытовых сказок «Аминбек» мы прочитаем сегодня на занятии.

ІІІ. Богатырские сказки.

Богатырские сказки повествуют о чудесных богатырях и их подвигах, о защите слабых и об установлении равенства, справедливости, мира в стране.

ІV. Шуточные сказки.

Шуточные сказки имеют сатирическую заостренность. На переднем плане выступают хитрецы, показывается моральное превосходство простых людей, осуждается социальная несправедливость, зло, тупость.

V. Сказки о животных.

Сказки о животных отличаются тем, что героями являются животные, которые наделяются качествами людей.

Во всех видах башкирских сказок отражается мечта народа о свободе, о том, чтобы не было бедных, а все люди были богаты и счастливы. Осуждается жадность, тупость, трусость, предательство, корыстолюбие. Прославляются – трудолюбие, доброта, подвиги.

Что же такое «Сказка»?

Сказка – это (по Ожегову):

1). Повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2). Выдумка, неправда, ложь (разговорное).

- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


4. РАБОТА с ЛИТЕРАТУРОЙ – Чтение башкирских народных сказок.

Чтение бытовых сказок «Ерэнсэ и бай» и «Аминбек». Первую сказку читают дети по очереди, вторую – педагог.


5. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫБОР СКАЗКИ.

Прочитанные сказки обсуждаются, и выбирается одна, по которой будет изготавливаться объемная композиция из папье-маше и других материалов.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Обобщение занятия.

Подводя итог, педагог говорит о том, что на занятии дети узнали много нового о башкирских народных сказках. Проводит небольшой опрос для закрепления пройденного материала:

- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? – На сегодняшнем занятии мы говорили о башкирских народных сказках.

- Какие бывают башкирские сказки? – Башкирские сказки бывают – бытовые, волшебные, о животных, шуточные, богатырские.


7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Для лучшего усвоения материала каждый из вас получит домашнее задание: написать сообщение о видах башкирских сказок, привести примеры.

О волшебных сказках – Кугубаева Оля.

Сказки о животных – Галанов Захар.

Бытовые сказки – Гайнуллина Лена.

Богатырские сказки – Сапожникова Люда.

Нам помогут в работе дети из контрольной группы. Они найдут в библиотеке красочные книги с башкирскими сказками.

В течение учебного года нам в работе с башкирскими поделками помогала Десяткина Валя, она приготовит сообщение о шуточных башкирских сказках.


Литература

1. Башкирские народные сказки и легенды. – Уфа: Китап, 1996. стр. 89 – 92.



2. Ожегов С.И. русского языка. – М.: Русский язык, 1989.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница