Конспект урока по теме «Археологические раскопки и археологические памятники на территории Самарского края»



Скачать 122.06 Kb.
Дата26.10.2016
Размер122.06 Kb.

Конспект урока по теме «Археологические раскопки и археологические памятники на территории Самарского края»

Цель


Дать обучающимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом.

Задачи

Образовательные: разъяснить понятие «археологические раскопки и археологические памятники» дать представление о видах археологических памятников, познакомить с методами исторического исследования, познакомить с методами работы археологов.

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя, развивать память посредством повторения пройденного материала, развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда, развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к культуре и истории Самарского края, прививать навыки бережного отношения к историческому наследию прошлого.
Основные знания:

археологические раскопки и археологические памятники


Основные термины и понятия:

археологи, музеи, стоянки каменного века, селища бронзового века, городища железного века, древние могильники.



Оборудование и материалы:

Текст у каждого обучающегося «Как работают археологи», индивидуальные карточки, газета «Читай и думай» от 21 ноября 2014г. №21.



Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием информационно – коммуникационных технологий.

ФОПД:    - фронтальная

            -индивидуальная



Методы обучения:

        репродуктивный

        творческий

        словесный

        наглядный

        практический



ИКТ ресурсы:

       мультимедийная презентация

. Ход урока.

Деятельность

учителя

обучающихся

Оргмомент

Приветствие
Отметка отсутствующих обучающихся

 Подготавливают рабочее место к уроку

Повторение пройденного материала

Какую тему изучали на предыдущем уроке? (слайд1)

От какого слова произошло слово «памятник»?

Для чего нужны исторические памятники? (слайд2)

Какие виды исторических памятников вам известны? (слайд3)

Вспомним, что относится к вещественным памятникам? (слайд4)

Вспомним, что относится к устным памятникам? (слайд5)

Назвать, к какому виду устного памятника относятся эти картинки? (слайд7)

Вспомним о письменных памятниках? (слайды8,9)

Игра «Положи в сундучок» (слайд10)

Правильно ли составлен кроссворд, заданный на дом? (слайд11)


Тест: соедините стрелками.
Памятники Предметы

Вещественные Берестяные грамоты


Письменные Песни, сказки, былины
Устные Одежда, посуда, орудия труда, монеты


Пользуясь записями в тетрадях, опираясь на презентацию, обучающиеся отвечают на вопросы.
Дают развернутые ответ

Распределяют по сундучкам исторические памятники

Самопроверка
Выполняют письменно


Актуализация знаний обучающихся

Учитель:

На прошлом занятии вы узнали, что такое исторические памятники, которые сохранились до наших дней. Сегодня мы познакомимся с археологическими раскопками и археологическими памятниками на территории нашего края.


 

Объявление новой темы

Сообщение темы урока: « Археологические раскопки и археологические памятники на территории Самарского края».

План (на доске):



  1. Как работают археологи.

2. Археологические раскопки.

3. Археологические памятники:



  • стоянки каменного века,

  • селища бронзового века,

  • городища – укреплённые поселения, селища – неукреплённые поселения железного века,

  • древние могильники (курганные и бескурганные).




Записывают тему и план в тетрадь.

Изучение нового материала

Рассказ учителя об археологических раскопках.

Наши отцы и деды могут рассказать о том, чему они были свидетелями в молодости. Но как же учёные узнают, о том, что происходило в глубокой древности?. Находить памятники помогают раскопки. Раскопками занимаются археологи. Археологи - учёные, изучающие историю по предметам, найденным во время раскопок. Памятники хранятся в музеях.

Работа с первоисточником «Как работают археологи» (слайды4,5)

Текст первоисточника.

Перед началом экспедиции археологи изучают всё, что известно о районе, где им предстоит работать. После тщательной подготовки археологи выезжают на выбранное место, намечают план раскопок, проводят разведку. В ходе разведки составляется план – карта местности, на которую условными значками наносятся возможные места захоронений, остатков жилья.

После окончания разведки начинаются раскопки. Главное орудие труда археолога – обыкновенная лопата. Аккуратно, слой за слоем археологи снимают землю.

Особенно много важных знаний археологи получают из раскопок курганов. Курган – это холм земли, который насыпали наши предки над могилами умерших. Рядом с умершим в могилу клали оружие, посуду, одежду, украшения и другие предметы.

Все найденные предметы, чтобы не повредить, очищают от земли ножами, щётками, кисточками и отправляют в музей.

Скажите, кто из вас был в музее? Что вы там видели? (слайды с находками археологов)

В музеях люди могут посмотреть на предметы, которыми пользовались их предки.

Фронтальная работа:

Беседа по прочитанному по вопросам:



  1. Что такое курган?

  2. Для чего ведутся раскопки?

  3. Какими инструментами пользуются археологи?

Опережающее задание. «Какие памятники найдены при раскопках в г. Сызрань»

Рассказ учителя об археологических памятниках.

Самарская область расположена в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги на границе лесов и степей, в природных зонах: лесостепной и степной. Природные богатства этой территории издавна привлекали человека. Он появился в Среднем Поволжье не мене 100 тысяч лет тому назад. На территории Самарской области известно около двух тысяч археологических памятников разных эпох. Многие памятники ещё не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т.к. разрушены силами природы и человеком в результате его хозяйственной деятельности. Разрушение археологических памятников продолжается по сей день. Ежегодно в результате вспашки уничтожаются насыпи древних курганов, застраиваются дачами, разрушаются карьерами поселения и могильники. А ведь археологические памятники – единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки.



Под археологическими памятниками обычно подразумевают следы жизни и деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места захоронений – древние могильники.

Поселения разных эпох различаются по своему расположению, занимаемой площади, по наличию или отсутствию оборонительных укреплений. Самые ранние из них, относящиеся к каменному веку, называются стоянками. Обычно они располагаются на берегах рек и озёр. В настоящее время поверхность стоянок заросла травой или даже лесом, и распознать их можно только благодаря наличию в земле, в образовавшемся в процессе жизни людей культурном слое кремневых орудий труда или обломков глиняных сосудов.

Поселения бронзового века обычно называют не стоянками, а селищами, что указывает на эпоху производящих отраслей хозяйства: земледелия и скотоводства.

Селищами называют и неукреплённые поселения железного века. В эпоху раннего железа наряду с селищами появились укреплённые поселения – городища.

К числу археологических памятников относятся древние шахты и рудники, где люди добывали кремень и медную руду для изготовления орудий, а также – производственные мастерские, где орудия изготовлялись.

Особую категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные.

Все упомянутые категории памятников представлены в Самарской области. Среди них имеются очень ценные в научном отношении, содержащие богатую информацию о древности и средневековье. Определить дату того или иного памятника, оценить его значимость для изучения эпохи, к которой он принадлежал, нередко возможно только в результате раскопок памятника. Вместе с тем, раскопки всегда влекут за собой частичное или полное разрушение, уничтожение памятника и некоторые полностью раскопанные памятники уже не существуют.

Наиболее интересные археологические памятники Самарской области.
Каменный век:


  1. Стоянка в овраге Подпольщиков (Постников овраг) в г. Самара.

  2. Нурская стоянка находится в 0,5 км к востоку от посёлка Нур Кинельского района.

  3. Виловатовская стоянка – в 2 км к северо-востоку от с. Виловатое Богатовского района.


Бронзовый век:


  1. Михайло-Овсянское селище находится в 6 км от с. Михайло-Овсянка Пестравского района.

  2. Берёзовское селище – на окраине с. Берёзовки в Шигонском рвйоне недалеко от впадения р. Усы в Куйбышевское водохранилище.


Железный век:

1. Сухореченское неукреплённое селище находится на южной окраине ныне несуществующей деревни Сухая речка Похвистневского района на берегу р. Большой Кинель.

2. Городище, селище и могильник Ош-Пандо-Нерь – в 1,5 км к западу от с. Шелехметь Волжского района.

3. Городище Лысая Гора находится под пристанью г. Жигулёвск на Самарской Луке.

4. Городище Севрюкаевское Лбище находится на высоком и крутом волжском утёсе в 1,6 км к западу от пристани Лбище.

5. Муромский городок – в западной части Самарской Луки, между современными сёлами Валы и Жигули.



Могильники:

  1. Утёвский курганный могильник находится на восточной окраине с. Утёвка Нефтегорского района и состоит из четырёх курганов, расположенных в виде трапеции.

  2. Андреевский курганный могильник расположен у с. Андреевка Богатовского района.

  3. Неприкский бескурганный могильник расположен у с. Неприк Борского района.

  4. Барбашинский бескурганный могильник находится на поляне им. Фрунзе в г. Самаре.



Слушают рассказ учителя.

Запись словарных слов (археологи, музей)


Самостоятельно читают

Ответы обучающихся


Ответы обучающихся

Один ученик делает сообщение по статье из газеты «Читай и думай» от 21.11.2014г. № 21.


Физминутка

(физические упражнения для снятия усталости и восстановления мозгового кровообращения).

Выполняют движения стоя.



  • Поднимает руки класс – это раз!

  • Повернулась голова – это два!

  • Руки вниз – вперед смотри – это три!

  • Руки в стороны пошире разверните – на четыре!

  • И садится класс опять получать оценку пять!




Первичное закрепление знаний нового материала

Работа с карточками по разгадыванию кроссворда

Выполняют задания в паре


п

о

г

о

в

о

р

к

а
1


а


р

с

к

о

п

к

и
2

м

у

з

е

й
3


я


р

б

а

4


т

с

у

а

н


и

л

а

р

е

ч
5

6


и

г

м

н

7


к

и

и

р

о

т

с

и
8



  1. Устный исторический памятник. Словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер «Яйца курицу не учат»

  2. Работы, направленные на поиски и извлечение вещественных исторических памятников.

  3. Помещение, где хранятся вещественные исторические памятники.

  4. Имя курочки, которая снесла золотое яйцо, вместо простого.

  5. В давние времена так называли рот, губы.

  6. Окрашенная вода для письма пером.

  7. Главная песня страны.

  8. Люди, которые изучают прошлое человечества и нашей страны.




Разгадывают кроссворд, записывают ответы

Вопросы для активизации знаний обучающихся:

  1. Кто такие археологи?

  2. С какой целью они проводят раскопки?

  3. Где хранятся памятники, найденные археологами?

  4. Как работают археологи?

  5. Что такое курган?

  6. Какие могильники вы знаете?

  7. Как называются археологические памятники?

  • каменного века;

  • бронзового века;

  • железного века.


Выполнение тестов:

Подчеркните правильный ответ:

1. Как называется наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным памятникам?

  • археология;

  • история;

  • геральдика.

2. Люди, какой профессии изучают прошлое по сохранившимся в земле предметам?

  • землекопы;

  • археологи;

  • реставраторы.

Соедините стрелками.

Как называются археологические памятники?

каменного века городища

бронзового века стоянки

железного века селища
Игра «Третий лишний».

Инструменты археолога (убрать лишнее)

  • кирка

  • лопата

  • ножовка

  • кисточка

  • карта

  • рубанок

  • пила

  • нож

  • тарелка





Дают полные и развернутые ответы

Выполняют тесты, взаимопроверка.



Задание выполняется устно

Подведение итогов

Комментарии
Объявление оценок за работу на уроке

Слушают комментарии учителя, подают дневники для выставления оценок


Домашнее задание

Сообщение домашнего задания и комментарии к нему.

1-ая дифференцированная группа: (1 уровень)

Написать по плану рассказ «Исторические находки в нашем крае».

  1. Название края (области).

  2. Археологические памятники нашего края.

  3. Краткое описание одного из археологических памятников нашего края.

  4. Интересные находки археологов в нашем крае.

  5. Где хранятся находки учёных-археологов?

  6. Почему надо беречь и охранять археологические памятники?

2-ая дифференцированная группа: (1 уровень)

Устный рассказ по выше предложенному плану на ту же тему.

3-ья дифференцированная группа: (2 уровень)

  1. Записать названия инструментов, необходимых археологам для раскопок.

2. Выполнить тест:
Соединить стрелками.

Как называются археологические памятники?

каменного века городища

бронзового века стоянки

железного века селища


Записывают домашнее задание



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница