Конспект урока по литературе в 8 классе «Постигая тайны мастерства…»



Скачать 45.82 Kb.
Дата20.11.2016
Размер45.82 Kb.
Конспект урока по литературе в 8 классе

«Постигая тайны мастерства…»

(Стихотворения в прозе И.С.Тургенева)

Учитель Тучина М.В.

Сегодня на уроке мы поговорим о «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева.



«Не было души более открытой, более тонкой, более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и благородного»,- так отзывался об И.С.Тургеневе французский писатель Ги де Мопассан.

  • Презентация « Русские и зарубежные писатели о Тургеневе».

Все знают Тургенева как автора рассказов, повестей, романов, даже стихов, но в конце своей жизни писатель обращается к необычному для русской литературы жанру - «стихотворение в прозе».

Явление необыкновенное, удивительное, привлекательное. Стихотворения Тургенева совершенны по форме, удивительно красивы, находят живой отклик в душах читателей.
- Что же такое «стихотворение в прозе»?
(Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме.)
- Каковы особенности этого жанра?
( -миниатюрность формы, краткость текста;

-богатое использование изобразительно-выразительных средств;

-эмоциональность повествования;

-ритмичность, музыкальность прозы;

-лирический герой- субъект переживаний и объект изображения.)
Стихотворения в прозе посвящены философским раздумьям писателя о жизни, о человеке, о себе.

Вы прочитали немало стихотворений. Давайте постараемся понять, какова общая тональность цикла, какие настроения преобладают в нём.


Ответы учащихся. Краткий анализ стихотворений (по выбору восьмиклассников).
Стихотворения, о которых вы сейчас говорили, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, радостными, чувствами автора, другие – печальными, ностальгическими, третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, светлое и печальное.
Как вы считаете, какой приём является сквозным мотивом тургеневского цикла?
(Контраст)
Какие контрастные мотивы можно выделить в прочитанных вами стихотворениях?
(-молодость и старость;

- любовь и смерть;

- вера и безнадёжность;

- борьба и смирение;

- трагическое и радостное;

- светлое и тёмное;

- жизнь и смерть;

- миг и вечность;

- прошлое и настоящее)
Перечисленные антитезы и станут основой нашей творческой работы.

Существуют различные виды стихотворений в прозе. Это и «белый стих», и верлибр, и даймонд. Обратимся к схемам, которые есть у вас на столах. Обратите внимание, что даймонд состоит из семи строк. Два существительных в первой и последней строках выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих первое существительное, третья строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвёртая строка состоит из четырёх слов, причём два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.


Композиция даймонда

существительное

прилагательное + прилагательное

глагол + глагол + глагол

характеристика 1-го понятия + характеристика 2-го понятия

глагол + глагол + глагол

прилагательное + прилагательное

существительное



Творческая работа учащихся.

Настоящим шедевром поэтического творчества Тургенева по праву считается его стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»


Чтение стихотворения подготовленным учащимся.
Какой композиционный приём избирает Тургенев при построении текста?
( Приём рефрена, который связывает мир прошлого и настоящего.)
Кстати, слова рефрена взяты Тургеневым из стихотворения Ивана Мятлева. Послушайте его.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Мини-презентация «Розы».


Как вы думаете, почему для рефрена выбрана именно эта строчка из стихотворения Ивана Мятлева?
Попробуйте в одном предложении сформулировать основную мысль стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».
Ответы учащихся.
Стихотворения в прозе справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности Тургенева. Писатель опасался, что «река времени в своём течении унесёт эти лёгонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли» назвал их Анненков. Взятые все вместе и объединённые в сборнике, эти стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита. Сам Тургенев писал: « Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет, и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Закрыта книга… Белые страницы,

Сомкнувшись накрепко, не шелестят,

Но мысли, как встревоженные птицы,

Куда-то вдаль без устали летят.


Своё волнение в душе не скрою,

Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев

Встаёт передо мною наяву.


Героев радости и огорченья,

Боль отреченья и любви слова.

Здесь в каждой строчке есть своё значенье,

Рождает мысли каждая глава.


И я страницу открываю снова,

Я вчитываюсь в строчки, не спеша.



В волшебный мир тургеневского слова

Вновь погружается моя душа.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница