Конспект урока для 8 класса школ VIII вида с использованием современных педагогических технологий. Бинарный урок «Путешествие в Эфиопию»



Скачать 222.24 Kb.
Дата20.11.2016
Размер222.24 Kb.
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 2 г. Владимира»


Конспект урока для 8 класса школ VIII вида с использованием современных педагогических технологий.


Бинарный урок «Путешествие в Эфиопию»

Подготовили:

учитель географии

I кв. категории Артамонова Ж.Ф. ,

учитель письма и чтения

высшей кв. категории Солоненко Т.В.


г. Владимир - 2014.

УРОК
Раздел: «Африка»

Тема урока: «Путешествие в ЭФИОПИЮ»
Цель: Формирование географических знаний учащихся по теме «Эфиопия», расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; создание условий мотивированного практического применения учащимися научных знаний, навыков и умений; расширение понятий и представлений, научение приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую.
Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить детей с ГП, ПУ, хозяйством, населением Эфиопия и её достопримечательностями.

2. Расширять у учащихся географические знания по данной теме посредством интегрированных и интегративных связей.

3. Вырабатывать умение вычленять главное в данной теме – от ГП зависит ПУ, от ПУ зависит занятость населения данной страны.

4. Показать учащимся практическую значимость географического материала по данной теме для дальнейшей жизни посредством формы урока-путешествия.

5. Продолжить работу над развитием речи школьников.

6. Формирование у учащихся убеждения в связности предметов (география, литература, история, математика, ОБЖ и т. д.), целостности мира.
Коррекционно-развивающие:

1. Развивать произвольное внимание, долговременную память, связанную речь учащихся посредством работы с настенной картой, раздаточным материалом, через выполнение проектных заданий.

2. Развивать мышление (анализ - через работу с алгоритмом изучения государства,

синтез – через мысленное объединение частных знаний в единое представление о государстве Эфиопия, сравнение - через сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними, обобщение – через объединение изученных предметов и явлений по существенным признакам).



3. Способствовать развитию познавательных способностей, творческой активности в добывании и применении знаний.

4. Помогать учащимся увидеть результативность проделанной работы через рефлексивную деятельность.

5. Развитие мелкой и крупной моторики учащихся через работу с мелким раздаточным материалом, работу с картой; пространственной ориентации и двигательной реакции через выполнение движений, продиктованных музыкальным ритмом.

6. Корригировать восприятие учащихся

7 . Обогащать активный словарный запас учащихся через разнообразные виды работ с географическими терминами на разных этапах урока.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать чувство уважения к другим странам, их народам, традициям и обычаям, толерантность.

  2. Воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей (синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных связей).

  3. Расширять кругозор учащихся.

  4. Прививать учащимся познавательный интерес к предметам «география» и «чтение» посредством применения информационных технологий.

5. Учить школьников формам человеческого общения.

6. Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса и творческой активности при индивидуальной и групповой работе.

7. Создать доброжелательную атмосферу, обеспечивающую творческое сотрудничество на уровне учитель-ученик, ученик-ученик.

8. Познакомить учащихся с интересными страницами истории семьи Пушкиных; способствовать укреплению семейных отношений на основе взаимопонимания, уважения и преемственности семейных традиций.

9. Воспитывать самостоятельность учащихся через выполнение проектных работ.
Основные знания:
с.55-57 учебник географии Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина «География материков и океанов» 8 класс

Основные термины и понятия: столовые горы (с206), родословная.


Оборудование и материалы: ШПП, дневник ученика, учебник географии Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина «География материков и океанов» 8 класс, М., «Просвещение», Приложение к учебнику «География материков и океанов» 8 класс, Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, дневник путешественника, настенная физическая карта полушарий, политическая карта мира, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, ИКТ.

Тип урока: урок – путешествие.

Форма урока: групповая
Межпредметные связи: География, чтение, математика, СБО, История.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Оргмомент


Повторение пройденного материала.


Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Словарная работа учеб. с.206

Музыкальная ФИЗМИНУТКА. Танцы народов Африки.

Итог урока.
Рефлексия.


Домашнее задание


Учитель географии.

Настроить учащихся на урок.

Дыхательная гимнастика «Кузнечные меха».

Гимнастика для глаз «Тренажёр Базарного»

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Эфиопию.
Найдите и покажите Эфиопию и её столицу на политической карте Африки.

В каких природных зонах расположена Эфиопия?

Что самое необходимое мы возьмём с собой в путешествие?

При подготовке к путешествию вы должны были решить задачу:

Расстояние от Москвы до столицы Эфиопии Аддис-Абебы составляет 5 тыс.150км. Скорость самолёта - 850 км в час. Сколько времени мы потратим на перелёт из Москвы до Аддис – Абебы?
Решение: 5150 : 850 = 6 часов
Итак, садимся в самолёт, пристёгиваем ремни безопасности и летим в Эфиопию.
Чтобы скоротать время в полёте займёмся делом. Игра «Собери материк» - по группам обучения, дифференцированно.

Какой материк получился?


Записываем в дневник путешественника: Африка.
Учитель географии.

1 слайд.

Государство Эфиопия расположено на востоке материка Африка.

Эфиопия расположена на востоке Африки Название страны значит «страна людей с обожжёнными солнцем лицами» На территории современной Эфиопии существовало одно из древнейших государств мира – Аксум.

В Эфиопии живут разные народы, они говорят на различных языках и диалектах. У большинства жителей страны (А как мы их называем?) – у эфиопов – черты лица, как у европейцев, а кожа тёмная, как у африканцев.

Записываем в дневник путешественника: страна –Эфиопия

Население - Эфиопы, 94 млн. чел.
Отправляемся в путешествие по центральной и северной частям страны.

3 слайд.

Эфиопия – горная страна. Запад и центр страны занимает Эфиопское нагорье.



4 слайд .

Самая высокая гора Эфиопского нагорья – Рас-Дашэн высотой 4.620 м.



Записываем в дневник путешественника:

Центральная и северная часть страны- Эфиопское нагорье

5 слайд.

Здесь часто бывают землетрясения.



6 слайд.

На севере Эфиопии находятся горы с плоскими вершинами (столовые горы*)

Столовые горы – горы с плоскими вершинами.

Записываем в дневник путешественника: Столовые горы – горы с плоскими вершинами.
7 слайд.

Главная река Эфиопии - Голубой Нил. Исток реки – горное озеро Тана.



8 слайд

Свои воды Голубой Нил несёт в Белый Нил.



Записываем в дневник путешественника: Голубой Нил.


9 слайд.

Высокие равнины Эфиопского нагорья заняты саваннами.

Эфиопское нагорье – одно из самых плодородных районов Африки.

В Эфиопии выращивают:

Кукурузу, пшеницу, ячмень, овёс, рис, инжир, оливки, апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, бананы, бобы.

Большинство крестьян используют примитивные средства обработки земли: пашут плугом на лошадях или быках, сеют вручную, жнут серпом. Из-за отсталости сельского хозяйства и частых засух урожаи невысокие и люди часто страдают от голода.



10 слайд Жительницы эфиопских деревень.

Крестьяне живут в круглых хижинах с острой крышей из соломы. Спят на кроватях, сделанных из камней, глины и соломы. Одежду хранят в больших плетёных корзинах, а продукты - в сосудах из тыквы. Жизнь в деревнях и посёлках обычно проходит на улице. Население в основном занято сельским хозяйством.



11 слайд.

Эфиопию называют хлебной корзиной Востока, так как здесь родина дикой пшеницы.



12 слайд.

Главное богатство страны – кофейные плантации. Эфиопия – родина кофе. Своё название это невысокое дерево с красными ягодами получило от названия провинции Каффа.



13 слайд.

Кофе арабика Эфиопия экспортирует во все страны мира.



Записываем в дневник путешественника:

Равнины Эфиопского нагорья - С/Х, родина дикой пшеницы, кофе арабика
Теперь отправляемся в восточную часть Эфиопии.

14 слайд.

Восточная часть Эфиопии заселена кочевыми племенами, которые занимаются скотоводством. В Эфиопии живут кочевники, которые часто меняют место жительства. Они постоянно перемещаются на верблюдах. На новом месте они разбивают шатры и налаживают хозяйство. По количеству скота на душу населения Эфиопия занимает одно из первых мест в Африке.



Записываем в дневник путешественника: Восточная часть Эфиопии - Кочевые племена занимаются скотоводством
Теперь отправляемся на юг Эфиопии.

15 слайд.

На юге Эфиопии в лесах живёт племя Мурси. Самое агрессивное племя .



Записываем в дневник путешественника:

Южная часть страны - Племя Мурси.

16 слайд.

Племя Цамаи.

Они обитают на въезде в Национальный парк долины реки Омо.

Записываем в дневник путешественника:

Юго-восточная часть Эфиопии. - Племя Цамаи. Национальный парк р. Омо
Музыкальная ФИЗМИНУТКА. Танцы народов Африки.


16 слайд.

Эфиопия – третья по численности населения страна в Африке, старейшая христианская страна, и одна из самых старейших в мире, после Армении.

В отличие от других африканских стран, никогда не была колонизирована. До 1945г страну называли Абиссинией. Эфиопия состоит из нескольких бывших полунезависимых областей – государств, крупнейшими из которых были Амхара, Годжам, Шоа и Тигре.

Промышленность в Эфиопии развита слабо, только текстильная и пищевая. В последние годы здесь стали собирать трактора из привозных деталей.

Эфиопия богата разнообразными полезными ископаемыми: золота, платина, марганец, и др

Столица Эфиопии – Аддис – Абеба.



17 слайд.

Столица Эфиопии – Аддис – Абеба. Это означает «новый цветок».

С севера и запада город окружают горы. Они защищают Аддис-Абебу от горячих ветров из пустыни, поэтому там всегда прохладно. В центре города много современных зданий;

Записываем в дневник путешественника: столица - Аддис –Абеба
18 слайд.

Дом Африки, (там находится штаб Организации Африканского Единства),



19 слайд.

Национальный театр, университет, банки, крупные магазины.



20 слайд.

Собор Святого Георгия.



21 слайд.

На окраине города улицы напоминают деревенские, там бродят коровы, ослы, вместо современных домов встречаются хижины.



22 слайд.

На всю Эфиопию славится базар в Аддис-Абебе. Он занимает несколько кварталов. Там можно купить необычные изделия эфиопских ремесленников: луки, пики, кожаные щиты, обувь из змеиной кожи и другие более обыденные вещи. Из традиционных ремесленных производств в Эфиопии развито ткачество, крашение тканей и гончарные ремёсла.


23 слайд.

Памятник А.С. Пушкину.

Но вот мы в центре города. Посмотрите на этот памятник. Какое знакомое лицо. Вы узнаете его?

Первый памятник А.С. Пушкину в Африке открыт 19 ноября 2002 года в центральной части города на улице Пушкина. Памятник освятил патриарх эфиопской православной церкви Абуна Паулос.

Место выбрано не случайно. Эфиопия является возможной родиной предков поэта А.С. Пушкина.

А так ли это?
Учитель чтения.

А сейчас, ребята, давайте с вами совершим еще одно путешествие, только не в пространстве, а во времени. Мы отправимся в далекий и загадочный 18 век в самое его начало, в год 1703. В это время Эфиопия была покорена и находилась под властью Турции.  



- Покажите Турцию на карте.

У владетельного эфиопского князя - вассала турецкого султана - в 1696 году родился сын Ибрагим. Чтобы держать покоренных в повиновении, турки брали сыновей знати в заложники. Не миновала эта участь и Ибрагима. В 1703 г. на восьмом году жизни его захватили в плен и отправили в султанский дворец в Стамбуле.

- Покажите на карте столицу Турции Стамбул.


В1705 г. русский посол в Константинополе (так русские называли Стамбул) Савва Рагузинский привёз арапченка в Россию в подарок царю Петру I, любившему всякие редкости и курьёзы. (слайд 2)

Показать, каким путем мог Ибрагим попасть в Россию из Эфиопии.

Об этой страничке его жизни небольшой проект подготовила ученица.

Примерное содержание проекта.

С детских лет мальчик находился при особе великого царя Петра I. Петр благоволил ему, стал ему крестным отцом, дал имя Абрам, отчество Петрович. Фамилию Ганнибал Абрам выбрал сам. (слайд 3)

Петр I всюду возил его с собой, сам учил его грамоте и разным наукам, а потом приставил к нему лучших учителей. Отправил учиться во Францию. (слайд 4)

Абрам Петрович не обманул надежд своего крестного отца, обладал природным умом и выказал недюжинные способности, стал выдающимся военным инженером, много сделал для своей новой родины России, получил высокое звание генерал-аншеф и умер в возрасте 85 лет.

Учитель чтения.

Детей у Ганнибала было одиннадцать, но до взрослых лет дожили четыре сына (Иван, Петр, Осип, Исаак) и три дочери (Елизавета, Анна, Софья).

Осип был третьим по старшинству сыном Абрама Петровича Ганнибала. Он служил в морской артиллерии.

Осип Абрамович был женат на Марье Алексеевне Пушкиной и имел дочь Надежду; после смерти мужа, Марья Алексеевна дала дочери блестящее воспитание, вывозила ее в свет, в высшее общество. Молодая и красивая креолка имела успех в этом обществе и скоро вышла замуж за гвардейского офицера, Сергея Львовича Пушкина. (слайд 5, 6)

Дочь сына Ганнибала, Осипа, Надежда Осиповна, была матерью великого русского поэта Александра Пушкина, в наружности которого сказались черты его африканского прадеда: курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого. (слайд 7, 8)

Александр Сергеевич действительно очень интересовался своими «корнями». Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве. В 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого. Для первоначального обустройства А.П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («дом А.П. Ганнибала»). В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («дом П.А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П.А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России.(слайд 9)

«К Языкову»

В деревне, где Петра любимец,

Царей, цариц любимый раб

И их забытый одноимец,

Скрывался прадед мой арап,

Где позабыв Елисаветы

И двор, и пышные обеты,

Под сенью липовых аллей

Он думал в охлажденны леты

О дальней Африке своей… (слайд 10)

Историю своего африканского прадеда отразил в повести «Арап Петра Великого», упоминал о своём происхождении от Ганнибала в стихотворениях: «К Юрьеву», «К Языкову» и «Моя родословная». (слайд 11)



Чтение отрывка из стихотворения: «Моя родословная»

«Моя родословная»

Решил Фиглярин, сидя дома,

Что черный дед мой Ганнибал

Был куплен за бутылку рома

И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двинулась земля,

Кто придал мощный бег державный

Рулю родного корабля.


Сей шкипер деду был доступен,

И сходно купленный арап

Возрос усерден, неподкупен,

Царю наперсник, а не раб. (слайд 12)



Слух о поэте Пушкине прошёл «по всей Руси Великой» и вышел за пределы не только страны, но и материка. В той же Африке, к примеру, памятники Пушкину есть в Гане и Эфиопии. В Аддис-Абебе памятник поэту был установлен в 2002 году на центральной городской площади под аккомпанемент военного оркестра. Осветил памятник работы скульптора А. М. Балашова патриарх Эфиопской ортодоксальной церкви Паулос. «О, Пушкин! Мы читаем его творения на английском, итальянском. Его творчество знают у нас, и делается много, чтобы лучшие поэты, писатели Эфиопии перевели произведения Пушкина на амхарский язык. Близок нам русский поэт потому, что его прадед был сыном африканского князя, мы в этом твёрдо уверены. Пушкин в какой-то мере порождён здесь. А портрет правнука эфиопа находится не только в музее, но и в картинной галерее писателей мира университетской библиотеки», – во время открытия памятника отмечал секретарь эфиопской организации поэт Ассэф Габриэ-Марьям. (слайд 13, 14)

В одном из писем 1831 года поэт признается: "... я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них". Также с уважением и любовью Пушкин относился к своим родителям, бабушке, дяде, сестре и брату, людям своеобразной индивидуальности. Просмотр видеофрагмента «Петровское - родовое имение Пушкиных».



Учитель чтения.Как велик и как мал наш мир. Мы такие разные, и в нас столько общего. Правнук сына эфиопского князя – великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин по-настоящему любил свою родину Россию и воспел ее в своих бессмертных произведениях. (слайд15)

Учитель географии.

Учитель делает вывод:

Итак, ребята, мы совершили путешествие в Эфиопию и вернулись на Родину, в наш город Владимир. Вспомните, пожалуйста, места нашего города, которые носят имя великого русского поэта.
Рефлексивный экран на доске:

-сегодня я узнал (а)…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял (а) задания…

-я понял (а), что…

- теперь я могу…

-я научился (ась)…

-я смог (ла)…

-меня удивило…

-урок дал мне для жизни …
Учитель записывает д/з на доске:

1. учить по дневнику путешественника.

2. проект. С помощью родителей попытаться

составить родословную своей семьи.


Сюрпризный момент: в класс стучится почтальон и приносит детям посылку «Из Эфиопии»

( в корзине инжир (фига, смоковница)


Рапорт дежурного.

На первом уроке, пока в помещении учебного класса достаточно свежо и чисто, следует выполнять упражнения дыхательной гимнастики.

Отвечают на вопросы с места и у доски:

Работают с настенной политической картой Африки.

высотная поясность в горах, саванны, пустыня.
Легкую одежду, тёплый свитер, удобную обувь, запас минеральной воды.
Учащиеся проговаривают домашнее задание.

Собирают материк –индивидуально.


Африка.
Записываем в дневник путешественника: Африка.


Слушают учителя

Записывают в дневнике путешественника.

Слушают рассказ учителя.


Записывают в дневнике путешественника.

Записывают словарное слово «Столовые горы» в дневнике путешественника.

Записывают в дневнике путешественника.

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайд

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайд

Записывают в дневнике путешественника.


Учащиеся слушают учителя и смотрят слайд

Записывают в дневнике путешественника.


Учащиеся слушают учителя и смотрят слайд

Под руководством ученика выполняют стилизованные танцевальные движения
Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды

Записывают в дневнике путешественника.

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды

Дети всматриваются и узнают памятник А.С. Пушкину.

Ученик показывает на карте Турцию.

Ученик показывает на карте Стамбул.


Ученик показывает на карте возможный путь.

Ученица зачитывает проект.

Учащиеся слушают ученицу

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды

Учащиеся слушают учителя

Читает ученик. Учащиеся слушают ученика.

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды.

Учащиеся смотрят фрагмент фильма.

Дети отвечают: парк имени Пушкина в центре города., улица Пушкина рядом со школой.


Учащиеся друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.


Записывают домашнее задание в дневники


Каждый ученик угощается инжиром.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница