Конспект урока биологии в 7 классе по программе Пасечника В. В. «Что живо, то и хитро» («Разнообразие животного мира») Жукова Надежда Николаевна



страница1/2
Дата19.11.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2
Cеть творческих учителей www.it-n.ru

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО»

Четвертый этап Интернет - фестиваля «Методические находки учителя. Начало года. Первый урок биологии».

Конспект урока биологии в 7 классе по программе Пасечника В.В. «Что живо, то и хитро» («Разнообразие животного мира»)

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области
УМК:

1.Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

2.Биология: 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Автор-составитель Г.М.Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. – 92 с.

3.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил.



Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Разнообразие животного мира

Имя урока: Что живо, то и хитро (Слайд 1)

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок открывает изучение учащимися царства животных.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Создание условий для изучения и применения учащимися знаний о многообразии животных.

Образовательные задачи:

  • Способствовать повторению, обобщению и систематизации учащимися знаний о классификации живых организмов на царства и таксоны; о классификации сред обитания организмов.

  • Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися понятия «жизненная форма», уяснению смысла конвергенции.

  • Способствовать пониманию учащимися многозначности терминов «форма», «образ», значения слова «разнообразие».

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:



  • познавательных УУД (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы;

  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, планирования, рефлексии;

  • коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы: животных.

  • Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты.

Методы, приемы работы: методы рефлексии содержания учебного материала – предположение темы по картинам художника-анималиста, составление схемы; построение диаграммы; создание образа животного определенной жизненной формы; рефлексия по окончанию урока.

Материалы и оборудование: полоски цветной бумаги, распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиапроектор, экран.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Этапы урока:

  • Мотивация, целеполагание. Актуализация знаний

  • Изучение нового материала

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация, целеполагание. Актуализация знаний

Ребята! Говорит ли Вам что-либо название профессии «художник-анималист»?


(Слайд 2) Посмотрите внимательно на картины Лосева Григория Васильевича. Что их объединяет?
Действительно, объектами его картин являются animalia - животные - со времён Аристотеля выделяемая категория организмов, которая в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства.

Животные являются основным объектом изучения науки зоологии.

Современная зоология - это целая система наук о животных. Одни из этих наук исследуют строение, поведение животных, их взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле; другие посвящены изучению отдельных групп животных, например, только рыб (ихтиология), только насекомых (энтомология), только птиц (орнитология) и пр.

Как изображаются животные художником?


- Животные изображены сюр-реалистично, но чувствуется, что художник любит их, хорошо знает индивидуальные особенности.



(Слайд 3) Постарайтесь предположить тему и цель нашего урока

Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с разнообразием животного мира. Мы должны найти ответ на вопрос: в чем причины многообразия животных?

Подумайте в течение занятия, почему имя урока «Что живо, то и хитро».
(Слайд 4) Обратимся к этимологии слов.

Значение слова «образ» по Ефремовой:



  • Внешний вид, облик кого-либо, чего-либо;

  • Живое, наглядное представление о ком-либо, о чем-либо;

  • Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п.

  • устар. Изображение. Икона [1]

Каким значением слова применительно к животным мы воспользуемся?
Значение слова «разнообразие» по Ушакову:

  • Отсутствие однообразия, монотонности;

  • Наличие несходных, неповторяющихся элементов в чем-нибудь.

Разнообразие жизни. Разнообразие впечатлений. Внести разнообразие в жизнь. «Всё высокое и всё прекрасное основано на разнообразии, на контрастах». А. Островский.[2]
Отразите на схеме, в чем может выражаться разнообразие животных?

Животные различны по строению и образу жизни, величине. Про человека-ловкача говорят: «Этот и сквозь игольное ушко пролезет». А есть ли животные, которые так малы, что могут пройти сквозь игольное ушко?



(Слайд 5) Да. Есть микроскопические животные, например простейшие, ракообразные. Cамое большое на Земле животное, достигающее в длину 30 м и массы 150 т Вы, конечно же, знаете. Это - синий кит. Мини и макси животного мира…

Познакомиться с другими животными, отличающимися друг от друга размерами, Вы можете в Интернете. Сделайте вывод.


В федеральном законе «О животном мире» говорится:

«Биологическое разнообразие животного мира - разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах».

Используя предложенную схему «Биологическое разнообразие животного мира» составьте личный план изучения данной темы, раскрасьте его, выделив разными цветами то, что вы знаете, и, то, что предстоит изучить. В дальнейшем, заинтересовавшись, Вы можете продолжить знакомство с разнообразием животных по этому плану.


И хотя наша схема далеко не полная, сегодня на уроке мы не сможем разобрать все виды разнообразия, уделим лишь внимание систематическому разнообразию животных и разнообразию их жизненных форм.

Определение общего числа видов живых организмов, которые обитают на поверхности нашей планеты и в ее океанах, - один из основных, но, тем не менее, самых туманных вопросов в биологии. Парадокс: как ни странно, но мы больше знаем о количестве звезд в нашей галактике, чем о числе живых организмах на своей планете.

(Слайд 6) Международная группа исследователей предсказывает, что всего на Земле должно существовать 8.7±1.3 млн. видов. Из них около 7,7 млн. видов животных, 298 000 растений, 611 000 видов грибов и 36 400 видов простейших. Около 2.2 млн. видов являются обитателями морей и океанов. (Фото рыбы-капли)

Вид (лат. species) - основная структурная единица биологической систематики живых организмов; таксономическая, систематическая единица; группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.[3]

Вид в зоологии - это группа животных, сходных между собой по всем существенным признакам строения и жизнедеятельности, обитающих на определенной территории и дающих плодовитое потомство.

(Слайд 7) В труде «Система природы» (1735 г.) шведского натуралиста Карла Линнея были заложены основы современной систематики животных и растений. Линней ввёл для обозначения вида двойную латинскую номенклатуру (так называемую бинарную номенклатуру), в которой каждый вид обозначается названием рода и следующим за ним видовым названием.

(Слайд 8) Обратите внимание на названия зайцев:

Заяц-беляк;

Заяц-русак;

Заяц-толай;

Манчжурский заяц;

Белохвостый заяц;

Тибетский курчавый заяц;

Африканский заяц;

Бушменов заяц;

Американский беляк;

Бирманский заяц;

Лазающий заяц;

Капский заяц и др. [4]

Подчеркните название рода и запишите его.



(Слайд 9) «Матрешка» таксонов. Сходные виды объединяются в роды: например, зайцы-беляки, зайцы-русаки, зайцы-толаи и др. относятся к роду Заяц. Роды объединяются в семейства. Так, кролики, внешне похожие на зайцев, но роющие норы, рождающие слепых, беспомощных детенышей, относящиеся к роду кроликов, вместе с зайцами принадлежат к семейству Зайцевые. Животные семейства зайцевых и близкие к ним по родству животные семейства пищуховых входят в отряд зайцеобразных. Более крупные систематические группы животных - классы, типы, которые входят в состав царства. Царство животных включает два подцарства: Одноклеточные животные, или Простейшие, и Многоклеточные животные, которые объединяют более 20 типов и несколько сотен классов. [5]

Заполните свой шаблон систематических единиц, начиная с самой маленькой или самой большой единицы.

Находки новых видов не прекращаются, каждый год систематики описывают десятки и сотни новых видов. Но… около 86% наземной и 91% морской живности пока умудряется не показываться человеку на глаза. [6]

Число описанных видов живых организмов на Земле составляет по состоянию на 2011 год примерно 1,7 миллиона, в том числе: позвоночные животные - 64 тысячи видов, беспозвоночные животные - 1,3 миллиона видов, растения, включая красные и зелёные водоросли - 308 тысяч видов, грибы, включая лишайники - 48 тысяч видов:



Группа организмов

Число описанных видов (2011 г.), тыс.

Тип Хордовые (Позвоночные) животные

Класс Млекопитающие

5,5

Класс Птицы

10,1

Класс Пресмыкающиеся

9,4

Класс Земноводные

6,8

Класс Рыбы

32,1

Тип Членистоногие животные

Класс Насекомые

около 1000

Класс Паукообразные

102,2

Класс Ракообразные

47

Тип Моллюски

85

Коралловые полипы

2,2

Прочие животные

68,8

Цветковые растения

268

Голосеменные

1,1

Сосудистые споровые

12

Мохообразные

16,2

Красные и Зелёные водоросли

10,4

Бурые водоросли

3,1

Лишайники

17

Грибы

31,5 [3]

Каких животных по числу описанных видов Вы бы поместили «на пьедестал», распределив 1, 2 и 3 места?

Приклейте в тетрадь прямоугольники разной величины (учащимся выданы три равные по величине полоски зеленой, красной и желтой бумаги), условно обозначающие количество видов данных таксонов (соотнесите величину прямоугольников с числом видов). Как применить математику для быстрого расчета при построении диаграммы?



(Слайд 10) У Вас должно получиться следующее распределение животных:

1. Тип членистоногие (ракообразные + паукообразные + насекомые) (1.149.200 видов)

2. Тип моллюски (85000 видов)

3. Тип хордовых (рыбы + земноводные + пресмыкающиеся + птицы + млекопитающие) (63900 видов)

Пропорция будет такой: членистоногие: моллюски: хордовые = 13,52 : 1 : 0, 75

Какой вывод мы сделаем?



(Слайд 11) Проанализируйте диаграмму, отражающую глобальные экологические проблемы и сделайте вывод самой масштабной проблеме на планете о значении биоразнообразия.

К сожалению, по самым скромным оценкам за последние пять столетий с лица Земли исчезло около 900 видов растений и животных. В ближайшем будущем к этому списку могут присоединиться ещё более 10 000 видов живых организмов.

Вот лишь некоторые факты:


  • 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов;

  • В настоящее время на Земле обитает 17 видов пингвинов. Численность популяций 12 видов из них быстро сокращается;

  • Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца в мире составляет $7,2 миллиардов долларов. С 1980 года по настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%. Эксперты считают, что в ближайшие 10 лет этот вид может исчезнуть совсем.

  • Только 3 200 особей тигров осталось на Земле. За последнее столетие численность этого вида животных на Земле сократилась на 97%.

Рейтинг стран по количеству исчезающих видов живых организмов: 1. Эквадор (2 211), 2. США (1 203), 3. Малайзия (1 166), 4. Индонезия (1 126), 5. Мексика (900), 6. Китай (841), 7. Австралия (874), 8. Бразилия (769), 9. Индия (687), 10. Филиппины (682), 11. Колумбия (658), 12. Танзания (607), 13. Мадагаскар (581), 14. Шри-Ланка (546), 15. Перу (545), 16. Камерун (534), 17. Таиланд (467), 18. Папуа - Новая Гвинея (448), 19. Вьетнам (417), 20. Южная Африка (407). [7]

Наиболее значимая потеря для планеты – исчезновение видов, снижение биоразнообразия. Неслучайно, 2010 год был объявлен Международным Годом Биоразнообразия. Каково значение биоразнообразия?

Вывод: Существует три основных типа биоразнообразия:


  • генетическое, отражающее внутривидовое разнообразие и обусловленное изменчивостью особей;

  • видовое, отражающее разнообразие живых организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов);

  • разнообразие экосистем, охватывающее различия между типами экосистем, средами обитания и экологическими процессами. Разнообразие экосистем отмечается не только по структурным и функциональным составляющим, но и по масштабу - от биоценоза до биосферы.

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - это разнообразие всего живого на Земле - от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете. Однако биоразнообразие охватывает и всю совокупность природных экосистем, которые слагаются этими видами. Таким образом, под биоразнообразием следует понимать разнообразие организмов и их природных сочетаний. На основе биоразнообразия создается структурная и функциональная организация биосферы и составляющих ее экосистем, которая определяет их стабильность и устойчивость к внешним воздействиям.

Все типы биологического разнообразия взаимосвязаны: генетическое разнообразие обеспечивает разнообразие видов; разнообразие экосистем и ландшафтов создает условия для образования новых видов; повышение видового разнообразия увеличивает общий генетический потенциал живых организмов биосферы. Каждый вид вносит свой вклад в разнообразие, и с этой точки зрения не существует бесполезных или вредных видов. [8]

Сегодня мы с Вами говорим о видовом разнообразии животных.

Озвучивание ответов учащихся:

- Нет…
- Изображение животных…

- С юмором…

- Их можно узнать, хотя формы некоторых животных изменены.

- Изучение разных животных…

- Выяснить, почему животных много?

- Узнать, почему животные такие разные?


Запись в тетрадь темы урока

Учащиеся работают с Приложением № 1. Значение слов в толковых словарях (образ, разнообразие)
- Образ – внешний вид, облик

- В поведении;

- В различном строении;

- Обитают в разных природных зонах;

- Отличаются размерами…

Вывод: - Животные имеют разные размеры


Работа учащихся с Приложением № 2. «Биологическое разнообразие животного мира»

Работа с Приложением № 3 «Родо-видовые названия зайцев»

Работа с Приложением № 4 «Пирамида таксонов»

- Тип членистоногие, тип хордовые, тип моллюски

Работа учащихся с Приложением № 5. «Число описанных видов», построение простейшей диаграммы


Вывод: - Царство животных - самое многочисленное по числу видов.

Вывод: - Самая существенная экологическая проблема сегодня – снижение биоразнообразия планеты.


Озвучивание ответов учащихся:

- Чем больше видов, тем они разнообразнее…

- Большое число видов делает биосферу устойчивой…

- Человек и его хозяйственная деятельность приводят к исчезновению некоторых видов…


РУУД: целеполагание

КУУД: мини-выступление; ПУУД: анализ информации, обобщение

РУУД: рефлексия: предположение темы урока

ПУУД: анализ и отбор информации

ПУУД: схематизация материала

ПУУД: умение обобщать, делать вывод


РУУД: умение планировать, ЛУУД: личностный выбор содержания материала

ПУУД: умение классифицировать

ПУУД: схематизация материала

ПУУД: сравнение по заданным критериям, перевод цифрового текста в диаграмму

ПУУД: умение делать вывод


ПУУД: умение делать вывод

КУУД: мини -выступление, аргументация


Изучение нового материала

В течение урока мы ищем ответ на вопрос: почему мир животных многообразен?

Один из ответов: Животные обитают во всех средах жизни.

Приспособленность животных к своим средам жизни и конкретным местам обитания наблюдается в их строении и образе жизни. Часто только по внешнему облику животного можно определить, где оно живет, как передвигается, чем питается.



(Слайд 12) Вспомните сказку Андерсена «Дюймовочка». Есть ли у Вас образ крота, жабы, жука, ласточки, бабочки и др. животных из этой сказки?

Посмотрим на реальных животных. Копательные ноги крота и неразвитость его глаз свидетельствуют о его роющем образе жизни в почве, а плавательные перепонки между пальцами задних ног у лягушки - о приспособлении к передвижению в воде.

Познакомимся с понятием «жизненная форма»

Обратимся снова к толковым словарям.

Значение слова «форма» по Ефремовой:


  • Наружный вид, внешние очертания предмета.

  • Установленный образец чего-либо; шаблон оформления документации (например, написать отчет по форме).

  • Литейная форма - приспособление в литейном производстве для получения отливок.

  • Вид, жанр, разновидность произведений искусства.

  • Разновидность животного или растительного организма, минерала.

  • Очертания частей тела, фигура.

  • перен. Способ проявления какого-либо действия.// Вид, характер заболевания. Форма государственного правления.

  • перен. Установленный порядок совершения чего-либо // Принятые нормы поведения

  • Одежда установленного образца (для военных, учащихся и т.п.).

  • перен. Состояние человека, отражающее степень готовности использовать свои силы, умение, способности.

  • перен. Внешняя сторона чего-либо, не выражающая сути (а иногда и противоречащая ей); видимость чего-либо.

  • Любая поверхность с рельефным, углубленным или иным изображением (в полиграфии).

  • Лекарственная форма. [9]

Значение слова «форма» по словарю синонимов:

- конфигурация;

- фигура [10]



Конечно, мы воспользуемся первым значением: форма – наружный вид животного

(Слайд 13) Форма (лат. forma - "вид, облик, лик, обличье, наружность, внешность") - единство внутренней структуры и качеств внешней поверхности какого-либо объекта. [11]

(Слайд 14) Впервые на сходство форм разных видов животных в связи со сходным образом жизни указал в XIX в. К. Ф. Рулье, профессор Московского университета. В лекциях по зообиологии он описал общие черты «водяных», «воздушных» и «земляных» животных, указав на приспособления к плаванию, полету, прыганью, лазанью и рытью.

Термин «жизненная форма» и его определение были введены в экологию при исследовании растительности датским ботаником Йоханнесом Вармингом в 1884 г.

Жизненная форма - экологический тип животных, образованный представителями разных отрядов, живущих в сходных условиях, вырабатывающих близкий образ жизни и обладающих подобной формой тела. [12]

Жизненная форма - внешний облик и биологические особенности, отражающие приспособленность организма к определенным условиям среды обитания.

Существует много различных классификаций жизненных форм животных: по особенностям размножения (живородящие яйцекладущие, размножающиеся под землей, на поверхности земли и т. п.); способам передвижения или добывания пищи (растительноядные, хищники, всеядные и т. д.); по приуроченности к определенным экологическим нишам, ландшафтам, ярусам. [13]

Самая простая классификация дана А. Н. Формозовым для зверей, по этой классификации выделяют следующие жизненные формы:



  • Наземные;

  • Подземные (землерои);

  • Древесные (обитатели древесного яруса);

  • Воздушные;

  • Водные.

На характере жизненных форм животных в первую очередь сказывается их перемещение в средах.

Так, например одну жизненную форму имеют животные, обитающие в водной среде – млекопитающие, рыбы, птицы (дельфин, акула, пингвин), такую же жизненную форму имело вымершее пресмыкающееся ихтиозавр.

Другую жизненную форму имеют обитатели воздушной среды – птицы, летучие мыши, насекомые и летающие рыбы, третью - различные землерои, обитатели почвы.



(Слайд 15)

Внешнее сходство, возникающее у представителей разных неродственных групп и видов в результате сходного образа жизни, называют конвергенцией.

Она затрагивает преимущественно те органы, которые непосредственно взаимодействуют с внешней средой, и гораздо слабее проявляется в строении внутренних систем - пищеварительной, выделительной, нервной и др. Посмотрите, как похожи роющие конечности крота (млекопитающее) и медведки (насекомое).
Сейчас, работая в парах, Вы создадите образы животных, которых условно назовём: «летун», «подводник», «прыгун», «лазатель», «землекоп», подберите примеры типичных животных для каждой группы.

Слайд 16. Определите, к какой жизненной форме будет относиться летучая рыба и лазающий заяц.

Вывод: Форма тела животных отражает их приспособленность к определенному образу жизни. Даже неродственные виды могут быть внешне похожими, если ведут сходный образ жизни в сходной среде. Некоторые организмы имеют своеобразные универсальные приспособления. На примере летучей рыбы и лазающего зайца мы убедились в этом. У лазающих форм возможно сочетание признаков лазанья и полета. Многие из них могут, забравшись на высокое дерево совершать длинные прыжки-полеты. Часто встречаются животные способные к быстрому бегу и полету, одновременно несущие оба набора этих адаптаций. Из насекомых это жуки-скакуны семейства жужелицы, из птиц: дрофа, стрепет, коростель.


Озвучивание ответов учащихся:

- Крот слепой, живет под землей…

- Жаба плавает, живет в болоте…

- Бабочка летает…

- У ласточки есть крылья, она перелетная птица…

Учащиеся работают с Приложением № 1. Значение слов в толковых словарях (образ, разнообразие)

Запись классификации ЖФЖ Формозова в тетрадь


Учащиеся работают с Приложением № 6. «Приспособления животных к жизни в различных средах обитания. Жизненные формы животных»

Озвучивание ответов учащихся. Вывод: Жизненные формы животных – разные. Конвергентное сходство объясняется обитанием в сходных условиях среды.


РУУД: рефлексия: что знаю

ПУУД: анализ и отбор информации

ПУУД: классификация


КУУД: умение работать в паре, мини-выступление; ПУУД: анализ и отбор информации; РУУД: рефлексия содержания материала



(Слайд 17) Рефлексия содержания материала

1.Можно ли утверждать, что внешний облик животного определяется местом или средой его обитания? Докажите или опровергните это.

2.Почему на опушке леса жизненные формы обитателей будут более разнообразны, чем в лесу или на лугу?

3.Все ли птицы летают? Чем нелетающая птица должна отличаться от летающей? Могут ли летать лягушки, змеи, рыбы, звери?

4. Почему животные так разнообразны?

5. Почему имя урока «Что живо, то и хитро»?



Рефлексия чувств, эмоций, настроения

Что Вы чувствовали в начале урока и что Вы чувствуете сейчас?

Согласны ли Вы сделать себе подобную прическу в виде головы животного? Почему?

Рефлексия деятельности

Поработав в паре, Вы предпочтете выполнять домашнее задание:



  • индивидуально, так как …

  • в паре, так как…

Озвучивание ответов учащихся.

РУУД: рефлексия;

ЛУУД: осознание личностной значимости материала



(Слайд 18) Домашнее задание

  1. В мире музыки есть «Горячая десятка», «Хиты недели» и пр. рейтинги. Выбери свою номинацию для животных и подбери к ней иллюстративный ряд, используя Интернет.

  2. Внимательно понаблюдай за животными, которые тебе встречаются дома, по дороге в школу, в лесу. Определи их жизненные формы.

  3. Составь описание жизненной формы животного-паразита.

Запись домашнего задания по выбору учащихся.

ЛУУД: осознанный выбор д/з


(Слайд 19-20) Источники Интернета:

  1. http://tolkslovar.ru/o1707.html Образ

  2. http://www.slovopedia.com/3/208/829847.html Толковый словарь Ушакова Разнообразие

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B4 Вид

  4. http://zaikinmir.ru/vidi-zaicev/lazajushij-zajac.html Виды зайцев

  5. http://scienceland.info/biology7/zoology Классификация

  6. http://imbg.livejournal.com/226210.html Число видов

  7. http://www.priroda.su/item/1409 Исчезновение видов

  8. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/biologicheskoe-raznoobrazie.html Биоразнообразие как основа стабильности биосферы

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0 Форма

  10. http://tolkslovar.ru/f2271.html Форма

  11. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/ Форма

  12. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RGontltt:l!(uws: Жизненная форма

  13. http://ggf.bsu.edu.ru/ElBook/Ekologia/text/1_07.html ЖФЖ

  14. http://ecodelo.org/2143-92_prisposobleniya_k_konkretnoi_srede_obitaniya-kakuyu_ekologiyu_prepodavat_malenkim_detyam Приспособления к средам обитания

  15. http://www.zoopicture.ru/lazayushhij-zayats/ Лазающий заяц

  16. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22592/ Лазающий заяц

  17. http://ianimal.ru/topics/letuchaya-ryba Летучая рыба


Cеть творческих учителей www.it-n.ru

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО»

Четвертый этап Интернет - фестиваля «Методические находки учителя.

Начало года. Первый урок биологии».

Приложения для учителя для урока биологии в 7 классе по программе Пасечника В.В. «Что живо, то и хитро» («Разнообразие животного мира»)

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области

Приложение № 1. Лосев Григорий Васильевич



http://artreestr.org/i/MemberAuthors/ra/GRIGLOSEV.jpg Лосев Г.В.

Родился в 1960 г. в г. Москве.


1985 г. – окончил Московский Архитектурный институт.
1989-91гг. - художник-аниматор студии анимационных фильмов «ПИЛОТ».
С 1991 года профессионально занимаясь живописью, сотрудничает с галереями:
в Москве: "А-Стади", "Визит", "Геоид", "Кук", "Марс", "СТ-Арт", "Центр-М", Visions Fine Art Gallery и др.;
в Англии: "Mobil-ART";
в США: "Lapis-Samo".
Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Профессионального Союза Художников России. Живет и работает в Москве.
1994 г. - дипломант конкурса "Альтернатива". Москва. Фонд НАН. Мэрия.
1997 г. - дипломант Конкурсной Выставки "Золотая кисть".ЦДХ.
2003 г. - призер Мальтийского международного АРТ-Биенале.
1996-2010 гг.- постоянный участник Московского международного салона современного искусства "Арт-Манеж"
Участник Международных художественных Ярмарок в Манеже и художественных Салонов в ЦДХ (Москва).
Работы находятся в частных и корпоративных коллекциях стран Европы, Америки, Азии, а также в Музее Современного Искусства (Museo d’Arte Moderna «P.Felice Rossetti») г.Сиена, Италия и Музее Академии Темпра , Мальта.

http://artreestr.org/modules.php?name=MemberAuthors&do=showpic&pid=1034
Приложение № 2. Жизненные формы животных

Жизненная форма прыгающих животных (кузнечики, тушканчики, кенгуру) отличается компактным телом с удлиненными задними и укороченными передними конечностями. Многие из них имеют длинный хвост, который играет роль балансира, помогающего резко изменять направление движения.

Интересна экологическая адаптация у обитателей пещер (пещерные саламандры, слепой жук, слепой рак, желтоватая рыбка, др.). Постоянно обитая в условиях высокой влажности и постоянной температуры, они претерпевают упрощение в строении покровов (например, отсутствует чешуя). У них глаза атрофированы (в полной темноте они не выполняют характерных для них функций), зато имеются, например, длинные усики – органы осязания и острое обоняние, помогающее им отыскивать пищу. Обитатели пещер живут по собственным часам, их активность не связана со сменой дня и ночи.

Сходные жизненные формы животных встречаются в сходных условиях жизни на разных континентах. Замечательный пример параллельной эволюции – сумчатые и плацентарные животные разных видов: плацентарному волку соответствует сумчатый волк, летяге – сумчатая летяга, муравьеду – сумчатый муравьед, обыкновенному кроту – сумчатый крот.


У животных жизненные формы поразительно разнообразны, поскольку, во-первых, растениям присущ главным образом оседлый способ существования и, во-вторых, форма их существования непосредственно зависит от поиска, качества и способа добывания ими пищи. Животные обычно все время подвижны и активны в добывании пищи (исключение составляют отдельные животные водной среды, ведущие сидячий образ жизни).

Один из крупнейших современных экологов Д. Н. Кашкаров так определяет жизненную форму животных: «Тип животного, находящийся в полной гармонии с окружающими условиями, мы называем жизненной формой. В жизненной форме, как в зеркале, отражаются главнейшие, доминирующие черты места обитания».

В 1938 г. Д.Н. Кашкаров выделил следующие группы:



  • Плавающие формы

1.Чисто водные: а).нектон – организмы, способные активно передвигаться на значительные расстояния; б). планктон – совокупность пассивно плавающих в толще воды организмов; в). бентос – обитатели дна;

2. Полуводные: а). ныряющие; б). не ныряющие; в). лишь добывающие из воды пищу;



  • Роющие формы

1. Абсолютные землерои (всю жизнь проводящие под землей);

2. Относительные землерои (выходящие на поверхность);



  • Наземные формы

1. Не делающие нор: а). бегающие; б). прыгающие; в). ползающие;

2. Делающие норы: а). бегающие; б). прыгающие; в). ползающие;

3. Животные скал;


  • Древесные лазающие формы

1. Не сходящие с деревьев;

2. Лишь лазающие по деревьям;



  • Воздушные формы

1. Добывающие пищу в воздухе;

2. Высматривающие пищу с воздуха.

В связи с воздействием температуры животные делятся на следующие группы:


  • Холоднокровные (пойкилотермные)

1.Деятельные весь год;

2. Деятельные часть года: а) летоспящие; б) зимоспящие;



  • Теплокровные (гомойотермные)

1.Оседлые: а). деятельные весь год б). деятельные часть года (летоспящие, зимоспящие);

2. Сезонные: а). гнездящиеся; б). зимние; в). летние; г). пролетные.

Самая простая классификация дана А. Н. Формозовым для зверей, по этой классификации выделяют следующие жизненные формы:


  • Наземные;

  • Подземные (землерои);

  • Древесные (обитатели древесного яруса);

  • Воздушные;

  • Водные.

Между этими группами можно выделить различные переходные типы. Например, околоводные животные, к которым относятся ондатра, бобр, выдра.

Птиц В.П. Белик (1992) классифицировал по группам биотопов:



  • Дендрофилы – птицы, населяющие древесно-кустарниковый ярус и опушки, добывающие пищу с помощью лазания (голуби, попугаи, дятловые, воробьиные), (лесные - большинство куриных, казуары, киви, совы, козодои);

  • Склерофилы – птицы связанные с разнообразными выходами коренных пород – скалами, береговыми обрывами, оврагами, добывающие пищу в полете над водой - трубконосые;

  • Кампофилы – приурочены к наземным местообитаниям открытых ландшафтов, гнездятся и собирают корм на земле (журавлиные, страусы нанду, ржанковые, длиннокрылые);

  • Лимнофилы – обитатели комплекса биотопов внутренних водоемов и болот; (некоторые воробьиные, голенастые, фламинго);

  • Гидрофилы – птицы, добывающие пищу с помощью плавания и ныряния (гагары, большинство веслоногих и гусиных, пингвины).

Самые широкие спектры жизненных форм принадлежат насекомым. В.В. Яхонтов выделяет следующие жизненные формы (1969):

  • Геобионты - обитатели почвы;

  • Эпигеобионты - обитатели более или менее открытых участков почвы;

  • Герпетобионты - живущие среди органических остатков на поверхности почвы (под опавшей листвой, в подстилке);

  • Хортобионты - обитатели травяного покрова;

  • Тамнобионты – обитатели кустарников;

  • Дендробионты – обитатели древесного яруса;

  • Ксилобионты - обитатели древесины;

  • Гидробионты - водные насекомые.

 Следует отметить, что понятие жизненной формы следует отличать от понятия экологической группы организмов. Жизненная форма отражает весь спектр экологических факторов, к которым приспосабливается тот или иной организм, и характеризует специфику определенного местообитания. Экологическая же группа обычно узко специализирована в отношении отдельного фактора среды: света, влаги, тепла и т. д. (уже упоминавшиеся нами гигрофиты, мезофиты, ксерофиты – группы растений по отношению к влажности; олиготрофы, мезотрофы, эвтрофы – группы организмов по отношению к трофности, плодородию почв и т. п.).



http://ekolog.org/books/3/2_5_2.htm

На форму быстро движущегося в жидкости тела накладывают жесткие ограничения законы физики. На него действует лобовое сопротивление, которое зависит от природы жидкости, скорости движения, площади проекции тела перпендикулярно направлению движения и длины тела в направлении потока. Для жидкости с такой вязкостью и плотностью, как вода, лобовое сопротивление для тел одинакового объема минимально, если отношение длины к наибольшему диаметру равно примерно 4,5. Хорошие пловцы среди животных обладают именно такими пропорциями, хотя достигают этого разными средствами. Плывущие кальмары так складывают щупальца, что тело становится торпедообразным, с оптимальным соотношением длины и диаметра, их скорость достигает 41 км/ч. У рыб большое значение имеет форма хвостового плавника; тюлени соединяют и вытягивают задние ласты. По пропорциям тела можно судить о максимально возможной скорости животного в воде. Дельфин-белобочка может плыть со скоростью 44 км/ч, тогда как тюлени, пропорции которых менее оптимальны, – не более 20 км/ч. Обтекаемость тела, таким образом, – необходимый путь приспособления к быстрому движению в воде.

У рыб различают следующие формы тела (по Г. В. Никольскому, 1974):


  • Стреловидная (сарган);

  • Торпедовидная (скумбрия);

  • Сплющенная с боков (лещ);

  • Тип луны-рыбы;

  • Тип камбалы;

  • Змеевидная (угорь);

  • Лентовидная (сельдяной король);

  • Плоская (скат);

  • Шаровидная (кузовок).

Форма тела рыб связана с тем, каким способом и с какой скоростью они передвигаются в воде – более плотной и вязкой среде, чем воздух. Торпедовидный тип тела имеют самые хорошие пловцы пелагиали (скумбрия, кефаль, лососи и др.). Виды со стреловидной, более вытянутой формой также приближаются к ним по скорости плавания в толще вод (сарган, щука). Сплющенное с боков тело – у рыб с меньшей скоростью, но такая форма позволяет хорошо маневрировать. Рыбы со змеевидным телом (угри, морские иглы и др.) обитают в зарослях. Морские коньки и тряпичники имитируют водоросли по форме. Лентовидное тело – сильно вытянутое и сплющенное с боков – у плохих пловцов (сельдяной король и т. п.). Рыбы, плавающие в придонных слоях, могут быть также шаровидными (кузовки), сплющенными дорзо-вентрально (скаты, морской черт). Движение рыб обеспечивается либо изгибанием всего тела, либо, при неподвижном теле, колебательными движениями разных плавников.

Большая часть рыб имеет типичную, т. е. обтекаемую, форму тела со всеми гидродинамическими свойствами. Однако формы тела адаптированы к конкретным условиям существования. Поскольку эти условия крайне разнообразны, эволюция реализовала у рыб всевозможные варианты форм тела.



http://fish-collection.com/stroenie-rib/forma-tela-rib.html
Жизненные формы мелких почвенных членистоногих коллембол выделяют на основе их приуроченности к определенным слоям почвенного профиля, так как в почве с глубиной резко меняется весь комплекс условий обитания; размеры полостей, освещенность, режим температуры и влажности.

  • Антобионты - виды, населяющие верхние слои подстилки и способные подниматься на нижние части растений. Характеризуются более крупными размерами, полностью развитыми глазами, относительно длинными придатками (антеннами, ногами, прыгательной вилкой), хорошо выраженной пигментацией.

  • Эудафы - обитатели минеральных тонкопорозных слоев почвы. Отличаются мелкими размерами, сильным укорочением придатков, редукцией вилки, полным отсутствием глаз и пигмента.

  • Гемиэдафы характеризуются промежуточными чертами: частичной редукцией глаз, рассеянным пигментом, укороченной вилкой и др.

Жизненная форма организма может изменяться в процессе индивидуального развития. Например, бабочка в процессе развития проходит через формы яйца, гусеницы, куколки, имаго - взрослой особи.
http://tigach.narod.ru/eko10.html

По внешнему облику разных видов животных и растений можно понять, не только в какой среде они обитают, но и какой образ жизни ведут.



Внешнее сходство, возникающее у представителей разных неродственных групп и видов в результате сходного образа жизни, называют конвергенцией.

Она затрагивает преимущественно те органы, которые непосредственно взаимодействуют с внешней средой, и гораздо слабее проявляется в строении внутренних систем - пищеварительной, выделительной, нервной

Жизненная форма вырабатывается в ходе эволюции видов. Те виды, которые развиваются с метаморфозом, в течение жизненного цикла закономерно сменяют свою жизненную форму: например, гусеница и взрослая бабочка; лягушка и головастик. Сообщества растений и животных устойчивее и полноценнее, если они включают представителей разных жизненных форм. Это значит, что такое сообщество полнее использует ресурсы среды и имеет более разнообразные внутренние связи.

Состав жизненных форм организмов в сообществах служит индикатором особенностей окружающей их среды и происходящих в ней изменений.

Вывод: Форма тела животных отражает их приспособленность к определенному образу жизни. Даже неродственные виды могут быть внешне похожими, если ведут сходный образ жизни в сходной среде.

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2 ЖФЖ

Cеть творческих учителей www.it-n.ru

Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО»

Четвертый этап Интернет - фестиваля «Методические находки учителя.

Начало года. Первый урок биологии».

Приложения для учащихся для урока биологии в 7 классе по программе Пасечника В.В. «Что живо, то и хитро» («Разнообразие животного мира»)

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажского района

Вологодской области


Приложение № 1 Значение слов в толковых словарях

Значение слова «образ» по Ефремовой:


  • Внешний вид, облик кого-либо, чего-либо

  • Живое, наглядное представление о ком-либо, о чем-либо

  • Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п.

  • устар. Изображение. Икона [1]

Каким значением слова применительно к животным мы воспользуемся?
Значение слова «разнообразие» по Ушакову:

  • Отсутствие однообразия, монотонности;

  • Наличие несходных, неповторяющихся элементов в чем-нибудь.

Разнообразие жизни. Разнообразие впечатлений. Внести разнообразие в жизнь. «Всё высокое и всё прекрасное основано на разнообразии, на контрастах». А. Островский. [2]
Значение слова «форма» по Ефремовой:

  • Наружный вид, внешние очертания предмета.

  • Установленный образец чего-либо; шаблон оформления документации (например, написать отчет по форме).

  • Литейная форма - приспособление в литейном производстве для получения отливок.

  • Внешняя сторона художественного произведения как система художественных средств и приемов (в литературе и искусстве).

  • Разновидность животного или растительного организма, минерала.

  • Очертания частей тела, фигура.

  • перен. Способ проявления какого-либо действия.// Вид, характер заболевания. Форма государственного правления.

  • перен. Установленный порядок совершения чего-либо // Принятые нормы поведения

  • Одежда установленного образца (для военных, учащихся и т.п.).

  • перен. Состояние человека, отражающее степень готовности использовать свои силы, умение, способности.

  • Любая поверхность с рельефным, углубленным или иным изображением (в полиграфии).

  • Лекарственная форма. [9]


Значение слова «форма» по словарю синонимов:

- конфигурация;

- фигура [10]

Форма (лат. forma - "вид, облик, лик, обличье, наружность, внешность") - единство внутренней структуры и качеств внешней поверхности какого-либо объекта. [11]

Приложение № 2. Биологическое разнообразие животного мира



Приложение № 3 Родо-видовые названия зайцев

1.Внимательно прочитайте список названий зайцев. Подчеркните название рода и запишите его:

Род ………………

Заяц-беляк;

Заяц-русак;

Заяц-толай;

Манчжурский заяц;

Белохвостый заяц;

Тибетский курчавый заяц;

Африканский заяц;

Бушменов заяц;

Американский беляк;

Бирманский заяц;

Лазающий заяц;

Капский заяц и др. [4]

Приложение № 4 «Пирамида» таксонов

Заполните шаблон систематических единиц животного мира, начиная с самой маленькой или самой большой единицы.





Приложение № 5. Число описанных видов

Число описанных видов живых организмов на Земле составляет по состоянию на 2011 год примерно 1,7 миллиона, в том числе: позвоночные животные - 64 тысячи видов, беспозвоночные животные - 1,3 миллиона видов, растения, включая красные и зелёные водоросли - 308 тысяч видов, грибы, включая лишайники - 48 тысяч видов:



Группа организмов

Число описанных видов (2011 г.), тыс.

Тип Хордовые (Позвоночные) животные

Класс Млекопитающие

5,5

Класс Птицы

10,1

Класс Пресмыкающиеся

9,4

Класс Земноводные

6,8

Класс Рыбы

32,1

Тип Членистоногие животные

Класс Насекомые

около 1000

Класс Паукообразные

102,2

Класс Ракообразные

47

Тип Моллюски

85

Коралловые полипы

2,2

Прочие животные

68,8

Цветковые растения

268

Голосеменные

1,1

Сосудистые споровые

12

Мохообразные

16,2

Красные и Зелёные водоросли

10,4

Бурые водоросли

3,1

Лишайники

17

Грибы

31,5 [3]

Приложение № 6. Приспособления животных к жизни в различных средах обитания. Жизненные формы животных.

1.

  • Форма тела обтекаемая;

  • Конечности:

  • имеют плавательную перепонку,

  • преобразованы в плавники или ласты;

  • Специальные выросты и приспособления:

  • плавательная перепонка вокруг тела или специальная типа «зонтик»,

  • водоструйный («реактивный») двигатель,

  • хвост с плавником;

  • Органы дыхания:

  • жабры;

  • Окраска:

  • Верхняя часть тела - темная, маскирует на фоне темного дна, а нижняя – светлая, маскирует на фоне светлого неба.


2.

  • Покровы:

  • слизистые выделения,

  • если имеется шерсть, то она короткая,

  • шерсть заглаживается вперед и назад, устойчива к стиранию.

  • Конечности, форма тела:

  • короткие копательные конечности,

  • тело тонкое и длинное или обтекаемое тело без выступающих частей;

  • Специфичность органов чувств:

  • уменьшены или отсутствуют ушные раковины, глаза,

  • повышена тактильная чувствительность (вибриссы по всему телу);

  • Физиологические и анатомические адаптации:

  • устойчивость к недостатку кислорода,

  • мощные мышцы и кости, противостоящие сдавливанию.


3.

  • Форма тела:

  • обтекаемость тела,

  • наличие плоскостей для опоры на воздух,

  • облегченная конструкция,

  • наличие крыльев и иных приспособлений для полета,

  • облегчение веса тела.


4.

  • Конечности:

  • очень мощные задние конечности и укороченные передние,

  • хвост - балансир,

  • короткая шея.


5.

Форма тела:

  • тонкое длинное тело, петли которого могут служить опорой,

  • длинные гибкие хватательные или цепляющиеся конечности, а возможно, и такой же хвост,

  • острые коготки на конечностях или длинные когти, загнутые крючком или сильные хватательные пальцы,

  • мощные мышцы конечностей, позволяющие подтягивать тело и перебрасывать его с ветки на ветку. [14]

Создайте образы животных: «летун», «подводник», «прыгун», «лазатель», «землекоп». Для этого в таблице расставьте правильно цифры (1-5), подберите примеры, назовите среду обитания.




Жизненные формы животных

«Летун»

«Подводник»

«Прыгун»

«Лазатель»

«Землекоп»

Приспособительные признаки (цифры)
















Примеры типичных животных

















Среда обитания

















  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница