Конспект по Общей церковной истории для 3-го класса



страница1/9
Дата06.05.2016
Размер1.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

по Общей церковной истории

для 3-го класса

ПЕРИОД ВТОРОЙ (заключение)

ОТ МИЛАНСКОГО ЭДИКТА ДО ОТПАДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ

ГЛАВА III

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

Состояние христианского образования в IV-Х вв.

Духовное просвещение, развившееся в значительной степени еще в III веке, с признанием христианства религией господствующей в Греко-Римской империи, в IV веке достигло своего высшего процветания. Обстоятельства, содействовавшие возвышению духовного просвещения, были внешние и внутренние. С одной стороны, более спокойные времена, наступившие за гонениями, дали возможность многим из даровитых христиан посвящать себя занятиям богословскими науками, с другой - само состояние христианского вероучения вызывало усиленную деятельность на поприще духовного просвещения. Св. Писание было еще не вполне истолковано и разъяснено; многие догматы, рассуждения о которых начаты были в предшествовавшие времена, не были уяснены и не получили общецерковного определения. Христианским богословам предстояло, таким образом, обширное поприще для исследований.

И действительно, в IV и V веках мы видим целый ряд замечательных богословов, посвятивших себя исследованию всех сторон христианского вероучения. Отличительные черты их - это разнообразие предметов, входивших в круг их миросозерцания, самостоятельность, оригинальность, ширина и глубина воззрений.

Христианские школы, основанные в прежние времена, служили и теперь рассадниками духовного просвещения. Многие из великих отцов и учителей Церкви IV и V веков обязаны им своим богословским образованием, хотя некоторые из них достигали обширных богословских познаний и самостоятельным трудом.

С VI века, вследствие разных неблагоприятных обстоятельств, богословские школы, а с ними и духовное просвещение, начинают упадать. Самостоятельных и оригинальных трудов по разным отраслям богословов не видно уже более. Только в половине IX века на греческом Востоке пробуждается опять любовь к просвещению и начинается усиленная умственная деятельность, направленная главным образом к изучению древне-классической литературы. Эта деятельность отразилась и на духовном просвещении.

Христианские училища на Востоке и Западе

Первохристианские общины не нуждались в богословских школах: христианское учение принималось и усваивалось в них верой и укреплялось высотой и силой духа и строя всей христианской жизни.

В послеапостольское время, в связи с массовым принятием христианства язычниками, явилась нужда в систематическом изложении и научном обосновании истин христианской веры. Руководители христианской Церкви ощущали потребность противопоставлять ложному гнозису ученых и ложному учению еретиков истинное христианское знание.

При этом сразу же определилось два направления богословской мысли. Одно раскрывало христианское учение на основе Св. Писания и Св. Предания, чуждаясь философских умозрений. Вера считалась здесь выше разума. Другое направление, наоборот, считало полезным поражать гностиков их же оружием, т.е. пользоваться при изложении веры философскими умозрениями. Здесь признавались, таким образом, права разума на участие в делах веры, но, однако, в известных границах. Первое направление преобладало в школах Малоазийской и Северо-Африканской, второе - в школах Александрийской и Антиохийской.

В истории развития богословской науки наибольшее значение имели две последние школы. Из них вышли или с их направлением были связаны виднейшие представители богословской мысли в период вселенских соборов. Стремясь согласовать веру и знание, эти две последние школы, однако, имели и существенные расхождения между собою. Кроме указанных школ, большое значение имели и христианские училища, существовавшие еще со II и III вв. при епископских кафедрах, монастырях, где желающие могли получить богословское образование.

Однако, этих христианских школ было недостаточно, а поэтому пастыри Церкви получали нередко образование в существующих языческих классических школах, которые были в Афинах, Константинополе, Никомидии и других городах, а затем специально богословское образование получали в христианских школах или в клире. Клир, как и в прежнее время, служил практической школой для приготовления к пастырству.

На Востоке в IV в. особенно славился клир св. Василия Вел., а на Западе - св. Амвросия Медиоланского. Некоторые епископы, например, блаж. Августин, устраивали при своих кафедрах нечто вроде духовных семинарий.

Почти все отцы и учители Церкви считали нужным для пастыря знать светские науки. Несмотря на то, что первоначально светское образование можно было получать у языческих риторов, в языческих школах, многие отцы Церкви (св. Василий Вел., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) там обучались. Лишь немногие церковные писатели (св. Григорий Двоеслов) не желали знать светской учености.

Христианская наука возникла не без связи с языческой, а поэтому в христианских школах высшего типа пользовались орудиями науки языческой. В Александрийской школе, например, во времена Оригена обучение начиналось с логики и диалектики, затем переходило к изучению природы, геометрии, астрономии -все это для того, чтобы возбудить разумное удивление перед Мироздателем; дальше изучалась этика и, наконец, философия. Затем изучалась уже собственно христианская наука, христианская философия, богословие, Свящ. Писание, экзегетика, аскетика, церковное красноречие.

В IV и V вв. на Востоке особого расцвета достигли школы Александрийская, Антиохийская и Эдесско-Низибийская. В них главным образом и было сосредоточено богословское образование.

С половины V зека, когда в Антиохийской и вслед за ней в Александрийской школах стали проводиться еретические взгляды, эти центры просвещения потеряли для нас значение.

ШКОЛА НОВО-АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ. Богословская школа в Александрии славилась еще в III в. Знаменитый учитель ее Ориген довел ее до цветущего состояния. Он же, пользуясь мистико-аллегорическим способом толкования Свящ. Писания, почитая языческую философию, особенно Платона, стремясь согласовать Св. Писание с языческой философией, сообщил ей созерцательное направление. Ориген, как известно, как в своих догматических воззрениях, так и в толковании Св. Писаная доходил до противоречий Св. Преданию. В IV в. все оригеновские крайности были отвергнуты, и школа стала называться поэтому Ново-Александрийской.

Характерную черту школы составляло теперь стремление в воззрениях на догматы сообразоваться с церковным Преданием. Это новое направление школе сообщил св. Александр Александрийский - первый борец с арианством.

К особенностям Александрийской школы относится ее гносеология и метод научно-богословского исследования. Лучшим средством к познанию александрийцы считала не рассудок, а веру. Участие разума в познании этим, однако, не устранялось, а ограничивалось.

АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА. Основана была в конце III в., но расцвета своего достигла в IV в. Антиохийская школа, в противоположность мистико-аллегорическим стремлениям Александрийской школы, отличалась более рассудочным направлением. Антиохийцы отрицали всякую отвлеченность в познании догматов. Ясное и отчетливое понимание христианского вероучения и изложение его по правилам логического мышления составляло отличительную черту антиохийских богословов. Антиохийцы оказали большие услуги в области толкования Св. Писания, которое толковали при пособии филологии, археологии и т.п., исследуя прямой, буквальный смысл Св. Писания.

Таким образом, Антиохийская школа со своим особым направлением как бы дополняла школу Александрийскую. Особенностью антиохийцев была их всесторонняя светская и философская образованность, преобладание аристотелевской философии над платоновской. Крайнее развитие рационализма в этой школе привело некоторых антиохийских ученых, например, Феодора Мопсуетского, Нестория к ереси.

ВОСТОЧНО-СИРИЙСКАЯ, или Эдесско-Низибийская школа была, так сказать, филиалом Антиохийской школы. Основателем Эдесской школы был преп. Ефрем Сирин.

Ефрем Сирин родился в конце III в. в окрестностях Низибии. Получив хорошее образование, он стал преподавателем сирского языка в основанной им самим школе в Низибии. Когда в 363 г., после неудачной войны Юлиана Отступника с персами, Низибия отошла к Персии, Е. Сирин переселился в Эдессу, где основал новую богословскую школу, в которой толковал Св. Писание.

Школа эта, не вдаваясь в аллегоризм и держась буквального смысла свящ. Писания, вслед за Антиохийской стала проводить односторонние взгляды на догматы и стала еретической. В V в. при Иве Эдесском и особенно при Фоме Варсуме школа эта стала средоточием несторианской учености.

Общий обзор церковной письменности на Востоке и Западе

В первые три века духовное просвещение сосредоточивалось преимущественно в церквах восточных; западные церкви в этом отношении далеко отстали от них. Если и появлялись в западных замечательные и оригинальные писатели, например, из Северо-Африканской школы, то они чужды были всестороннего богословского образования, не знали и не хотели знать ни философии, ни умозрений в области догматической. Но в IV веке, во времена великих арианских споров, и западные церковные писатели, вовлеченные в эти споры, по необходимости должны были познакомиться с догматическими умозрениями восточных писателей и, подобно им, вести борьбу с еретиками на почве научной. В этом случае западные церковные писатели школы Ново-Александрийской и являлись их подражателями.

С половины V в. начинается упадок духовного просвещения как на Востоке, так и на Западе, т.к. богословские вопросы были разрешены на соборах, а новые не выдвигались. Поскольку материал православно-христианской догматики был разработан, то в VI-VIII вв. оставалось только собирать завещанное веками и изучать его.

Кроме того, свободную мысль иногда давила и гнала деспотическая политика византийских императоров, принуждавших мыслить так, как им хотелось, например, во время монофизитских смут, иконоборческой ереси. В VI столетии имп. Юстиниан закрыл в Афинах последнюю языческую школу, знаменитый рассадник просвещения, правда, языческий, но воспитавший вместе с Юлианой Отступником и великих отцов Церкви, таких, как Василий Великий, Григорий Богослов и.др.

Наконец, нашествие мусульман и варварских народов довершило уничтожение школ, произведений искусств и наук. Халиф ОМАР, например, сжег знаменитую Александрийскую библиотеку, 700 тыс. свитков. Однако, на Востоке в IХ-X вв. поднимается стремление к просвещению. На византийский престол один за другим вступают императоры - любители просвещения, такие, как дядя Михаила III Варда, Василий Македонянин, Лев Мудрый и особенно Константин Багрянородный. Устраиваются школы, библиотеки, училища, изучаются писания древних отцов, но самостоятельных трудов почти не появляется.

На Западе в IX и X вв. просвещение также начинает быстро распространяться. Варварские народы, волновавшие Европу, в VIII в. прочно уселись в занятых ими странах и начали усваивать римское образование. Значение приобретают новые западноевропейские государства: Франция, Германия, Англия. Особенно заботился о просвещении Карл Великий (769-814), вызывавший из Англии и Италии ученых, устраивавший школы при монастырях и кафедральных соборах. Самостоятельной учености, однако, не было так же, как и на Востоке.



Свв. отцы и учители Церкви и церковные писатели на Востоке

ЕВСЕВИЙ, еп. Касарийский (+340). Родился он в Палестине, учился в Антиохии и Иерусалиме. Учителями его были антиохийский пресвитер Памфил. С последним он был особенно близок и в знак своего глубокого уважения к учителю, как тогда было принято, присоединил к своему имени имя Памфила и стал известен в истории под именем Евсевия-Памфила. Время его жизни падает на царствование имп. Диоклетиана и потом Константина Великого. Он был свидетелем гонения Диоклетиана, видел мученическую смерть Памфила и сам перенес заключение. С воцарением Константина он сделался при Константине одним из влиятельных епископов. Евсевий имел возможность пользоваться большими по этому времени библиотеками Антиохии, Кесарии и Иерусалима, а поэтому он присоединил к своему природному таланту громаднейшую начитанность.

Евсевий является продолжателем дела христианских апологетов: в своих произведениях он продолжает защищать основы христианства от нападений языческой философии. (см. тему "Усилия ученых язычников поддержать падающее язычество").

В ряду сочинений Евсевия первое место занимает его "Церковная история". Содержанием ее является история Церкви от начала христианства до 324 г. Разделяется она на 10 книг. Источники, которыми пользовался Евсевий, многочисленны. Так, он знаком был с "Хронографией" Юлия Африкана, сочинениями Папия Иерапольского, Кодрата и др. Пользовался он сочинениями иудейского историка Порфирия. Одним из важных источников его истории являются его личные наблюдения.

Евсевий по праву носит имя отца церковной истории. Будучи крупный историком, он не имел предшественников в своей труде и не имел сколько-нибудь выдающихся последователей.

Продолжателями Евсевия являются жившие почти одновременно, около половины V в., историки Сократ, Созомен и Феодорит. СОКРАТ, по образованию юрист, был светским историком. А поэтому его история представляет собою лишь собрание материалов, главным образом, из гражданской истории. СОЗОМЕН, родом из Палестины, тоже адвокат, но воспитывался под влиянием монашества Палестины, а поэтому является более образованным в богословском отношении историком. Блаженный ФЕОДОРИТ, еп. Кирский, был высокообразованным историком и богословом. Он принимал живое участие в догматических спорах своего времени. Тенденция его истории -возвысить родную Антиохийскую школу, в противоположность Александрийской.



Представители Ново-Александрийской школы: св. Афанасий Великий, Дидим Великий

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ, еп. Александрийский (+373). Окончив Александрийскую школу, Афанасий еще в сане диакона принимал участие в борьбе с арианством на 1-м Вселенском соборе. В следующем году, в 28 лет, он был рукоположен в архиепископа Александрийского.

Вся жизнь св. Афанасия прошла в борьбе с арианами. Еще на Никейском соборе в лице Афанасия ариане увидели себе грозного противника. Теперь, с возвышением его на высший иерархический пост, его обличительный голос против арианства должен был звучать сильнее и авторитетнее. Ариане употребили все меры, чтобы добиться низложения Афанасия. Она не могли простить Афанасию его решительного отказа принять Ария в общение с Церковью и восстановить его в сане. Сам император Константин, поверивший в раскаяние Ария, был недоволен за это Афанасием. Ариане воспользовались этим, чтобы окончательно очернить Афанасия в глазах императора. Они не останавливались ни перед какими клеветами. Они обвиняли его в поборах с церквей, в сношениях с врагами империи, в угрозах остановить подвоз хлеба из Александрии в столицу, говорили, что он умертвил одного епископа Арсения и отрубленною его рукою пользуется для волхвований. Афанасий торжественно опровергал все клеветы. Епископа Арсения он представил на собор живым и с обеими руками.

Император Константин не верил этим клеветам, но он видел, что пока Афанасий будет оставаться на кафедре, волнения в Церкви и борьба партий будут продолжаться. Константин решился на время пожертвовать личностью Афанасия. Он удалил его с кафедры в г. Трир в Галлию (336).

Перед смертью Константин Великий вспомнил об Афанасии и приказал возвратить его из ссылки. Волю отца исполнил сын его, Константин II, управляющий Галлией. При торжественном ликовании своей паствы Афанасий возвратился в Александрию (337 г.). Но торжество Александрийской Церкви было непродолжительно. Покровитель Афанасия император Константин II вскоре умер, а восточный император Констанций выступил горячим защитником арианства: арианские епископы на соборе в Антиохии (341 г.) осудили Афанасия. Афанасий удалился на Запад к папе Юлию. Западный император Констанс вступился за изгнанника и потребовал от Констанция, чтобы он возвратил Афанасия его Церкви. Констанций исполнил просьбу своего брата, и Афанасий снова возвратился в Александрию (349 г.). Но император Констанс скоро умер (350 г.), а император Констанций, сделавшись единодержавным правителем империи, решился теперь окончательно сокрушить православие. На соборе в Медиолане (355 г.) он, с обнаженною шпагою в руке, потребовал осуждения Афанасия.

После этого Констанций отдал приказ силою выгнать Афанасия из Александрии. Только по смерти Констанция, при императоре Юлиане, Афанасий был возвращен из ссылки. Юлиан рассчитывал, что с появлением Афанасия начнется такая борьба партий, которая окончательно расстроит Церковь. Но когда он увидел, что своей деятельностью Афанасий внес умиротворение в свою Церковь, он решился опять отправить его в ссылку. Афанасий вновь удалился в пустыню.

После Юлиана Афанасий вновь возвратился в Александрию. Но при императоре Валенте, строгом арианине, Афанасий снова должен был отправиться в ссылку. Но на этот раз александрийская паства грудью стала за своего архипастыря. В Александрии началось такое волнение, что Валент должен был отменить свой указ. После этого Афанасий спокойно до своей смерти управлял своею Церковью. Около 50 лет он был епископом и из них более 20 лет провел в изгнании.

Своей жизнью великий святитель показал высокий пример мужества и твердости своих убеждений. Ни на одно мгновение он не поколебался в них ради сохранения житейских выгод. Ни одной пяди уступки он не сделал своим противникам; до конца своей жизни он своею грудью отстаивал Никейское исповедание веры. Среди всех треволнений своей жизни он находил время и письменно излагать православное учение и поражать еретиков. Его сочинения высоко ценились в Церкви. Один из древних подвижников высказался о них так: "Если ты найдешь что-нибудь из творений Афанасия и не будешь иметь бумаги, спиши их на одежду". Св. Афанасия скончался 75-летним старцем в 373 году. Церковь по праву почтила его именем Великого. Пять раз он был отправляем в ссылки, где провел около 20 лет. Отличаясь высокий умом, обширной ученостью и знанием Св. Писания, св. Афанасий блестяще опроверг все положения ариан. Перу его принадлежат: "Четыре слова против ариан", "Книга о Св. Духе", "Две книги против Апполинария" и др. (см. "Ж.М.П.", 1955, 5; "Православний вісник", 1950, 4-5).

ДИДИМ ВЕЛИКИЙ (+395), второй после Афанасия замечательный представитель Ново-Александрийской школы. Еще на 4-м году жизни он ослеп, но несмотря на это, достиг громадной учености, так что сделался катехетом Александрийской школы.

Дидим был жарким почитателем Оригена, разделяя его некоторые мнения, но в богословских вопросах, занимавших тогда общество, например, в учении о Сыне Божием, о Св. Духе, держался православных взглядов. Написал комментарии на все почти Св. Писание, но они потеряны. Сохранились три книги "О Св. Троице" и книга "О Св. Духе".



Каппадокийские богословы

К числу виднейших представителей Ново-Александрийской школы относятся свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Все они обязаны своим богословским образованием Оригеновым сочинениям.

Св. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ родился в Каппадокии в 330 г. в благочестивой семье, из среды которой вышло еще пять лиц, причисленных Церковью к лику святых. Воспитывался св. Василий сначала под руководством матери Еммелии и бабки Макрины. Христианские уроки и наставления, полученные им в семье, глубоко запали в юную душу Василия. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, который был знаменитым ритором и адвокатом, затем учился в Кесарийской школе. Для довершения образования отправился в Константинополь и в Афины. Здесь он встретился с Григорием Богословом; между ними установилась непрерывная дружба на все последующее время. По окончании образования Василий возвратился в Кесарию и сделался адвокатом. Но религиозная настроенность влекла его к другой жизни.

Приняв крещение, он отправился путешествовать по Сирии, Палестине и Египту (так как в М. Азии монастырей тогда не было). В это путешествие он познакомился с жизнью отшельников и увлекся их образом жизни. По возвращении из путешествия он удалился в одно живописное уединенное место на берегу р.Ирисы (в Понте) и здесь в тишине занимался изучением Св. Писания и сочинений церковных писателей, особенно Оригена.

Около Василия стали селиться и другие подвижники, и возникла обитель. В борьбе с арианами Кесарийский епископ нуждался в помощнике, и Василий вызван был на родину. Посвященный в сан пресвитера (364 г.), Василий проявил плодотворную и разностороннюю деятельность. С 370-го года Василий сделался Кесарийским епископом. Очень широко развернулась его благотворительная деятельность. В Кесарии и ее окрестностях устроены были приюты, странноприимные дома, больницы.

Особенную услуги оказал Василий Великий Церкви в борьбе с арианством. Все важные епископские кафедры захвачены были арианами. Смелые защитники православия находились в ссылке. Западные епископы, где арианство было слабо, смотрели на Восточную Церковь как на еретическую и прервали с нею общение. Василий Великий понимал, что только общими силами можно поразить врага, и потому он соединил вокруг себя православных епископов Востока и вошел в сношение с западными епископами. Такая деятельность Василия не понравилась имп. Валенту, державшемуся строгого арианства. Чрез префекта своего Модеста он хотел привлечь его на свою сторону. Василий решительно отказался. Модест стал грозить ему лишением имущества, ссылкою и смертью, но в ответ услышал следующие слова: "взять у меня нечего, потому что кроме книг, ничего нет; ссылки я не боюсь, ибо везде земля Господня, а смерть только приблизит меня к Богу". Модест был поражен таким ответом. "Доселе никто так не говорил со мною", - сказал он святителю. - "Вероятно, тебе не приходилось говорить с епископом", - скромно ответил ему Василий.

Подобно Афанасию Великому, св. Василии все свои силы посвятил борьбе с арианством. За два года до Второго Вселенского собора, о котором он так много заботился, святитель скончался в 379 г. на 49-м году своей жизни.

Из догматических сочинений св. Василия особенно известны "Три книги против Евномия" и "Книга о Св. Духе". По части толкования Св. Писания св. Василий оставил замечательное произведение - "Беседы на Шестоднев", т.е. о шести днях творения мира. Известны еще Большие и Малые монашеские правила и чин литургии, принадлежащие Василию Великому (см. "Ж.М.П.", 1955, 1.).



Св. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (329-391), писатель Ново-Александрийской школы, родился в каппадокийском городе Назианзе, где его отец был епископом. Первой наставницей его была его мать Нонна, воспитавшая в нем кроткое, нежное сердце. Образование получил в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской и Александрии. 24-х лет от роду он отправился для довершения образования в Афины. На пути туда его застигла страшная буря, продолжавшаяся 24 дня. В это время Григорий еще не был крещен, и его ужасала мысль о том, что он, не освященный крещением, отойдет из этой жизни. Он горячо молился, чтобы Бог спас ему жизнь, и дал обет посвятить Ему свою жизнь. Буря утихла, и опасность миновала.

В Афинах Григорий сблизился с Василием Великим, и оба эти юноши остались друзьями на всю свою жизнь. Здесь же он познакомился с Юлианом Отступником и с горечью высказался: "какое зло воспитывает Римская империя!" По окончании образования он некоторое время был учителем красноречия в Афинах. Возвратившись домой, он принял крещение. По приглашению своего друга Василия он поселился с ним в его понтийской пустыне. Пустынное уединение было по душе Григорию, но отец нуждался в своем сыне и потребовал его к себе. Отец посвятил его в сан пресвитера, а Василий Великий чрез десять лет (в 372 г.) возвел его в сан епископа г. Сасима. Но св. Григорий, оставшись в Назианзе, помогал отцу в управлении Назианской Церковью. Скоро, однако, его богатые дарования нашли себе применение в более подходящей обстановке.

По настоянию Василия Великого и других влиятельных лиц Григорий отправился в Константинополь для поднятия там православия. В столице православие находилось в печальном положении. Константинопольская кафедра в течение 40 лет занималась арианами. Все церкви захвачены были еретиками. Григорий мог проповедовать только в частной доме. Слушатели Григория, сначала немногочисленные, были поражены силой мысли и необыкновенным красноречием проповедника. Слушать вдохновенного оратора спешили еретики, иудеи и даже язычники. Этот частный дом вскоре преобразовался в храм Воскресения в память того, что в нем воскресло православие. А его "Пять слов о Богословии", т.е. главным образом, о Боге Слове, произнесенные здесь, навсегда упрочили за ним название Богослова. Еретики всевозможными способами хотели повредить успехам православия - они осыпали Григория насмешками, клеветами, бросали в него камнями, нападали на его богослужебные собрания и производили беспорядки. Но великий святитель не обращал на это внимания и мужественно отстаивал православие.

В 380 г. в Константинополь прибыл новый император Феодосий Великий, поборник православия. Феодосий потребовал, чтобы все исповедовали никейскую веру. Феодосий отнял у еретиков все храмы, а Григория назначил архиепископом Константинопольским.

Для окончательного же поражения еретиков и укрепления православия Феодосий созвал Второй Вселенский собор. На этом соборе Григорий принимал самое деятельное участие как человек обширных богословских знаний. Но на этом же соборе святителю пришлось пережить и огорчения. Египетские епископы, недовольны были назначением Григория на столичную кафедру, они имели в виду своего кандидата. Ввиду возникших разногласий на соборе по этому вопросу Григории сам решительно отказался от столичной кафедры и удалился в свой родной Назианз, где и прожил до смерти (391 г.), занимаясь учеными трудами и назидая верующих советами, письмами и песнопениями.

Св. Григорий Богослов, как указывает само наименование, усвоенное ему Церковью, был преимущественно глубоким богословом. Свой талант он проявил в необычно красноречивых словах, или проповедях. Известны его указанные выше "Пять слов о Богословии", направленные, главным образом, к утверждению божественного достоинства Бога-Слова и Духа Св. Кроме того, Григорий оставил много писем догматического и исторического содержания и стихотворений.

СВ. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ, младший брат св. Василия Великого, подобно своему брату, получил прекрасное образование. Первоначально Григорий был учителем красноречия, в 371 г. св. Василием был рукоположен в епископа Ниссы.

Из сочинений его известны: "12 слов против Евномия", "Великое огласительное слово" и ряд толкований на книги Св. Писания. В "Великом огласительном слове" Григорий дает руководство как действовать при обращении неверующих - иудеев и язычников, и представляет доказательства от разума относительно истинности христианства, главным образом, догмата воплощения Бога Слова.

Из богословов-александрийцев Григорий Нисский ближе всех стоит к Оригену. Он часто стремится, подобно Оригену, объяснить догматы на началах разума,, допускает аллегоризм в толковании св. Писания и вообще наследует Оригена. Скончался в 394 г. (см. "Ж.М.П.", 1962, 2).

В V веке представителем Ново-Александрийской школы был св. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Образование в духе Ново-Александрийской школы получил под надзором ФЕОФИЛА, епископа Александрийского, своего дяди, известного врага Златоуста.

Св. Кирилл отличался решительным характером и непреклонной силой воли. По своим познаниям он был выдающимся человеком своего времени. Он был знаком с христианской и классической письменностью, а Св. Писание знал почти наизусть. Жил в Нитрейском монастыре.

В 412 г., после смерти Феофила, по избранию клира и народа был поставлен на Александрийскую кафедру. С конца 20-х годов V века Кирилл вел ревностную борьбу с несторианством.

К числу его произведений относятся: огромный труд "Против Юлиана Отступника", "О св. и Единосущной Троице", "5 книг против Нестория", 12 анафематизмов против Нестория и др. Кроме этого, св. Кирилл написал толкования на некоторые книги Св. Писания. В своих толкованиях он придерживался приемов Александрийской школы, т.е. аллегоризма. Скончался св. Кирилл в 444 г.

ИСИДОР ПЕЛУСИОТ, современник Кирилла, тоже может быть отнесен к Ново-Александрийской школе, хотя не в строгом смысле. Родился он в Александрии от богатых и славных родителей, которые дали ему прекрасное образование. В молодых годах он удалился на гору близ г.Пелусии и там предался подвижнической жизни. Скончался преп. Исидор в 440 г. Оставил он более 2000 писем экзегетического, догматического и нравственного содержания.

Св. Кирилл Александрийский и св. Исидор Пелусиот были последними более видными представителями Ново-Александрийской школы. Еще при их жизни развившееся крайнее направление в богословии разрешилось после их смерти ересью монофизитов.

Представители Антиохийской школы: св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит Кирский

Св. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ около 356 г. был поставлен епископом Иерусалимским. Деятельность его заключалась в основном в борьбе с арианами, против которых он выступал как устно, так и в своих трудах, за что неоднократно подвергался преследованию. Только с воцарением Феодосия Вел. в 379 г. этот иерусалимский пастырь мог спокойно управлять своей паствой.

В 381 г. он был на Втором Вселенском соборе в числе ревностных защитников православия.

Из его произведений известны 23 огласительных поучения. Труд этот является ясным, простым и понятным изложением догматов веры по членам символа с присоединением опровержения древних и современных св. Кириллу еретиков (см. "Ж.М.П.", 1955, 3.).

Св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ (347-407). Одним из лучших представителей Антиохийской школы, чуждым ее крайностей, является св. Иоанн Златоуст. Родился он в Антиохии, столице Востока. Родители его, Секунд и Анфуса, принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедывали христианскую веру. Отец Златоуста, бывший главным начальником сирийских войск, скоро умер. Анфуса 20-ти лет от роду осталась вдовой с малолетними детьми - дочерью и сыном. Решившись навсегда остаться вдовой, благочестивая Анфуса всю свою любовь обратила на воспитание сына. От нее Иоанн получил первые уроки христианской веры и нравственности. В школах своей родной Антиохии он получил прекрасной и всестороннее образование. Знаменитый ритор Ливаний был его учителем красноречия, а у ученого пресвитера антиохийского Диодора Тарсийского он слушал толкование Св. Писания. В 20-летнем возрасте он был уже отличнейшим адвокатом. Ритор Ливаний был в восторге от своего ученика, но не мог подавить грусти, что он христианин. Когда его спросили, кого бы он считал достойным себе преемником, он с грустью ответил: "Конечно, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане".

В звании адвоката Иоанн скоро понял всю суету мирской жизни; и он решился удалиться от мира. Но мать слезно просила своего сына не подвергать ее всем тягостям одиночества и остаться при ней до ее смерти. Иоанн исполнил желание своей матери. После же ее смерти он отрекся от мира и принял монашество.

Уже в это время Иоанн своими способностями и строгой жизнью приобрел такую известность в церковном мире, что его хотели посвятить в епископа. Но идеал пастырского служения представлялся ему настолько высоким, что он считал себя недостойным его, и он бежал в пустыню. Шесть лет он провел в уединении, в подвигах, молитве и самообразовании. Но здоровье его не выдержало, силы надломились. Иоанн оставил пустыню и возвратился в Антиохию. Пройдя предварительно должность чтеца и диакона, он 39-ти лет от роду возведен был в сан пресвитера и назначен был проповедником антиохийской церкви. В продолжение 12-ти лет священства развернулся во всей мощи дивный ораторский талант Златоуста. Православные и еретики разного рода, иудеи и язычники - все собирались слушать его. Слава о красноречии Златоуста распространилась по всем пределам империи.

В 397 г., по желанию императора Аркадия, за святость жизни и красноречие он избран был в архиепископа Константинопольского. В новом сане он посвятил всего себя на служение Церкви и своей пастве: исправлял нравы клира, постоянно учил народ, заботился о бедных, больных и всех вообще страждущих и притесняемых и проч.

Своей деятельностью, полной апостольской любви и ревности по вере и благочестию, св. Златоуст приобрел в Константинополе всеобщее расположение и множество почитателей, но вместе с тем были и недовольные им. Своими заботами об исправлении нравов константинопольского клира, привыкшего к богатству и роскоши, он возбудил вражду во многих клириках; в числе его недоброжелателей было даже несколько епископов константинопольского округа.

Было много недовольных Златоустом и из константинопольской знати за его проповеди против роскоши и зрелищ. Наконец, сама императрица Евдоксия, которой враги Златоуста донесли, будто он в проповедях против роскоши обличал именно ее, была против него. Таким недовольством против Иоанна Златоуста воспользовался епископ александрийский Феофил, человек гордый и властолюбивый, сделавшийся врагом его без всякого повода с его стороны, и успел довести дело до низложения святого пастыря с его кафедры. Преследуя монахов Нитрийской пустыни за оригеновское направление, Феофил (хотя до того времени сам был в числе почитателей Оригена) разорил их кельи, а самих осудил и изгнал из Египта. Монахи ушли в Константинополь и просили Иоанна Златоуста принять участие в их деле. Златоуст принял их так, как требовала христианская любовь, - дал им приют, но до церковного общения не допустил. Но Феофил не согласился, и так как до него дошли ложные слухи, будто Златоуст принял нитрийских монахов в церковное общение, с раздражением написал ему, что тот нарушил церковные правила, запрещающие принимать в общение осужденных епископом другой епархии до рассмотрения дела собором. Златоуст желал теперь совсем уклониться от дела нитрийских монахов, но они нашли доступ к императору Аркадию и просили его передать их дело с Феофилом на суд столичного епископа. Таким образом Златоуст невольно должен был сделаться судьей александрийского епископа.

Феофилу послано было приказание явиться в Константинополь. Но Феофил счел за лучшее явиться не подсудимым, а судьей. Прибыв в предместье Константинополя Халкидон, он вместо того, чтобы самому оправдываться, решился судить самого Златоуста. Вступив в сношения с его врагами, Феофил в 403 году составил в Халкидоне собор (под Дубом) из епископов, приехавших с ним, и некоторых епископов константинопольского округа, недоброжелателей Златоуста. Здесь рассматривались жалобы на Златоуста, принесенные низложенными и недовольными клириками. Все обвинения были ложные; Златоуст не знал даже, в чем его обвиняют. Тем не менее Феофил со своим собором осудил его и низложил, выставив причиной оригенизм и оскорбление царского величества.

Император Аркадий под влиянием Евдоксии и придворной партии, противной Златоусту, утвердил решение собора и отправил Иоанна в ссылку. Константинопольский народ, очень любивший Златоуста, заволновался. К тому же в это время случилось большое землетрясение. Устрашенная Евдоксия почувствовала угрызения совести и упросила Аркадия возвратить Златоуста. Через три дня после удаления из Константинополя Златоуст торжественно, при шумном ликовании народа, вступил в Константинополь и требовал было, чтобы законным образом созванный собор оправдал его от возведенных обвинений и восстановил на кафедре. Но царь и народ упросили его поскорее занять свою кафедру. Феофил Александрийский, видя такой исход дела, отправился в Александрию. Его приглашали опять в Константинополь для пересмотра дела о Златоусте, но он под разными предлогами не поехал.

Между тем Евдоксия снова вооружилась против Златоуста. На площади, недалеко от кафедральной константинопольской церкви, поставлена была серебряная статуя императрицы. Шумные восклицания народа вокруг статуи, заглушавшие богослужение, которое совершал Златоуст в своей церкви, дали ему повод сказать обличительную проповедь против этого безобразия. Императрице донесли, что в этой речи слова: "опять Иродиада пляшет, опять беснуется, опять требует главы Иоанна" - направлены против нее. Евдоксия приказала епископам, осудивший Златоуста на соборе под Дубом и еще не разъехавшимся, осудить его вновь. Епископы, собравшись, подтвердили низложение Златоуста на том основании, что он, будучи низложен собором, занял свою кафедру по распоряжению светской власти. Это было в 404 г. Слабохарактерный Аркадий, находившийся под влиянием своей жены, приказал солдатам схватить Златоуста и отправить в заточение. Его отправили в город Кукуз на границах Армении. После 70-дневного мучительного пути больной, изнуренный лихорадкою святитель прибыл к месту своего заточения. Здесь в жалкой деревушке он встретил общее сочувствие и радушие. Но и в этой глуши великий святитель не прервал общения с миром. Он вел переписку со многими епископами и монастырями, давал наставления многим посетителям, которые приходили к нему из Антиохии и Константинополя. Враги Златоуста стали опасаться его влияния и добились удаления его в г. Питиунт на дальнем берегу Черного моря (407 г.). Златоуст не вынес этого перехода. Истомленный страданиями, после трехмесячного пути он скончался в понтийском городе Комане (407 г.). Последними его словами были: "Слава Богу за все". Через 30 лет мощи его торжественно перенесены были в Константинополь (438 г.).

Златоуст обладал необыкновенным проповедническим талантом, что показывает и само название Златоуста, усвоенное ему современниками. В своих беседах он изъяснял по преимуществу Св. Писание. Отличительные черты его толкований - простота, наглядность, общедоступность и увлекательность. Не отвергая аллегорического изъяснения Писания, он обращал преимущественное внимание на смысл буквальный. Ему принадлежат: "Беседы на евангелие Матфея", послание к Римлянам, 1-е Коринфянам, Галатам, Ефесеям и проч. Из догматических его бесед замечательны: "12 бесед о непостижимом" против Евномия, "О провидении" против иудеев и язычников. Кроме того, Златоуст оставил после себя довольно обширное сочинение "О священстве" в шести книгах. Это - глубокомысленный трактат о значении и важности пастырского служения в Церкви и о качествах, требующихся от пастырей Церкви. Наконец, Златоусту принадлежит чин литургии, носящий его имя (см. "Ж.М.П.", 1957, 8.).

БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОРИТ, епископ Кирский. Богословское образование получил в Антиохийском училище вместе с Иоанном Антиохийским и Несторием. В 422 году поставлен епископом Кира. Во время несторианских споров, будучи воспитанником Антиохийского училища и другом Нестория, поддерживал последнего. И лишь после долгих переговоров с Кириллом Александрийским отказался от Нестория. При появлении монофизитской ереси он явился первым ее обличителем. На Халкидонском соборе Феодорит окончательно осудил Нестория и скончался в мире с Церковью в 457 г.

Блаженный Феодорит написал толкования на некоторые книги Св. Писания, "Церковную историю", обнимающую период от 323 по 428 гг., "Обзор еретических басней" в 5 книгах и др. Объяснение Св. Писания у Феодорита просто и ясно. Страсти к аллегориям, по его собственным словам, он старался избегать. Церковная история его отличается беспристрастием: он излагает события на основании подлинных документов и даже иногда приводит их вполне. В обзоре еретических басней он рассматривает все ереси, начиная с гностиков и кончая несторианством. Это сочинение отличается ясностью и последовательностью мыслей (см. "Ж.М.П.", 1957, 10).



Восточно-сирийская школа. Св. Ефрем Сирин (см. "Ж.М.П.", 1955, 1)

Св. ЕФРЕМ СИРИН - основатель Восточно-Сирийской или Эдесско-Низибийской школы, родился в конце III в. в окрестностях Низибии, воспитывался под руководством св. Иакова Низибийского и сначала был учителем сирского языка в основанной им в Низибии школе. В 363 году, после неудачной войны Юлиана с персами, Низибия отошла к последним. Ефрем переселился в Эдессу, где основал новую богословскую школу, в которой толковал Св. Писание и поучал вере и благочестию. Умер он в 372 г., совершив незадолго пред тем путешествие в Египет к тамошним подвижникам.

Ефрем Сирин был одним из замечательнейших учителей веры и благочестия в свое время. Через чтение греческих отцов он достиг обширных богословских познаний, что доказывается множеством превосходных, оставленных им, сочинений. При знании еврейского языка и знакомстве с восточными нравами и обычаями, Ефрем был опытным и основательным толкователем Св. Писания, особенно Ветхого Завета. Не вдаваясь в аллегоризм, он старался держаться буквального смысла. Кроме толкований, Ефрем оставил еще много сочинений догматико-полемических и аскетических.

Св. ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ, архиепископ Кипрский, родился в начале IV в. в Палестине. С детства определилось его аскетическое призвание. Первые подвиги монашества он начал в Египте. Возвратившись в Палестину, он основал собственную обитель. 60-ти лет от роду был избран архиепископом о.Кипра. Здесь он прославился как подвижник и чудотворец. Управляя Церковью 36 лет, принимал горячее участие в богословских спорах того времени, особенно боролся с ересью Аполлинария. Знаком был с блаж. Иеронимом. Последний говорит, что св. Епифаний знал пять языков - греческий, еврейский, сирский, латинский и коптский.

Главные сочинения св. Епифания: "Анкорат" ("Якорь веры"), где содержится изложение учения о единосущии Лиц Св. Троицы, воплощении Христовом, воскресении мертвых, вечной жизни; и "Панарий" ("Книга противоядий"), где содержатся обличения около 100 ересей. Скончался св. Епифаний в 403 г.

Писатели последующего времени: св. Максим исповедник, св. Иоанн Дамаскин

Св. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (582-662 гг.) происходил из благородной константинопольской семьи и долгое время занимал должность секретаря при императоре Ираклии. После того как Ираклий произвел новую ересь - монофелитство, Максим оставил двор и, став монахом константинопольского монастыря, вступил в борьбу с монофелитством. Несмотря на все истязания, которым его подвергали, он твердо стоял за православие. Умер в ссылке в 662 г. Оставил много трудов догматико-полетического содержания, направленных против монофизитства и монофелитства. Писал также толкования на Св. Писание, в которых придерживается методов Александрийское школы. Основные мысли богословствования Максима заключаются в следующем. Искупитель рода человеческого, Иисус Христос, восстановил нарушенную гармонию между Богом и человеком, вследствие чего естественные силы искупленного человека и благодать находятся в гармоническом отношении. Сам Искупитель в Своем лице представляет полную гармонию Божества и человечества. Его две природы, Божественная и человеческая, вполне самостоятельные, всегда действуют согласно между собой, не уничтожая одна другой.

ИОАНН ДАМАСКИН. Родился в 680 г. в Дамаске, где отец его занимал должность министра у дамаскского халифа. Общее и богословское образование получил у пленного ученого инока Косьмы. По смерти отца Иоанн занимал его должность, но продолжал заниматься и богословскими трудами и сделался защитником православных перед многочисленными врагами Церкви, как: монофелитами, монофизитами, манихеями, которым покровительствовало магометанское правительство. С возникновением иконоборчества Иоанн писал и в защиту иконопочитания, за что был оклеветан перед халифом. Иоанн тогда роздал бедным все свое имение и удалился в монастырь Саввы Освященного (13 верст от Иерусалима), где продолжал свои труды. Скончался в глубокой старости в 780 г.

В своих сочинениях Иоанн Дамаскин выступает как догматист, и полемист, и философ, и оратор, и церковных поэт. Он является первым систематиком среди отцов Церкви.

Из догматических сочинений следует отметить его "Точное изложение православной веры". Это первая догматика, составленная на основании учения древних отцов, преимущественно IV в., и соборных вероопределений. В систематизировании и своде догматического материала, разработанного в прежние века, и состоит главная заслуга Дамаскина, высоко оцененная Церковью. Эта догматика Дамаскина долгое время служила руководством в учебных заведениях Греческой Церкви.

Среди полемических сочинений первое место занимают его "Три слова против порицающих св. Иконы" и "О ересях", где излагается история всех ересей от апостольского века до времен Иоанна.

Из философских трудов известна его "Диалектика"; это изложение логики и физики Аристотеля.

Нет равного Иоанну в области церковной поэзии. Он написал службу на Пасху и каноны на другие праздники в количестве 64, Октоих, "догматики" (вечерние песни Богородице) и др.



Преп. Феодор Студит, патр. Фотий, Сименон Новый Богослов

ФЕОДОР СТУДИТ. В 22 года посвятил себя иноческой жизни. Вскоре он был поставлен игуменом Студийского монастыря в Константинополе, где, собрав до 1000 иноков, дал им строгий устав, который под именем Студийского известен и доныне.

Во время гонения на св. иконы Феодор неоднократно устраивал торжественные процессии с иконами и пением псалмов для утверждения иконопочитания. За это император Лев Армянин послал св. Исповедника в заточение, но святой Феодор из заключения продолжал писать письма и послания в защиту иконопочитания, приводя много доводов из Св. Писания и Св. Предания. При Михаиле Косноязычном он был возвращен на должность настоятеля монастыря, но, истощенный страданиями, скончался в 826 г.

Ф. Студит - автор многочисленных писем, богословских трактатов и гимнов, один из столпов иконопочитания, защитник внутренней свободы Церкви и внешней ее независимости от государства, величайший монастырский организатор.

ПАТРИАРХ ФОТИЙ - один из ученейших людей своего времени (умер в 891 г.). Он обладал громадными знаниями в области богословия, истории, философии, словесности, юриспруденции, математики и даже медицины. Скончался он в заточении при Льве Мудром.

Фотий писал очень много, но его труды не все изданы. Из них более замечательны: "О Св. Духе" - сочинение против латинян, "Номоканон" - сборник церковных правил и государственных законов, касающихся Церкви, "Библиотека" - свод рецензий на множество прочитанных Фотием сочинений (до 280) языческих и христианских писателей с выписками иногда из этих сочинений. Этот труд важен тем, что в "Библиотеке" есть отрывки из утерянных сочинений (см. "Ж.М.П.", 1955, 2; "Православний Вісник", 1960, 4, 5.).

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, живший в конце X и начале XI вв., монах Студийского монастыря, а потом игумен обители св. Мамонта в Константинополе. Славился необыкновенным проповедническим даром. Свои глубокие богословские познания Симеон обнаружил не только в проповедях, но также и в своих сочинениях, которые остались преимущественно в рукописях. Из них заслуживают внимания "Главы деятельные и богословские", "33 беседы о вере и нравственности с мирянами и иноками" и др.

Отличительная черта богословствования Симеона - это приложение теоретического христианского учения к христианской жизни (см. "Ж.М.П.", 1955, 3; 1957, 8.).



Свв. отцы и церковные писатели на Западе. Св. Иларий Пуатьесский, св. Амвросий Медиоланский

Св. ИЛАРИЙ, епископ Пуатьесский, происходил из благородной языческой семьи, принял крещение уже в зрелом возрасте вместе с женой и дочерью. В половине IV в., в самый разгар борьбы с арианами, Иларий был избран епископом своего города Пуатье во Франции. Скоро ему пришлось вступить в борьбу с арианством, именно, на Медиоланском соборе (355) в присутствии самого императора Констанция. Вместе с другими западными отцами, защищавшими св. Афанасия, Иларий был сослан во Фригию (на Востоке). По возвращении из ссылки Иларий снова продолжал заботиться об искоренении арианства в Галльской Церкви. Илария называли "Афанасием Запада" - так высоко ценили Илария на Западе.

Из трудов его нужно отметить сочинение "О Св. Троице". В трудах своих Иларий наследовал Оригена и вообще примыкал к Ново-Александрийской школе. Скончался в 368 г.

Св. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ. Он происходит из знаменитого римского рода. Отец его занимал важную должность префекта Галлии. Образование Амвросий получил в Риме. Благодаря своим дарованиям и связям, он быстро выдвинулся по службе и занял должность Правителя Лигурии со столицей в Милане, в северной Италии. К духовному званию Амвросий не готовился, но промысл Божий именно указал ему это служение. В главном городе Лигурийской области, Медиолане (ныне Милан), происходили выборы епископа (374 г.). На соборе были две партии - арианская и православная; той и другой хотелось избрать своего кандидата. Собрание приняло бурный характер. Амвросий явился на собор со словом умиротворения. Едва он окончил свою речь, как явственно послышался детский голос: "Амвросий епископ!". Все приняли это за указание свыше и предложили настойчиво Амвросию сан епископа. Амвросий не готовился к этому сану и потому не получил богословского образования, а в момент избрания он не был даже крещен и проходил только степени оглашения. Но сделавшись епископом, он основательно занялся изучением Св. Писания и сочинений церковных писателей. Особенно он прославился своим ораторским талантом. Светское красноречие, которым он прежде блистал на форуме, с особенною силою проявилось у него на церковной кафедре, и Амвросий считался одним из лучших проповедников Западной Церкви.

По своей пастырской деятельности Амвросий напоминает собой Василия Великого. Он отличался такою же сострадательностью к бедным, раздал им все свое имущество. На выкуп пленных не щадил даже церковных сосудов. Он с такою же твердостью, как и восточный святитель, боролся против еретиков и их сильных покровителей. Он решительно отказал императрице Иустине в требовании уступить арианам несколько храмов и решительно выступил против императорского указа, которым предоставлялась арианам полная свобода совершать свое богослужение.

Особенно высокий пример архипастырской твердости показал Амвросий, не допустив в храм императора Феодосия за страшное избиение им возмутившихся жителей Фессалоники, когда в течение трех часов убито было более 4000 человек всякого пола и возраста. "Человек, проливший столько крови, сказал ему Амвросий, не может быть в храме мира". "И Давид согрешил, возразил император, однако был прощен". "Ты последовал Давиду в грехе, отвечал ему Амвросий, последуй ему также в покаянии". Император смирился и понес епитимию, наложенную на него епископом.

Амвросий был замечательным писателем. Ему принадлежат следующие догматические сочинения: "Пять книг о вере", "Изъяснение символа веры", "Три книги о Св. Духе". Произведения эти составляют извлечение из сочинений Афанасия Вел., Дидима и Василия Великого. Из нравоучительных сочинений Амвросия особенно замечательно "О должностях служителей Церкви" (De officiis ministrorum et clericorum Ecclesia) в трех книгах. Написал Амвросий и "Шестоднев", который есть буквальный перевод "Шестоднева" Василия Великого.

Св. Амвросию принадлежит составление песни "Тебе Бога хвалим" (Te Deum laudamus) случаю победы над арианами.

Скончался Св. Амвросий в 387 г.

Блаженный Иероним; Руфин Аквилейский

БЛАЖЕННЫЙ ИЕРОНИМ - родом славянин - был одним из ученейших писателей Западной Церкви. Родился в 330 г. в Стридоне (Далмация). Общее образование получил в Риме, богословским образованием обязан Востоку. В молодости он увлекался искушениями роскошной жизни, но несколько лет пустынножительства окончательно уничтожили в нем влечение к миру. Как человек обширной учености, он занимал влиятельное положение при папе Дамасе. Но своими суровыми обличениями нравов тогдашнего духовенства, а равно и неумеренной ревностью привлечь к монашеству сыновей и дочерей из знатных римских фамилий он нажил себе много врагов в Риме. Вследствие этого он оставил Рим и удалился на Восток. Поселившись в сирской пустыне, он предался аскетическим подвигам и изучению богословских наук. Здесь блаж. Иероним изучал и еврейский язык. Рукоположенный в пресвитера, он три года слушал в Константинополе Григория Богослова, изучал греческий язык и святоотеческую литературу. С таким запасом знании он возвратился в Рим, но вскоре (через три года) опять отправился на Восток, слушал в Александрии Дидима, а потом поселился в Вифлеемском монастыре, где начал переводить Св.

Писание на латинский язык. Его перевод Св. Писания (Вульгата) принят в церковное употребление в Западной Церкви. Затем он составил жизнеописания свв. отцов De viris illudtribus.

Кроме этого, блаж. Иероним составил много комментариев на некоторые книги Св. Писания, перевел на латинский язык "Хронику" Евсевия Кесарийского, некоторые беседы Оригена и сочинение Дидима "О Св. Духе". Своей ученостью Иероним много содействовал распространению на Западе научных богословских знаний, выработанных на Востоке. Блаж. Иероним подражал писателям Ново-Александрийской школы. Скончался в 420 г.

РУФИЙ, пресвитер Аквилейский (+410), друг Иеронима. Перевел на латинский язык "Церковную историю" Евсевия, "Правила" Василия Великого, "О началах" Оригена и др.

Блаж. Августин и его значение в западном богословии; Св. Лев Великий

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН, епископ Иппонский (+430), один только из всех писателей Западной Церкви может быть назван самостоятельным и оригинальным богословом. Его богословское глубокомыслие напоминает александрийцев, но он не подчинялся направлению восточных писателей, а стремился к самостоятельному решению богословских вопросов, например, о благодати и добрых делах. Блаженный Августин родился в 354 г. в нумидийском городе Тагасте. Отец его был язычник, мать, Моника, христианка. В самом раннем возрасте Августин от своей матери получил наставления в христианской вере. Но наставления эти не глубоко запали в его душу. Под влиянием дурных товарищей по школе он стал с 16-летнего возраста вести порочную жизнь. Благочестивая Моника приходила в ужас, видя гибель своего сына, она молила Бога о возвращении его на путь истины.

Между тем порочность Августина дошла до такой степени, что мать не нашла возможным жить с ним под одной кровлей. Моника излила свое горе Амвросию Медиоланскому, и св. епископ утешил скорбное сердце матери такими словами: "дитя стольких слез не может погибнуть".

Но среди удовольствий и порочности Августин чувствовал упреки совести своему поведению, и у него проявились высшие порывы и к духовным удовольствиям. Он стремился найти истину. В поисках ее переходил он от одной философской школы к другой, нигде не находил себе удовлетворения. Сделавшись учителем красноречия в Медиолане, он из любопытства стал слушать проповеди Амвросия Медиоланского и увлекся ими.

Благочестивая Моника воспользовалась таким настроением своего сына и стала убеждать его принять учение Христа. В душе Августина началась борьба, и он стал задумываться над своим положением. Один раз, в минуты раздумья, Августин услышал голос: "Читай Св. Писание". Открыв Новый Завет, он прочел первые попавшиеся слова: "будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (Римл. ХIII, 14). Эти слова озарили его, в них он увидел упрек своему поведению и решительно переродился. Приняв крещение в Медиолане, он вернулся на родину в Нумидию, где сначала выбран был пресвитером, а потом епископом Иппонским (396 г.).

Сделавшись епископом, он все свои богатые дарования, всю пылкость своего темперамента отдал на служение Церкви. Он неустанно занимался проповедничеством, обличением еретиков ариан, раскольников донатистов. Но особенно сильно боролся Августин с современной ему ересью Пелагия.

Из многочисленных сочинений Августина самые его замечательные, получившие всемирную известность, это, во-первых, "Исповедь", в которой он с неподражаемым чувством религиозного одушевления рисует всю внутреннюю историю своей жизни, свои ранние заблуждения и свое обращение; во-вторых, книга "О граде Боднем" (De eivitate Dei). Здесь Августин, потрясенный страшным разгромом Рима, описывает судьбы Божии в истории великой империи и всей вселенной. С необыкновенною убедительностью он опровергает тут ложную мысль последних защитников язычества, что в этих бедствиях империи виновно христианство.

Кроме того, из трудов его известны: "Против академиков", где Августин доказывает, что человек сам собою не может достигнуть истины; "Об истинной религии" и "О Св. Троице". Ведя борьбу с еретиками и раскольниками, Августин пишет сочинения против манихеев, донатистов, пелагиан и других еретиков.

Писал Августин и толкования на Св. Писание, но в этой области он был сравнительно слабым, т.к. не знал еврейского языка и плохо знал греческий.

Последние годы жизни Августина были тяжким для него испытанием. Ему довелось быть свидетелем падения Рима, разграбленного Аларихом, и под конец и свидетелем разгрома и опустошения вандалами цветущей Африканской Церкви и собственной его Иппонской епархии. Среди ужасов этого времени он скончался в 430 году.

После Августина выдающихся деятелей в Западной Церкви не было, кроме папы Льва I Великого (+461), написавшего известное послание константинопольскому архиепископу Флавиану о соединении двух естеств в лице Иисуса Христа по поводу ереси Евтихия.

Писатели последующего времени: св. Григорий Двоеслов, Беда, Алкуин

Из писателей Западной Церкви следует отметить также ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА (или Великого), папу Римского (+604 г.), как практического богослова. Григорий происходил из знатной римской фамилии, отличавшейся высоким благочестием. Отец его, Гордиан, был сенатором, но променял это звание на служителя церкви. Мать его Сильвия, по примеру отца, также посвятила себя на служение Богу и причислена Римскою Церковью к лику святых. Григорий получил по тому времени прекрасное, хотя и не всестороннее образование. Он почти не был знаком со светскими науками и не придавал им никакого значения в богословии. Но Св. Писание он знал прекрасно, изучил хорошо также труды блаж. Августина. Из последних он усвоил не теоретическую, а практическую сторону.

Деятельность Григория для Церкви была плодотворна. Он заботился о распространении христианства в Британии среди англо-саксов; обращал в православие еретиков и раскольников донатистов, действуя на них, вопреки духу того времени, мерами любви и убеждения. Примирял распри между владетельными лицами и сильно боролся и в сочинениях, и на соборах против развившейся в то время на Западе симонии. Особенно он отличался благотворительностью. Всех убегавших от жестокости лангобардов он снабжал деньгами из доходов своей Церкви, а бедным в каждое первое число месяца, по его приказанию выдавались хлеб, вино, сыр, овощи и рыба.

Труды Григория Великого полны высоких нравственных мыслей. Особым уважением как на Западе, так и на Востоке пользуется его труд "Пастырское правило", где изображаются качества истинного пастыря. Название "Двоеслов" (Собеседователь) усвоено папе Григорию на Востоке за его сочинение "Разговоры (собеседования) о жизни и чудесах италийских отцов", которое написано в форме диалога. В нашей Православной Церкви употребляется син литургии Григория Двоеслова, известной под названием "Преждеосвященной литургии".

Из ученых Запада заслуживает также внимания ученый муж ново-английской церкви БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (+735) (ударение на первом слоге).

Ново-английская церковь, вслед за древне-британской, много заботилась о просвещении, устрояя школы, монастыри, в которых изучались духовные и светские науки. Беда, будучи монахом одного из монастырей, обладал обширными познаниями в духовных и светских науках и считается замечательнейшим ученым своего времени. Занимался он толкованием Св. Писания и переводом его на английский язык, а также историей (написал "Историю церкви английского народа").

Из писателей Западной Церкви IX в. более других замечателен АЛКУИН, придворный ученый Карла Великого, вызванный из Англии.

Написал он комментарии на Св. Писание, много догматических сочинений, например, "Три книги о Св. Троице". Алкуин является первым представителем схоластического направления в западном богословии.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница