Конспект открытого занятия для виа место проведения: вокально-инструментальная студия моу дод цртдиЮ «Советский». Педагог: Белоусов Владимир Сергеевич Участники: группа 1 года обучения



Скачать 66.29 Kb.
Дата19.11.2016
Размер66.29 Kb.


План-конспект открытого занятия для ВИА
Место проведения: вокально–инструментальная студия МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Советский».
Педагог: Белоусов Владимир Сергеевич
Участники: группа 1 года обучения.
Тема занятия: «Ансамбль – значит вместе».
Оборудование: 2 электрогитары, бас-гитара, ударная установка, синтезатор, мультимедийное оборудование.
Цель занятия:

  • Привитие навыков работы в ансамбле, воспитание эстетического вкуса, совершенствование исполнительской техники игры на инструментах.


Задачи:

  • дать представление о сложности понятия “живая музыка”, ВИА на примере творчества групп “Битлз”, “Песняры”;

  • показать характерные черты ансамблевого исполнения;

  • развивать творческую активность, музыкальную память, слух при слушании музыки, наблюдательность.


Подготовительный этап
Подготовка к занятию помещения и необходимого оборудования.
Ход занятия
Организационный момент, приветствие (5 минут):

  1. перекличка;

  2. инструктаж по технике безопасности.


Вводная часть занятия (5 мин.):

1. проверка готовности инструментов;

2. разминка.
Основная часть занятия (30 мин.):


  1. объявление темы занятия;

  2. теоретическая часть (вступительное слово педагога).

- «Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью» (мудрость мира).

- О чём это высказывание? (обучающиеся)

- Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп–группах, научимся разбираться в «настоящей» музыке.

Работа по теме занятия.

1. Понятие “ансамбль”.

- Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “ансамбль”.



  • Проверка выполненного задания.

2. Беседа о современной музыке.

- В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей.

- Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы считаете, почему?

(Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет).

- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наших музыкальных вкусов. Замкнутый круг. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных ансамблей. Обратите внимание, что многие группы подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы существуют только потому, что много слушателей, лишённых музыкального вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.



  • Рассказ с показом слайдов.

Американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме “Всемирный потоп поп–музыки” в 1972 году размышлял: “ Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого.

Мне повезло: после краткого периода страстного увлечения развлекательно – популярной музыкой (я играл на теноровом банджо в школьном оркестре) мне удалось открыть для себя настоящий американский фольклор, образцы которого никогда не звучали по радио. По сравнению с этим искусством большинство популярных песенок 30–х годов с их бесконечными вариациями на тему: “милый, милый, не могу без тебя…” показались мне примитивными. Почти все они предназначались лишь для одного: уговорить людей довольствоваться своей судьбой. Существует ли в США популярная музыка, направленная против уклада “истэблишмента”? Да, существует, но до настоящего времени она не имела доступа к коммерческим каналам массового распространения: “подпольная поп–музыка”.

Молодёжь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия…”

- Что хотел сказать этим Пит Сигер?

- У нас в стране происходит то же самое?

- Почему люди так “грезят” музыкой?

- Можно ли такую музыку сравнить с наркоманией? Почему?

- Чем привлекает такая музыка?

- Сегодня на занятии мы прослушаем произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА.

3. Рассказ о группе “Beatles”.



  • Прослушивание диска с песней “Beatles” “Потому что”.

- Кто узнал, что это за ансамбль?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы знаете об этом ансамбле?


  • Рассказ с показом слайдов.

“Четвёрка из Ливерпуля”, которой было суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

БИТЛЗ – английский вокально-инструментальный квартет, самый популярный музыкальный ансамбль 1960–х годов. Возникла группа в Ливерпуле, Великобритании, распалась в 1970 году.

Участники ансамбля:


  • Джон Леннон (9 октября 1940 г. – 8 декабря 1980 г.);

  • Пол Маккартни (18 июня 1942 г.);

  • Джордж Харрисон (25 февраля 1943 г. – 29 ноября 2001 г.);

  • Ринго Старр (7 июля 1940 г.).

Пол, Джон и Джордж составили ядро коллектива, остальные музыканты часто менялись. Электрогитар у музыкантов не было. Начинали они, как и тысячи других групп, с сифорла (смесь джаза, блюза и фолка). Постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения – от “The Quarrymen” до “The Beatles”.

Слово “beatles” сочетает в себе два значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно, если учесть его поэтические способности. Джон всегда был их лидером – самый оригинальный из них, самый мятежный духом. Его влияние доминировало в музыке “Битлз”. Пол был столь же музыкально одарённым, и в некоторых отношениях его чисто музыкальное дарование превосходило талант Джона, но именно Джон был вперёдсмотрящим. Лидером Джона делала сила его личности. Он был не просто старше Пола и Джорджа, которые на старых фотографиях выглядят невинными и уязвимыми, какими они были на самом деле. Джон был более зрелым, скептиком, всех видящим насквозь, никому не доверяющим, отдающим себе отчёт в окружающей фальши.

“Beatles” прогрессировали музыкально, но было понятно, что история коллектива близится к логическому завершению. Личные амбиции брали верх. Леннон начал выпускать сольные синглы и выступать со своими новыми друзьями – группой Plastik Ono Band. Его с трудом удалось уговорить не делать официальных заявлений по этому поводу.

Фактически, уже с августа 1969 года группа как единый коллектив ничего не записывала. Каждый из четверых обзавёлся собственным проектом на стороне.

Традиционно именно Пола Маккартни считают главным виновником распада “Beatles”, однако, нельзя забывать, что он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы сохранить группу после смерти Эпштейна. В конце 1970 года Маккартни подал в суд на Леннона, Стара и Харрисона, с тем, чтобы аннулировать все существующие между ними договорённости. Разбирательство затянулось на долгие годы, лишая фанатов всякой надежды на возрождение “Beatles”.

После убийства Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули последние надежды на воссоединение легендарной команды, слухи о чём периодически появлялись на протяжении 70-х. В 80-е годы музыканты продолжали записываться и выпускать альбомы, правда, всё реже и всё с меньшим успехом. А вот популярность самих “Beatles”, никогда не переживали кризиса. Может быть из-за того, что они ушли со сцены чемпионами.

В 1999 году, когда началась истерия по подведению итогов уходящего века, “Beatles” лидировали во всех опросах как лучшая группа XX века.


  • Прослушивание русской версии песни “Yesterday” - “Вчера” в исполнении педагога в аранжировке синтезатора.

- О чём эта песня?

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?



  • Исполнение обучающимися.

4. Рассказ об отечественных ВИА.

- В нашей стране термин “бит–группа” был заменён на “вокально-инструментальный ансамбль”. ВИА возникли не на пустом месте. Существовали вокальные группы “Дружба”, “Аккорд”, “Орэра”. Некоторые ансамбли просто копировали западных исполнителей и быстро “сошли со сцены”. Другие же, напротив, искали свой стиль, своё лицо. Как показало время самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями. Секрет их творческого “долголетия” - в неисчерпаемых богатствах фольклора. Один из таких коллективов – белорусский ансамбль “Песняры”.

Валерий Яшкин в журнале “Неман” (№ 10) писал: “Были демократы, был “Биттлз” и масса разных групп. И мне всегда было удивительно, как ребята из Белоруссии вдруг резко стали на слуху. Уже в 1971 году в фильме “Песняры” зазвучал чистейший поток голосов непередаваемой грусти и добра”.


  • Прослушивание песни “Старый конь” («Песняры»).

- О каких событиях рассказывается в песне?

- Какие чувства она вызвала у вас?

- Что особенного в манере исполнения?

Итоги занятия

- Ливерпульская четвёрка «Beatles» и белорусские “Песняры” - поразмышляйте, чем они схожи и чем отличаются?

- Умение оценить творчество групп очень важно. Не забывайте о красоте и правде музыки, которые оставили нам классики жанра.

Финал открытого занятия:

подведение итогов, результативность, замечания.



Используемая литература

  1. Дмитриева Л. Г. , Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр “Академия”. 2000. – 240 с.

  2. Компьютерная программа “Шедевры музыки” / Кирилл и Мефодий/.

  3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: “Советский композитор”, 1988. – 176 с.

  4. Сайт в Интернете: Beatles. ru. Автор: Corvin.

  5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница