Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского



Скачать 151.05 Kb.
Дата08.11.2016
Размер151.05 Kb.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЕЗВОДНОЕ


На Всероссийский конкурс

юношеских исследовательских

работ им. В.И. Вернадского



Загадки топонимики

села Безводное.



Адрес

МБОУ СОШ с. Безводное:

607675, Нижегородская область, Кстовский район,


село Безводное

Тел/факс 57-4-36

Тел. 57-4-36, 57-6-20

Е-mail: school-114@mail.ru



Выполнила:

Ахматгалиева Мария Денисовна,

обучающаяся 9 класса,

Адрес: 607675,

Нижегородская область,

Кстовский район,

с. Безводное, ул. Больничная, д.22, кв. 3

телефон (883145)57-6-23





Руководитель:

Бурзилова Ирина Михайловна,


учитель краеведения, руководитель школьного краеведческого музея «Память»

2013 год


Содержание.

1

Пояснительная записка.

Актуальность, цель и задачи работы.




3 - 5

2.

Экскурсия по этно-экологической тропе «Тайны села Безводное».


5 - 13

4.

Заключение.


13-14

5.

Литература. Источники.

15



1. Пояснительная записка.

Актуальность, цель и задачи работы.

Академик Д.С. Лихачёв, обращаясь к нам, потомкам, написал: «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей…. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и её взаимодействие на человека должны подвергаться тщательному изучению». «Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности».

Мы учимся в одной из старейших школ Кстовского района - Безводнинской средней школе. В 2009 году народному образованию в с. Безводное исполнилось 145 лет. Школа многие годы работает в рамках краеведческого направления работы. В школе создан краеведческий музей, выполняющий важную роль в учебно-воспитательной работе школы. Ученики школы успешно участвуют в исследовательских краеведческих конкурсах района и области.

В 2008 году был разработан маршрут этно-экологической тропы «Тайны села Безводное», ставший итогом многолетней исследовательской работы учащихся и учителей школы, воспитанников воскресной школы при Троицком Храме, при поддержке сельской администрации, Дома культуры, методической помощи СЮТур г. Кстово. С июня 2009 года проводятся экскурсии по маршруту тропы не только для учеников нашей школы, но и для гостей из школ Кстовского района, проводятся экспедиции по сбору материала для исследовательских работ учащихся.

Я - экскурсовод школьного музея, этно-экологической тропы «Тайны села Безводное». Я считаю, что в результате нашей экскурсионной деятельности можем привлечь внимание общественности ко многим проблемам по сохранению нашего села и окружающих деревень. Летом мы проводим экспедиции по сбору материала, природоохранные акции при поддержке сельской администрации, Дома культуры, воскресной школы при Троицком Храме с. Безводное, районной Станции юных туристов. Мы решили, что итогом многолетней исследовательской работы учащихся и учителей школы станет создание этно-экологической тропы. Наша тропа раскроет загадки истории села Безводное, оставившего свой заметный след в истории русских промыслов и ремёсел, тайны деревянных узоров и бытующих в народе легенд.

Цель:

Собрать и систематизировать топонимический материал с. Безводное для сохранения его, как объектов материальной культуры, являющихся древнейшими памятниками, позволяющими проникнуть в глубину человеческой истории, культуры, языка.

Задачи:

1.Составление словаря топонимов с. Безводное.

2. Составление экскурсии по маршруту этно-экологической тропы «Тайны села Безводное».

3. Составление топонимической карты и картотеки, объясняющей историко-лингвистическую основу микротопонимов.



Методика и место исследования:

При подготовке к написанию работы, я обратилась к материалам школьного музея, литературы и материалам Интернета по данной теме. Работа основана на материале маршрута этно-экологической тропы «Тайны села Безводное» и опросов жителей села Безводное. Литература помогла систематизировать материал. А фототека помогла проиллюстрировать работу.

Таким образом, данная работа дополнила материалы школьного краеведческого музея, содержание экскурсии этно-экологической тропы «Тайны села Безводное».

2.Экскурсия по этно-экологической тропе

«Тайны села Безводное».

Многими городами и сёлами гордиться Нижегородский край. Я расскажу о нашем селе Безводное, оставившее свой заметный след в истории русских промыслов и ремёсел.

Село Безводное расположено на реке Волге. Откуда взялось такое название? Говорят, что первые жители поселились возле Гремячего ключа на южном склоне. Первое поселение также носило название Гремячка.

Много беглых людей было в те годы в здешних краях. Бывали случаи, когда бежавшие от хозяев крестьяне беспокоили жителей приволжских деревень. Особенно доставалось от них деревне Гремячке, что стояла выше нынешнего села Безводное. Гремячинские жители терпели-терпели всё это, да и решили всей деревней покинуть насиженный край. Долго искали они подходящее место и вот один раз вышли из леса на открытую поляну, и задумали они на ней обосноваться. Поставили сои избушки и стали колодцы копать. До пятнадцати сажен докопали, а воды-то нет и нет…. Вот и назвали своё селение Безводным. Ну, а расселяться-то люди стали по горе, ближе к Волге. Здесь, в горе, много ключей с хорошей свежей водой было. Да и река совсем рядом. Так что в селе воды стало много, а название так и осталось.

С некоторыми ключами связаны истории. Один, особо почитаемый, носил название Двенадцать ключей в честь двенадцати Апостолов. Из него брали воду для обрядов и использования в пище. Ключ и сегодня существует в дальней части села так называемой Козинке.

На Волге, напротив Безводного, есть три больших острова. В давние времена их звали Тёплыми. Вот какая бытует история. Будто бы заросшие ивняком да дубами, острова служили доброй защитой для людей, плывших рекой на плотах или баржах. Подплыв в непогоду или сильный ветер к островам, волгари могли тут спокойно переждать бурю, а при желании – набрать валежника, запалит костёр, погреться, да похлёбки с кашей сварить. Сидят они, вспоминают тёплый дом. Отсюда, видимо, такое пошло название островов. Сегодня острова называют по величине Большим, Средним и Малым. Их в народе величают сторожами. А огромные чёрные тополя на островах остались как немые свидетели тех давних времён.

Село Безводное делилось по занятиям населения на две части: сельским хозяйством в основном занималось население нагорной части, а подгорная Слобода вся была занята кустарным производством.

Мы начинаем наше путешествие с площади на улице Советской. В прошлом эта улица носила название Мостовой, так как была «заключена» между двумя мостами в разных концах улицы. На этой улице жили богатые люди. Они построили много двухэтажных каменных домов, в нижних этажах которых размещались лавки. Позже в этих домах размещались: сельский совет, начальная школа, комбинат бытового обслуживания, продмаг, сельмаг, почта, столовая. Название получила по расположению на ней после революции сельского совета. Сегодня эта деловая часть села замерла. Все предприятия давно закрылись. На площади работают лишь сельская библиотека и два магазина. Эти изменения связаны с закрытием основного предприятия: Безводнинского метизного завода. Основные цеха его были перенесены ещё в середине 20 века в верхнюю часть села, а оставшиеся со временем были закрыты. Так остановилась кипучая жизнь промышленной слободы. А ведь некогда эта часть была больше заселена, чем верхняя. Подгорная часть тянулась более чем на 3 километра. Из-за отдалённости многие части села получили свои названия. Одно из таких – Турция, было дано именно по такой причине. Находится оно далее старого местонахождения завода, ныне не сохранившегося.

Село Безводное с давних пор упоминается и в исторических документах. По «Писцовой книге» 1622 года собственником его значился дьяк Посольского приказа Фёдор Лихачёв, награждённый за дипломатические заслуги земельными владениями на Волге. В 60-х годах 17 столетия Безводное с окружающими деревнями числилось во владении боярина Прозоровского, которому оно досталось в приданое при женитьбе на дочери Лихачёва. По смерти Прозоровского, который умер бездетным, Безводное отошло в казну, а в начале 18 столетия пожаловано было князю Григорию Дмитриевичу Юсупову.

Григорий Юсупов неоднократно посылался Петром 1 в нижегородские пределы для постройки местными работниками судов речного флота. Суда строились в Балахне и Черноречье, такелаж изготовлялся в Нижнем, а гвозди и цепи Юсупов решил ковать в своей новой волжской вотчине. Безводное с незапамятных времён было местом, где вытягивали железную проволоку и изготовляли из неё железные уды, коими торговали по всей Волге, вплоть до Астрахани.

Именно расположение на Волге способствовало развитию промысла и процветанию села. Это обстоятельство привлекло нового владельца села Юсупова к развитию на основе местного промысла цепного и гвоздильного дела.

Вот такова история завода. А мы продолжаем путешествие по улице Советской-Мостовой. Подгорная часть делится на местечки: Коренная, Околоток и Лягушиха. Именно через Лягушиху и пройдёт наш маршрут. Её назвали так потому, что посредине её находится пруд, заросший осокой. В нём много лягушек. Начиная с весны, они квакают до самой осени. Сейчас это улица – Куйбышева. Центральная часть улицы представляет ровный порядок домов и называется Коренной.

Ближе к горе место называется Околоток. Именно здесь можно подняться по лестнице на венец в нагорную часть села называемую Поповской горкой. Повернув от живописного пруда к горе, заканчивается один из порядков домов лестницей на Венец Околоток. Вверху находится кладбище, и часовня на месте старообрядческого храма. Поэтому эту часть называют Загробихой, она располагается в основном по улице К.Маркса.

Красота здешних мест как будто окутала быт безводнинцев, украсив их дома причудливой резьбой, спрятав в ней таинственные знаки-символы их предков, которые вы сможете разгадать, пройдя по старинным улицам нашего села. Одна из таких улиц это улица Куйбышева – Лягушиха. В начале улицы располагаются каменные и полукаменные двухэтажные дома. Вверх по улице располагаются деревянные дома с четырёхстенным срубом, двускатной крышей. Некоторые из них были построены во второй половине 19 века и принадлежали крестьянам-середнякам.

Многие дома украшены барельефной резьбой. Особый интерес представляют лобовые доски фронтона, расположенные несколько наклонно по отношению к стене. Их три. Они расписаны причудливой барельефной резьбой, часто с цветочными мотивами. Выполнены тонко и изящно. Словно не деревянные, а кружевные. Глухой резьбой отделаны наличники окон. Эта декоративность придаёт фасадам домов особую нарядность и праздничность. И вновь, будто сама Волга, её причудливые берега, холмы, подсказали мастерам сиволы-обереги, выполненные искусно на наличниках. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Вспомните об этом, когда увидите красивые наличники и, возможно, Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.

И вот уже мы на берегу Волги. Наш маршрут проходит вдоль острова, на котором возвышаются как таинственные стражи огромные чёрные тополя. Рыбацкая тропинка теряется впереди, а сверху возвышается высокий берег с нагорной частью села.

Пройдя по берегу Волги, мы попадём в таинственный лес. Он необычен тем, что это часть широколиственного леса. Огромные деревья будто сохранились с доисторических времён и скрывают от нас очередную тайну…. Поднимаясь по склону вверх, мы попадаем к удивительному святому месту - роднику Святой ключик, хранившему свою легенду. Жители рассказывают, что возле ключа жил отшельник. Откуда он пришёл, никто не помнит. На его могиле установлен крест.

Сегодня этот родник почитаем жителями села и окрестных деревень. Вода считается чистой и святой. Возле родника установлены часовня и купальня, используемая для обряда на праздник Крещения. Высокая лестница поднимается по склону. Она восстановлена жителями при поддержке настоятеля Храма села Безводное Отца Льва Юшкова.

Поднявшись вверх по крутой лестнице, мы поднимаемся на Венец.Здесь дух захватывает от раскинувшихся перед вами необъятных просторов полей, синевы Волги-матушки, заволжских лесов!

Красота здешних мест привлекла многих кинематографистов. Село Безводное и соседние волжские сёла стали съёмочной площадкой студии Мосфильм. В разное время здесь снимались фильмы: «Чемпион мира», «Хождения по мукам», «Деревенский детектив», «Фома Гордеев», «Русское поле», «Курочка Ряба» и др.

Мы продолжаем наше путешествие по центральным улицам нашего села, расположенным в нагорной части. Купеческое Безводное…. И вновь широкие улицы, добротные купеческие дома говорят о промысле, способствовавшем процветанию села в 19 - начале 20 веков.

В этой части села располагаютсясь несколько улиц: Троицкая, Большая, Зайчиха, Аулиха, Криулка.



Аулиха – была самая дальняя улица, осталась за нашим маршрутом. Название получила от того, что по ней в Долину гнали скот и кричали: «Ау!». Долина – место, по которой протекает Речка (без названия), именно на его склоне располагается родник Гремячий, с которого пошла история села Безводное. Через неё ходят жители из деревни Михальчиково в Безводное. Сегодня по живописным склонам располагаются садовые общества. А вот основные улицы и теперь очень интересны. Две основные улицы располагаются параллельно друг другу: Большая и Троицкая. Улица Большая раньше называлась Большой порядок. Такое название она получила за самые длинные порядки домов. В начале улицы и теперь находится башня, в которую накачивали воду для снабжения водой всего села вплоть до конца 20 века. Эту башню построил в 1910 году известный меценат и богатейший предприниматель Матвей Емельянович Башкиров. Он оставил о себе благодарную память жителей села Безводное за построенную водокачку так необходимую для жизни по причине постоянной нехватки воды в нагорной части. Однако в народе живёт легенда о башне. Яко бы на этом месте находился колодец, в который упала, поскользнувшись, жена хозяина Башкирова. Это мало вероятно, ведь в Безводном не было дома Башкировых, но известно, что он действительно построил эту водонапорную башню.

На этой же улице находится большой двухэтажный дом богатого крестьянина Ивана Ивановича Проскурякова. Сейчас в этом здании располагается сельская амбулатория.

При советской власти улица стала носить имя Ленина. Длина её 1 км. Параллельной ей находится улица Троицкая, ныне 1 мая. Своё название она, должно быть, получила о того, что на ней построена церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы Население Безводного было не только очень деятельным, а через это и весьма зажиточным, но отличалось большой религиозностью. Об этом свидетельствует построенная на горе большая каменная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы, построенной в 1894 году, внутри которой был установлен позолоченный иконостас, а стены расписаны профессиональными художниками.

Кроме православного храма была ещё староверческая церковь и несколько староверческих различных толков. Все приходы – богатые, поскольку безводнинские прихожане слыли людьми состоятельными. Сейчас в нашем селе восстановлена каменная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы, разрушенная в 1936 году. До начала 20 века жители Безводного придерживались своих традиционных обычаев, характерных для этих мест.

По базарным и праздничным дням все ходили нарядно одетыми, особенно женщины. Этому способствовали следующие причины: рост доходов семьи, их религиозность, поскольку в Безводном особо почитались Покров, Рождество, Пасха, Троица и Масленица. К Троице молодым парням и девушкам старались приобрести новые наряды: костюмы, рубашки, платья, юбки, шали, платки. Нарядно одевшись, они выходили гулять на Венец в нагорной части села. Сюда сходились и жители Горы и слободские. А вид отсюда на Волгу чудесный! Воздух чистый, прозрачный, а взору гуляющих открывались удивительные волжские дали. Плывут по реке белые пароходы, над ними пролетают легкокрылые чайки, а из-под горы ветер приносит запах цветущих деревьев. Люди, видя всё это, приговаривали: «У мальчишек кудри вьются, а у девушек сердца бьются». Именно на Троицу девушки наряжались в старинную одежду, расшитую золотыми нитями, и водили хороводы. А называлось это «кругами играть». Для гуляний были определённые места, по улицам не расхаживали.

Давно это было. И вот традиция начала возрождаться. И теперь ежегодно в храмовый праздник в селе организуются «Безводнинские круги». Сегодня фольклорная группа воспитанников воскресной школы бережно сохраняет традиции своего села, принимая участие в различных конкурсах, показывая всем красоту и неповторимость родного края, его традиции и культуру. Стало доброй традицией отмечать престольный праздник - День Святой Троицы народными гуляниями, водить Троицкие круги.

Слева от нас остаётся небольшая улочка Криулка (ул. Комсомольская). Названо так по неровности расположения домов вдоль оврага.

С Венца (высокий берег Волги) открывается вид на старообрядческую церковь Казанской Божьей Матери. Справа от него местечко называется Монастыркой, где раньше был Лукояновский монастырь Спасова Согласия. Но позже его разрушили. Весь замечательный овраг с буграми, родниками внизу называется Комарихой. Название говорит само за себя. Даже в жаркие дни здесь прохладно и сыро. Говорят, что до самой Троицы в самых глубоких местах оврага лежал снег, из которого делали на Престол мороженое. Слева от венца находится улица им. Фрунзе, которая носит название Зайчиха. Это небольшая улочка по высокому берегу. Название прижилось за этим местом с тех пор, когда селились люди на высоком берегу, вырубали лес, а со временем здесь находились хранилища, позднее силосные ямы, где было много зайцев.

Мы заканчиваем наш маршрут на пятачке ровной поверхности, называемой Мальчиком, где с давних времён играли ребятишки. Здесь сооружён обелиск погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. Обелиск – символ памяти не только событий той войны, но всей истории родного села.

Заключение.
Исследуя топонимы, я пришла к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну. Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память» - пишет Г.П. Смолицкая в книге «Занимательная топонимика».[12,127] Чтобы сохранить топонимы, надо сначала их исследовать, что я и попытались сделать в этой работе. Академик Д.С. Лихачёв, обращаясь к нам, потомкам, написал: «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей…. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и её взаимодействие на человека должны подвергаться тщательному изучению». Мы гордимся историей и культурой своей малой Родины. Но и хотим сохранить неповторимый пейзаж наших замечательных мест, духовные традиции нашей Родины. Мы понимаем, что многое зависит от нас, от «умного» общения с родной природой. Мы, наследники славного прошлого, вместе со старшим поколением, при поддержке наших педагогов, общественности можем многое сделать в решении экологических, социальных проблем родного села. «Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или отдельные пейзажи и ландшафты, но сохранять самый характер и природный ландшафт. А это значит, чтобы новое строительство возможно меньше противостояло старому, чтобы оно с ним гармонировало, чтобы сохранялись бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих наилучших проявлениях», - писал Д.С. Лихачев том числе и о современных проблемах сохранения неповторимого облика деревень и сёл.

5. Источники. Литература.


  1. Материал по истории села Безводное из школьного краеведческого музея.

  2. Материал по истории села Безводное из музея воскресной школы при Троицком храме с. Безводное.

Паспорт записанного текста:

1. Кочетова Маргарита Владимировна,1937 г.р.

2. С. Безводное, Кстовского района, Нижегородской области.

3. 10.01. 2012 года



4. Бурзилова И. М., 22.08.72 г. р., г. Кстово, Нижегородской области.

Литература.

  1. Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований – М.: Лесная страна, 2008. – 184 с.

  1. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. СПб.: Logos, 1999. 666 с.

  2. Методические рекомендации по краеведческой работе «Загадки топонимики». – г. Нижний Новгород, Центр детского и юношеского туризма и Экскурсий, 2004 год.

  3. Поспелов Е.М. Историко – топонимический  словарь России. М., «Профиздат», 2000 г.

  4. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся ст. классов.- М.:Просвещение,1990.

  5. Чудесные мгновения, традиционный костюм. - М.: «Агентство Дистрибьютор Прессы». № 3, 2003, № 4 2004.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница