Конкурс проводится в два тура I тур Золотое кольцо России



страница1/29
Дата22.04.2016
Размер5.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Первенство России по технике лыжного туризма -2013

Информация к Конкурсу краеведов
Конкурс проводится в два тура

I тур - Золотое кольцо России;

II тур - Гордость земли Рязанской (знаменитые уроженцы Рязанского края).


Информация по I туру
Владимир

Город Владимир расположен в центральном регионе России в 180 км на северо-восток от г. Москвы. Через город проходит крупная транспортная автомагистраль, соединяющая Москву и Нижний Новгород (федеральная магистраль - «М-7»). Население города порядка 350-400 тыс. человек.


История города


Владимир основан в 990 году Киевским князем Владимиром Святославичем (Красное Солнышко). В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера - речкой Лыбедью, с востока и запада - глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя - Владимир. Во время правления сына Юрия Долгорукого - князя Андрея Боголюбского в город Владимир была перенесена столица Ростово-Суздальского княжества. Это был период расцвета города. Возводились дворцы и храмы, шло строительство. В Суздале и Владимире была сформирована общерусская школа иконописи. Своим основанием Владимир напрямую обязан Крещению Руси, ведь город появился в 990 году, после того как легендарный князь киевский Владимир Красное Солнышко пришел «в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей», для того чтобы облечь местное население в православную веру. Наследник Мономаха - князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, князь Юрий Долгорукий развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле. Им были основаны города: Москва, Переславль-Залесский, Кидекша, Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород. Стремительный рост города определил его превращение в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158-1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами. Своего расцвета Владимир достиг во время правления Андрея Боголюбского, который перенес сюда столицу, сделав тем самым Русь Киевскую Русью Владимирской. Новая столица тут же начинает усиливать свою защиту – здесь появляется еще одно кольцо обороны в виде крепостных валов. Однако, даже усиленные меры предосторожности не спасают город от разрушительных набегов монголо-татар сначала в 1238 году. В 1293 году был разорен Дюденевой ратью, а потом в 1382. Эти нашествия повторялись в течение многих лет. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо, прозванный так из-за многочисленного потомства. С 1157 года по 1439 год - Владимир являлся столицей Северо-Восточной Руси. В начале 18 века город был центром провинции. Застройка его велась в стиле классицизма. Город возрождается. После революции 1917 года большинство памятников были реконструированы. Владимир известен своими достопримечательностями. Дмитриевский и Успенский соборы являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1778 году город стал центром Владимирской губернии, а в августе 1944 года стал административным центром Владимирской области. С 1781 Владимир застраивался по регулярному плану зданиями в стиле классицизма (Присутственные места, 1785; Торговые ряды, 1787-90, и др.). Век XIX Владимир уже встречает в качестве центра губернии, роль которого усиливается после того, как через него проходит Московско-Нижегородская железная дорога. Потрясения начала XX века уже достаточно закаленный превратностями судьбы город встречает спокойно, серьезно не сопротивляясь. А потому в новоиспеченной стране Советов он развивается довольно быстрыми темпами - здесь появляются крупные промышленные предприятия, развивается инфраструктура и жилищное строительство.К памятникам конца XIX века относится псевдоготический католический храм св. Розария, построенный в 1894 году. После 1917 года осуществлено большое строительство, по генеральным планам реконструкции (1947 и 1965) построены кварталы жилых домов, созданы новые улицы, площади и скверы, открыт памятник 850-летия Владимира. (1960, скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор А. Н. Душкин).

Достопримечательности


Владимир обладает уникальными историко-архитектурными памятниками. Самые выдающиеся из них Успенский собор (XII в.), Дмитриевский собор (XII в.), Золотые ворота (XII в.) занесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Всему миру известен своими памятниками и экспозициями Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей заповедник. Также во Владимире берет начало популярный туристический маршрут «Золотое кольцо России». В него входят еще четыре города области: Юрьев-Польский, Боголюбово, Александров (бывшая Александровская слобода) и конечно же Суздаль (город музей под открытым небом). Если идти по улице Большая Московская, то можно встретить педагогический институт, названный в честь Герцена. Однако у коренных жителей он ассоциируется с другой фамилией. Здесь учился Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы "Москва-Петушки". Чуть дальше расположены гостиные ряды, построенные в 18 веке. Это торговые ряды в виде длинного ряда арок, в которых раньше располагались купеческие лавки. На Соборной площади туристы могут увидеть монумент, установленный в честь 850-летия города Владимира. Внешне он представляет собой усеченную трехгранную пирамиду, выполненную из белого камня. На ней аллегорически обрисовываются вехи в истории Владимира: воин с мечом, рабочий с моделью трактора в руке и другие скульптуры и барельефы. Здесь же, на Соборной площади, открывается вход в Успенский собор. Туристы проходят в него через колокольню, построенную в 1810 году вместо деревянной, сгоревшей от удара молнии. Археологи установили, что раньше на этом месте находились белокаменные ворота - вход в княжеские и епископские дворы. Однако в 12-м веке над ними появилась теплая надвратная церковь.

Архитектура


Город известен памятниками зодчества владимиро-суздальской школы:

  • крепостные Золотые ворота (1158-64, перестроены в XVII-XVIII веках) - белокаменная триумфальная арка с полуциркульным сводом из туфа, над ней надвратная церковь (обновлена в 1469 В. Д. Ермолиным; перестроена в 1810);

  • белокаменные соборы:

  • Успенский (1158-60, перестроен в 1185-1189; 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами; в интерьере - фрагменты фресок XII-XIII веков и фрески 1408 работы Рублёва и Даниила Чёрного; в 1810 к собору была пристроена колокольня, в 1862 - придел Георгия);

  • Дмитриевский (1194-97; 4-столпный, одноглавый, с богатой декоративной резьбой на фасадах);

  • Успенский собор Княгинина монастыря (конец XV - начала XVI века);

  • ряд церквей XVII-XVIII веков:

  • Успения Богородицы (1649);

  • Николая Чудотворца/Николы в Галеях (1732-35; нарышкинский стиль);

  • Св. Никиты/Никитская (1762-65, в стиле барокко); и др.

Успенский и Дмитровский соборы, наряду с белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всего в городе 239 охраняемых государством зданий 18-19 веков.



Золотые ворота  - главная улица старого города – Московская. В ее западной части в 12 веке были построены Золотые ворота во время правления князя Андрея Боголюбского. Стены ворот выполнены в форме мощной коробки из тесаного белого камня. А внутренность ее заполнена крупными обломками горных пород и прочным известковым раствором. Ворота были частью оборонительной системы крепости. Площадка, которая сейчас является смотровой, раньше была боевой. С нее обстреливали врагов, бросали камни. Это единственная сохранившаяся часть древних оборонительных укреплений Владимира, выполнявшая также декоративную и триумфальную функцию парадного въезда в город. К сожалению, до нас Золотые ворота дошли в сильно перестроенном виде, в их конструкции осталось лишь несколько древних частей, остальное же является результатом их реставрации, ремонта и достройки конца XVIII - начала XIX веков. Сегодня в помещениях Золотых ворот располагается сразу несколько военно-исторических экспозиций, находящихся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, к которому относятся также главные соборы города - Успенский и Дмитриевский. Кроме них, еще были Серебряные, которые возвели на востоке. К сожалению, они не сохранились, а вот Золотые встречают всех, кто приезжает во Владимир со стороны Москвы. Их строили в течение 10 лет, начиная с 1154 года, когда на владимирском престоле сидел князь Андрей Боголюбский. Возводили ворота по старинной испробованной технике: стены состояли из мощной коробки, сложенной из тесаного белого камня. Ее внутренность заполнялась бутом (крупные обломки горных пород) на очень прочном известковом растворе. Такая кладка носила название "полубутовой".Стены ворот первоначально были выше на 1,5 м, однако со временем они опустились под землю. По задумкам древних архитекторов ворота должны были стать частью оборонительной системы крепости. Поэтому в старину с боевой площадки, с которой обстреливали войска противника, также лился вар - кипящая смола, бросались камни. Сейчас на этом месте оборудовали смотровую площадку, взобравшись на которую можно представить, как выглядел город 800 лет назад.

Успенский собор в городе Владимире - одна из главных площадей города Владимира – Соборная площадь. На ней  расположен вход в Успенский собор, который представляет собой комплекс построек разного времени, первая из которых начала строиться в 1158 году и являлась усыпальницей многих представителей владимирского великокняжеского дома. В 1408 году князь Василий Дмитриевич принял решение обновить фрески собора. Работу выполнили 38-летний монах Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Они расписали почти весь собор. В соборе находится самое большое количество фресок гениального художника средневековья Андрея Рублева. Его заслуга - роспись огромного иконостаса, иконы которого сейчас находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Успенский собор некогда являлся главным кафедральным собором Владимирской Руси, а потому довольно долгое время служил главным образцом для последующего русского храмового строительства. Сегодня же он удивляет не только совершенством своих внешних форм, но и внутренним убранством, а именно уникальной фресковой росписью Андрея Рублева и Даниила Черного. В Успенский храмовый ансамбль также входит четырехъярусная колокольня и соединяющий ее с собором Георгиевский придел, кроме того необычайно красивой является и панорама города открывающая от стен собора. Успенский собор - прекрасный образец русской архитектуры XII века. Это была крупнейшая постройка новой столицы. Собор стоит на вершине высокого холма, господствуя над панорамой Владимира. Он был заложен в 1158 г. одновременно с началом строительства оборонительного кольца вокруг города. Для возведения собора «Бог привел мастеров из всех земель», в том числе из западных стран. В 1185г. собор пострадал во время сильного пожара. Восстановить в прежнем виде Успенский собор не удалось. Поэтому храм окружили галереями, по углам которых поставили четыре главы. Перестройка завершилась в 1189г. Но в 1238 г. татары, захватив город, подожгли собор, в котором укрылись многие горожане, в том числе княжеская семья. Собор пострадал от пожара, но не разрушился. Хотя на этом его злоключения не закончились. Храм еще неоднократно горел и был разорен. Крайне обветшавший к XVIII веку, он имел множество серьезных повреждений. Его починили, внеся значительные изменения в древний облик. И только реставрация 1888-1891гг. вернула Успенскому собору первоначальный вид. Ранее Успенский собор был небольшим, одноглавым. Стены его украшали несколько рельефов. Наружная роспись храма (а в то время фрески украшали как внутренние, так и наружные стены) - павлины, символизирующие Воскресение, и пророки, которые держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь. Эти росписи стен сохранились до наших дней, однако все остальное не уцелело после пожара 1185 года, который уничтожил почти все внутреннее убранство храма. Князь Всеволод Большое Гнездо решил восстановить его, но в корне изменив. В итоге площадь собора увеличилась в два раза. Также, появились новая алтарная часть, галереи вокруг храма, по углам которых были поставлены четыре главы, были обновлены внутренние фрески. В итоге собор стал пятиглавым. Однако новый пожар 1238 года снова заставил церковных мастеров трудиться над убранством Успенского собора. Из внутренних украшений уцелели трехметровые фигуры пророков Артемия и Амвросия, написанные на восточных гранях юго-западных столпов церкви, монументальные кресты и фрагменты орнаментальной росписи на стенах и сводах храма. В 1408 году князь Василий Дмитриевич принял решение обновить сильно обветшавшие фрески собора. За дело принялись 38-летний монах Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Они расписали почти весь собор, однако и на этот раз сохранить все его убранство не удалось. До наших дней дошли лишь часть фресок, да и то не в своем первозданном виде. Работы Рублева и Черного интересны тем, что художники отступили от сложившихся иконографических канонов. Так, цикл "Страшный суд" был помещен не на плоскости западной стены, как того требовала иконографическая наука, а на сводах и столбах. В центре композиции - фигура Христа, сидящего на троне, изображение было названо "Христос во славе" и помещено на свод среднего нефа. Перед ним склонились в молитве за людей Дева Мария, Иоанн Креститель и первые люди - Адам и Ева. Еще одной заслугой Рублева стала роспись огромного иконостаса. Сейчас иконы этого сооружения находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Все работы Рублев и его помощники закончили сравнительно быстро - к 1410 году.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница