Конкурс «энергия и среда обитания»



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, спорта и туризма Полоцкого райисполкома
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Заозерская детский сад - средняя школа

Полоцкого района»

МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС

«эНЕРГия и среда обитания»



Составитель:

Питкевич Людмила Михайловна

»
Полоцкий район, 2014 г.

Содержание:
Организация работы ГУО «Заозерская ДССШ Полоцкого района»

по реализации комплексного подхода к обучению школьников культуре

эффективного энергопользования и ресурсосбережения ……………………………3

Информационно-пропагандистская работа в школе

по энергосбережению ……………………………………………………………………….12
Агитбригада …………………………………………………………………………………..13
Родительское собрание ……………………………………………………………………23
Энергосберегающие акции ………………………………………………………………...40
Работа в малых группах ……………………………………………………………………44
Исследовательская деятельность ………………………………………………………..45

Практические материалы

для оформления информационных стендов …………………………………………..62

Видеосюжет для использования

на мероприятиях по энергосбережению ………………………………………………..69
Список использованной литературы …………………………………………………….73

Энергия и среда обитания

Питкевич Людмила Михайловна, учитель начальных классов ГУО « Заозерская ДССШ Полоцкого района


Организация работы ГУО «Заозерская ДССШ

Полоцкого района»

по реализации комплексного подхода

к обучению школьников культуре

эффективного энергопользования и ресурсосбережения

Ресурсосбережение – не только технологический процесс, это образ жизни общества и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет ХХI век для нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей еще в дошкольном и общеобразовательном учебных заведениях.

Перед современной школой стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов и других ресурсов как неотъемлемой части ресурсосберегающей политики нашего государства.



Актуальность сложившейся работы школы в области ресурсосбережения связана с тем, что Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Это создает особые условия функционирования экономики государства (делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков), подчёркивает важность комплексного подхода к созданию и развитию ресурсосберегающего образования.

В Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к белорусскому народу говорится о таком важном условии стабильного развития государства, как энергетическая безопасность, важнейшим резервом которой являются бережливость и экономия.

Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» подчеркивает степень важности формирования безопасного и энергосберегающего поведения граждан, в ней говорится о важности широкой пропаганды среди населения необходимости соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости.

В решении экологических и энергетических проблем региона, где расположена наша школа, мы опираемся на две основные стратегии, выработанные государством.



Первая (технологическая) стратегия предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий.

Вторая стратегия (гуманитарная) призвана способствовать «изменению» самого человека, его мировоззрения, стиля жизни, становлению ресурсосберегающей культуры. Сегодня всё более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не улучшат экономическую ситуацию, если люди не готовы к использованию ресурсосберегающих технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования ограничений в энергосбережении. В этом мы и видим свою задачу.

В своей работе по реализации комплексного подхода к обучению школьников культуре эффективного энергопользования и ресурсосбережения мы опираемся на следующие нормативно-правовые документы по вопросам экономии и бережливости:



  • Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении»

  • Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»

  • «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О республиканской программе энергосбережения на 2006-2010 годы»

  • Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007 года.

В школе приняты и действуют следующие локальные нормативные документы:

  • Комплексный план школьных мероприятий по реализации Директивы № 3

  • Положение об общественной комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием ТЭР

  • Приказ о создании комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием ТЭР

  • Программа факультативных занятий для учащихся 2-4 классов «Азбука Берегоши»

В последние годы в школе сложилась система энергосберегающего образования. Основными целями и задачами деятельности школы в данном направлении являются:

-координация деятельности всех субъектов в процессе непрерывного экологического и ресурсосберегающего образования;

-исследование оценки современной ресурсосберегающей ситуации, формирование у учащихся ресурсосберегающего мышления;

-организация работы по созданию информационного банка передового опыта педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам ресурсосберегающего образования;

-разработка и осуществление комплексного подхода по организации ресурсосберегающей деятельности учащихся.

В Программе развития школы на 2011-2015 годы включены вопросы по реализации Директивы № 3, вопросы эффективного энергопользования и ресурсосбережения, определены стратегия и тактика по созданию условий для научного восприятия и понимания важности вопросов экономии и бережливости, формированию навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов.

В начале учебного года разработаны мероприятия по обеспечению и контролю за экономным использованием тепла, электроэнергии, воды. В течение года проводится текущий ремонт мебели, кабинетов, столовой, а также дополнительное утепление окон и дверных проемов школы. Не допускается утечка воды, производится своевременный ремонт водопроводных кранов, во всех классах и местах общего пользования постоянно находятся агитационные таблички «Уходя, гасите свет!», «Берегите воду!».

Ежегодно проводятся рейды по подготовке классных кабинетов, столовой и коридоров к зимнему периоду. Ведется строгий учет за расходом электроэнергии, воды и тепла, осуществляется постоянный контроль со стороны дежурного администратора, дежурных учителей, членов ресурсосберегающей дружины с ежемесячным и ежегодным анализом.

Ежеквартально председатель комитета школы по надзору за эффективным использованием ресурсов анализирует динамику ответственности педагогов и учащихся школы в деле экономии и бережливости различных видов ресурсов. В ходе анализа выявлено, что 97% работников школы установили индивидуальные приборы учета расхода воды. 3% работников не установили счетчики по объективным причинам (проживают в частном секторе, съемных квартирах). Так, по итогам 2013 - 2014 года по сравнению с 2011, 2012 годами наблюдалась экономия водных ресурсов и электроэнергии.

Разработаны мероприятия по обеспечению и контролю за искоренением вандализма в школьных помещениях и прилегающей территории. На Советах профилактики в присутствии представителей инспекции по делам несовершеннолетних по мере необходимости рассматриваются факты небрежного отношения к школьному имуществу.

Согласно плану мероприятий систематически проводятся субботники по уборке и благоустройству прилегающей территории.

В конце каждой четверти и учебного года в школе проводится смотр-конкурс классных помещений. По его результатам, а также за рациональное использование, экономию материальных и энергетических ресурсов, согласно соответствующим пунктам Положения о премировании, предусмотрены меры материального стимулирования педагогов.

В течение года выпускались агитационно-пропагандистские листовки «Экономия и бережливость – норма жизни», «Много ли ты сэкономил?», плакаты «Ресурсосбережение – залог процветающего будущего», «Разумная бережливость – залог достатка семьи».

Каждый учебный кабинет школы закреплен за определенным классом, коллектив которого вместе с классным руководителем несет ответственность за сохранность имущества, экономию электроэнергии, тепла и воды в течении всего года.

Назначены ответственные учащиеся за сохранность имущества, экономию электроэнергии, тепла и воды в служебных помещениях, в местах общего пользования.

Во всех классах проводятся информационные мероприятия по ознакомлению с мерами экономного использования электроэнергии, тепла, воды и сохранности имущества, мерами ответственности при порче имущества.

На общешкольных родительских собраниях родители ознакомлены с мероприятиями по реализации Директивы № 3 и с мерами ответственности родителей за умышленное уничтожение или порчу их детьми личного и государственного имущества.

В настоящее время учителя и ученики нашей школы вовлечены в одно общее дело – мы учимся экономить и при этом учим экономить других. Учителя используют разнообразные виды деятельности, дополняющие друг друга:

*учебная деятельность, направленная на получение естественнонаучных, политических, эстетических, экономических знаний о взаимодействии общества с природными системами, овладение приемами причинного мышления в области социальной экономики, экологии;

*исследовательская деятельность, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе ресурсосберегающего образования;

*игровая деятельность, развивающая понимание бережного отношения людей к природе;

*общественно полезная деятельность, способствующая приобретению опыта принятия экологических и экономически обоснованных решений;

*социально значимая деятельность, дающая школьнику возможность пропагандировать ресурсосберегающие и экологические идеи среди сверстников, педагогов, родителей, населения.

Педагоги школы считают, что подготовка школьников в области ресурсосбережения должна осуществляться систематически и непрерывно с соблюдением преемственности по «вертикали, горизонтали и диагонали»:



  • по вертикали – обеспечение непрерывности и преемственности экологического и энергосберегающего образования из класса в класс, от предмета к предмету;

  • по горизонтали – осуществление экологической подготовки от темы к теме, от раздела к разделу во всех видах педагогической деятельности;

  • по диагонали – работа по формированию общественных знаний на интегративной основе путем осуществления межцикловых и внутрицикловых связей материала разных тем, разделов, предметов и классов.

В работе по ресурсосбережению мы используем следующие формы и методы образовательной деятельности:

  • экологическая и ресурсосберегающая направленность уроков;

  • проведение факультативных занятий по программе «Азбука Берегоши»;

  • экскурсии на энергетические предприятия, изучение источников электро, водо и теплоснабжения региона;

  • агитбригады по пропаганде энергосбережения.

Так как приоритетным видом деятельности школьников в стенах учреждения образования является учебная, возможности ее использования в формировании навыков эффективного энергопользования нельзя преувеличить.

Учебные занятия не ограничиваются рамками урока. Это и занятия факультативов, результативность которых зависит от умения учителя подобрать материал нужного содержания и грамотно организовать деятельность учащихся. Программа факультативных занятий «Азбука Берегоши» является составной частью программы «Учимся экономии и бережливости», разработанной для 2 – 9 классов общеобразовательных учреждений.

Начальный этап в системе работы по воспитанию у учащихся культуры бережного ресурсопользования приходится на 1 – 5 классы. В 1 классе занятия в нашей школе проводятся в рамках отдельных внеклассных мероприятий в форме дидактических игр, бесед, практических занятий по проблеме экономии и бережливости как пропедевтические к изучению «Азбуки Берегоши». Во 2 – 5 классах программы «Азбука Берегоши» реализуются посредством максимального использования дидактических игр, с передачей информации в занимательной форме от лица условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала, в основном, из устных источников, осмыслении полученной информации, ее усвоение в виде знаний и реализации в поведении и поступках. Особенности этого этапа – быстрая передача информации с опорой на положительные эмоции, ее небольшой и мобильный по содержанию объем, педагогическая целесообразность, дозирование, логическая последовательность. Содержание занятий и проводимых мероприятий базируются на бытовом и местном материале, который (в силу возрастных особенностей) наиболее полно и осознанно воспринимается учащимися.

В 6 – 7 классах идет пропедевтическая подготовка учащихся к более серьезной работе над осмыслением ресурсосбережения как образа жизни общества в целом и выработкой соответствующего алгоритма собственного поведения. Предусматривается активизация и расширение области действий учащихся, вовлечение как можно большего круга их сверстников и взрослых в ресурсосберегающие акции, демонстрацию своей убежденности в методах и формах решения проблем энергоэффективности. Школьники учатся проведению тематических мероприятий вне своего класса и школы. Учителя-предметники нашей школы используют разнообразные методы и формы проведения занятий, при этом особое внимание уделяется коллективным формам работы (урок-диспут, урок-турнир, урок-игра и т.п.).

Учебные программы для 8 – 9 классов позволяют систематизировать три основные содержательные линии: как получается и используется энергия, как можно экономить энергию на производстве и в быту, как взаимосвязано производство и потребление энергии с проблемами экологии.

Содержание занятий предполагает формирование у учащихся системы экологических представлений и адекватных ориентаций по отношению к окружающей среде, воспитание ответственности за ее устойчивость. Ученики к этому времени лучше подготовлены к восприятию причинно-следственных связей, так как у них уже имеется определенный запас сведений по основам наук, достаточный жизненный опыт, понимание необходимости охраны природы, сформированы основные ресурсосберегающие и экологические понятия и представления. Наряду с этим, они овладевают элементами научного мышления: умением анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Все это открывает возможность рассматривать содержательную часть программ этого уровня с достаточно высокой степенью обобщения.

Эффективность обучения для данной возрастной категории школьников возрастает в ходе их подготовки к деловым играм – формам деятельности, имитирующим те или иные практические ситуации. При использовании элементов деловых игр учащиеся вовлекаются в ситуацию нравственно-экономического конфликта или экономически ответственного выбора.

Активизация учебно-воспитательного процесса в форме деловых и ролевых игр позволяет включить учащихся в реальные жизненные ситуации, развивать из творческие способности, самостоятельность суждений, умение вести научный спор, вызывать живой интерес к современным проблемам, участвовать в поиске перспективных путей их решения. Работа с учащимися на этом этапе имеет дифференцированный, а зачастую и индивидуальный характер.

В планирование деятельности первичных организаций, общественных объединений «БРСМ» и «БРПО» включены вопросы экономии и бережливости. Например, проведение акций «Пионеры – октябрятам», «БРСМ – за энергосбережение!», конкурс «Самый экономный», эколого-энергосберегающая волонтерская деятельность, трудовые десанты, трудовой марафон «Сбережем и преумножим».

Сбор вторичного сырья (макулатуры, металлолома) также стал традиционным в нашей школе. В нем принимают учащиеся с 1 по 11 классы.

Каждый год педагогический и ученический коллективы нашей школы участвуют в районных экологических фестивалях, акциях:


  • грамота отдела образования Полоцкого райисполкома за участие в конкурсе школьных проектов «Энергия – среда обитания» в номинации «Информирование общества, пропаганда энергоэффективности» (2010 г);

  • грамота отдела образования Полоцкого райисполкома за участие в конкурсе школьных проектов «Энергия – среда обитания» в номинации «Практический урок» (2011 г.);

  • грамота отдела образования Полоцкого райисполкома за участие в конкурсе школьных проектов «Энергия – среда обитания» в номинации «Ученический проект» (2011 г.);

  • грамота отдела образования Полоцкого райисполкома за первое место в декаде энергосбережения «Собери и сдай вторсырье – помоги окружающей среде» (2011 г.)

  • грамота управления образования Витебского облисполкома за активное участие в конкурсе «Энергомарафон - 2011»

  • диплом отдела образования Полоцкого райисполкома за участие в конкурсе школьных проектов по энергоэффективности « Энергия и среда обитания» в номинации урок «Простые энергетические решения против изменения климота» ( 2011г.)

  • диплом ІІ степени отдела образования Полоцкого райисполкома за участие в конкурсе школьных проектов по экономии и бережливости « Энергомарафон – 2013» в номинации «Лучший педагог – организатор работы по воспитанию культуры энергосбережения у учащихся» ( 2013 г.)

  • благодарность управления образования Витебского облисполкома за участие в областном конкурсе проектов по экономии и бережливости « Энергомарафон – 2013».

Заметное и растущее в современном обществе стремление достичь материального благополучия любой ценой все больше захватывает молодое поколение. Сегодняшний школьник растет и формируется в потребительской среде, потребительской ячейкой становится семья, зрелищно-развлекательным содержанием наполнен досуг. Школе все сложнее решать задачи воспитания у учащихся гражданской позиции и психологической мотивации на рациональное и экономное использование природных ресурсов. Наши педагоги много делают в воспитании не только детей, но и их родителей.

В целом образовательный процесс строится на принципах формирования знаний, бережливости, ответственного отношения к использованию энергетических и материальных ресурсов у учащихся. И эти знания воплощаются в практику: на территории школы растут деревья, посажено множество цветов; с помощью учеников мы экономим топливо, используя подручные средства (листву с деревьев, ветки, кустарники, засохшие цветы. С учащимися проводятся не только теоретические занятия, но знания закрепляются на практике, на пришкольном участке, в школе, и, соответственно, дома. Разработана система мероприятий по ресурсосбережению, как с учащимися, так и с их родителями. Практикуется оказание консультационной помощи родителям по вопросам повсеместной экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, установки в жилых помещениях индивидуальных приборов учета расхода воды и природного газа.

Для педагогического коллектива нашей школы ресурсосбережение – это не только сэкономленные бюджетные деньги, это забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о наших детях.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Основные задачи информационно-пропагандистской работы по энергосбережению


  • формирование современного мировосприятия рационального использования невозобновляемых природных ресурсов Республики Беларусь;

  • углубление теоретических знаний учащихся по вопросам энергосбережения и экологии;

  • привлечение школьников к конкретным энергосберегающим и ресурсосберегающим мероприятиям;

  • воспитание интереса к проблеме рационального использования энергоресурсов, формирование экологического и экономического мышления;

  • формирование чувства патриотизма, гражданских компетенций и социальной зрелости.

Педагоги и учащиеся школы вовлечены в одно общее дело – учатся экономить сами и учат экономить других.

Информационно-пропагандистская работа по энергосбережению включает разнообразные формы мероприятий: агитбригады, акции, работа агитационных и лекционных групп, исследовательская деятельность, распространение листовок, конкурсы рисунков, плакатов.

Рассмотрим более подробно каждый из видов информационно-пропагандисткой и практической энергосберегающей деятельности.

АГИТБРИГАДА

Одной из форм пропаганды энергосбережения в нашей школе является выступление агитбригад. Данная форма пропаганды энерго- и ресурсосбережения позволяет не только раскрывать и развивать творческие способности детей и подростков, но и значительно расширить круг людей, на которых рассчитано их воздействие.



СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ “ЭНЕРДЖАЙЗЕР”
Автор-составитель:

директор школы

Батюлёва Татьяна Владимировна
Участник 1: (выходит на сцену, участники стоят в замерших позах)

Всё! Замри, мгновенье!

Команда " Энерджайзер " начинает выступленье!

На мотив " Где-то на белом свете»:

Где-то на белом свете

Разные сцены есть.

Нам же нужна вот эта,

Мы выступаем здесь.

Поговорим о чуде,

Что называют свет.

Вы оцените, люди,

Мы молодцы? Иль нет?

Да - да...

Прибыло Заозерье сюда.

Да - да...

С нами будет свет всегда

Вам же сейчас расскажем,

Что бережём и как,

Знаем мы, что энергия –

Это не пустяк.

Пусть будет свет повсюду,

Радует пусть наш глаз!

Ресурсы как экономить

Знает каждый из нас.

Да - да ...

Экономьте свет, друзья!

Да - да ...

Без него ведь жить нельзя.
Говоря о белорусской энергетике,

участники сопровождают факты наглядностью

Участник 1: Развитие большой энергетики в Республике Беларусь началось с Витебской области в 1930 году,

Участник 2: когда по плану ГОЭЛРО была пущена в эксплуатацию Белорусская ГРЭС мощностью 10 МВт.

Участник 3: Сейчас в состав предприятия входит 6 электростанций.

Участник 4: Крупнейшая станция республики - Лукомльская ГРЭС, мощностью 2400 МВт.

Участник 5: Одно из ведущих предприятий области – «ВИТЕБСКЭНЕРГО».

Участник 6: Электричество в жизнь вошло не напрасно,

Изменив условия труда и быта.

Без него немыслимы хозяйство, транспорт,

Медицина, связь, искусство не забыты.


Участник 7: В домашнем обиходе приборы применяют,

Что создают удобства для народа.

Они труд человека облегчают,

Они – помощники, они дают свободу.


Участник 1: Каждый дом освещенье имеет,

Бытовые приборы – не чудо!

Холодильник, утюг, пылесосы,

Телевизор, приёмник... называть всё не буду.


Участник 2: В каждой школе уютные классы,

Кабинеты и лаборатории...

В них, бесспорно, электрооборудованья масса,

Будто в звёздной обсерватории.


Господин Энергетик и госпожа Энергия выходят на авансцену.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница