Концепция Международного фестиваля русской музыки в Старой Руссе



Скачать 114.18 Kb.
Дата08.05.2016
Размер114.18 Kb.
Концепция

Международного фестиваля

русской музыки в Старой Руссе
СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Актуальность проекта

  2. Концептуальность проекта

  3. Сущность проекта

  4. Задачи фестиваля

  5. Цели фестиваля

5. Новаторство проекта

6. Эффективность проекта

7. Перспективность проекта
Актуальность проекта

Музыкальные фестивали в исторических и культурных центрах, небольших городах с многовековыми культурными и историческими традициями, имеющими к тому же дополнительные "бонусы" в виде курортных условий или экологически благоприятных ландшафтных красот – сегодня это широко распространенная в Европе и невероятно популярная концепция фестиваля.

Место проведения первого международного фестиваля русской классической музыки – Старая Русса – выбрано не случайно. Это город с большими культурными традициями и многовековой историей. Название города символично для фестиваля русской классической музыки. Он, как никакой другой, подходит для проведения массовых музыкальных событий, программа которых основана на исполнении не только шедевров русской классической музыки последних четырехсот лет, но и современных композиций.

Старая Русса – место уникальное в историко-культурном, географическом, экологическом отношении. Расположенная в самом сердце Росси, неподалеку от Валдайской возвышенности, на пересечении путей, связывающих две исторические российские столицы – Москву и Петербург, Старая Русса издревле была известна как город с особой судьбой и особым символическим значением в русской истории и культуре. По легенде город у соленого источника основан князем Русом (братом Словена) – эпическим прародителем русского народа. Еще во времена языческой древности здесь находился центр торгового пути "Из варяг в греки" и главный оборонительный рубеж – крепость, откуда вели оборону древние русичи. Прекрасные и сильные воители, успешно сражавшиеся с иноземцами, русичи потерпели трагическое поражение в борьбе с Киевской Русью. Были предательски убиты их предводители – князья Дир и Аскольд. События этой исторической давности стали сюжетом первой русской романтической оперы Александра Верстовского "Аскольдова могила" (1836).

История Старой Руссы непосредственно связана с образованием единого российского государства. Иван III после исторической Шелонской битвы на городской площади вершил суд над Новгородскими боярами- заговорщиками.

В 17 веке Старая Русса как центр соледобычи стремительно развивалась экономически, соперничая с Казанью, Ростовом, Великим и Нижним Новгородом. В эти годы город Старая Русса платил налогов в казну 18 тысяч рублей, в то время, как Москва – 12 тысяч рублей, а Великий Новгород – 6 тысяч рублей.

Новую жизнь городу дали открытые в начале 19 века источники минеральных вод, которые сделали Старую Руссу первым российским императорским курортом, построенным по образцу европейских немецких курортов Баден-Бадена, Бад-Вюртембурга, Бад-Эмса. Здесь любили лечиться и отдыхать русские императоры – от Александра I до Николая II. Сюда же приезжал весь императорский двор – с великими князьями и княгинями, фрейлинами и фельдъегерями.

Именно Старую Руссу избрал местом своего пребывания в 1870-х годах Федор Михайлович Достоевский. Он провел здесь летние сезоны 1872-1876 годов и, кроме того, не покидал Старой Руссы зимой 1874-1875 года, когда им был написан роман «Подросток». В 1876 году семья Достоевского приобрела в Старой Руссе двухэтажный деревянный дом с большим садом, где был написан роман "Братья Карамазовы". До сих пор сохранились места, описанные в романе, например, "Дом Грушеньки". Сохранилась и старорусская усадьба писателя (ныне Дом-музей Достоевского), и Георгиевская церковь, где был крещен его младший сын Алешенька. В этом же храме и поныне привлекает прихожан и гостей города старорусская святыня – чудотворная икона Старорусской Богоматери, копия Великого Образа, перенесенного в 1570 году «во время морового поветрия» в Тихвин.

В Старой Руссе есть места особого значения: находящийся в северной части города сохранившийся храмовый ансамбль бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного в 1192 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче, Воскресенский собор, построенный в 1696 году – архитектурная доминанта Старой Руссы.

Проведение фестиваля русской классической музыки в Старой Руссе – это еще и дань памяти и уважения великим людям, родившимся в этом городе. Старая Русса – родина великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова, родившегося 20 марта 1873года в уездной деревне Семеново. Природная красота этого края, колокольные перезвоны заложены в основу рахманиновских шедевров. Старая Русса – родина известного художника и музыканта Василия Семеновича Сварога (Корочкина), не только открывшего в городе художественную галерею, но и возглавившего оперный коллектив театра в 1921 году. Он блестяще исполнял на старорусской сцене труднейшие оперные партии – Мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте», Мазепы в «Мазепе» и другие.

Неотъемлемой частью жизни старорусской здравницы являлись выступления оркестров и музыкантов. Оркестры играли ежедневно по два раза в день – два часа до обеда и два часа вечером. В курортном концертном зале звучала симфоническая и классическая музыка. Возвращение музыкальных традиций Старой Руссе – еще одна причина выбора этого города для проведения в жизнь данного проекта.

Город имеет опыт проведения мероприятий подобного рода и уровня. Ежегодно в Старую Руссу съезжаются ученые из разных стран мира на Международные чтения "Достоевский и современность". С 1996 года здесь проходит Международный театральный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского. В ежегодном фестивале «Старорусская музыкальная весна» принимают участие известные мастера сцены. 20 апреля 2011 года состоялся гала-концерт победителей открытого конкурса юных исполнителей «Музыкальная табакерка» 2009-2010гг., учрежденный в рамках фестиваля искусств им. А.К. Лядова. В Старой Руссе есть свои образцовые коллективы: ансамбль скрипачей, оркестр русских народных инструментов, концертный хор, студия эстрадного вокала, народные хоры - огромный творческий потенциал они уверенно и ярко демонстрируют, представляя культуру своего города на областных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, проводимых не только в России, но и за рубежом. Этим фактором объясняется особая заинтересованность староруссцев в проведении фестиваля русской классической музыки в их родном городе.

Старая Русса обладает развитой инфраструктурой, обусловленной наличием здесь курорта всероссийского значения, железнодорожного вокзала, удобного автомобильного сообщения, сети гостиниц и кафе.

Предполагаемое время проведения фестиваля - сентябрь – идеальное время: закончится летний фестивальный бум и еще не начнется ежегодный филармонический сезон; люди уже вернутся из отпусков, но еще не устанут от осенне-зимних тягот.

Найдена высокопрофессиональная и обладающая значительным опытом команда сплоченных вокруг фестиваля людей. Предполагается многочисленная целевая аудитория, которую составят и жители Старой Руссы, и отдыхающие из старорусской здравницы, и специально приехавшие ради фестиваля из Москвы, Петербурга, других городов России и из-за рубежа люди – любители и ценители классического русского искусства.

Концептуальность проекта

В нынешнем музыкальном мире подобных фестивалей великое множество – у любителей музыки на слуху названия оперного фестиваля в Савонлинне или фестиваля камерной музыки в Кухмо (Финляндия), фестивалей, проводимых Рихтером в Туре или Мартой Аргерих в Лилле (Франция), бриттеновского фестиваля современной музыки в Олдборо (Юго-Восточная Англия) или фестиваля современной и классической музыки в курортном городе Челтенхэме (Юго-Западная Англия)... Общий успех этих фестивалей, как представляется, складывается из нескольких необходимых составляющих:



  1. Оригинальная идея.

  2. Личность организатора – исполнителя или композитора, который привлекает к проведению равных себе по масштабу творчески одаренных людей.

  3. Красивое место проведения – небольшое по размерам, но обладающее привлекательностью в культурном, историческом или ландшафтном аспекте.

  4. Достаточно развитая инфраструктура – наличие нескольких современно оснащенных концертных залов, гостиниц, кемпингов, баров, кафе, туристических бюро, вокзалов, автостоянок, и т.п.

  5. Удачно выбранное время проведения фестиваля – не в разгар фестивального сезона, но и не в "мертвый сезон"

  6. Команда, работающая над созданием фестиваля на всех его этапах.

  7. Наличие потенциальной целевой аудитории – тех людей, которым и будет интересно слушать, и наслаждаться русской музыкой.

I Фестиваль русской музыки в Старой Руссе имеет все необходимые слагаемые для своего успешного проведения.
Сущность проекта

При всей традиционности и распространенности, идея фестиваля, посвященного исполнению русской музыки сегодня в России, как это ни парадоксально, не использована со всей полнотой и успешностью, не реализована во всем своем огромном потенциале для дела воспитания нового поколения слушателей и поддержания жизни музыкальной культуры. Между тем, благородная идея возрождения русской музыки классического периода – ХIХ-ХХ века – силами высокопрофессиональных исполнителей-звезд мирового масштаба – это одна из самых актуальных задач современной культуры. Фестиваль русской музыки в Старой Руссе собирается стать и станет длительным и планомерно развивающимся оригинальным проектом.

Интересна и продуманна программа, предложенная артистами и составленная художественным руководителем фестиваля Владимиром Мищуком. Ее замысел – представить широкую панораму симфонической, камерной, инструментальной, вокальной и оперной музыки России классического периода: от признанного всеми классика девятнадцатого века, основателя отечественной композиторской школы Михаила Глинки до классика второй половины двадцатого и начала двадцать первого века Бориса Тищенко – недавно ушедшего из жизни гениального петербургского композитора. Конечно, достойное место в программе фестиваля занимают общеизвестные прославленные произведения Чайковского и Рахманинова: Четвертая симфония Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова – без них немыслимо представить себе полномасштабную панораму истории русской музыки, да и не нужно в погоне за оригинальностью пытаться это сделать. Эти произведения – вечные символы отечественного искусства в его выдающийся период – конца девятнадцатого и начала двадцатого века, в них воплотились все лучшие качества русской музыки – ее задушевная лиричность, драматизм, трагический размах и безоглядная смелость чувства. Наряду с творениями Толстого, Достоевского, Чехова эти произведения входят в золотой фонд отечественной культуры и потому привлекают все новые поколения интерпретаторов.

Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России пианист Владимир Мищук – личность, чей масштаб не только как выдающегося исполнителя, но и инициативного и успешного общественного деятеля, организатора многих успешных проектов, в том числе многолетнего фестиваля "Просто друзья", мастер-классов, проводимых в Академической Капелле Санкт-Петербурга звездами мирового пианизма Фу Цонгом и Розалин Тюрек, известен во всем мире и чей авторитет от Петербурга и Москвы до Токио очень высок. Мищук привлек к участию в фестивале артистов, которые действительно являются сегодня звездами отечественного и мирового исполнительского искусства, и такие же прославленные коллективы. Среди них – народный артист России дирижер Николай Алексеев, народная артистка СССР скрипачка Лиана Исакадзе, заслуженный артист России пианист Валерий Кулешов, народный артист России виолончелист Сергей Ролдугин, заслуженная артистка России певица Елена Миртова, французский дирижер Эммануэль Ледюк-Баром, заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр СПб филармонии, Балтийский камерный оркестр, лауреат международных конкурсов Франсуа Люмон, солистка Мариинской оперы заслуженная артистка России Ольга Трифонова, заслуженная артистка России арфистка Ирина Донская, солист Большого театра заслуженный артист России Петр Мигунов, солист Московской филармонии лауреат международных конкурсов Игорь Федоров, солисты Петербургского Дома музыки, лауреаты международных конкурсов… Их участие – само по себе гарантирует высочайший уровень события и огромный масштаб концертного мероприятия.

Старая Русса - красивый, уютный город с богатой историей, с дореволюционной традицией курортных сезонов. Здесь бывали знаменитые актеры, музыканты, писатели. На сцене курортного театра шли представления, зрителями которых были не только староруссцы, но и приезжие - москвичи, петербуржцы. Есть смысл возобновить эту замечательную традицию. Кроме того, в некоторых крупных городах проведение фестиваля попросту невозможно -  нет концертных площадок, способных вместить большой симфонический оркестр. А в Старой Руссе подготовлен просторный концертный зал ЦК «Русич» с хорошей акустикой и внутренним убранством, соответствующим замыслу руководителя фестиваля.

Проект предусматривает следующие этапы:



  • проведение предконцертных бесед исполнителей и организаторов с музыкальными критиками и аудиторией;

  • концерты;

  • обсуждения, доклады, дискуссии по итогам фестиваля;

  • заказ новых произведений, посвященных жизни и творчеству Достоевского, истории и культуре Старой Руссы и России;

  • проведение мастер-классов по исполнению и сочинению.

Концепция фестиваля заключается в открытом содружестве профессиональных музыкантов-исполнителей, композиторов, слушателей.

Это знакомство слушателей с петербургскими и московскими, российскими и зарубежными музыкантами. Это возможность встретиться с настоящей современной и классической русской музыкой в точке пересечения культурных и исторических путей «Из варяг – в греки», «Из Петербурга – в Москву», из прошлого – в настоящее и будущее. Это возможность уникальных воображаемых путешествий во времени и пространстве, которые можно совершить, не покидая Старую Руссу в сентябре 2011 года.


Задачи фестиваля


  • освоение новых форм пропаганды, популяризации русской музыки;

  • сохранение и развитие мирового музыкального наследия в Старой Руссе - городе с многовековой историей и культурными традициями.


Цели фестиваля

  • включение отечественной музыки в общеевропейский контекст;

  • оживление музыкальной атмосферы Старой Руссы;

  • привлечение новых исполнительских сил к классической музыке русских композиторов;

  • привлечение композиторов к созданию произведений на темы, посвященные истории и культуре России и стимулирование их творчества;

  • восстановление культуры исполнения русской музыки;

  • приобщение самых широких слоев аудитории к отечественной классической музыке;

  • поддержка молодых талантливых музыкантов;

  • привлечение общественного внимания к созданию и исполнению классической русской музыки;

  • развитие сотрудничества между современными исполнителями и композиторами, исполнителями и слушателями;

  • проведение мастер-классов и семинаров, посвященных возрождению современной русской музыки, для исполнителей, композиторов, критиков.



Новаторство проекта

Отличие фестиваля от всех других подобных музыкальных фестивалей отечественной музыки состоит в:



  • оригинальной и четко продуманной идее и художественной концепции, которая состоит в благородном деле нравственного воспитания и духовного совершенствования посредством общения с классическим искусством;

  • фестиваль русской музыки в Старой Руссе призван стать живым явлением, отличающимся от общего филармонического контекста последних лет.

  • фестиваль в Старой Руссе – это возможность для слушателей найти свою музыку, для исполнителей – свою аудиторию, для молодых и известных композиторов – своих исполнителей.

  • фестиваль русской музыки в Старой Руссе станет для всех настоящим праздником общения и возрождения отечественной музыкальной культуры.

По замыслу Владимира Мищука, задача фестиваля - показать перспективу русской музыки. В Старой Руссе будет звучать старинная и современная русская музыка, малоизвестные и редко исполняемые произведения русских авторов - музыка от "доглинковского" периода, от Бортнянского до сегодняшнего дня.
Эффективность проекта

Фестиваль русской классической музыки в Старой Руссе предполагает следующие результаты:



  • выявление новых талантливых молодых исполнителей и композиторов;

  • популяризация русской классической музыки;

  • создание новой аудитории слушателей.


Перспективность проекта

Проведение фестиваля позволит не только активизировать музыкальную и культурную жизнь Старой Руссы, ныне районного центра Новгородской области, курорта всероссийского масштаба, но и создать неповторимый и не похожий на другие фестиваль, который обретет достойное место среди музыкальных фестивалей России и Европы.



Сегодня он собирает мировых звезд для исполнения классических известных и неизвестных, забытых и заигранных шедевров русской музыки. В будущем он планирует привлекать к концертированию новых неизвестных исполнителей и находить новые произведения современных композиторов – как классиков, так и молодых и еще не известных широкой аудитории, для которых русская идея – это не этикетка, а глубоко продуманная и выстраданная концепция – определяемая любовью к родному языку, культуре, земле и вере.
Муниципальное автономное учреждение

Центр культуры «Русич»,

Оргкомитет по подготовке фестиваля


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница