Комиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов



страница1/7
Дата11.11.2016
Размер1.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

С СИСТЕМОЙ СУДЕБНО-ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

группа 18



Общественный совет

при Министерстве внутренних дел

Российской Федерации.

Рабочая группа

по общественному контролю и мониторингу

безопасности дорожного движения

Общественный совет

при Министерстве внутренних дел

Российской Федерации.

Рабочая группа

по общественному контролю и мониторингу

безопасности дорожного движения

Общественный совет

Министерства транспорта

Российской Федерации.

Рабочая группа

по общественному контролю

организации дорожного движения



Общественный совет

при Министерстве внутренних дел

Российской Федерации.

Рабочая группа

по общественному контролю и мониторингу

безопасности дорожного движения


ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О состоянии дел в сфере организации

и безопасности дорожного движения

в регионах России


Январь 2014 г.


Межрегиональная общественная организация

«Координационный совет по организации дорожного движения»

Содержание


Раздел 1. Цели и задачи общественного доклада

3

Раздел 2. Дорожное движение в жизни граждан

5

Раздел 3. Общественная экспертиза уровня организации и безопасности дорожного движения в регионах России

8

3.1. Обзор законодательства в сфере безопасности и организации дорожного движения

10

3.2. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по организации и безопасности дорожного движения

14

3.3. Проблемы сбалансированного развития территорий. Противоречия градостроительных и транспортных подходов. Транспортное планирование в Российской Федерации

19

3.4. Деятельность региональных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения

21

3.5. Деятельность надзорных органов

22

3.6. Развитие систем автоматической фиксации в России

24

3.7. Развитие механизмов государственно-частного партнерства при взаимодействии с негосударственными организациями

27

3.8. Техническое регулирование в сфере организации и безопасности дорожного движения

3.8.1. Техническое регулирование в области безопасности автомобильных дорог

3.8.2. Техническое регулирование в области обеспечения безопасности транспортных средств


31
31

35

3.9. Экспертная оценка принимаемых решений в сфере организации и безопасности дорожного движения. Оценка уровня безопасности автомобильных дорог. Развитие механизмов независимой экспертизы

37

3.10. Подготовка и повышение квалификации кадров в сфере организации и безопасности дорожного движения

39

Раздел 4. Безопасность детей на дорогах России

42

4.1. Общая ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом на территории Российской Федерации (2004-2012гг.)

42

4.2. Возрастная дифференциация детской смертности в России

43

4.3. Сезонные колебания детской смертности в России

44

4.4. Категории участников дорожного движения

45

4.5. Безопасность детей-пассажиров: популяризация использования детских удерживающих устройств и необходимость повышения качества предложения детских удерживающих устройств.

47

4.6. Безопасность детей-пешеходов: популяризация использования световозвращающих элементов и необходимость введения стандартов производства детской одежды с использованием световозвращающих элементов.

50

4.7. Изучение основ безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях как важнейший элемент безопасности детей на дорогах

53

Раздел 5. Рекомендации

57




















Раздел 1. Цели и задачи общественного доклада

29 марта 2013 г. на совещании у Председателя Правительства Д.А. Медведева по повышению безопасности дорожного движения председатель Общественного совета при МВД России А.Г. Кучерена предложил ежегодно публиковать доклады о состоянии дорожного движения в стране, в которых была бы представлена информация о российских дорогах с точки зрения общественного восприятия.

По итогам совещания были даны поручения, направленные на повышение безопасности российских дорог, в том числе:


  • проработать вопрос о внесении в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» изменений, направленных на повышение эффективности межведомственного взаимодействия при обеспечении безопасности дорожного движения, организации дорожного движения;

  • поддержать меры, направленные на развитие института общественного контроля за соблюдением участниками дорожного движения требований «Правил дорожного движения Российской Федерации»;

  • продолжить работу по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях повышения эффективности использования средств фотовидеофиксации нарушений на дорогах, совершенствования нормативов и стандартов строительства и оборудования дорог для повышения безопасности дорожного движения;

  • проработать вопросы использования норм частно-государственного партнерства при установке и обслуживании специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, применяемых в области безопасности дорожного движения.

10 июня 2013 г. на совещании с руководством министерств обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел, МЧС России и Совета безопасности Президент России В.В. Путин назвал обеспечение общественной безопасности ключевой задачей правоохранительных органов и особо подчеркнул необходимость повышения безопасности дорожного движения: «Большие ожидания граждане связывают с улучшением работы ГИБДД. И особое внимание прошу уделить порядку на дорогах, снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий».

В июне 2013 г. по инициативе А.Г. Кучерены в Общественном совете при МВД России была создана рабочая группа по общественному контролю и мониторингу безопасности дорожного движения, а в Общественном совете Минтранса России – рабочая группа по общественному контролю организации дорожного движения. Деятельность рабочих групп осуществляется совместно с комиссией Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Итогом деятельности рабочих групп в 2013 году стала подготовка проекта общественного доклада, в котором представлены оценка уровня безопасности и организации дорожного движения в субъектах нашей страны и рекомендации.

Общественный доклад «Организация и безопасность дорожного движения в России» – первый опыт всесторонней и системной общественной экспертизы проблем дорожного движения в общероссийском масштабе. В работе над проектом принимали участие ведущие эксперты в сфере организации и безопасности дорожного движения, представители российских регионов, общественных объединений и организаций.

Цель доклада – объединение усилий властей, экспертов и общественности для решения транспортных проблем.

Доклад станет ежегодным инструментом общественного контроля за действиями властей разных уровней и призван повысить эффективность работы органов власти в области обеспечения безопасности дорожного движения и повышении качества и эффективности дорожной инфраструктуры.



Раздел 2. Дорожное движение в жизни граждан

Эффективная организация дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения – обязательное условие благополучия россиян, комфортности и безопасности их жизни. Без дорог и транспорта не смогут существовать большинство отраслей экономики, их слабое развитие ограничивает жизнедеятельность граждан России, приводит к значительным экономическим потерям и росту недовольства людей.

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Задача властей – обеспечить эффективность и безопасность дорог для качественной жизни россиян.

Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 20 тысяч человек и получают ранения более 200 тыс. человек (за 9 месяцев, с января по сентябрь 2013 г., в ДТП погибли 18 955 человек, были ранены 187 457 человек). На дорогах за последние 7 лет погибли 7900 детей в возрасте до 16 лет, более 160 тыс. детей травмированы. Почти треть погибших в ДТП составляют самые уязвимые участники дорожного движения – пешеходы.

Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2010 годы более чем в 2 раза превзошел численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве.

В Российской Федерации в последнее десятилетие предпринимаются активные действия по повышению уровня организации и безопасности дорожного движения. Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал одной из актуальных задач развития страны.

В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Задачи указанной стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России.

Для решения одной из основных задач стратегии – повышения безопасности дорожного движения – с 2006 г. реализуются соответствующие федеральные целевые программы.

Реализация комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в России федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, позволила значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. За 5 лет ее реализации число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 23 процента.

Существенным результатом реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» и принятых на ее основе региональных и муниципальных программ стало начавшееся изменение отношения всех органов власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.

К сожалению, в последние два года обстановка осложнилась и снижение показателей остановилось. В частности, это относится к показателям аварийности, связанной с нахождением водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Количество погибших по вине таких водителей за последние два года значительно не уменьшилось, несмотря на ужесточение административных санкций.

По-прежнему значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывают лица, которые заведомо совершают противоправные действия. Так, в результате происшествий, которые совершили лица, не имеющие вообще права на управление или лишенные права на управление, в 2012 году погибли почти 3 тыс. человек. Более 700 человек погибли по вине водителей, которые были лишены права на управление за совершение грубых нарушений, но продолжали управлять транспортными средствами.

Движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами. На 100 тыс. жителей в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет почти в 5 раз больше человек, чем в Нидерландах, и в 2 раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского.

В октябре 2013 г. была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.», которая ставит целью сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 25 процентов по сравнению с 2010 годом. Предполагается, что реализация программы позволит в 2013-2020 гг. сохранить жизни 67 587 человек.

Для достижения поставленной цели и создания эффективной транспортной системы необходима реализация комплекса мер.

В докладе основное внимание уделено следующим проблемам:


  • общественная оценка состояния дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России, итогов реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» и перспектив реализации принятой федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.» (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.»);

  • оценка эффективности действий органов государственной власти и надзорных органов для повышения безопасности дорожного движения;

  • внедрение системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения для органов управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

  • внедрение и развитие системы финансирования проектов и программ в сфере организации и безопасности дорожного движения, в том числе с использованием норм государственно-частного партнерства и многолетних контрактов жизненного цикла;

  • отсутствие системы экспертиз проектных решений и оценки эффективности реализованных проектов в сфере организации и безопасности дорожного движения;

  • внедрение механизмов общественного контроля и независимой экспертизы проектов и программ в сфере организации и безопасности дорожного движения на всех стадиях их реализации: от принятия решения до оценки результатов;

  • необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе:

– подготовка и принятие Федерального закона «Об организации дорожного движения», который создал бы законодательную основу для построения единой системы государственного управления организацией дорожного движения в Российской Федерации, и определил бы полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации дорожного движения;

– внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих обязательность решения вопросов по созданию эффективной и безопасной транспортной системы и системного транспортного планирования развития территорий на всех стадиях градостроительного проектирования;

– законодательное разграничение полномочий между различными уровнями власти в сфере транспортного планирования и организации дорожного движения на дорогах и улицах, регламенты межведомственного и межсубъектного взаимодействия с установлением прав, обязанностей и ответственности;

– ответственность физических, юридических и должностных лиц за непринятие или несоблюдение требований нормативных актов в сфере организации и безопасности дорожного движения с указанием размера административного штрафа как для физических, юридических, так и для должностных лиц.

Эффективная транспортная система – одно из необходимых условий социальной устойчивости общества. Вот три основных критерия эффективности, которые понятны каждому гражданину.

Во-первых, транспортная система должна обеспечить нам доступность основных видов деятельности, необходимых для жизни, – работу, образование, услуги торговли и здравоохранения и т.д. При этом они должны быть доступны всем гражданам независимо от уровня доходов, места жительства или личных жизненных обстоятельств. Сегодня одним из важных аспектов становится доступность информации о дорогах и транспорте, условиях передвижения.

Во-вторых, транспортная инфраструктура должна быть доступна всем категориям граждан и должна обеспечивать удобство и комфорт поездок.

В-третьих, транспорт и дороги должны быть безопасными и надежными всегда и для всех.

Для реализации этих принципов необходим стратегический и системный подход. Большинство задач в условиях современной жизни невозможно решать без взаимодействия с гражданами: общественность сегодня требует активного участия в проектах, которые влияют на ежедневный быт каждого человека. Для объединения усилий властей, экспертов и общественности в целях решения транспортных проблем подготовлен данный доклад.
Раздел 3. Общественная экспертиза уровня организации

и безопасности дорожного движения в регионах России

Дороги и дорожное движение становятся все более острой проблемой в российских регионах. Перегруженность улично-дорожной сети (УДС) снижает жизнеспособность экономики, увеличивает издержки предпринимательства. Низкое качество дорог и их несоответствие требованиям безопасности приводят к многочисленным ДТП. Среди промышленно развитых стран Россия имеет одни из самых худших показателей безопасности дорожного движения. Экологическая устойчивость снижается в результате загрязнения атмосферного воздуха, а также в результате старения, плохого состояния и технологической отсталости многих транспортных средств. За всем этим стоит целый комплекс вопросов – от несовершенства законодательства до недостаточности финансовых ресурсов, которые не позволяют субъектам и муниципальным образованиям развивать дорожно-транспортную инфраструктуру и обеспечивать ее безопасность.

Для всестороннего изучения проблем эксперты рабочих групп провели мониторинг и анализ ситуации в регионах. Общественный контроль осуществлялся по следующим основным направлениям:

– общественная оценка уровня безопасности и организации дорожного движения, мониторинг ситуации в сфере безопасности и организации дорожного движения, деятельность властей региона, Госавтоинспекции и транспортных ведомств в указанной сфере;

– реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в субъектах РФ, в том числе реализация федеральных и региональных проектов и программ по повышению безопасности дорожного движения;

– реализация мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения в субъектах РФ, в том числе реализация федеральных и региональных проектов и программ;

– развитие институтов гражданского общества, деятельность общественных организаций в целях соблюдения участниками дорожного движения требований правил дорожного движения, создание нетерпимого отношения к нарушителям;

– выявление проблемных вопросов, снижающих уровень безопасности дорожного движения и повышающих риск и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, вопросов организации дорожного движения, анализ ситуации, разработка предложений с привлечением общественных организаций и экспертов;

– развитие систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения;

– соблюдение нормативов и стандартов строительства и оборудования дорог.

В рамках мониторинга был проведен официальный опрос: во все 83 субъекта Российской Федерации направили анкету с вопросами о деятельности и ситуации в сфере организации и безопасности дорожного движения. Ответы на запросы получены из 67 субъектов (80%). Кроме того, эксперты рабочих групп посетили более 10 регионов, в том числе Нижегородскую, Тульскую, Свердловскую, Калужскую, Рязанскую, Воронежскую области. Отметим, что поездки экспертов в регионы в ходе подготовки доклада, как и собственно Общественный доклад, направлены не на обличение недостатков, а на оказание практической помощи в организации работы по повышению уровня организации и безопасности дорожного движения, выявление актуальных проблем, чтобы в итоге их анализа представить в Общественном докладе предложения по их решению.

В частности, в Нижегородской области эта проблематика обсуждалась с руководством Управления ГИБДД, представителями Общественной палаты области, которая намерена в ближайшее время создать областную Комиссию по общественному контролю и мониторингу безопасности и организации дорожного движения. Эксперты встречались с председателем Общественного совета при областном ГУ МВД России для анализа итогов реализации первого этапа проекта «Безопасный город». В рамках реализации проекта общественные наблюдатели обсудили вопросы внедрения автоматической фотовидеофиксации, которая позволит повысить безопасность дорожного движения на дорогах Нижегородской области.

По словам представителей ГИБДД, эффект от установки комплексов проявился с первых дней функционирования. Совместно с нижегородскими общественниками эксперты рабочих групп будут продолжать анализировать результаты реализации проекта, чтобы оценить работу вновь введенных в эксплуатацию камер автоматической фиксации ПДД. Эксперты уделили внимание и безопасности пешеходных переходов вблизи школьных учреждений, при этом особенно внимательно были рассмотрены предложения горожан. В преддверии учебного года этот вопрос становится наиболее актуальным. Нижегородцы предлагают увеличить количество комплексов на дорогах Нижнего Новгорода, так как они отмечают значительное снижение нарушений правил дорожного движения в местах установки камер.

Конструктивное сотрудничество успешно развивалось в Тульской области: два совещания с экспертами провел губернатор В.С. Груздев. При его активной поддержке эксперты предложили план мероприятий по улучшению организации дорожного движения и созданию комплексной системы организации и безопасности дорожного движения в регионе. По инициативе общественников в Туле на основных маршрутах передвижения детей появились модернизированные пешеходные переходы. Были реконструированы четыре нерегулируемых пешеходных перехода на улицах Фрунзе, Кирова, Оборонной и Первомайской. Эти пешеходные переходы были открыты к 1 сентября, они оборудованы новейшими техническими средствами организации движения и обеспечивают безопасность детей вблизи школ и образовательных учреждений.

Ни для кого не секрет, что существует проблема межведомственного взаимодействия при решении такого важного вопроса, как организация и безопасность дорожного движения. Для его успешного преодоления необходима твердая позиция руководства региона. И эксперты рабочих групп с удовлетворением отметили, что получили такую поддержку не только в Тульской области, но и в других субъектах РФ.

В поездках по стране представители рабочих групп общественных советов МВД России и Минтранса России встречались с жителями регионов, изучали их предложения и стремились активизировать роль общественности в устранении причин травматизма и смертности на дорогах. В результате таких обсуждений порой рождались новые идеи и проекты, как правило, они приводили к пополнению числа экспертов за счет активного включения в работу местных специалистов, местных общественных советов.

Общественные советы при территориальных управлениях МВД России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 обладают достаточно широкими полномочиями, в том числе возможностью участвовать в разработке и рассмотрении различных транспортных и инфраструктурных программ, проводить общественные экспертизы проектов нормативных актов, осуществлять общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел. Этого ждут от них не только граждане нашей страны, но и сотрудники полиции. Как отметил на заседании Общественного совета при МВД России министр внутренних дел Владимир Колокольцев, широкий круг полномочий, который предоставлен членам Общественного совета при МВД России, еще раз подтверждает готовность министерства к гражданскому контролю, открытости и диалогу с обществом.

Особая ценность общественных и экспертных оценок и комментариев – в их независимости, объективности, непредвзятости. Общественность сегодня может предложить нестандартные подходы в решении проблем (в том числе тех, которые невозможно решить на региональном уровне без внесения изменений в федеральные законодательные акты), а также новые идеи по повышению безопасности дорожного движения, по развитию взаимодействия населения и институтов гражданского общества.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница