Командообразование как фактор эффективности совместной деятельности



Скачать 45.19 Kb.
Дата14.11.2016
Размер45.19 Kb.
АНОНС

Командообразование как фактор эффективности

совместной деятельности
Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям независимо от природы организации. Поэтому в теории менеджмента часто прибегают к аналогиям, заимствуя примеры эффективного управления из мира спорта, политики или армейской жизни.
Условия создания команды
Командный дух в коллективе, благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении ряда условий.

Главное из них – отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности за действия каждого. При выполнении данного условия возникает так называемый синергетический эффект,

Другое важное условие успешности командообразования – совпадение организационной структуры управления с неформальной структурой деловых межличностных отношений.

Третье важное условие успешности командообразования – соответствие целей и задач команды типу принятой корпоративной культуры организации.

Существуют различные определения корпоративной культуры. Одно из наиболее простых и удачных: “Культура компании – это ценности людей, работающих в ней, проявляемые в поведении”. Дон Бек (Don Eduard Beck) в своей книге “Спиральная динамика” (Spiral Dynamics) предложил следующую типологию корпоративных культур:

1. Культура принадлежности

2. Культура власти

3. Культура правил

4. Культура индивидуального успеха

5. Культура согласия

Групповая работа

В большинстве организаций люди периодически работают в различных группах, например, в комитетах, проектных командах, рабочих группах и т.д.


Очень важное влияние на эффективность работы команды оказывает правильность распределения в ней ролей. Д-р Р.М.Белбин (R.M.Belbin, 1981) в своем исследовании управленческих команд выделил восемь ключевых ролей, которые должны выполнять преимущественно различные члены команды.
Социальные роли в команде по Белбину

В своих исследованиях д-р Р.М.Белбин утверждает, что каждому человеку в обществе свойственно брать на себя выполнение некоторых социальных ролей. Белбин выделил восемь таких ролей:


Исполнитель

Координатор (председатель)

Приводящий в действие (формирователь)

.
Мыслитель



Разведчик (исследователь ресурсов)
Оценивающий

Коллективист

Доводящий до конца

Часто считается, что человеку необходимо доводить до совершенства те командные роли, которые могут выполняться им мастерски, совершенствовать свойственные роли и держать их в резерве, избегать несвойственных, чуждых ролей.

Но главное, по мнению Белбина, для нормальной работы команды то, что в ней кто-то должен взять на себя исполнение каждой роли. Если в команде меньше восьми человек, то кто-то должен выполнять не одну роль, а несколько. В то же время команда может развалиться, если какую-то роль будут стараться исполнять двое или несколько человек одновременно. Таким образом, создавая команду, нужно следить, чтобы в нее попали такие люди, которые вместе выполняли бы все социальные роли и никто не имел бы в команде конкурентов по исполнению свойственной ему роли.
Создание команд из рабочих групп
Команда - это специальный вид группы. Все, что говорится о группах, применимо и к командам, тем не менее представляется необходимым специально остановиться на работе в командах. Команда создается для решения конкретных задач и обладает следующими дополнительными по сравнению с группой характеристиками:


  • члены команды преследуют общую цель или задачу;

  • осуществление этой цели или задачи требует сотрудничества членов команды и координации их усилий;

  • взаимодействие членов команды друг с другом осуществляется регулярно и часто.

Достоинства и недостатки командной работы

Работа командой имеет следующие достоинства:




  • возможность объединения разнообразных знаний и навыков для решения задачи или проблемы;

  • повышение ценности особого вклада каждого участника;

  • возможность для людей учиться друг у друга;

  • взаимная поддержка;

  • возможность для членов команды вдохновлять и мотивировать друг друга;

  • определенная степень независимости от остальной части организации.

Работа командой имеет и определенные недостатки, даже в том случае, если команда работает хорошо:




  • слишком большая изоляция от остальной части организации приводит к тому, что цели команды вступают в противоречие с целями организации;

  • давление команды на своих членов обусловливает нереалистичное восприятие окружающей действительности (групповое мышление);

  • конкуренция между командами вызывает конфликты;

  • возникают конфликты между отдельными членами команды.

Конечно, у плохо работающей команды могут быть и другие недостатки.



Причины создания команд



Команды могут создаваться по различным причинам и принимать разнообразные формы. Чаще всего команды создаются для решения конкретных, дискретных задач.

Команды формируются также и для осуществления определенных проектов. Проектные команды обычно создаются на конкретный срок, и перед ними ставятся определенные задачи.
Пять принципов образования сплоченной команды
Д-р Р.М.Белбин предложил пять принципов для образования и сплочения управленческой команды:


Этапы построения команды

Команды не появляются на пустом месте. Они вырастают из созданных рабочих групп, проходя различные стадии своего развития:


Итог

Итогом размышлений о создании команды, на взгляд сообщества HR-работников, становятся три ключевые идеи, которые важно учитывать при работе по развитию команд:


Идея №1.

Идея №2.

Идея №3.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница