Кодекс установившейся практики ткп пр1-2013



Скачать 247.77 Kb.
Дата22.04.2016
Размер247.77 Kb.

Технический кодекс

установившейся практики

ТКП ПР1-2013







ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВАГОНЫ МЕТРАПАЛІТЭНА
ПАЖАРНАЯ БЯСПЕКА.


Издание официальное

Министерство по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь


Минск 2013

УДК 614.849 МКС 13.220.10 КП 02


Ключевые слова: вагон метрополитена; железнодорожный транспорт; опасный фактор пожара

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению


в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН учреждением «Научно-исследовательский институт пожарной


безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства по чрезвычайным


ситуациям Республики Беларусь от ______________ № _______

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ с отменой НПБ 94 – 2004 «Вагоны пассажирские. Вагоны метрополитена. Требования пожарной безопасности».

Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен,
тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь


Издан на русском языке



Содержание

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Термины и определения 2

4 Требования к материалам и конструкциям для внутренней отделки 2

5 Требования к нагревательным приборам 3

6 Требования к электрооборудованию и его монтажу 3

7 Требования к средствам оповещения о пожарах 4

8 Требования к оснащению средствами пожаротушения 5

9 Требования к огнезадерживающим конструкциям 5

10 Требования по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров 5

Приложение А Методика расчета приведенной пожарной нагрузки 7

Приложение Б Методика оценки пожарной опасности конструкции диванов

вагонов метрополитена 8

Приложение В Методика испытаний на огнестойкость огнезадерживающих

конструкций вагонов метрополитена 11

Библиография 14

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ




ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВАГОНЫ МЕТРАПАЛІТЭНА
ПАЖАРНАЯ БЯСПЕКА.

THE UNDERGROUND CARS REQUIREMENTS OBFIRE SAFETY




Дата введения 2014-01-01

  1. Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс)
устанавливает требования пожарной безопасности для вагонов метрополитена и распространяется на проектирование и строительство новых вагонов, а также на реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт и эксплуатацию вагонов инвентарного парка и являются обязательными для всех юридических и физических лиц.

Противопожарные требования к вагонам метрополитена должны выполняться при строительстве и капитальном ремонте электроподвижного состава метрополитена. Вагоны метрополитена, построенные до введения в действие настоящего технического кодекса, не прошедшие капитального ремонта, должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации, по которым они строились. При внеплановых видах ремонта вагонов, не допускается снижать их пожарную безопасность путем замены материалов, проводов и аппаратов на более пожароопасные.


  1. Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты (далее — ТНПА) 1) в области технического нормирования и стандартизации:

ТКП 121-2008 (02300) Пожарная безопасность. Электропроводка и аппараты защиты внутри зданий. Правила устройства и монтажа.

ТКП 181-2009 (02300) Правила технической эксплуатации электропроводок потребителей.

ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.007-76 Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ГОСТ 12.1.044-89 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

ГОСТ 9219-95 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования.

ГОСТ 12176-89 Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространение горения.

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками.

ГОСТ 26996-86 Е Полипропилен и сополимеры полипропилена. Технические условия.

СТБ 11.0.02-94 ССПБ Пожарная безопасность. Общие термины и определения.

СТБ 11.0.03-94 ССПБ Пассивная противопожарная защита. Термины и определения.

СТБ 1392-2003 Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Назначение и условия применения. Общие технические требования. Методы испытаний.

Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверять действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января и 1 июля текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом
следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без
замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

1) СНБ, Пособия к СНБ и СН имеют статус ТНПА на переходный период до их замены ТНПА, предусмотренными Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».


Издание официальное


  1. Термины и определения

В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

    1. пожарная безопасность объекта – по СТБ 11.0.02.

    2. пожарная опасность объекта – по СТБ 11.0.02.

    3. опасные факторы пожара – по СТБ 11.0.02.

    4. показатель пожарной опасности – по СТБ 11.0.02.

    5. огнестойкость – по СТБ 11.0.03.

    6. система пожарной сигнализации – по СТБ 11.16.01.

    7. установка пожаротушения – по ГОСТ 12.2.047.

    8. облицовка – декоративное покрытие (лакокрасочное, полимерное), наносимое на основу из конструкционного материала (фанеру, металл) или тонкий отделочный материал с декоративной поверхностью (БСП, пленки, ткани), используемый в сочетании с конструкционным материалом.
  1. Требования к материалам и конструкциям для внутренней отделки

      1. Неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании вагонов метрополитена, в зависимости от их назначения должны иметь подтвержденные испытаниями показатели пожарной опасности группу горючести, индекс распространения пламени, коэффициент дымообразования и показатель токсичности продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

      2. При строительстве вагонов метрополитена и их ремонте должна устанавливаться противопожарная преграда с пределом огнестойкости не менее ЕI 45, отделяющая аппаратный отсек, кабину управления от пассажирского отделения (салона).

Устанавливаемые в противопожарных преградах двери должны иметь предел огнестойкости не менее ЕI 45, светопрозрачное заполнение дверей должно иметь предел огнестойкости не менее ЕI(W) 45.

Противопожарная преграда должна быть доведена до металлической обшивы кузова по контуру: крыша - боковые стены. Входящие в состав преграды стойки обрешетки боковых стен должны быть выполнены из негорючего материала. Технологические зазоры между конструкциями преграды и металлом обшивки крыши и в пазах стоек обрешетки внутренней обшивы боковых стен должны быть уплотнены набивкой из негорючего материала.



      1. Показатели пожаровзрывоопасности материалов, применяемых во внутреннем оборудовании вагонов метрополитена при их строительстве и ремонте, должны быть не ниже:

негорючие - при замене и изготовлении потолков, вентиляционных решеток, диффузоров и воздуховодов вентиляционных установок, подшивки изоляции крыши, каркасов диванов (кресел), рассеивателей светильников пассажирского салона;

трудногорючие - при замене и устройстве термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, дверей, закладных деталей, обрешетки стен, обрешетки потолков и крыши;

горючие трудновоспламеняемые - при замене и изготовлении гидроизоляции, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановки, звукоизоляции потолков;

медленно распространяющие пламя - для покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок.

Примечание – Требования настоящего пункта не распространяются на детали массой не более 100 г (крючки, втулки, плафоны, таблички, декоративные решетки), а также уплотнительные и герметизирующие материалы, щитки фотосхем, элементы конструкции пола (изоляцию, обрешетку, настил), кроме напольного покрытия. Количество деталей массой не более 100 г должно быть таким, чтобы удельная пожарная нагрузка на участке их размещения в помещении не превышала 100 МДж/м2.


      1. Элементы диванов (кресел) за исключением каркасов должны относиться к группе трудногорючих материалов по ГОСТ 12.1.044. Мягкие элементы мебели должны относиться к трудновоспламеняемым согласно [1].

      2. Из материалов одной группы горючести выбираются материалы с более низкими показателями по дымообразующей способности и токсичности.

      3. Деревянные детали должны быть подвергнуты глубокой пропитке или другим методам огнезащиты, обеспечивающим их трудногорючесть.

Перечень применяемых деревянных деталей для каждой модели вагонов согласовывается с заказчиком.

Расчетная масса приведенной пожарной нагрузки вагона не должна превышать 35 кг/м2.



      1. Деревянные детали должны подвергаться глубокой пропитке или другим методам огнезащиты, обеспечивающим их трудногорючесть. Пропитка не должна ухудшать диэлектрических свойств деревянных соединительных реек и бруса токоприемника.

      2. Перечень применяемых деревянных деталей для каждой модели вагонов метрополитена согласовывается с заказчиком.

      3. Расчетная масса приведенной пожарной нагрузки вагона метрополитена не должна превышать 35 кг/м2. Методика расчета приведенной пожарной нагрузки приведена в приложении А.

      4. Конструкция диванов не должна способствовать распространению огня при испытаниях по методике, приведенной в приложении Б.
  1. Требования к нагревательным приборам

      1. Конструкция электронагревательных приборов и их установка в кабине управления и в пассажирском салоне должны удовлетворять требованиям [2], а также указаниям по эксплуатации, приведенным в инструкции завода - изготовителя этих приборов.

      2. Поверхности стен и полов в зоне установки электронагревательных приборов должны быть экранированы металлическим листом, уложенным на негорючий термоизоляционный материал толщиной не менее 2 мм.

Расстояния от теплоизлучающих поверхностей электронагревательных приборов до ближайших конструктивных элементов должны быть выбраны с учетом нагревания последних в условиях эксплуатации не более чем до 60 °С.

      1. Включенное состояние системы отопления вагона метрополитена должно отображаться световой сигнализацией в кабине управления.

      2. В вагонах метрополитена должны применяться электронагревательные приборы только в защищенном (закрытом) исполнении. Каждый электронагревательный прибор должен иметь автоматическую защиту от превышения заданной температуры и величины допустимого тока.

      3. Температура на поверхности приборов должна быть не более 95 °С.

      4. Конструкции контактных соединений приборов и комплектующих изделий должны обеспечивать требования пожарной безопасности.
  1. Требования к электрооборудованию и его монтажу

      1. Электрооборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 2582, ГОСТ 9219, а также требованиям безопасности по ГОСТ 12.1.007 и ГОСТ 12.1.004.

Допускается применение электрооборудования по ТНПА других стран по согласованию с заказчиком в установленном порядке. При этом показатели, влияющие на их пожарную безопасность, должны быть не менее аналогичных показателей отечественного электрооборудования, подтвержденного сертификатом соответствия.

      1. Параметры применяемых электрических аппаратов должны соответствовать напряжению бортовой сети вагона.

      2. Конструкции аппаратов, узлов и электропроводов должны обеспечивать сопротивление изоляции цепей электрооборудования, МОм, не менее (при нормальных климатических условиях):

Сопротивление изоляции проводов цепей управления и вспомогательных всего состава с включёнными междувагонными соединениями и аппаратами:

провод – корпус вагона (земля) 1,5

между проводами 2,0

То же для вагонов с отключёнными аппаратами:

провод – корпус вагона (земля) 2,0

между проводами 3,0

Сопротивление изоляции силовой цепи:

при подсоединённых аппаратах и тяговых двигателях 1,0

при отсоединённых аппаратах и тяговых двигателях 3,0

Величина сопротивления изоляции в холодном состоянии между токоведущими частями и корпусом аппарата:

для силовых цепей 10,0

для цепей управления 3,0

Величина сопротивления изоляции между корпусом аппарата и рамой кузова вагона:

при подвеске на изоляторах 6,0

Сопротивление изоляции между положительным бортом и стальным листом, на который установлена секция, должно быть не менее 10 МОм, измеренное мегомметром на 500 В (2.7170.36.36.014.10 СБ).

Сопротивление изоляции между клеммой «+Б» клеммника аккумуляторной батареи и металлическим корпусом (ящиком) батареи должно быть не менее 5 МОм, измеренное мегомметром на 500 В.



      1. Электрическое оборудование и все электрические цепи должны иметь защиту от коротких замыканий и перегрузок.

Защита должна быть селективной и автоматической. В электрической схеме не должно быть незащищенных участков. Защита цепей управления, устанавливаемая в поездных проводах, должна обеспечивать надежную работу при наличии в составе до 10 вновь изготовленных и до 8 вагонов эксплуатационного парка.

      1. Устройства защиты после их срабатывания должны исключать возможность подпитки электрических цепей током в местах возникновения короткого замыкания. При перегорании плавких вставок корпуса предохранителей не должны разрушаться.

      2. В вагонах должен применяться фиксированный монтаж проводами с изоляцией, не распространяющей горение, в соответствии с ГОСТ 12176.

      3. Футляры элементов аккумуляторных батарей и поддоны должны изготавливаться из негорючего или трудногорючего материала, их конструкция должна исключать возможность возникновения короткого замыкания в результате протечек электролита.

      4. Кабельные каналы, крышки желобов, распределительных коробок, ящиков подвагонного оборудования должны иметь крепления и уплотнения от попадания в них пыли и влаги.

      5. Не допускаются совместная прокладка проводов электрических цепей, питающихся от контактной сети, и проводов, подключенных к бортовым источникам питания, в одних и тех же трубах, жгутах, а также совместный ввод (в одном жгуте) этих проводов в аппараты и шкафы. Не допускается прокладка проводов и кабелей по горючим материалам.

      6. Провода в аппаратах, разрывающих ток, должны быть уложены так, чтобы образующаяся при разрыве дуга не могла вызвать возгорание или повреждение их изоляции и элементов крепления в аппаратах. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать нормативного расстояния по воздуху от точек присоединения до заземленных частей.

      7. Для исключения случаев возгораний при разбандажировке якорей тяговых электродвигателей система управления вагоном должна иметь устройство автоматического отключения силового питания на том вагоне, где произошел обрыв муфты, или в других случаях, приведших к резкому увеличению числа оборотов электродвигателя.

      8. Электрооборудование на вагонах метрополитена должно проектироваться, монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с ТКП 121, ТКП 181, [2] и другими НПА и ТНПА.
  1. Требования к средствам оповещения о пожарах

      1. Вагоны должны оборудоваться устройствами двухсторонней громкоговорящей экстренной связи «пассажир – машинист».

      2. Вагоны метрополитена должны оборудоваться автоматическими установками пожарной сигнализации, способными обнаруживать признаки пожара и оповещать о них. Установки должны обеспечивать выдачу информации машинисту о номере вагона, на котором сработал извещатель, и месте расположения последнего на вагоне независимо от направления движения поезда.

      3. Установка пожарной сигнализации при срабатывании извещателей должна автоматически и одновременно с выдачей сигнала о признаках пожара отключить питание силовых цепей на вагоне, где сработал извещатель.

      4. Пожарные извещатели должны реагировать на тепловые и (или) дымовые признаки пожара.

Для каждой модели вагона метрополитена перечень мест для установки пожарных извещателей определяется по согласованию с заказчиком.

      1. Тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри объема контролируемого помещения температуры от 75 (± 5) до 150 (± 10) °С или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема, равной 10 (± 2) °С/ мин.

      2. Дымовые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях определенных значений задымленности.

      3. Пределы срабатывания извещателей устанавливаются отдельно для каждого помещения, где размещены извещатели.

      4. Конструкция и исполнение монтажа пожарных извещателей на вагоне должны обеспечивать их легкосъемность с применением специального инструмента.

      5. На вновь изготавливаемых вагонах для передачи вдоль поезда сигналов от средств оповещения о пожарах должны быть отдельные линии связи, состоящие не менее чем из двух экранированных проводов.
  1. Требования к оснащению средствами пожаротушения

      1. Вагоны метрополитена должны укомплектовываться огнетушителями. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей необходимо производить в зависимости от их огнетушащей способности и предельной площади защищаемого помещения. Допускается применение самосрабатывающих порошковых огнетушителей, автоматическое срабатывание которых должно осуществляться при достижении температуры в контролируемом помещении не более 100(±10) °С.

Для каждой модели вагона типы применяемых огнетушителей, их количество и места установки согласуются с заказчиком.

      1. В каждом поезде должно находиться не менее двух асбестовых полотен размером не менее 2,0х1,0 м.

      2. Аппаратные отсеки, элементы подвагонного оборудования и кабины управления головных вагонов должны быть оборудованы установками пожаротушения с автоматическим и (или) ручным управлением.

      3. Установка пожаротушения должна включаться только после отключения в вагоне силового напряжения. В кабине управления, из которой во время срабатывания извещателя машинист управляет поездом, пуск установки пожаротушения может осуществляться вручную.

      4. Машинисты должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты, позволяющими вести поезд в задымленных условиях, а также электрическими фонарями.

В каждом вагоне (около устройств экстренной связи «пассажир-машинист») должна быть вывешена инструкции о порядке действий пассажиров в случае их эвакуации и по защите от опасных факторов пожара.
  1. Требования к огнезадерживающим конструкциям

      1. Конструкции, отделяющие пассажирский салон от кабины управления, аппаратного отсека и подвального пространства, должны быть огнезадерживающими с пределом огнестойкости не менее 45 мин, определяемым по методике, приведенной в приложении В.

      2. Огнезадерживающие перегородки по наружному контуру должны быть доведены до металлической обшивки кузова.

      3. Конструкция дверей аппаратных отсеков и их запорных устройств должна обеспечивать их работоспособность (надежное и легкое открытие и закрытие) при температуре не менее 800 °С.

      4. Стыки элементов огнестойких конструкций, а также конструкции дверей, рам и крышек люков должны обладать такой же огнестойкостью, как и конструкция в целом.

      5. Заделка отверстий в местах прохода через огнестойкие конструкции каркасов, желобов, кондуитных труб, труб пневматики, проводов и кабелей должна удовлетворять требованиям огнестойкости по 9.1.

      6. Остекление концевых стен вагонов должно обеспечивать пламенепроницаемость в течение 45 мин при испытаниях по методике, приведенной в приложении В.
  1. Требования по обеспечению безопасных условий эвакуации пассажиров

      1. Конструкция вновь изготавливаемых вагонов должна обеспечивать возможность передвижения пассажиров вдоль состава с выходом их на путь из головных вагонов.

      2. Все вновь проектируемые и изготавливаемые вагоны должны быть оборудованы устройствами, позволяющими из кабины управления одновременно открыть замки переходных дверей всех вагонов поезда.

      3. Вагоны должны иметь аварийное освещение.

      4. В каждом вагоне около устройства экстренной связи «пассажир-машинист» должны быть вывешены правила поведения пассажиров в случаях обнаружения признаков возгорания, порядок эвакуации и рекомендации по защите от опасных факторов пожара.

Руководитель

организации-разработчика
Заместитель начальника
НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь А.П.Лущик
Исполнитель
Главный специалист ОНиС

НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь М.С.Лешкевич




Приложение А

(обязательное)


Методика расчета приведенной пожарной нагрузки
А1 Расчетная масса приведенной пожарной нагрузки кг/ м2, определяется по формуле

где - масса и низшая теплота сгорания материалов, входящих в состав приведенной пожарной нагрузки, МДж/кг;

S - площадь пола вагона, м2;

Qдр - теплота сгорания условной древесины равна 16,74 МДж/кг.


Руководитель

организации-разработчика
Заместитель начальника
НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь А.П.Лущик

Приложение Б

(обязательное)


Методика оценки пожарной опасности конструкции

диванов вагонов метрополитена


      1. Степень пожарной опасности диванов (сидений и спинок) определяется на основании оценки их способности сопротивляться возгоранию при воздействии теплового импульса нормированной мощности (100 г газетной бумаги - метод А и газовой горелки - метод Б).


Метод А
Образцы для испытаний


      1. Испытанию подвергаются диваны или их макеты с размером сиденья и спинки не менее 400 х 400 мм, соответствующим по исполнению реальным конструкциям.

      2. При испытаниях спинка должна быть расположена вертикально по отношению к поверхности сиденья точно так же, как и в реальной конструкции.


Проведение испытаний


      1. В качестве источника зажигания используется 100 г газетной бумаги, высушенной в течение 3 ч при температуре 70 °С.

      2. Один лист (размером около 600 х 420 мм) складывается посередине, параллельно меньшей стороне. Остальные листы мнутся по отдельности и укладываются между половинками сложенного листа. Сложенный лист с открытой стороны скрепляется при помощи металлических скрепок. Таким образом получается «подушка» размером 39 х 27 см.

      3. Такую же «подушку» до опытов необходимо проверить на продолжительность горения. Для этого ее следует положить на асбестовую плиту толщиной 5 мм, длиной 600 мм и шириной 500 мм. На этой плите «подушка» после зажигания с четырех сторон должна гореть не менее 5 мин.

      4. Испытания проводятся в помещении без включения вентиляции. «Подушка» из газетной бумаги должна быть размещена на поверхности сиденья таким образом, чтобы одна из ее продольных сторон соприкасалась со спинкой, то есть обеспечивалось ее плоское лежание на поверхности дивана.

      5. Подушка зажигается с четырех сторон и проводится наблюдение за процессом горения, изменения которого фиксируются через каждые 30 с.

      6. При отсутствии защитной плиты под сиденьем необходимо провести дополнительный опыт, при котором «подушка» из газетной бумаги должна быть положена под сиденье на пол.


Оценка результатов испытаний


      1. Оценка пожарной опасности диванов производится по результатам испытаний не менее двух образцов. Конструкция сиденья считается выдержавшей испытание по методу А, если по истечении 10 мин после начала опыта прекращается самостоятельное горение.

      2. Горящие части не должны падать.

      3. При продолжительности самостоятельного горения конструкции в интервале 9-10 мин результат устанавливается на основании проведения испытаний не менее двух дополнительных образцов.


Метод Б
Образцы для испытаний


      1. Для испытаний используются макеты диванов с размером сиденья и спинки не менее 250х350 мм, соответствующим по исполнению реальным конструкциям.

      2. Сиденья и спинки должны испытываться по отдельности.


Проведение испытаний


      1. Расположение источника зажигания при вертикальном расположении образца дано на рисунке Б1 и при горизонтальном расположении образца - на рисунке Б2 (линейные размеры на рисунках даны в мм).


Рис. Б1


Рис. Б2


      1. Испытание при горизонтальном расположении образца не требуется, если сиденье снизу или спинка сзади имеют защитные покрытия.

      2. Расстояние между отверстием горелки и поверхностью образца в обоих случаях должно составлять 50 мм.

      3. 2.4 В качестве горелки используется горелка типа «Текле» с щелевой насадкой размером отверстия 40 х 5 мм. Размер кольцевой щели для подачи воздуха должен быть равен 2,2 мм.

      4. Горелка работает на природном газе (содержание метана около 95 %) с избыточным давлением 48(± 2) МБар.

      5. Температура в верхней зоне газового пламени должна составлять около 950 °С.

      6. Огневые испытания следует проводить в камере достаточных размеров. При этом необходимо обеспечивать вертикальный поток воздуха со скоростью 0,8 м/с; время воздействия пламени: 3 мин при вертикальном и 2 мин при горизонтальном расположении образца.


Оценка результатов испытаний


      1. Оценка пожарной опасности диванов производится по результатам испытаний не менее двух образцов.

      2. Конструкция считается выдержавшей испытание по методу Б, если не позднее чем через 1 мин после окончания воздействия пламени прекращается самостоятельное горение образца.

      3. Горящие части не должны падать.

      4. При продолжительности самостоятельного горения образца в интервале 50-60 с результат устанавливается на основании проведения испытаний не менее двух дополнительных образцов.

      5. Конструкция диванов вагонов метрополитена считается нераспространяющей горение только при положительных результатах испытаний по обоим методам: А и Б.

Руководитель

организации-разработчика


Заместитель начальника
НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь А.П.Лущик
Приложение В

(обязательное)


Методика испытаний на огнестойкость огнезадерживающих

конструкций вагонов метрополитена
Цель и задачи испытаний


      1. Основная задача проведения огневых испытаний заключается в определении фактического предела огнестойкости опытных образцов противопожарных конструкций, их узлов и деталей, предназначенных для применения в вагонах метрополитена.

Дополнительно в процессе испытаний могут проводиться:

предварительное изучение поведения при пожаре отдельных элементов конструкций;

проверка надежности конструктивных решений отдельных узлов и деталей в условиях огневого воздействия.


      1. Испытания образцов противопожарных конструкций должны проводиться на печах, обеспечивающих равномерный тепловой поток в соответствии с температурным режимом развития реального пожара.

      2. На испытания должны поставляться образцы следующих размеров:

для конструкций перегородок между кабиной управления и салоном - не менее 2000 х 2000 мм;

для остекленных торцевых стен - в натуральную величину;

для конструкций пола вагона - не менее 1100 х 1100 мм.

Образцы первых двух типов испытываются на вертикальной печи, а третьего типа - на горизонтальной печи.



      1. Огневые установки (печи) могут работать как на жидком топливе, так и на газе. Для контроля и регулирования температурного режима они оснащаются специальными приборами.

      2. Температура внутри печи контролируется четырьмя хромель-алюмелевыми термопарами из проволоки диаметром 1,2-3,2 мм или равноценными им термопарами, которые размещаются в трубках из жаростойкого материала.

      3. Термопары устанавливают в огневой камере таким образом, чтобы их участки (длиной не менее 150 мм от горячего спая) располагались на расстоянии 100 мм от обогреваемой поверхности опытного образца, а сами горячие спаи находились примерно напротив середины каждой четверти площади обогреваемой поверхности образца.

      4. Способ крепления опытных образцов к печи должен обеспечивать непроницаемость для пламени по всему их параметру в процессе проведения эксперимента.


Температурный режим и давление при испытании


      1. В основу огневых испытаний положена методика одностороннего нагрева опытных образцов по температурному режиму реального пожара, согласно которому средняя температура в огневой печи в отдельные моменты времени должна составлять, °С: через 5 мин - 400, 12 мин - 800, 15 мин - 750, 20 мин - 650, 30 мин - 550, 45 мин - 500.

      2. Отклонения от реального температурного режима пожара не должны превышать: ± 15% в течение первых 10 мин испытаний и 10% - в течение последующего времени до конца испытаний.

      3. График реального температурного режима пожара приведен на рисунке.


t, °С



      1. Давление в огневых камерах вертикальной печи на уровне 1/3 высоты образца и горизонтальной на расстоянии 100 мм от поверхности образца в период испытания должно быть равно давлению в помещении, где установлена печь.


Наблюдения в период испытания


      1. В период проведения огневых испытаний должен проводиться контроль за обеспечением температурного режима в печи и появлением признаков потери огнестойкости. Контроль пламенепроницаемости образцов в процессе их испытаний на огнестойкость осуществляется с помощью сухого ватного тампона размером 10х10х2 см, который через каждые 5 мин должен подноситься к наиболее опасным местам необогреваемой поверхности испытываемого образца (к щелям, трещинам, зазору между полотном двери и ее рамой и т.д.) и в течение 30 с удерживаться на расстоянии 25 мм от щели.

      2. Момент воспламенения ватного тампона характеризует потерю непроницаемости опытного образца для пламени.

      3. В процессе огневых испытаний необходимо фиксировать все изменения в поведении опытного образца (выделение в значительных количествах дыма, перекос и искривление дверного полотна, нарушение элементов крепления и фиксации и т.д.).

      4. После окончания огневых испытаний проводятся фотографирование опытного образца и тщательный осмотр наружных поверхностей отдельных конструктивных элементов, деталей крепления и т.д.


Оценка результатов испытаний


      1. Предел огнестойкости противопожарных конструкций, а также их отдельных узлов и деталей в процессе исследований характеризуется моментом появления с необогреваемой стороны продуктов термического разложения и пламени.

      2. Величину фактического предела огнестойкости следует оценивать по результатам испытаний двух образцов.

      3. Конструкция признается выдержавшей испытание, если в течение 45-минутного огневого воздействия оба образца сохраняют огнестойкость.

      4. По результатам испытаний на огнестойкость составляется протокол по приведенной ниже форме с приложением графика измерения температур в камере сгорания.



Протокол

испытания внутривагонной конструкции на огнестойкость

Назначение конструкции _____________ Дата испытаний _________

Завод-изготовитель ________________________

№п.п.


Конструкция образца


и характеристика

материалов



Условия испытания



Поведение

образца

Предел огнестойкости













Заключение ___________________________________________________


Руководитель

организации-разработчика


Заместитель начальника
НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь А.П.Лущик

Библиография
[1] НПБ 21-2002 Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь Мебель. Оценка воспламеняемости мягкой мебели. Методы испытаний

[2] ПУЭ Правила устройства электроустановок







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница