Классный час Тема: пить или не пить жить или не жить?



Скачать 159.92 Kb.
Дата03.05.2016
Размер159.92 Kb.
Классный час
Тема: ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ – ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ?
Цель беседы: выяснить причины употребления алкоголя; помочь осознать пагубность влияния алкоголя на жизнь; найти доводы в пользу отказа от алкоголя; научиться приводить аргументы в пользу отказа от принятия спиртного.

Алкоголь – яд или наркотик?

Классный час начинается с проведения игры на групповое сплочение.

Например, можно использовать следующие игры:



1. Жребий

Обучащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.



2. Художники

Обучащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).



3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.



4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

Затем учитель проводит анализ анкетирования, делает выводы.
Ход классного часа. Для начала посмотрим картинки, как же выглядят пьющие люди и жилье, где они живут (Презентация)











А теперь выясним, что же представляют собой спиртные напитки, или алкоголь.


1 Участник. Спиртные напитки – это напитки, большей частью состоящие из ароматизированной воды. Говоря по-научному, алкоголь – это жидкость, полученная при сбраживании сахаров дрожжами, в результате чего сахар превращается в спирт. Затем спирт смешивают с водой и вкусовыми добавками.
2 Участник. Для того чтобы человек знал, что он пьет, и мог рассчитывать свои силы, на этикетках указывают процентное содержание спирта в этих напитках. Содержание спирта зависит от того, сколько воды добавлено в напиток, и может колебаться от 40% (водка, виски) до 5–1% (слабоалкогольное пиво, алкогольный лимонад). По большому счету для вашего организма не столь важно, чем вы его отравите: ста граммами водки или парой бутылок пива.
1 Участник. Впервые получил относительно чистый спирт монах Базилиус Валентинус из Эрфурта. Как большинство алхимиков, он пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. Можно сказать, это ему удалось…
2 Участник. Специалисты по различного рода зависимостям говорят об алкоголе как о наркотике номер один. Этиловый спирт, или этанол, – бесцветная, прозрачная, летучая, легковоспламеняющаяся жидкость. Обладает резким запахом, жгучим вкусом.
1 Участник. По фармакологическим свойствам этиловый спирт относится к наркотикам жирного ряда (таким как эфир и хлороформ). При концентрации 20% этанол вызывает обезвоживание и свертывание клеточной протоплазмы. При концентрации свыше 70% этанол денатурирует (изменяет конфигурацию молекул, разрушает) тканевые белки.
2 Участник. Наглядно этот процесс можно увидеть на простом опыте: разбейте в прозрачный стакан яйцо и залейте его спиртом.
Проведите этот опыт на занятии, чтобы наглядно можно было увидеть, как сворачивается белок под действием спирта.
3 Участник. Алкоголь – наркотик.
4 Участник. Отличительными особенностями наркомании являются:

влечение к постоянному приему наркотических веществ в возрастающих количествах;

стойкая психическая зависимость от наркотического вещества;

абстиненция – болезненное состояние организма, которое возникает в начале воздержания от наркотиков.


3 Участник. В течении алкоголизма можно четко выделить все эти три особенности.
4 Участник. Некоторые исследователи не относят алкоголь к наркотикам, ссылаясь на то, что в крови человека в норме присутствует этанол (0,01–0,03%), а также имеются ферменты для его расщепления.
3 Участник. Однако исследования последних лет показали, что мозг человека вырабатывает и собственные наркотики. Например, из гипофиза выделены морфиноподобные вещества – эндорфины. Они регулируют активность головного мозга, ощущение удовольствия и боли.
4 Участник. Приятные ощущения после приема алкоголя объясняются его способностью усиливать выработку эндорфинов в ткани мозга. При регулярном употреблении алкоголя естественный синтез эндорфинов и этанола угнетается, и потребность организма в алкоголе постоянно возрастает, появляется синдром похмелья при его отмене.
5 Участник. Уже упомянутый нами хирург Федор Григорьевич Углов пишет в одной из своих книг: «Я хирург, я всю жизнь оперирую больных. И я видел то, чего не видят обычные люди. У человека нет такого органа, который бы не страдал от приема спиртных изделий – любых, не важно, водка ли это, вино или пиво. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. Потому что там концентрация алкоголя максимальна. Если концентрацию алкоголя в крови человека принять за 1, то в печени она будет 1,45, а в мозгу – 1,75… Попытки отнести вредное действие алкоголя только к тем, кто признан алкоголиками, в корне неверны… Если мы спросим любого, что называется, беспросыпного пьяницу, считает ли он себя алкоголиком, он ответит категорически, что он не алкоголик… Он будет уверять, что пьет “умеренно”. (Кстати сказать, это самый коварный термин, за которым укрываются алкоголики.)
Если бы кто-нибудь устно или в печати начал пропагандировать “умеренное” употребление гашиша или марихуаны или предложил бы учить детей с ранних лет “культурно” принимать хлороформ, что бы мы сказали об этом человеке? В лучшем случае мы бы решили, что это сумасшедший, которого надо поместить в психиатрическую больницу. В худшем – что это враг, который собирается причинить нашему народу неисчислимые бедствия. Почему же мы не помещаем в психиатрическую больницу или не сажаем в тюрьму тех, кто на всю страну пропагандирует употребление с ранних лет алкоголя – такого же наркотика, который по своему вредному влиянию не отличается от хлороформа?..
…Упадок нравственности ярко выражается в потере стыда. В целом ряде научных документов доказывается, что потеря стыда в обществе происходит параллельно с развитием алкоголизма в стране, наглядно показывается великая охранительная сила стыда и большая опасность такого яда, как спиртные изделия, которые обладают свойствами понижать силу и тонкость чувства… Между тем стыд не только держит в известных границах физические проявления, но является одним из основных начал нравственной жизни человека, делая его чутким к мнению других и охраняя от всего, что постыдно в нравственном отношении».
6 Участник. Еще раньше Лев Толстой в своей статье «Для чего люди одурманивают себя» пишет: «Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрывать от себя угрызения совести… Трезвому совестно то, что не совестно пьяному… Если человек хочет сделать поступок, который совесть воспрещает ему, он одурманивается. Девять десятых преступлений делается так: “Для смелости выпить…”»
7 Участник. Кто-то скажет, что врачи рекомендуют: коньяк расширяет сосуды, а сухое вино вообще лекарство.
8 Участник. То, что от таких рекомендаций происходит алкоголизм и дефективное потомство – это где-то у кого-то, только не у вас.
7 Участник. Но есть другие врачи, которые серьезно озабочены состоянием современного общества. Занимаясь вплотную проблемой влияния алкоголя на организм человека, они пришли к неутешительным и угрожающим выводам.
8 Участник. Но их никто не слышит, потому что они идут вразрез устоявшимся нормам и убеждениям. К тому же они могут затормозить развитие спиртного бизнеса. Чтобы этот бизнес процветал, нужны пьющие массы.
7 Участник. Таким массам скажи только, что коньяк расширяет сосуды, в пиве витамины, а у алкоголиков в сосудах растворяются склеротические бляшки – и дело будет в шляпе на много лет вперед.
8 Участник. В прессе то и дело мелькают сообщения о пользе вина. То в Австралии ученые якобы открыли, что ежедневное потребление бокала красного вина предотвращает инфаркт, то во Франции медики доказали: бутылка сухого вина способствует хорошему пищеварению.
7 Участник. Действительно, и водка, и коньяк, и вино чрезвычайно полезны, но не тем, кто их пьет, а продавцам и производителям: за свой товар они получают огромные деньги. И за огромные деньги покупают «ученых», которые и пишут, что вино и водка – полезные продукты.
8 Участник. Первыми придумали покупать авторитетное мнение санкт-петербургский банкир и владелец Ленских золотых приисков барон Гинцбург с товарищами в 1911 году. Однако с их «покупкой» вышел большой конфуз.
7 Участник. Банкиры-виноторговцы предложили открыть институт для изучения влияния алкоголя на организм человека. На что самый авторитетный ученый того времени Иван Петрович Павлов категорически ответил:
8 Участник. «Институт, ставящий себе непременною целью открыть безвредное употребление алкоголя… не имеет права именоваться научным институтом… А потому все те, кому дороги государственные средства, здоровье населения и достоинство русской науки, имеют обязанность поднять свой голос против учреждения института такого назначения».
Классный руководитель. Обратитесь ли вы к истории народов, или к истории отдельных личностей, вы увидите, что увлечение алкоголем никому еще не принесло добра. Сколько талантливых умов или просто хороших людей было погублено с помощью этого изобретения человечества.

Надеюсь, что после нашей беседы вы сделаете для себя большие выводы.



«Клуб знатоков, или Зимний калейдоскоп»
Цели и задачи:

  1. Обогащение, обобщение и углубление знаний.

  2. Развитие умения работать в группе (коллективное обсуждение проблемы, взаимопомощь).

  3. Совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени.

  4. Разнообразие свободного времени.

Организационный момент. В игре участвует одна команда из 6 человек. Подбирает вопросы и организует игру педагог, он же является ведущим. Знатоки играют не против своих сверстников, а против классного руководителя, что увеличивает интерес к игре: создается особая интрига, азарт как у игроков, так и у зрителей. Конкурсное время 40-45 минут. Чтобы сделать игру более живой, разрядить напряженность, проводятся музыкальные паузы, подготовленные ребятами заранее. С каким бы счетом не закончилась игра, обязательно звучит веселая финальная песня, так как конкурс должен закончиться на оптимистичной ноте.

Основные этапы игры:

1.Подготовительный этап. За несколько дней до проведения игры выбирается команда, капитан. Ведущий знакомит команду со сценарием и правилами проведения игры, называет ее тему. Каждый игрок получает задание – подготовить «визитку»: краткие сведения о себе (возраст, хобби, мечты). Ребята, не вошедшие в команду, готовят номера художественной самодеятельности, музыкальные паузы.

2. Вводный этап. Он проводится непосредственно перед игрой. Ведущий объясняет цели, задачи, правила игры. Создается соревновательный настрой, выбирается жюри.

3. Конкурсный этап. Игра проводится до 6,7,8 и т.д. победных очков (по выбору организаторов)- в пользу команды или ведущего. Вопросы, на которые должны ответить игроки, рассчитаны на знание не только конкретных фактов, но и на развитие логического мышления, смекалку, способность обобщать и анализировать. Они носят не только познавательный, но и занимательный характер, что поддерживает интерес к игре.
Оформление, оборудование и реквизит:

1.Игра проводится в актовом зале, соответствующим образом оформленном и украшенном.

2.На сцене - круглый стол, поделенный на секторы, и 6 стульев. На столе - юла со стрелкой; вокруг юлы разложены по секторам лепестки ромашки с номерами вопросов. Если игра проводится в новогодние праздники, то лепестки можно повесить на елочку. В игре имеются четыре особых сектора: «черный ящик», «тет-а-тет», «чудеса из сундучка», «в гостях у сказки».

3.Музыкальная техника, горн, труба, скрипичный ключ, черный ящик, сундучок.










Ход мероприятия

Ведущий. Добрый вечер, ребята! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. В римском суде процедура выяснения обстоятельств любого дела состояла из семи вопросов. Вот четыре из них: кто? с чьей помощью? для чего? каким образом? Назовите три оставшихся вопроса. (Ответы детей.) Правильно. Это: что? где? когда? Так и называется наша сегодняшняя игра.
Представление команды. Краткие «визитки» участников. Затем ведущий знакомит игроков и зрителей с правилами игры. И игра начинается.

Капитан вращает барабан, по стрелке выбирается лепесток. Ведущий задает вопрос, звучит сигнал к обсуждению. Оно продолжается ровно 1 минуту. Затем звучит сигнал к прекращению обсуждения, и капитан выбирает игрока, который будет отвечать. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неверный, то балл присуждается ведущему. Досрочный ответ возможен, но о нем надо заявить до сигнала к обсуждению. В случае правильного досрочного ответа команда зарабатывает дополнительную минуту обсуждения. Один раз за игру команда может взять помощь зала.

В случае если команда дает неверный ответ, зрители могут попытаться ответить и заработать жетоны за правильный ответ. В перерывах зрители отгадывают загадки, получая жетоны за правильные ответы. Зрителя, набравшего к концу игры большее количество жетонов, ждет подарок.

Болельщикам дается задание – внимательно следить за ответами знатоков и в конце игры выбрать лучшего игрока, который получит «Приз зрительских симпатий».


Вопросы-игры:

1. Он - студен, на всю землю студит. Он - и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Он - глаз снегами тешит да ухо морозом рвет. В древнеримском календаре он был десятым месяцем и имел 30 дней. Но после реформы календаря, проведенной Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, к числу дней месяца был добавлен еще один. Сам месяц переместился на другое место, но имени своего не изменил: немцы, венгры, эстонцы именуют его так же, как и раньше. А в Древней Руси он назывался «студень» или «хмурень». А как мы его называем сейчас?

Ответ: Декабрь
2. «Черный ящик». В начале ХХI века в Гааге прошел слет, все участники которого называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудности проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя представитель России на этом слете?

Ответ: Дед Мороз


3. Найди ошибки в стихах С.Островского «На Севере».

Стоят пингвины- ангелы бескрылые.

Север сжал их в ледяной горсти.

И такие они холодные, такие стылые,

Что не вымолвить, не произнести.

Ответ: Крылья у пингвинов черные, и живут они не на севере в Арктике, а на юге, в Антарктике.
4. «Черный ящик». Здесь лежит то, что ПетрI называл «земным яблоком».

Ответ: Глобус
5. До XIV века он приходил в марте, но во время правления Симеона Гордого, старшего сына Ивана Калиты, он стал приходить 1 сентября. Кто он, и когда приходит к нам сейчас?

Ответ: Новый год, 1 января.
6. 2013 год по восточному календарю – это год Змеи, 2012- год Дракона, 2011 - год Кролика, 2010 - Тигр. А есть еще древнеславянский календарь, в соответствии с которым 2006 год – Хлебный. А какой 2007 год, если 2016-Репный,2017-Липовый, 2019-Малиновый, 2020-Морковный?

Ответ: Двенадцатилетний цикл. Следовательно, 2007 год – Малиновый.
Информация для организаторов. 2006 год - Хлебный, 2008-Морковный, 2009-Капустный, 2010- Луковый, 2011-Яблочный, 2012-Огуречный, 2013- Гороховый, 2014- Смородинно-крыжовенный, 2015-Хмелевый, 2016- Репный, 2017- Липовый.




7. «Черный ящик». Древние римляне прежде не обрезали этот плодовый кустарник, и он поднимался высоко, обивая деревья. Поэтому сборщики его плодов перед началом уборки урожая должны были написать завещание и приготовить доски для гроба. В Италии и Португалии существует обычай: в новогоднюю полночь с каждым ударом часов жители должны съедать по одной ягоде этого плода и загадывать желания. Двенадцать ударов - Двенадцать желаний. Что в «черном ящике»?

Ответ: Виноград
8. Сектор «тет-а-тет». Если выдает этот сектор, то за столом остается один игрок, выбранный капитаном. Ведущий задает ему два вопроса, на обдумывание каждого дается 30 секунд. В случае правильного ответа на оба вопроса команда зарабатывает 1 балл. В противном случае очко присуждается ведущему.

Вопросы:

А. Что за страна, где Новый год встречают летом?

Там, очевидно, ходят верх ногами,

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).
Ответ: Австралия. Г.Усова «Австралия – страна наоборот

Б. Ведущий дает игроку четыре спички. Как из четырех спичек сделать двенадцать, не ломая их? Ответ: XII
Информация для организаторов.

Варианты: из двух спичек сделать пять(V), десять(X).


9. «Черный ящик». Этот материал не проницаем для воды, газов и похож на застывшую пену. Он очень легкий, так как состоит из огромного количества пузырьков воздуха: в 25 раз легче пробки и в 100 раз легче воды. Используют этот материал в народном хозяйстве и очень часто применяют для имитации снега при съемках фильмов.

Ответ: Пенопласт
10. Сектор «В гостях у сказки». Этот вопрос-оценка.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки в сказке.

Сказка всегда права!

Ответ: Э. Асадов

Мачеха и Золушка разыгрывают сценку.

Мачеха (злорадно). Мы пойдем на новогодний бал, а тебе оставляю мешок гороха, 16 кг, и чашечные весы без делений и гирь. Не пользуясь никакими мерками, ты должна к нашему приезду с бала сварить кашу из одного килограмма гороха, и ни горошиной больше. Когда вернемся с бала, я проверю. Впрочем, можешь прийти посмотреть, как мы танцуем, если быстро и точно выполнишь задание.

Золушка. Я хоть и сообразительная девушка, но в школе не училась, а на фею надежа плохая. Дорогие знатоки, не оставьте меня в беде! Помогите!

(Нужно делить крупу на весах пополам до установления равновесия. 16= 8+8, 8=4+4, 4=2+2, 2=1+1.)



11.Сектор «Тет-а-тет». Вопросы:

А.Исконно уральское блюдо, оно же новогоднее блюдо китайцев.



Ответ: Пельмени.

Б. В каком году едят больше обычного?



Ответ: В високосном
12. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупе девочка спала,

Периной ей фиалочка синяя была.

А что служило одеялом для Дюймовочки?

Ответ: Лепестки розы
13. В книге шведской писательницы С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывает о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась, чуть ли не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!»- сказал Тролль.- Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну!» И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну - думает,- отсюда до солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз.

Почему же замерз упрямый Тролль?



Ответ: Солнце нагревает землю, а воздух нагревается от земли, поэтому, чем дальше от земли – тем холоднее
14. «Черный ящик». Этот плод завез в Россию Петр первый. Плод поначалу вызывал недоумение и был встречен с недовольством. «Темные» русские люди ели горькую кожуру, а мякоть отдавали лошадям. Только через пять лет в России научились правильно есть этот плод, и он стал непременным атрибутом новогоднего стола в каждом доме. Что это?

Ответ: Мандарин
15. «Чудеса из сундучка».

Ведущий.

Сундучок не простой:

В нем вопрос не простой.

В нем много еще чего-

Откроем-ка его!

Ведущий открывает сундучок и достает из него тарелку с водой, на дне которой лежит монетка, стакан и свечу. Задание команде – за одну минуту нужно достать монету руками, не намочив их.



Ответ: Нужно зажечь свечу, поставить ее на тарелку с водой, накрыть свечу стаканом, и… вода уйдет в стакан. Теперь, не намочив руку можно достать монету. Под действием огня воздух в стакане нагревается, расширяется, и часть его выходит наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается, давление воздуха в стакане падает и становится меньше атмосферного. Поэтому вода под действием наружного атмосферного давления вдавливается в стакан.
16. В новый год принято дарить подарки. Один отец подарил своему сыну его личную библиотеку 600 книг. Другой отец поступил так же и пополнил библиотеку своего сына, подарив ему 400 книг. Когда оба сына составили каталоги полученных книг, то оказалось, что их совместный книжный фонд увеличился лишь на 600 книг. Как это получилось?

Ответ: Это были дед, его сын и сын его сына, то есть внук
Вручение подарков всем игрокам команды.
Загадки для болельщиков:

1. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко-



Слезы льет бедняжка.

Ответ: Снегурочка
2. Кто на все руки мастер?

Ответ: Перчаточник
3. Зимой греет, весной тает, летом умирает, осенью оживает. Что это?

Ответ: Снег
4. Какую воду можно принести в решете?

Ответ: Замороженную
5. Что всегда под снежной шапкой?

Ответ: Полюсы
6. Назовите 5 дней недели, не называя чисел и названий дней.

Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
7. На что похожа половина мандарина?

Ответ: На вторую половину
8. Назовите птицу, которая выводит птенцов даже зимой.

Ответ: Голубь
Награждение самого активного болельщика. Вручение «Приза зрительских симпатий».
Подведение итога мероприятия. Отметить положительные моменты, отрицательные.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница