«Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.»



Скачать 221.12 Kb.
Дата15.11.2016
Размер221.12 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»


План-конспект

открытого урока по биологии 6 класс

с применением технологии сотрудничества.

Учитель Хайретдинова Тагъзима Набиулловна


Тема: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые


г.Мегион

2009

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые»

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: Урок-исследование

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: таблица «Паслен черный», гербарии растений семейства Пасленовые, рисунки растений семейства паслёновых, раздаточный материал (Приложения I и II), магнитная доска, магниты, скотч, ножницы, саквояж.
Цель урока: а) образовательные: изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого се­мейства для человека

б) развивающие: способствовать развитию у учащихся логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать уме­ние составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства Пасленовые, записывать и читать формулы цветка

в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.

г) социальные: способствовать развитию у учащихся умений задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы; умений помогать товарищам и поддерживать их; умений выражать свое мнение в ходе совместной работы; умений четко формулировать свои мысли; связать новую информацию с уже изученным материалом; умений научить товарища тому, что знаешь сам; умений задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы.


Ход урока.

1. Побудительная мотивация: Эпиграфом нашего сегодняшнего урока послужат следующие слова:

В дорогу мы возьмём багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

И знаний – целый саквояж



2. Актуализация: Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся.

  1. Что изучает наука систематика? Систематика – отрасль биологии, занимающаяся распределением живых организмов по группам на основе сходства и родства, т.е. классификацией.

  2. Что такое вид? Вид – группа особей, имеющих сходное происхождение, строение и жизнедеятельность

  3. Каковы признаки классов однодольных и двудольных растений?

Признаки

Растения

Однодольные

Двудольные

Количество семядолей







Корневая система







Стебель







Жилкование







Цветок







Околоцветник










  1. По каким признакам объединяются растения в роды?

  2. По каким признакам объединяются растения в семейства?

  3. Какими семействами растений вы знакомы?

Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему. Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Записывают дату и тему.


4. Изучение новой темы.

Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

(изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого се­мейства для человека)

Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные знакомые и незнакомые: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, баклажаны, перец, табак, петуния и др.
Почему столь разные растения объединены в одну группу? (они родственны)

В чем заключается их родство? (предположения: возможно у них…). Записать на доске проблему и гипотезы. Гипотезы выдвигаются самими учащимися
Мы выдвинули ряд предположений, это – гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? Нужно провести исследование.
Сегодня у нас урок-исследование.

Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.

Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу? В чем заключается их родство?

Если проблема ясна, подхватываем ваш багаж знаний и в путь!

Сегодня мы работаем в группах.

Цель нашей работы: выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство.
У нас 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания. Для этого у каждого члена группы будет своя роль. Но не забудьте, что должны быть предусмотрены такие роли, как лидер, секретарь, организатор и наблюдатель. Роли распределяет лидер группы. Лидера назначаю я.

- лидер, ответственный или координатор отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполняли ее ответственно, готовит своих партнеров к отчёту;

- секретарь — оформляет отчёт, карточку оценок и взаимооценок;

- организатор активной деятельности каждого ученика следит за активностью своих партнеров, старается, чтобы все участвовали в обсуждении и никого не забыли;

- наблюдатель отслеживает культуру общения и взаимопомощь внутри группы.

Эти обязанности лежат у вас на парте.

Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе
У нас на уроке кроме дидактических задач будет решаться ещё одна задача – социальная. Что это значит?
Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу, вместе решаете возникшую проблему, добиваетесь согласия при решении спорных вопросов. И вы все сегодня получите по 2 оценки: первая оценка – за биологические знания, а вторая – за социальные умения – как вы, не нарушая дисциплину, будете работать в группах, помогать друг другу, будете внимательно слушать друг друга и работать совместно.
Итак, у вас на партах лежат пакеты с заданиями.

У каждой группы по 3 задания. (В первом задании 1ая, 2ая и 3ья группы описывают предложенные растения по плану, а 4 группа – по первому и второму заданию готовит 3 коротких сообщения о белладонне, белене и картофеле и придумывает по 1 вопросу (по своему тексту) для остальных групп. Во втором задании 1 группа определяет систематическое положение Паслена черного по инструкции и передает свою работу на проверку 4ой группе. А 4 группа – дает рецензию и оценивает работу группы. 2 и 3 группа – по второму вопросу доказывают, почему Паслен черный, Паслен сладко-горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен и почему их отнесли к одному семейству Пасленовые. Во время отчета четвертой группы все остальные группы слушают внимательно и отвечают на их вопрос, могут дополнить выступление товарищей, коротко рассказав о других представителях данного семейства. Это будет 3 задание для всех.
Кроме того, у вас в пакетах лежат карточки оценок и взаимооценок. Эта карточка заполняется вами, теоретические знания оцениваются лидером группы, а социальные умения – организатором и наблюдателем. В конце урока вы сдадите карточку мне.
Карточка оценок и взаимооценок № группы

Лидер группы (Ф.И.) ___________________________________


Список учащихся

Теоретические знания (лидер)

Социальные умения (организатор и наблюдатель)



Вопрос № 1




Вопрос № 2

Вопрос № 3

Дополнения

Взаимооценка








































































































На выполнение задания отводится 20 минут. После выполнения задания 1, 2 и 3группы оформляют отчет в виде таблицы на листе бумаги, а 4 группа отчитывается устно.

Все группы отчитываются сразу по всем вопросам. Сначала отчитывается 4ая группа, затем – 1, 2 и 3 группы. Итак, засекаю время.



Отчет в виде таблицы. Заполните таблицу «Растения семейства Пасленовые»:


Признаки

Паслен черный

(I группа)



Паслен сладко-горький

II группа



Паслен клубненосный (картофель) (III группа)

1. корневая система

2. стебель

3. лист

4. соцветие



5. цветок

6. формула цветка

7. плод

8. содержание алкалоидов












Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные растения объединены в одну группу?

В чем заключается их родство? (все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка – *Ч (5) Л (5) Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка) Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?

После отчета:



Пополняем наш багаж новыми знаниями о растениях класса Двудольных.

1. Что мы узнали? Какие семейства входят в данный класс? (семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые)

2. Какие у них общие признаки как класса? (у молодых растений, выращенных из семян корневая система стержневая, жилкование сетчатое, околоцветник двойной, в зародыше семени 2 семядоли и т.д.)
Теперь проводим анализ работы групп. (Дается 5 минут на обсуждение)

- Что удалось сделать наиболее успешно в работе с заданиями? Почему?

- Что не удалось? Почему?

- Кто хорошо справился?

- Отметьте роль каждого при работе в группе

- Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при работе?

У нас была поставлена ещё одна задача, социальная. Давайте проанализируем её выполнение.

Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал


Итог подводит учитель.

Д/З. § 49. написать сказку - сочинение о полюбившихся растениях из семейства Пасленовых.

Приложение I

I группа: Паслен черный

Задание № 1. Дайте морфолого-биологическую характеристику растения по следующему плану:

1. Пользуясь гербарным экземпляром, опишите растение семейства Пасленовых. При описании следуйте следующему плану:

1. Тип корневой системы: мочковатая или стержневая

2. Стебель (прямостоячий, ползучий, вьющийся; травянистый или древесный)

3. Лист: тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое); тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок: одиночный или соцветие. Тип соцветия.

5. Строение цветка: правильный или неправильный, чашечка из сросшихся или несросшихся чашелистиков; венчик из сросшихся или несросшихся лепестков; количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

6. Напишите формулу цветка.

7. Тип плода: односемянный или многосемянный; сухой или сочный. Название плода

8. Признаки семейства. (строение цветка – формула, название плода)

9. Содержание алкалоидов


Задание № 2. Определите систематическое положение Паслена черного. Для этого расположите последовательно таблички с систематическими категориями, пронумеруйте эти карточки, напишите название конкретной систематической категории. После выполнения данного задания передайте четвертой группе на проверку. (Примечание: эти карточки с систематическими категориями должны лежать в конверте)

Задание № 3. Слушайте внимательно выступление IV группы. Они вам зададут вопрос после своего выступления. Постарайтесь правильно ответить на их вопрос. Можете сами дополнить их выступление, если что-нибудь интересное знаете об этих растениях или других представителях данного семейства, это будет засчитываться как дополнительный балл.


II группа: Паслен сладко-горький
Задание № 1. Дайте морфолого-биологическую характеристику растения по следующему плану:

1. Пользуясь гербарным экземпляром, опишите растение семейства Пасленовых. При описании следуйте следующему плану:

1. Тип корневой системы: мочковатая или стержневая

2. Стебель (прямостоячий, ползучий, вьющийся; травянистый или древесный)

3. Лист: тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое); тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок: одиночный или соцветие. Тип соцветия.

5. Строение цветка: правильный или неправильный, чашечка из сросшихся или несросшихся чашелистиков; венчик из сросшихся или несросшихся лепестков; количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

6. Напишите формулу цветка.

7. Тип плода: односемянный или многосемянный; сухой или сочный. Название плода

8. Признаки семейства. (строение цветка – формула, название плода)

9. Содержание алкалоидов
Задание №2. Докажите, что все перечисленные растения Паслен черный, Паслен сладко-горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен. Почему этих растений отнесли к одному семейству Пасленовые.

Задание № 3. Слушайте внимательно выступление IV группы. Они вам зададут вопрос после своего выступления. Постарайтесь правильно ответить на их вопрос. Можете сами дополнить их выступление, если что-нибудь интересное знаете об этих растениях или других представителях данного семейства, это будет засчитываться как дополнительный балл

III группа: Паслен клубненосный (картофель)

Задание № 1. Дайте морфолого-биологическую характеристику растения по следующему плану:

Пользуясь гербарным экземпляром, опишите растение семейства Пасленовых. При описании следуйте следующему плану:

1. Тип корневой системы: мочковатая или стержневая

2. Стебель (прямостоячий, ползучий, вьющийся; травянистый или древесный)

3. Лист: тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое); тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок: одиночный или соцветие. Тип соцветия.

5. Строение цветка: правильный или неправильный, чашечка из сросшихся или несросшихся чашелистиков; венчик из сросшихся или несросшихся лепестков; количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

6. Напишите формулу цветка.

7. Тип плода: односемянный или многосемянный; сухой или сочный. Название плода

8. Признаки семейства. (строение цветка – формула, название плода)

9. Содержание алкалоидов

Задание №2. Докажите, что все перечисленные растения Паслен черный, Паслен сладко-горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен. Почему этих растений отнесли к одному семейству Пасленовые? Рецензируйте ответ II группы. Согласны ли вы с их мнением? Если нет, то с чем вы не согласны (в чем их ошибка по вашему мнению)?

Задание № 3. Слушайте внимательно выступление IV группы. Они вам зададут вопрос после своего выступления. Постарайтесь правильно ответить на их вопрос. Можете сами дополнить их выступление, если что-нибудь интересное знаете об этих растениях или других представителях данного семейства, это будет засчитываться как дополнительный балл.


IV группа.

Задание № 1. Сделайте краткие сообщения о других представителях семейства Пасленовых (белладонна, белена) Выясните строение цветка этих растений, тип и название плода, а также их хозяйственное значение и применение человеком. Придумайте по одному вопросу для каждой группы по своему тексту. Примечание: вопросы задайте после вашего выступления сразу всем группам. Дайте время (3-4 минуты) на обсуждение.

Задание № 2. Сделайте краткое сообщение о том, как попал картофель в Россию.
Задание № 3. Проверьте у первой группы правильность выполнения Задания № 2 и дайте свою рецензию (правильно ли выполнено задание, если нет, то с чем вы не согласны, назовите верный ответ)

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Раздаточный материал для работы в группах.
I группа. Задание 1. Паслен черный

Паслен черный относят к роду паслен.

На огородах, пустырях, садах, около жилья и на сорных местах часто встречается паслен черный (S. nigrum). Это одно­летнее сорное растение высотой до 50 см. Стебель прямостоячий, ветвистый, листья простые очередные.

Цветет паслен черный с июня до поздней осени. Немногочисленные цветки собраны в соцветие завиток Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 белых лепестков. Тычинок в цветке 5, пыльники их смыкаются друг с другом, образуя трубочку. Через эту трубочку проходит столбик единственного пестика.

После опыления и оплодотворения образуется плод: зеленая шаровидная ягода, которая при созревании становится черной.

Паслен черный, как и большинство растений семейства, содержит алкалоид соланин и поэтому ядовит и вызывает отравление у человека и домашних животных. Но спелые плоды могут быть использованы в пищу.


II группа. Задание 1. Паслен сладко-горь­кий

К роду паслен относят и паслен сладко-горь­кий (S. dulcamara). Это лазящий полукустарник большей частью с лиловыми (фиолетовыми) цветками и ярко-красными ягодами, с толстым корневищем и простыми листьями.

Немногочисленные цветки собраны в соцветие завиток. Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один.

Плод – ягода яйцевидной формы и ярко-красного цвета. Ягоды паслена сладко-горь­кого, как и большинство растений семейства, содержит алкалоид соланин и поэтому ядовиты.

Паслен сладко-горь­кий растет в сырых оврагах, в зарослях кустарников, по берегам водоемов.

Паслен сладко-горь­кий встречается почти по всей европейской части и на юге Западной Сибири.

III группа. Задание 1. Паслен клубненосный. Картофель.
Загадка.

Белые кисти — напрасный наряд,

Зеленые кисти — опасный яд,

Но под ногой — клад дорогой.


К роду паслен относится и всем известное растение картофель. Картофель травя­нистое растение с рассеченными листьями. Подземные побеги-сто­лоны образуют утолщения – клуб­ни с глазками.

Цветок картофеля имеет такое же строение, как и цветок паслена черного. Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 белых или фиолетовых лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один.

Цветки обычно самоопы­ляющиеся. Цветки собраны в соцветия завиток. К осени образуются пло­ды — зеленые ягоды, которые содержат алкалоиды.

Картофель — пищевая, техниче­ская и кормовая культура. В клуб­нях содержится много крахмала, белка и витаминов. Конечно, наи­большее значение имеет картофель как пищевой продукт. Однако из клубней получают спирт и крахмал для нужд промышленности. Мелкие клубни идут на корм скоту.


IV группа

Задание 1. Белладонна обыкновенная

Белладонна обыкновенная (красавка белладонна, сонная одурь, бешеная, или волчья, ягода, черешня сума­сшедших, пёсьи вишни)

В переводе с итальянского языка bella donna (белла-донна) - прекрасная жен­щина. Женщины Древнего Рима, а позднее в Италии и Испании ис­пользовали сок белладонны для закапывания в глаза, при этом силь­но расширялся зрачок и глаза приобретали таинственный блеск.

Красавка обыкновенная, или белладонна — крупное многолетнее растение с высоким стеблем и мощными корнями. Листья яйцевидные, с сетчатым жилкованием самые крупные у основания стебля достигают 20 см.

Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один.

Одиночные цветки большей частью с буро-фиолетовыми или грязно-пурпуровыми (иногда желтыми) лепестками. Плоды многосемянные черные (иногда желтые) блестящие ягоды.

Белладонна — ценное ле­карственное растение, введённое в культуру. Все части растения содержат алкалоиды (атро­пин, гиосциамин и др.) и ядовиты. Привлека­тельные на вид ягоды красавки иногда являют­ся причиной отравления детей.


Плоды находятся в зеленой разросшейся чашечке, крупные черно-фиолето­вые ягоды, напоминающие вишню или черешню, слегка сплюснуты, содержат красно-фиолетовый сок и многочисленные мелкие семена. Ядовито все растение — от корней до ягод. Ягоды особенно опасны из-за привлекательного внешнего вида.

А если соком ягод натирали щеки, то на них появлялся румянец. Отсюда слава растения, придающего красоту женщине, а также рус­ское название «красавка».

Во все времена белладонна пользовалась известностью как одно из наиболее ядовитых растений. У человека, проглотившего по не­осторожности ее плоды, появлялось неудержимое желание двигать­ся, склонность к беспричинному смеху. Могли возникнуть зритель­ные, слуховые и обонятельные галлюцинации, а также ощущение полета, головокружительного перемещения в пространстве. Из-за этого в средние века белладонна наряду с беленой считалась вол­шебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Женщины, воображавшие себя ведьмами, выпивали напиток или натирались колдовской мазью, чем одурманивали себя, испытывая необычные ощущения, и пребывали в полной уверенности, что все необычное происходит с ними наяву. Замечательна в этом отношении сцена превращения Маргариты в ведьму в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла ее и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей по­казалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Марга­рита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала вти­рать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Мар­гарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула еще раз и буйно расхохоталась…

Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром, по­том ее медленно потянуло вниз, и она опустилась... Маргарита ощу­тила себя свободной, свободной от всего».
Сейчас значение препаратов белладонны для лечения самых раз­ных заболеваний трудно переоценить. Всего насчитывают около двух десятков препаратов на основе алкалоидов красавки, которые ока­зывают многостороннее воздействие на организм. Препараты с атро­пином обладают главным образом спазмолитическим действием и поэтому действуют как болеутоляющие средства. Препараты кра­савки входят в состав отхаркивающих, успокоительных и желудоч­ных средств.

IV группа

Задание 1. Белена черная (блекота, куриная сле­пота).

Белена черная — двулетник. На первом году образует розетку крупных удлиненных перистолопастных листьев. Стебли и листья покрыты липкими железистыми волосками. По этому поводу суще­ствует загадка:

У тропы стоит неряха,

на ней липкая рубаха,

на плече кувшин узорный

до краев с отравой черной

Цветки действи­тельно узорные — грязно-желтые с темно-фиолетовыми жилками и фиолетовым пятном у основания. Цветки правильные, немногочисленные, они собраны в соцветие завиток. Чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, тычинок 5, пестик 1. Плод — интересной формы коробочка, напо­минающая кузовок, закрывается крышечкой. Внутри множество (до нескольких сотен тысяч) мелких семян. При созревании крышечка открывается и семена высыпаются. Распространена повсеместно как сорное растение. Растет на пустырях, заброшенных полях, среди развалин. Растение имеет специфический запах, отпугивающий жи­вотных. Содержит те же алкалоиды, что и белладонна, но в значи­тельно меньших количествах. Все виды работ с беленой необходимо проводить с осторожностью. Культивируется в специализированных совхозах.


С глубокой древности белена — одно из самых ядовитых растений. Авиценна более 1000 лет назад писал: «Беленаяд, который при­чиняет умопомешательство, лишает памяти и вызывает удушье и бес­новатость». Свойство белены вызывать галлюцинации использова­лось в средние века в составе «мази ведьм», куда она входила вместе с экстрактом плодов красавки. Эта мазь, нанесенная на кожу, вызы­вала яркие галлюцинации. Женщинам казалось, что они летают по воздуху, танцуют.

О том, какое действие оказывает сок белены описано в произведении В. Шекспира «Гамлет».


...Когда я спал в саду

В свое послеобеденное время,

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой,

Чье действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом отекают, словно ртуть,

Все внутренние переходы тела,

Створаживая кровь, как молоко,

С которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной...

В. Шекспир

Все части белены ядовиты, причем свойства эти сохраняются при высушивании, а также в вареном и печеном виде. Особенно опас­ны мелкие семена, которые по внешнему виду практически не отли­чаются от семян мака и поэтому часто соблазняют детей.

О медицинском применении белены было известно в Древнем Египте, Греции и Риме. Из ее листьев делали компрессы, которые устраняли боль.

В настоящее время применение в медицине этого растения огра­ничено. Наружно в качестве болеутоляющего средства применяют беленное масло. Листья белены входят в состав противоастматических сборов.

Все органы белены сильно ядови­ты! Именно настой белены вложил Шекспир в руку убийцы короля в трагедии «Гамлет». Причины широкого распространения белены - громадное количество семян: одно растение образует 10000-900000 семян. Семена сохраняют всхожесть даже в неблагоприятных усло­виях.

IV группа

Задание 2. ТРУДНЫЙ ПУТЬ КАРТОШКИ



Какой самый популярный гарнир к любому блюду? Из какого овоща можно приготовить более 1000 разных кушаний? Без чего немыслим наш стол?

Конечно же без картофеля! Картофель — второй хлеб, и, кажется, он всегда был на столе русского чело­века. А между тем это совсем не так!

Вы удивитесь, узнав, что в России картофель поя­вился всего-навсего 300 лет назад, благодаря Петру I.

Началась история появления картофеля в России так. Пётр I. путешествуя по Голландии, отведал там картофельные блюда и решил отослать партию карто­феля в Петербург одному из своих приближённых, гра­фу Шереметьеву. Тронутый вниманием царя, граф в при­сутствии слуг и домочадцев открыл мешок и... был не­сколько разочарован. Брезгливо, двумя пальцами, он вынул из мешка серый неказистый «плод» и. преодолев отвращение (всё-таки царский подарок), откусил кусо­чек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем!

Много времени прошло, прежде чем хотя бы в выс­шем свете оценили картофель. Попытка Петра I развес­ти картошку в России с треском провалилась. Вновь за дело взялась Екатерина II. В 1765 г. она издала указ о разведении картофеля, который был встречен населе­нием в штыки. По стране прокатилась волна «карто­фельных бунтов». Картошку проклинали по всей Руси. В церквах «нечестивый плод», «чёртово яблоко» преда­вали анафеме. Ненависть к заморскому овощу подкреплялась еще и тем, что крестьяне, не зная, что делать с выросшими по высочайшему повелению у них на полях кустами картофеля, пытались собирать и есть его ягоды. И, ес­тественно, травились сотнями.

Но с прогрессом не поспоришь, и уже в 1811 г. кар­тошка стала необходимой пищей во многих областях России. Так картофель в России нашел свою вторую родину. Подавали тогда как редкое и лакомое блюдо на придворных балах и банкетах. И, как это ни покажется странным, посыпали его тогда не солью, как это теперь делаем мы, а сахаром. Справедливости ради надо сказать, что путь картофеля был труден почти во всех странах Европы.

Родиной картофеля была Южная Америка. С незапамятных времён (около 14 тыс. лет назад) его употребляли в пищу юж­ноамериканские индейцы. От них-то и узнали о карто­феле испанские завоеватели. Испанцы привезли карто­фель к себе на родину в XVI в. Преподнесённый в пода­рок папе римскому; картофель попал в Италию.

В Европе картофель поначалу воспринимали исключительно как декоративное растение и выращивали в оранжереях



Это клубне­носное многолетнее растение рода пасленовых обладает замечательными качествами. Кало­рийность его превышает в 2 — 3 раза другие овощи. Он содержит до 20% углеводов. Белок картофеля по своему химическому составу бли­зок к животному. Высокое содержание калия позволяет полностью удовлетворить потреб­ность в нем нашего организма при потреблении 500 г картофеля в день.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница