Кыргызстан: призрак государственности



Скачать 63.46 Kb.
Дата05.11.2016
Размер63.46 Kb.
31.10.2005, (Александр Князев)

Кыргызстан: призрак государственности


http://www.apn.kz/?chapter_name=advert&data_id=37&do=view_single
По материалам заседания Экспертного Совета по Центральной Азии "Проблемы национальной безопасности", Алматы, 26 октября.
На сегодняшний день в Киргизии безопасность личности и безопасность общества в целом предельно детерминированы тем, что называется безопасностью государства. Сегодня повседневный процесс разрушения государственности зашел так далеко, что можно подвергать большому сомнению существование Киргизской Республики как государства в будущем. Тот факт, что Кыргызстан является "несостоявшимся государством" (failed state), уже признается многими политологами.
Чтобы убедится в этом, достаточно привести ряд иллюстрирующих примеров и оценить несколько уровней того, что понимается под национальной безопасностью. Если взять уровень собственно военной безопасности, то небольшой Киргизии, как и более обширному Казахстану, в окружающем мире никто не угрожает. Сегодня ни в регионе Центральной Азии, ни за его пределами, нет стран, которые могли бы угрожать прямой военной интервенцией, нападением на Бишкек и так далее.
С момента получения независимости Киргизской Республикой и вплоть до начала нынешнего года военная безопасность обеспечивалась участием Киргизии в ряде международных организаций. А также в ряде международных договоров, которые, собственно, и гарантировали военную безопасность Киргизии. Эксперты прекрасно помнят ситуацию 1999-2000 года, так называемые "Баткенские события". Когда вооруженные террористы внезапно вторглись в нашу страну, сразу выявилось, что упование на систему обеспечения коллективной безопасности оказалось не вполне действенным.
Тогда необходимый урок был извлечен, и после 2000 года киргизские силовые структуры претерпели значительные трансформации. Эти силы были вполне готовы к ответу на такого рода террористические угрозы. Уже к 2000 году киргизская армия была значительно сокращена, но при этом претерпела серьезные качественные улучшения, направленные именно для борьбы с подобными угрозами. Были упразднены и сокращены многие подразделения, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Вместо соединений, предназначенных для ведения большой окопной войны против наступающих танковых дивизий противника, были созданы новые и усовершенствованы существовавшие до этого антитеррористические и другие специальные подразделения. Это состояние сферы военной безопасности Киргизии укреплялось вплоть до начала нынешнего года.
Однако после мартовских событий 2005 года, которые зачастую именуются "революцией" (хотя я все больше убеждаюсь в том, что это явление заслуживает другого названия), произошли очень серьезные деформации в армии и в других силовых структурах. Прецедент нелегитимного устранения верховной власти в стране получил свое деструктивное развитие по всей властной пирамиде. Было разрушено то, что называется государственной машиной, в том числе и в силовых структурах.
Сегодня, по моему убеждению, ни один киргизский генерал в системе министерств обороны, внутренних дел или Службы национальной безопасности не даст гарантии, что его приказ будет исполняться. В настоящее время в республике просто нет принципа "безусловного исполнения приказа". 24 марта сломало сам механизм существования и действия всех силовых структур республики. И когда на обывательских кухнях, в журналистских комментариях и среди аналитиков обсуждается вопрос применения в сегодняшней киргизской ситуации силовых мер, то у меня сразу возникает вопрос: а способна ли сегодняшняя киргизская власть эти меры реализовать? А будут ли эти жесткие приказы исполняться? Лично я, как и многие эксперты, испытываю на этот счет очень большие и обоснованные сомнения.
Теперь от внутренней составляющей "национальной безопасности" перейдем к системе международных договоров, о которой было сказано выше. При новом киргизском руководстве внешняя политика, связанная с военной безопасностью, чрезвычайно противоречива. Новая власть, берущая свое начало от переворота 24 марта, как минимум, является бессистемной. Она, в принципе, представляет собой простое ситуативное реагирование.
Вот характерный пример. Главы государств ШОС, собравшись в июле этого года в Астане, приняли известное решение о выводе американских баз. Киргизское руководство было с этим решением полностью согласно. Через некоторое время прилетают в Бишкек делегация Рамсфельда, затем сама Кондолиза Райс, и: руководством страны принимаются решения прямо противоположные. Еще неизвестно, как будет себя вести президент республики Бакиев, если завтра вновь соберутся руководители стран-членов ШОС и попросят его дать адекватные ответы на вопросы, вполне логично возникающие в данной ситуации.
Здесь нет никакой политической логики и стройной системы — это можно расценивать только как проявление некомпетентности. Полной управленческой и полной политической некомпетентности тех людей, которые сегодня представляют киргизскую власть. Это относится и к их действиям в ШОС, и в системе ОДКБ. На текущем, рабочем уровне, когда и одна, и другая организация собирают экспертов по разным направлениям, Киргизия тоже во всем этом участвует. Специалисты еще работают, но это все рутинная деятельность по инерции. Совершенно не предсказуемо, как поведет себя Киргизия в случае кризиса, когда потребуется проявить себя в качестве союзника в рамках той или иной организации. Киргизия сегодня — абсолютно непредсказуемый, абсолютно ненадежный союзник для стран-участниц всех этих организаций.
Есть еще один уровень, о котором следует сказать отдельно — это экономическая безопасность. Экономика Киргизии сегодня работает, как и многое другое в стране, исключительно по инерции. Если взять статистику самых разных показателей в сфере экономики, то можно везде заметить лишь некоторое ухудшение ситуации по сравнению с периодом до государственного переворота 24 марта. Падение этих показателей, может быть, покажется не сильно страшным — это будут какие-то небольшие проценты. Но здесь имеются два существенных аспекта. Известно, что есть разные способы статистического учета. И в любой политической системе, как мы все прекрасно знаем, существует заказ на ту или иную статистику. Это первый момент.
И есть второй аспект — в Киргизии пока действует сила инерции государственной машины. Прежняя система еще окончательно не сломалась: работают системы жизнеобеспечения, системы снабжения. Но не так уж велик срок их гарантированной службы. Особенно остро ощущаются в преддверии зимы проблемы в сферах продовольственной и энергетической безопасности.
Допустив ряд ошибок в отношениях с ближайшими соседями, Киргизия сегодня задается такими вопросами. Будем ли мы получать зимой узбекский газ? Не ждет ли Киргизию, в свете испорченных отношений с Узбекистаном, очень холодная и голодная зима?
Кратко коснусь проблем в сфере продовольственной безопасности. Здесь есть один деликатный нюанс, прямо касающийся Казахстана. На протяжении всех тех месяцев, когда идет сбор урожая основных продовольственных культур — картофеля, овощей и так далее — на севере Киргизии наблюдается новое явление. Происходит резкое увеличение закупок урожая киргизских производителей казахстанскими скупщиками. В отношении картофеля, как известно, это явление имело место и в предыдущие годы, причем в немалых масштабах. Но таких масштабов скупки урожая, как это происходит в нынешнем году, не было никогда.
Разность покупательной способности казахстанских и киргизских потребителей ведет к тому, что сегодня в преддверии зимы в Киргизии может просто не оказаться необходимых запасов продовольствия. Не окажется их для того, чтобы обеспечить минимальные потребности собственного населения. Известно выражение, что рынок есть рынок, и если казахстанский покупатель готов платить больше, то почему бы и нет. Но если бы в Киргизии существовало хоть какое-то реагирование на угрозы продовольственной безопасности, то государство должно было предпринять оперативные меры в протекционистском ключе. Например, хотя бы минимально позаботиться о собственном потребителе. Но ничего такого сегодня не наблюдается.
Наконец, надо честно сказать о текущем моменте — о самом оперативном уровне национальной или государственной, да и личностной безопасности. Сегодня Киргизия реально находится на грани распада, и эта грань может быть перейдена в любой момент. Страна стоит на рубеже сползания в состояние гражданской войны. Уже которой день в Бишкеке параллельно происходят два митинга: один — сторонников Кулова, другой — его противников. Президента, который мог бы выступить верховным арбитром в этой ситуации, как будто не существует.
Нет, формально Курманбек Бакиев еще находится в республике. Но президент страны до сих пор никаким образом — если не считать официального сообщения пресс-службы о том, что он собрал силовиков и дал поручения, — никак себя не проявил, абсолютно. Все сообщения, связанные с именем президента, не имеют отношения к тому острому кризису, который происходит в республике. Премьер-министр, который как бы сам является "кризисной" фигурой, реально не обладает рычагами власти. В частности, Феликс Кулов не имеет управленческих возможностей в части воздействия на силовые структуры. И в последние дни Киргизия почти пошагово повторяет ту ситуацию, которая имела место весной в 1992 года в Душанбе, — ситуацию, которая послужила началом гражданской войны в Таджикистане.
На этом Экспертном совете, на нашем прошлом заседании и на страницах АПН-Казахстан я приводил параллели между киргизской ситуацией и приходом талибов к власти в Афганистане. Сегодня, на мой взгляд, мы еще больше приблизились к "афганизации" Центральной Азии. Что касается Киргизии, то любая "сильная рука", независимо от ее идеологической и политической составляющей, имеет шанс быть благоприятно воспринятой подавляющим большинством населения. Потому, что в киргизском обществе имеется настоятельнейшая потребность в наведении элементарного порядка, в восстановлении законности и, главное, в недопущении страны до гражданской войны.
Александр Князев — доктор исторических наук, профессор Российско-Киргизского Славянского университета (Бишкек)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница