Киевская Русь. Проблемы, версии. 7 Славяне и Русь в летописях и хроника



Скачать 420.51 Kb.
страница1/5
Дата06.05.2016
Размер420.51 Kb.
  1   2   3   4   5
Содержание

Введение 2

Глава 2. Киевская Русь. Проблемы, версии. 7

2.1. Славяне и Русь в летописях и хрониках. 7

2.2. Версия Гумилева. 16

2.3 Версия Рыбакова. 23

2.4. Норманнская теория. 32

2.5. Рюрик, Олег, Игорь. Кто был первым? 33

Заключение 36

Литература: 37

Ссылки 38





Введение


Цель этой курсовой работы – попытка разобраться в большом количестве источников, содержащих версии образования славянских государств. Единственными славянскими государствами, по которым есть точные (относительно) данные являются Государство Само и Великая Моравия. Что касается последнего, то по этому государству есть сведения у хроникеров Европы и в византийских источниках. Основной же проблемой является происхождение государства у восточных славян. Данные из учебников истории основываются, в основном, на исследовании «Повести временных лет» Нестора, которая, впрочем, не является даже летописью в чистом виде. Кроме того, этот источник не внушает доверия, так как переписывался и дописывался более поздними авторами. Помимо «версии Нестора» существует множество предположений по этому вопросу у отечественных и зарубежных авторов. Однако, пожалуй, ни одна из версий не дает полного исчерпывающего ответа «откуда есть пошла земля русская».

Предметом исследования является ранние славянские государства и их возникновение. Объектом – Великая Моравия и Киевская Русь 7-10 вв.

Для достижения цели было поставлено две большие задачи: 1. Когда появились первые славянские государства и 2. Что послужило причиной образования Киевской Руси. В связи с тем, что вторая поставленная задача является весьма объемной, мы разбили ее на несколько подпунктов, которые отражены в плане.

Актуальность данной темы видится бесспорной. В связи с тем, что на сегодняшний день одним из основных направлений внутренней политики государства является патриотическое воспитание молодежи, знание своей истории наиболее важно для любого гражданина. Однако наличие огромного количества материала, версий, научных, научно-популярных и псевдонаучных статей ведет к тому, что понять и правильно оценить историю становится очень сложно. В этой связи попытка анализа имеющихся данных видится мне необходимой и далеко не бессмысленной.



Глава 1. Первые славянские государства.

Славяне центра и востока Европы, как мы помним, в 454 — 560 гг. переживали эпоху относительного благоденствия из-за отсутствия посягательств на их земли со стороны кочевников востока и стремления германцев овладеть территориями павшей Западно-Римской империи. Район, занятый памятниками археологической культуры Прага - Корчак V - VII вв., указывает на то, что славяне в V - VI вв. спустились долинами рек Прут и Днестр к низовьям Дуная.

Одновременно славяне-анты, создавшие археологическую культуру Прага — Пеньковка V — VII вв., продвинулись с территории правобережного поднепровья на земли современной Румынии и также вышли на дунайский рубеж Восточно-Римской империи.

Во второй половине VI в. в долину Дуная ворвались орды авар. С приходом новой волны воинственных тюркских кочевников эпоха благоденствия для славян центра и востока Европы завершилась и началась долгая борьба за выживание с жестокими и многочисленными противниками.

В 627—662 гг. сложился военно-государственный союз славян центра Европы во главе с Само. В VII в. могущество авар в центре Европы было поколеблено не только военными действиями государства Само, но и неудачами в борьбе с Византией и племенами, царившими в степях Северного Причерноморья. Византия искусно сталкивала тюрок-авар с тюрками-булгарами и хазарами, нейтрализуя и тех, и других.

Западные славяне в 630 г. нанесли военное поражение армии франков, ведомой королем Дагобертом.

После кончины Само союз западных славян распался. Он в значительной степени выполнил свою задачу по сдерживанию авар и франков. И постепенно на передовые позиции в мире славян центра Европы стала выходить Моравия, отбитая и очищенная от авар.

В эпоху возвышения империи франков Моравия была принуждена к выплате дани германцам. Кроме того, в IX в. земли Моравии были густо заселены германскими колонистами. В IX в. в Моравию стало проникать христианство.

В первой половине IX в. князь Моймир начал объединять славян, населявших Моравию. Так Моймир оказался основоположником государственного устройства Великой Моравии IX в.

Известно о борьбе Моймира с правителем Нитранской области князем Прибиной. Местный князь был изгнан, а его область Моймир включил в состав Великой Моравии.

Германский император Людовик в 840 г. отнял власть у несговорчивого Моймира и отдал престол Великой Моравии князю Ростиславу, на которого возлагал определенные надежды. Но сколько раз рационализм германцев спотыкался о загадки славянской души!

Ростислав не просто подобно Моймиру проявлял недовольство засилием германцев в Моравии. Он пошел дальше. Ростислав принялся строить города и крепости Девин, Велеград и пр. Великая Моравия вступила в тесный союз со страдавшими от германского засилия Чехией и Болгарией. Вся эта центрально-европейская сила была повернута Ростиславом против Германии, и началась война.

Лудвиг Немецкий в 855 г. организовал военный поход в пределы Моравии. Ростислав отразил вторжение и сам вторгся на земли восточных марок империи. О выплате Моравией дани Латинской империи не шло и речи. Отнюдь не случайно князь Великой Моравии Ростислав в 862 г. отправил послов в Византию, прося прислать христианского проповедника. Обратимся к свидетельству "Ипатьевской летописи". Под 898 г. в ней помещен рассказ о событиях, ранее произошедших в Великой Моравии: "Князья Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу (Михаил III 842 — 867 гг.) говоря — земля наша крещена, но нет в ней учителя. Кто бы нас научил и растолковал святые книги, ибо не разумеем ни греческому языку ни латинскому. На совете Михаилу сказали, что есть в Солуни муж именем Лев, а его сыновья разумеют язык словенский. Михаил послал в Солунь— прислать Мефодия и Константина. Они пришли к князьям Ростиславу и Святополку и Коцелу. И начали составлять письмена азбукой словянской. Немцы (ньчии) начали хулить славянские книги, говоря, что недостойно ни одному из языков иметь букв своих кроме еврейского, греческого и латинского". И тут составитель Ипатьевской летописи дал отповедь латинянам: "... да аще кто хулить словеньскую грамоту да буть отлучен от церкве... ти бо суть волци, а не овци... "1

Константин вернулся учить болгар, а Мефодий остался в Моравии. Князь Коцел поставил Мефодия во главе кафедры епископа в Паннонии. Мефодий посадил за работу попа-скорописца, и в шесть месяцев, с марта по октябрь, были переложены христианские книги с греческого на славянский язык. Так мир славян центра Европы в 862 г. принял христианство из рук Византии.

Реакция германского духовенства не заставила себя долго ждать. Латиняне повели беспощадную борьбу с Ростиславом, политика которого напугала их больше, чем все славянское воинство. В Германии вспомнили о правившем в Нитре племяннике Ростислава Святополке. Последний схватил дядю и выдал германцам. Ростислава ослепили и заключили в темницу.

В то же время в плен к германцам попал Мефодий.

Князь Святополк в 870 г. утвердился на столе Великой Моравии, признав верховную власть Германской империи. И вновь надежды Германии были обмануты. Вызвавший подозрения в неверности Святополк был схвачен и отправлен в Регенсбург на суд Людвига Немецкого. А покинутая князьями Моравия попала в руки маркграфов.

Нет ничего удивительного в том, что очень скоро над Моравией занялось пламя восстания, во главе которого стал человек с удивительно красивым именем — Славомир. Людвиг Немецкий решил погасить пламя встречным огнем. В Германии Святополка признали невиновным и отправили на умиротворение Моравии. И снова надежды Германии не сбылись. Святополк объединился с восставшими, изгнал из Моравии маркграфов и истребил едва не все германское войско. Произошли те события в 871 г.

И тут судьба, хотя и не надолго, смилостивилась над Великой Моравией. В 874 г. в Форхгейме Людвиг Немецкий, стесненный непорядками в Германии, заключил со Святополком мир, выгодный скорее Моравии. Одновременно распахнулись окованные железом ворота перед Мефодием, возвратившимся в Моравию. Но конца разгоревшейся в IX в. в Моравии борьбе латинского запада с восточным (православным) христианством видно не было. Германская партия принудила Святополка поставить в помощники к Мефодию епископа Викинга. Мефодий умер в 884 г., и Викинг, став во главе архиепископской кафедры Моравии и Паннонии, принялся за изгнание учеников Мефодия и передачу церковной власти в руки выходцев из Германии.

В 887 — 899 гг. Германией правил Арнульф. Князь Святополк умел уберечь пределы Великой Моравии от маркграфов. Более того, могущество Святополка охраняло безопасность входивших в состав державы Чехии, Паннонии, Лузации, Словакии.

После кончины Святополка (894 г.), как часто случается в истории, его сыновья принялись за дележ отцовского наследства, не держа при этом в голове и мысли о целостности и силе государства. Этим не преминула воспользоваться Чехия. Тем временем и Арнульф все более вникал вдела Моравии. И тут в центр Европы ворвались угры. Пригласил их на средний Дунай Арнульф.

Ослабленная смутой Моравия не выстояла. Ее земли заволокло пылью, поднявшейся от копыт угорских лошадей. И мы вновь сталкиваемся с особенностью славянской истории. Угры разрушили государственность Великой Моравии. Но угры же отбросили германцев к западу от славянских земель Карпатской котловины.

В XI в. Моравия была отнята у угров Чехией и с тех пор выступала как самобытная провинция Чешского государства. Лежащая к северо-востоку от земель Моравии Словакия при сыне Святополка князе Моймире II также подпала под власть угров. Часть Словакии, тяготевшая к Чехии, со своими князьями Спитигневом и Вратиславом угорскому вторжению предпочла власть Германии. В 900 г. Словакия выступила как союзница Германии во время похода германцев в Моравию. Особенность Словакии в том, что она долее Чехии и Моравии хранила верность греческому обряду, кириллице и всему строю архитектуры, языка и культуры, присущему славянам центра Европы эпохи великоморавских князей Ростислава и Святополка.

Таким образом мы видим, что сначала государство Само успешно боролось с аварами и растущим могуществом франков. В след на ней Великая Моравия на протяжении 9-10 веков достаточно успешно сдерживала немцев и лишь под ударами угров была уничтожена. Однако именно в этих государствах были заложены традиции всех последующих славянских государств центра Европы.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница