Келья свт. Николая (Белозерка) Хиландарского монастыря Но вот стоит пройти ещё немного, выйти на дорогу к Ильинскому скиту, и мы попадаем к знаменитой келье св. Николая Чудотворца, прозванной «Белозёркой»



Скачать 26.57 Kb.
Дата17.11.2016
Размер26.57 Kb.
Келья свт. Николая (Белозерка) Хиландарского монастыря

Но вот стоит пройти ещё немного, выйти на дорогу к Ильинскому скиту, и мы попадаем к знаменитой келье св. Николая Чудотворца, прозванной «Белозёркой». Это одна из немногих келий, которую сегодня легко найти. От Кареи вас доведут многочисленные указатели с надписью «Burazeri». В это слово преобразовалась русское название «Белозёрка». По преданию святитель Савва вскоре после основания Хиландарского монастыря отправился в Иерусалим. Возвращаясь обратно, он высадился на восточной стороне полуострова, по дороге в Карею заблудился, и ночью ему попалась на пути келья, в которой он и заночевал. Потом оказалось, что пустующая келья принадлежала проту [ 118 ]. Утром Савва поблагодарил прота, а тот в свою очередь подарил будущему святителю свою келью. Тот перестроил её и любил приходить туда, когда искал уединения. В 1882 году в ней поселился ученик известного уже нам Хаджи-Георгия — русский иеросхимонах Антоний с благословения русского игумена Макария (Сушкина) и духовника Иеронима. С ним перешло в эту келью 12 русских послушников старца. На Афоне принял постриг с именем Пётр старший сын о. Антония, который впоследствии стал настоятелем кельи. На его плечи легли основные труды по возрождению обители. О. Петру пришлось обращаться за помощью в Россию и писать множество просительных писем, за что он, как и многие другие келиоты, подвергался уничтожающей критике. Разумеется, он попал в список неблагонадёжных лиц, попросту говоря, жуликов, но обитель всё-таки воздвиг. Келья имела два храма: верхний в честь святителя Николая и нижний во имя Покрова Божией Матери. Но обитель всё время увеличивалась и перед самой войной настоятель имел намерение заложить новый соборный храм в память восшествия на престол родоначальника Дома Романовых, царя Михаила. Удалось ли ему построить собор, сведений нет. Сегодня это самая известная келья на Афоне. Собственно, это даже не келья, а маленький монастырёк, в котором, несмотря на недавнюю греческую реставрацию, отчётливо прослеживается русский стиль. Келья эта славится своими иконописцами. Да и славилась раньше, о чём свидетельствуют старые русские иконы, среди которых выделяется икона Божьей Матери — Игуменьи Афонской Горы. Описание кельи сообщает, что в ней была частица Честнаго Креста и разные частицы мощей святых. Когда там подвизался о. Петр, в этой келье было братство из 50 человек [ 119 ]. Посредством монастыря Есфигмен братство кельи должно было образовать новый скит, для чего предполагалось перейти в келью бессребренников Косьмы и Дамиана этого монастыря, но из-за противодействия Протата и Константинопольской патриархии этим планам не суждено было сбыться. Келья имела 7 десятин земли, и проживало в ней 85 человек. Святейший патриарх Иоаким III часто посещал «Белозёрку» и неоднократно служил в ней. Так можно ли обвинять о. Петра в том, что он просил жертвовать на келью, если даже и приукрашивал её ветхость и плохое состояние? С уверенностью можно сказать, что ни одна копейка ни могла пройти мимо, не превратившись в кирпичи или другие строительные материалы. Думаю, и русские жертвователи ничуть не были бы в обиде, если бы увидели келью с колокольней в русском стиле. Теперь греки, гордящиеся своей кельей, вряд ли поминают строителя кельи дурным словом, и ничуть не мешают им большие размеры, несоответствующие, по мнению их предков, ими самими придуманным стандартам. Более того, они водят нас по русской келье с любезностью и приветливостью. Теперь греки благодарны, а русские братья не пожалели грязи. Почему?

Павел Троицкий

Референце:

[ 118 ] До 1626 года Святая Гора управлялась не Кинотом, стоящим из собрания представителей 20 монастырей, а общим собранием всех обителей, во главе которого стояло выборное лицо – прот.

[ 119 ] Чтобы получить представление о братстве этой кельи, расскажем об одном из её насельников. В журнале «Монастырь» за 1909 год мы читаем следующее сообщение со Святой Горы: «В русской обители св. Николая Чудотворца (Белозерской) 16 мая скончался на 107 году от роду схимонах Мина (Моисей Лопатин), уроженец Тамбовской губернии». В 21 год Моисей отправился на военную службу и 25 лет отслужил, состоя каптенармусом. Затем вернулся на родину и обзавёлся семьёй. Имел детей, внуков и правнуков. Похоронив супругу,



Извор: http://sibiriakov.sobspb.ru/ros_i_afon/russk_afon/16_troizk_opis.nekrus.afon.htm


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница