Казанский Кремль Мечеть Кул Шариф



Скачать 93.74 Kb.
Дата09.11.2016
Размер93.74 Kb.


Казанский Кремль
Мечеть Кул Шариф (тат. Колшәриф мәчете, Qolşərif məçete) — одна из главных мусульманских мечетей республики Татарстан и Казани (2005)[1]; расположена на территории Казанского кремля.

Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.

Названа в честь ее последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.


Мечеть Кул Шариф

Ба́шня Сююмбике́ (тат. Сөембикә манарасы, Sөyembikə manarası) — дозорная башня в Казанском кремле. Возможное исконное татарское название башни — «Хан-джами» (русск. Ханская мечеть), потому что название «башня Сююмбике» (тат. «Сөембикә манарасы»), которое сегодня широко употребляется среди татар, не является её историческим названием, так как калькировано позже с русского прозвания этой дозорной башни.

Архитектура башни


Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом Казани и широко известна далеко за пределами Татарстана. Она относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На сегодняшний день отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

В своем современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х гг. На это надежно указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления – колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проемов с арками пониженного очертания (см. статью Московское барокко). Необычно острая форма шатра имеет аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башни Московского Кремля (1680-е гг.).

Общая сухость, строгость декоративного оформления дает возможность предполагать и более позднюю датировку башни – вплоть до 1730-х гг., когда на башне был установлен двуглавый орел.

История башни


Вопрос даты постройки башни остается дискуссионным. Нет никаких оснований однозначно утверждать, что постройка данного сооружения относится ко времени не ранее начала XVIII века. Не существует русских исторических документов, описывающих строительство башни. Татарских докментов также не существует, так как архивы Казанского Ханства погибли после 1552 г. Существуют версии, указывающие на постройку башни в период правления казанского хана Мухаммед-Эмина.

Она являлась дозорной крепостной башней казанского кремля, построенной не в её стенах, а внутри него. С её вершины открывался вид на реки Волгу, Казанку и окрестности.

В 1730-х годах на шпиле башни был установлен двуглавый орёл. В перестроечное время (под конец 1980-х годов) по массовым просьбам татарской общественности на ней был установлен золотой полумесяц.

Легенды о башне


Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако, совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.




Ба́шня Сююмбике́

Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь КазанскойИстория монастыря


Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов).

Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 16901717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 г. возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 17391827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 18351842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 18891903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 19041910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником).Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.

В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).

С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришел в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма – Троицкого. Железный человек из Казани епархии Русской православной церкви.



Раифский Богородицкий монастырь 


Благовещенский собор
Благовещенский собор Кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников русского церковного зодчества. Он был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Ивана Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С Благовещенским собором связана деятельность святителей Казанских, он является также местом погребения их праха. Так здесь сохранилась келья первого архиерея новоучрежденной Казанской епархии – архиепископа Казанского и Свияжского Гурия. А на ее восточной стене чудом уцелела древняя фреска XVI века – образ Нерукотворного Спаса.



Благовещенский собор

Иван Иванович Шишкин — один из наиболее известных русских художников, чьё имя стало символом России наряду с именами Пушкина и Толстого, Чайковского и Мусоргского, Репина, Левитана и многих других.

Он оставил в наследие нам не просто реалистический и глубоко русский по духу пейзаж. Полотна его имеют мощный эпический размах, а внимательному взгляду открывают и своё сложное духовное содержание. Его творчество — это не просто картины родной природы, художник создавал символические образы благословенного и одновременно трагичного Божьего мира.

Елабуга — город детства и отрочества «кровного, русского, великого художника». Здесь он родился и вырос, здесь же получил силы для своего творческого подвига.

На родине художника многое делается для сохранения памяти знаменитого земляка, для осмысления и популяризации его творчества. Начавшись ещё в 60–е годы прошлого века как Дом–музей, сегодня память о Шишкине в его городе претворилась в полноценный Мемориальный комплекс, который включает в себя памятник художнику, Мемориальный дом–музей, территорию восстановленных и преображённых Шишкинских прудов и картинную галерею им. И.И. Шишкина.


Самая заметная и уникальная достопримечательность Елабуги — древнее Чертово городище, остатки города волжских болгар, возникшего 1000 лет назад. Городище располагается над берегом Камы, на самом краю Верхнего города, и в этом месте склон рассекает грандиозный овраг, размерами больше похожий на каньон. Между берегом Камы и оврагом находится узкий мыс высотой около 200 метров, видимый почти из любой точки Нижнего города и буквально нависающий над сельскими кварталами, расположенными у подножья. Чертово городище занимает "острие" этого мыса, и представляет собой уникальный археологический комплекс, где регулярно ведутся раскопки. Сохранились крепостные валы и рвы, но главная достопримечательность городища — руины построенной в XI веке Соборной мечети. Сама мечеть сохранилась на уровне фундамента, и этот фундамент раскопан, однако мечеть одновременно выполняла функции крепости, и вокруг нее располагалось пять крепостных башен. Одна из них уцелела полностью, и теперь крепостная башня Чертова городища — самое красивое и запоминающееся здание Елабуги, а также единственная в своем роде постройка, уцелевшая от той Волжской Болгарии, что существовала еще до нашествия монголов. Поражают и открывающиеся с городища панорамы: в одну сторону виден Нижний город, весь как на ладони — бесконечная зелень и торчащие над ней колокольни, в другую же сторону открывается вид на плесы Камы, покрытые лиственным лесом острова, и дымящие трубы и факелы Нижнекамского НПЗ в отдалении.

Чертово городище

7) Компас – что мы узнали. Работа в тетрадях.

8) Оценивание ответов. дом. задание: стр.54 – 55 пересказ или найти материал: 1 ряд – «Собор В.Блаженного» или «Долина гейзеров»;

2 ряд – «»Дворцовый комплекс Петергоф» или «Столбы выветривания в Коми»;

3 ряд – «Мемориальный комплекс Мамаев курган» или «Гора Эльбрус».

Домашнее задание.

Найти и пересказать материал:

1 ряд – «Собор В.Блаженного» или «Долина гейзеров»;

2 ряд – «»Дворцовый комплекс Петергоф» или «Столбы выветривания в Коми»;



3 ряд – «Мемориальный комплекс Мамаев курган» или «Гора Эльбрус».







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница