Категория рода имен существительных



Скачать 72.46 Kb.
Дата19.11.2016
Размер72.46 Kb.
ОТКРЫТЫЙ ПРАКТИКУМ
Тема: Категория рода имен существительных.
Специальность 050301 «Русский язык и литература».

Преподаватель: Петрова Э.Г.

г. Ульяновск


ТЕМА: Категория рода имен существительных.
ЦЕЛИ:

    • выявить знания студентов по теме;

    • обобщить и систематизировать теоретические знания студентов по теме «Категория рода»;

    • сформировать умения разграничения существительных по родам;

    • формировать коммуникативные умения студентов;

    • формировать элементарные приемы анализа языковых явлений в художественных произведениях;

    • выявить знания студентов по данной теме.


ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформленная доска, портреты Лермонтова и Тютчева;

электронные презентации.


МЕТОДЫ: беседа, тренировочные упражнения, анализ языков.
СТРУКТУРА УРОКА.

  1. Целеполагание.

  2. Фронтальный опрос.

  3. Тренировочные упражнения.

  4. Выводы по уроку.

  5. Домашнее задание.


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ.
Тема: Категория рода имен существительных.



1. Значение, способы выражения категории рода в современном русском языке.
2. Распределение существительных по родам. Существительное общего рода.
3. Род несклоняемых имен существительных, аббревиатур.
4. Колебания в роде.
5. Значение категории рода при олицетворении в художественных произведениях.

1. Молодежь, бой, время, леди, лебедь, белоручка.
2. Вуаль, шампунь, еж, мышь, тополь, камыш, тюль, стриж.
3. Город, двор, дом, заяц, соловей (– ишко, - ище, - ушко, - ина, - ишка, - к).


О том, имеет ли род смысл, можно судить лишь по тем случаям, где мысли дана возможность на нем сосредоточиться, т.е. по произведениям поэтическим.

А.А.Потебня

Портрет Портрет

М.Ю.Лермонтова Ф.И.Тютчева

(1814-1841) (1803-1873)
«На севере «С чужой

диком». стороны».

(1841 г.) (1824 г.)


ХОД ЗАНЯТИЯ:


I. Целеполагание (к плану на доске).
II. Фронтальный опрос:

  1. Дайте определение категории рода.

  2. Всем ли существительным присуща эта категория?

  3. На какие разряды распадаются имена существительные в русском языке и во всех ли языках мира есть эта категория?

  4. Каковы способы выражения категории рода в современном русском языке?

  5. Как определяется категория рода у одушевленных и неодушевленных существительных?


III. Тренировочные упражнения.

  1. Списывание с грамматическим заданием.

Задание: Определить род существительных, указать способ, подобрать к ним прилагательные и согласовать их с существительными. (Вслух по цепочке.)

Молодежь, бой, время, леди, лебедь, белоручка.

Таким образом:



  • Способ выражения у одушевленных существительных лексический или лексико-грамматический; у неодушевленных – только грамматический.

  • Существительные общего рода и несклоняемые существительные определяются синтаксически, т.е. по роду согласуемого слова.




  1. Выборочное списывание.

Задание: Выписать имена существительные, род которых можно определить по значению слова. (Диктует преподаватель.)

Портфель, кабан, мальчуган, домик, слуга, пруд, старушка, хинди, доктор, кошка, тропинка, мать, сирота, подмастерье, учительница.


  1. Выборочно-распредительный диктант.

Задание: Распределить в 2 колонки данные имена существительные.

а) существительные общего рода;

б) существительные мужского рода, обозначающие лицо по общественному положению, профессий, роду занятий, которые могут быть использованы для названия лиц женского пола. Составьте предложения с указанными словами.

Хирург, обжора, студент, секретарь, умница, инженер, невежа, воевода, запевала, сладкоежка, депутат, президент, лежебока.


  1. Устная работа.

Задание: Определить род данных имен существительных. Что необходимо знать для безошибочного определения рода?

Вуаль, шампунь, еж, рожь, тюль, тополь, камыш, мышь.

Т.о., существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный или шипящий, показателем рода является окончание в родительном падеже: м.р. – а; ж.р. – и.




  1. Словообразовательная работа с грамматическим заданием.

Задание: Образовать слова от данных слов с помощь указанных суффиксов, указать род.

Город, двор, дом, заяц, соловей.

Т.о., существительные с суффиксами оценки, образованные от существительных м.р. и обозначающие те же предметы, что и слова, от которых образованы, сохраняют м.р.

Неодушевленные существительные имеют окончание – о.

Одушевленные – а.




  1. Конструирование предложений.

Задание: Показать на примерах, как выражается род данных имен существительных.

Метро, кенгуру, МГУ, Войнич, Ремарк, Баку, Онтарио.

Образец: Светлое метро.

Т.о. 1. Несклоняемые неодушевленные существительные относятся к ср. роду, а одушевленные, называющие животных к м.р.

2. В аббревиатуре род устанавливается по главному слову.

3. Иноязычные фамилии склоняются только у лиц муж.пола и не склоняются у лиц жен.пола.

4. Род названий городов, озер и т.д. устанавливаются по нарицательному слову.


  1. Устная работа.

Задание: Послушать отрывки из художественных произведений 19 века. Определить род выделенных существительных. Почему происходит колебания в роде?

Категория рода существительных в литературе 19 века.



    1. И вот решился он сызнова начать карьер. (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

    2. И в темный ниш, где сумрак воцарился,

Чуть крадется неверный свет дневной. (А.С.Пушкин «Сон»)

    1. О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас из двух завидней часть твоя. (Тютчев,

«О, не тревожь меня…»)



    1. Лицо ее (Анны) было закрыто вуалем. (Л.Толстой

«Анна Каренина»)

    1. Туда – лишь над холмом

Луна сквозь облак дымный

При вечере блеснет … (В.Жуковский «К Блудову»)



портмоне. (И.Гончаров «Фрегат «Паллада»)

    1. Стук ставни и завывание ветра в трубе заставляли бледнеть

и мужчин, и женщин, и детей. (И.Гончаров «Обломов»).

Т.о., происходили изменение в грамматических нормах и в зависимости от стилистической принадлежности.




  1. Устная работа.

Задание: Проанализировать тексты художественных произведений Гейне, Лермонтова и Тютчева и показать роль категории рода в олицетворении.

На доске цитата из трудов А.Потебни о значении, смысле рода (прочитать).

В то же время наблюдения А.А.Потебни показывают, что род существительных, называющих вещи и понятия, потенциально связан с полом, когда речь идет об олицетворении в художественных произведениях. когда названия предметов служат обозначениями персонажей. В таких случаях обязательно, чтобы слова м.р. представляли персонажей муж.пола, а слова ж.р. – персонажей жен.пола (цитата на доске).

Академик В.В.Виноградов иллюстрирует это затруднениями при переводах; например при переводе Лермонтовым стихотворения Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam», в котором изображается сосна и пальма, причем немецкое слово Fichtenbaum (сосна) – м.р., а Palme (пальма) – ж.р., исчезает противопоставление персонажей муж. и жен. пола, поэтому в переводе Тютчева вместо сосны фигурирует кедр.


С чужой стороны.

(из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет, одинока …

Ф.И.Тютчев, 1824 г.


. . .

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Пресная пальма растет.

М.Ю.Лермонтов, 1841 г.
21 год (впереди долгая жизнь – прожил 70 лет).

27 лет (в год смерти – прожил 27 лет).


Отсюда – разница даже в знаках препинания в конце стихотворения.

(.) – у Лермонтова заканчивается жизнь, душно, одиноко в России.



(…) – у Тютчева, у которого все впереди – любовь.
Таким образом, категория рода – это морфологическая, несловоизменительная категория, которая выражается как через семантику слова, так и грамматически.
V. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Категория рода имен существительных».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница